Сущность экологического контроля и его виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 22:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – раскрыть понятие и сущность экологического контроля, рассмотреть его виды.
Для раскрытия данной темы поставлены следующие задачи:
определить понятие и функции экологического контроля;
выделить государственный экологический контроль как самостоятельный вид экологического контроля, классифицировать его на государственный общий и государственный специальный экологический контроль, рассмотреть принципы проведения государственного экологического контроля, раскрыть полномочия и ограничения органов государственного экологического контроля;
рассмотреть производственный экологический контроль, определить его задачи;
исследовать роль общественного экологического контроля.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ 6
2 ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ 8
2.1 Государственный экологический контроль 8
2.1.1 Государственный общий экологический контроль 15
2.1.2 Государственный специальный экологический контроль 16
2.2 Производственный экологический контроль 18
2.3 Общественный экологический контроль 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

Граждане и общественные экологические объединения получили некоторые возможности участвовать в рамках права в обеспечении выполнения или контроле за выполнением экологических требований в предпринимательской и управленческой сферах на стадиях подготовки и принятия хозяйственных и управленческих экологически значимых решений. Речь идет о возможностях реализации ими контрольных функций в рамках ряда следующих процедур, в большей или меньшей степени урегулированных в законодательстве.

В соответствии с Земельным кодексом РФ граждане, общественные организации (объединения) и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства. Реализация этого права важна в контексте общественного контроля за распоряжением земельными ресурсами. Однако формы и процедуры участия общественности в решении вопросов предоставления земельных участков для строительства Земельный кодекс РФ не устанавливает. Он ограничивается положением о том, что органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (ст. 31). Правда, при предоставлении земельных участков в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и этнических общностей допускается проведение сходов и референдумов граждан. Решение принимается с учетом их результатов.

Общественные  контрольные функции по проверке выполнения экологических требований реализуются также в рамках общественных слушаний по результатам оценки воздействия  планируемой деятельности на окружающую среду, общественной экологической экспертизы.

Важной формой осуществления общественного экологического контроля за деятельностью предприятий  и государственных органов является затребование от них информации о  природоохранной деятельности и состоянии окружающей среды, право на которое предусмотрено рядом законов. На основе полученной информации граждане и общественные формирования вправе обжаловать решения, действия и бездействие, нарушающие их экологические права и законные интересы в суде. С проведением общественного экологического контроля может быть связано также обжалование в суде заключения государственной экологической экспертизы, если оно противоречит требованиям законодательства, экологическим правам и интересам граждан и общественных формирований.

Повышению эффективности  экологического контроля в России способствовало бы развитие сотрудничества и взаимодействие всех органов контроля, особенно государственного и общественного.

 

Заключение

В подведении итога  курсовой работы, можно сделать следующий вывод:

Экологический контроль  проводиться в целях обеспечения органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды посредством организации и проведения проверок, а также обеспечения экологической безопасности путем предупреждения, выявления и пресечения нарушений экологического законодательства и привлечения к юридической ответственности.

Отсюда следует  что, экологический контроль как правовая мера выполняет предупредительную, информационную и карательную функции.

Контрольная деятельность может проводиться в виде контроля и надзора. Контроль – это проверка и обеспечение соблюдения и исполнения требований экологического законодательства, а надзор – это систематическое наблюдение специальных государственных органов за экологически значимой деятельностью не подчиненных им органов и лиц с целью выявления и пресечения нарушений экологического законодательства.

В зависимости  от субъекта и сферы действия экологического контроля можно выделить государственный, производственный и общественный экологический контроль.

Самым важным, на мой взгляд, является государственный  экологический контроль, осуществляемый в рамках экологической функции государства, т.к. именно он в значительной мере определяет эффективность рационального природопользования. Посредством государственного экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов экологического права к исполнению экологических требований.

Государственный экологический контроль проводится на определенных принципах: законность; открытость и доступность обязательных экологических требований для субъектов экологического права; периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю; объективность; возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора).

В зависимости  от компетенции органов государственного управления, государственный экологический контроль можно подразделить на общий и специальный, но каждый из них ведется от имени государства и имеет надведомственный характер.

Государственный общий экологический контроль проводится Президентом России, Правительством РФ, правительствами субъектов РФ, администрацией субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Государственный специальный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными государственными органами в сфере природопользования, так и министерствами и ведомствами РФ, выполняющие определенные задачи в данной сфере (Федеральная служба по экологическому, технологическому, атомному и др. надзору, Министерство природных ресурсов РФ и т.д.). Он может проводится в форме предупредительного и текущего контроля. Предупредительный контроль осуществляется на стадии планирования и проектирования экологически значимой деятельности, а текущий – в процессе осуществления такой деятельности. Текущий контроль может быть плановым и внеплановым.

