Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 22:46, курсовая работа
Цель данной работы – раскрыть понятие и сущность экологического контроля, рассмотреть его виды.
Для раскрытия данной темы поставлены следующие задачи:
определить понятие и функции экологического контроля;
выделить государственный экологический контроль как самостоятельный вид экологического контроля, классифицировать его на государственный общий и государственный специальный экологический контроль, рассмотреть принципы проведения государственного экологического контроля, раскрыть полномочия и ограничения органов государственного экологического контроля;
рассмотреть производственный экологический контроль, определить его задачи;
исследовать роль общественного экологического контроля.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ 6
2 ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ 8
2.1 Государственный экологический контроль 8
2.1.1 Государственный общий экологический контроль 15
2.1.2 Государственный специальный экологический контроль 16
2.2 Производственный экологический контроль 18
2.3 Общественный экологический контроль 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Граждане и общественные экологические объединения получили некоторые возможности участвовать в рамках права в обеспечении выполнения или контроле за выполнением экологических требований в предпринимательской и управленческой сферах на стадиях подготовки и принятия хозяйственных и управленческих экологически значимых решений. Речь идет о возможностях реализации ими контрольных функций в рамках ряда следующих процедур, в большей или меньшей степени урегулированных в законодательстве.
В соответствии с Земельным кодексом РФ граждане, общественные организации (объединения) и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства. Реализация этого права важна в контексте общественного контроля за распоряжением земельными ресурсами. Однако формы и процедуры участия общественности в решении вопросов предоставления земельных участков для строительства Земельный кодекс РФ не устанавливает. Он ограничивается положением о том, что органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (ст. 31). Правда, при предоставлении земельных участков в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и этнических общностей допускается проведение сходов и референдумов граждан. Решение принимается с учетом их результатов.
Общественные контрольные функции по проверке выполнения экологических требований реализуются также в рамках общественных слушаний по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, общественной экологической экспертизы.
Важной формой
осуществления общественного
Повышению эффективности экологического контроля в России способствовало бы развитие сотрудничества и взаимодействие всех органов контроля, особенно государственного и общественного.
В подведении итога курсовой работы, можно сделать следующий вывод:
Экологический контроль проводиться в целях обеспечения органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды посредством организации и проведения проверок, а также обеспечения экологической безопасности путем предупреждения, выявления и пресечения нарушений экологического законодательства и привлечения к юридической ответственности.
Отсюда следует что, экологический контроль как правовая мера выполняет предупредительную, информационную и карательную функции.
Контрольная деятельность может проводиться в виде контроля и надзора. Контроль – это проверка и обеспечение соблюдения и исполнения требований экологического законодательства, а надзор – это систематическое наблюдение специальных государственных органов за экологически значимой деятельностью не подчиненных им органов и лиц с целью выявления и пресечения нарушений экологического законодательства.
В зависимости от субъекта и сферы действия экологического контроля можно выделить государственный, производственный и общественный экологический контроль.
Самым важным, на мой взгляд, является государственный экологический контроль, осуществляемый в рамках экологической функции государства, т.к. именно он в значительной мере определяет эффективность рационального природопользования. Посредством государственного экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов экологического права к исполнению экологических требований.
Государственный экологический контроль проводится на определенных принципах: законность; открытость и доступность обязательных экологических требований для субъектов экологического права; периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю; объективность; возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора).
В зависимости
от компетенции органов
Государственный общий экологический контроль проводится Президентом России, Правительством РФ, правительствами субъектов РФ, администрацией субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Государственный специальный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными государственными органами в сфере природопользования, так и министерствами и ведомствами РФ, выполняющие определенные задачи в данной сфере (Федеральная служба по экологическому, технологическому, атомному и др. надзору, Министерство природных ресурсов РФ и т.д.). Он может проводится в форме предупредительного и текущего контроля. Предупредительный контроль осуществляется на стадии планирования и проектирования экологически значимой деятельности, а текущий – в процессе осуществления такой деятельности. Текущий контроль может быть плановым и внеплановым.
Выделение производственного экологического контроля в отдельный вид обусловлено тем, что предприятия являются основной категорией природопользователей, оказывающей свое воздействие на окружающую среду. Поэтому Федеральным законом "Об охране окружающей среды" установлена обязанность субъектов хозяйственной и иной деятельности предоставить сведения об организации производственного экологического контроля в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.
Задачами производственного экологического контроля является проверка выполнения планов и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды; соблюдению нормативов предельно допустимых воздействий на природу, установленных предприятию; выполнения иных требований законодательства об окружающей среде и др.
Следующим видом экологического контроля является общественный экологический контроль, который осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. Главным его преимуществом является то, что он в большей степени отражает экологические интересы населения.
В заключение хотелось бы отметить, что для повышения эффективности экологического контроля в России необходимо взаимодействие всех органов экологического контроля, как государственного, так и производственного, и общественного.
1 Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.12.2009 №374-ФЗ и вступившими в силу 29.01.2010) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (обновления от 15.01.2012).
Информация о работе Сущность экологического контроля и его виды