Сущность экологического контроля и его виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 22:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – раскрыть понятие и сущность экологического контроля, рассмотреть его виды.
Для раскрытия данной темы поставлены следующие задачи:
определить понятие и функции экологического контроля;
выделить государственный экологический контроль как самостоятельный вид экологического контроля, классифицировать его на государственный общий и государственный специальный экологический контроль, рассмотреть принципы проведения государственного экологического контроля, раскрыть полномочия и ограничения органов государственного экологического контроля;
рассмотреть производственный экологический контроль, определить его задачи;
исследовать роль общественного экологического контроля.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ 6
2 ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ 8
2.1 Государственный экологический контроль 8
2.1.1 Государственный общий экологический контроль 15
2.1.2 Государственный специальный экологический контроль 16
2.2 Производственный экологический контроль 18
2.3 Общественный экологический контроль 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

Охрана окружающей природной среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную  среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство. Всё это диктует необходимость наращивать усилия всех государственных, в том числе и правоохранительных органов, в охране и восстановлении естественной среды обитания человека.

С этой целью  государством организуется экологический контроль, который Федеральным Законом «Об охране окружающей среды» 1 определяется как система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечение экологической безопасности.

Важность изучения данного вопроса, заключается прежде всего в том, что благодаря экологическому контролю возможно регулировать отношения, возникающие в обществе по поводу охраны окружающей природной среды от антропогенного влияния, а также по поводу рационального её использования, обеспечивать экологическую безопасность и экологический правопорядок.

И так, цель данной работы – раскрыть понятие и сущность экологического контроля, рассмотреть  его виды.

Для раскрытия  данной темы поставлены следующие задачи:

    • определить понятие и функции экологического контроля;
    • выделить государственный экологический контроль как самостоятельный вид экологического контроля, классифицировать его на государственный общий  и государственный специальный экологический контроль, рассмотреть принципы проведения государственного экологического контроля, раскрыть полномочия и ограничения органов государственного экологического контроля;
    • рассмотреть производственный экологический контроль, определить его задачи;
    • исследовать роль общественного экологического контроля.

Объектом исследования в данной курсовой работе являются отношения по поводу использования и охраны природной среды.

Предметом исследования являются действующие нормы законодательства, регулирующие экологический контроль.

Для изучения данной темы было исследовано множество  НПА, таких как Конституция РФ, ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Земельный Кодекс РФ, Водный Кодекс РФ  и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации. А также учебные пособия и статьи таких авторов, как С.А. Боголюбова, М.М. Бринчук, А.Г. Нецветаева и др.

В первой главе дается общетеоретическое понятие экологическому контролю, которое определяется как важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт экологического права. Данная контрольная деятельность может проводиться в форме контроля или надзора. Также рассматриваются функции экологического контроля: предупредительная, информационная и карательная.

Во второй главе  раскрывается структура экологического контроля. Выделяется государственный  экологический контроль, как важнейший  вид экологического контроля, т.к. именно он более других видов контроля может влиять на процесс исполнения экологических требований, поскольку может использовать не только собственные полномочия государственно-властного характера, но и прибегать к поддержке правоохранительных органов. В свою очередь государственный контроль в зависимости от компетенции органов государственной власти подразделяется на государственный общий и государственный специальный экологический контроль.

Так как предприятия, занимающиеся производственно-хозяйственной деятельностью, являются основной категорией природопользователей, экологическое законодательство выделяет производственный экологический контроль, который проводится руководителем предприятия. Руководителями функциональных служб и производственных подразделений.

Отдельным видом  экологического контроля является общественный экологический контроль, который  в отличие от других видов представляет экологические интересы населения.

 

1 Понятие экологического контроля

Экологический контроль - важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт экологического права. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов экологического права к исполнению экологических требований. Весьма часто меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются в процессе экологического контроля или по его результатам.

Функция экологического контроля выполняется и при осуществлении иных правовых мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды - экологического нормирования, экологической экспертизы, экологического лицензирования, экологической сертификации. Но в рамках всех этих направлений деятельности экологический контроль, то есть обеспечение исполнения эколого-правовых требований, осуществляется применительно к каждому из названных видов деятельности.

Согласно ст.64 ФЗ «Об охране окружающей среды» экологический контроль  проводиться в целях обеспечения органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.