Выделение производственного  экологического контроля в отдельный  вид обусловлено тем, что предприятия являются основной категорией природопользователей, оказывающей свое воздействие на окружающую среду. Поэтому Федеральным законом "Об охране окружающей среды" установлена обязанность субъектов хозяйственной и иной деятельности предоставить сведения об организации производственного экологического контроля в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Задачами производственного экологического контроля является проверка выполнения планов и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды; соблюдению нормативов предельно допустимых воздействий на природу, установленных предприятию; выполнения иных требований законодательства об окружающей среде и др.

Следующим видом  экологического контроля является общественный экологический контроль, который осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. Главным его преимуществом является то, что он в большей степени отражает экологические интересы населения.

В заключение хотелось бы отметить, что для повышения эффективности экологического контроля в России необходимо взаимодействие всех органов экологического контроля, как государственного, так и производственного, и общественного.

 

 

Список  использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 (в последней ред. от 30.12.2008. N 7-ФКЗ) [Электронный ресурс] // Собрание законодательства РФ. - 2009. -  N 1. Ст. 2. - Режим доступа [Консультант плюс]: http://www.consultant.ru/popular/cons/
  2. Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (в последней редакции от 26.06.2007 № 118-ФЗ) [Электронный ресурс] // Собрание законодательства РФ. - 2002. - N 2. ст. 133. - Режим доступа [Консультант плюс]: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=327054

 

 

  1. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (постатейный) [Электронный ресурс]: учеб.пособие / Под ред.  С.А. Боголюбова, Н.И. Хлуденевой. – М.:Юстицинформ, 2009 – Режим доступа:  http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=CMB;n=16264
  2. Экологическое право [Электронный ресурс]: учеб.пособие / Под ред. М.М. Бринчук. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online
  3. Экологическое право [Текст]: учеб.пособие / Под ред. Ж.Б. Доржиева, И.В. Хамнаева. – Улан -Удэ: ВСГТУ, 2006. – 292 с.
  4. Экологическое право [Текст]: учеб.пособие / Под ред. А.Г. Нецветаева. – М.: МЭСИ, 2006. – 223 с.
  5. Экологическое право [Текст]: учеб.пособие / Под ред. А.Ю. Семьяновой. – М.: Юстицинформ, 2005. – 272 с.
  6. Экологическое право [Текст]: учеб.пособие / Под ред. М.А. Лапиной. М.: Консультант Плюс, 2008. — 148 с.
  7. Экологическое право России [Текст]: учеб.пособие / Под ред. С.М. Петрова. – М.: Юристъ, 2010. – 176 с.
  8. Экологическое (природоресурсное) право [Текст]: учеб.пособие / Под ред. С.А. Боголюбова. - М.: Издательство Юрайт, 2010. – 528 с.
  9. Экологическое право [Текст]: учеб.пособие / Под ред. Е.В. Ерофеева. – 3-е изд. доп. и перераб. – М.: ИД, 2006. – 384с.
  10. Боголюбов С.А. Конституционные основы охраны окружающей среды [Электронный ресурс] //Журнал Российского права. - 2003. – С. 11. – Режим доступа: http://mars.arbicon.ru/index.php?mdl=content&id=9080
  11. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" [Электронный ресурс]: учеб.пособие / Под ред. ред. О.Л. Дубовик – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=CMB;n=16702
  12. Экологическое право [Текст]: учеб.пособие / Под ред. С.А. Боголюбова. – 2-е изд. доп. и перераб. – М.: Издательство Юрайт, 2011. - 482 с.
  13. Экологическое право [Текст]: учеб.пособие / Под ред. Г.А. Мисник, Е.П. Моторина. – М.: Дашков и К, 2012. – 384с.
  14. Экологическое право России [Текст]: учеб.пособие / Под ред. А.П. Анисимова, А.Я. Рыженкова, С.А. Чаркина. – 3-е изд., пер. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 495с.
  15. Экологическое право [Текст]: учеб.пособие / Под ред. Н .Д. Эриашвили [и др]. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. -  166с.
  16. Экологическое право [Электронный ресурс]: учеб.пособие / Под ред. М.М. Бринчук. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online

1 Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.12.2009 №374-ФЗ и вступившими в силу 29.01.2010) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (обновления от 15.01.2012).




Информация о работе Сущность экологического контроля и его виды