Российское  административное право выделяет два  вида контрольной деятельности - контроль и надзор. Под экологическим контролем понимается деятельность уполномоченных субъектов по проверке и обеспечению соблюдения и исполнения требований экологического законодательства. Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в постоянном и систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов и лиц с целью выявления и пресечения нарушений экологического законодательства. Надзор проводится в отношении органов исполнительной власти, предприятий, общественных формирований и граждан.

Экологический контроль как правовая мера выполняет  ряд функций - предупредительную, информационную и карательную.

Роль предупредительной  функции заключается в том, что субъекты экологического контроля, зная о возможной проверке исполнения ими правовых экологических требований, самостоятельно проявляют активность в исполнении требований законодательства и предупреждении нарушений. Информационная функция связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и лица собирают разнообразную информацию о природоохранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов. Карательная функция проявляется в применении к нарушителям правовых экологических требований предусмотренных законодательством санкций.

В природоохранительной практике России выделяются следующие  виды экологического контроля: государственный, производственный, и общественный. Критериями такой классификации служит субъект, от имени которого проводится контроль, и сфера действия контроля.

 

2 Виды экологического контроля

2.1 Государственный экологический контроль

В соответствии с ст.65 ФЗ «Об охране окружающей среды» под государственным экологическим  контролем (надзором) понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями  и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Существенной  особенностью государственного экологического контроля является то, что он ведется от имени государства и носит надведомственный характер, т.е. между субъектами и объектами этого контроля отсутствует организационная подчиненность.

Осуществляемый  в рамках экологической функции  государства, государственный контроль в данной сфере в значительной мере определяет эффективность данной функции. Потенциально государственный экологический контроль более других видов контроля может влиять на процесс исполнения экологических требований, поскольку он как инструмент осуществления экологической функции государства может использовать не только собственные полномочия государственно-властного характера, но и прибегать к поддержке правоохранительных органов - прокуратуры и суда. Основными мерами административного принуждения при этом являются меры административного пресечения (приостановление или прекращение эксплуатации экологически вредных объектов), административной ответственности (предупреждение, штраф и др.), административно-процессуальные меры (постановка вопроса о привлечении к уголовной или административной ответственности, возмещении экологического вреда или применении мер общественного воздействия).

Соответственно  подразделению органов государственного управления природопользованием и  охраной окружающей среды на органы общей и специальной компетенции государственный экологический контроль можно подразделить на общий и специальный.

Общий экологический контроль осуществляется органами общей компетенции, специальный - органами специальной компетенции. Подразделение государственного экологического контроля на общий и специальный предопределяет специфику форм и способов его проведения.

Государственный экологический контроль проводится на определенных принципах. Основные из них:

- открытость  и доступность для юридических  лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные экологические требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора);

- законность  означает, что экологический контроль могут проводить лишь уполномоченные органы в пределах компетенции и полномочий, определяемых нормативными правовыми актами;

- периодичность  и оперативность проведения мероприятия  по контролю, предусматривающего  полное и максимально быстрое  проведение его в течение установленного срока;

- объективность  – основывается на достоверных и полных данных о деятельности контролируемого объекта;

- разделение  хозяйственных и контрольных  функций. Этот принцип характерен лишь для специально уполномоченных органов государственного экологического контроля. Он закреплен в ст. 65 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Его суть заключается в том, что функция проведения специального государственного экологического контроля не может возлагаться на органы, эксплуатирующие природные ресурсы;

- возможность  обжалования действий (бездействия)  должностных лиц органов государственного  контроля (надзора), нарушающих порядок  проведения мероприятий по контролю, установленный законодательством.

Правовые основы организации и осуществления  государственного экологического контроля установлены Конституцией РФ, законами, регулирующими статус Президента РФ, Правительства России и правительств субъектов РФ, экологическим законодательством, а также рядом специальных подзаконных актов. К основным актам относятся Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (ст. ст. 64 - 66), Земельный кодекс РФ (ст. 71), Водный кодекс РФ (ст. 36), Лесной кодекс РФ (ст. 96), Закон РФ "О недрах" (ст. 37), Федеральный закон "О животном мире" (ст. 16), Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" (ст. 24). В соответствии с названными Законами Правительство РФ утвердило ряд положений об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной отдельных природных ресурсов.

Информация о работе Сущность экологического контроля и его виды