Экологический контроль и его виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 15:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является соотношение видов экологического контроля и определение полномочий осуществляющих его органов и должностных лиц.
Задачами курсовой работы являются:
- рассмотреть понятия, целей и задач экологического контроля;
- выявить деятельность отдельных видов контроля;
- сделать вывод.

Оглавление

Введение 3
1.Анализ деятельности ООО «Озон» 4
1.1 Краткая характеристика предприятия 4
1.2Экономические показатели работы предприятия 7
2. Теоретические аспекты проведения карового аудита 11
2.1 Кадровый аудит и его сущность 11
2.2 Задачи и технология проведения аудита условий труда в организациях 13
3. План и программа проведения кадрового аудита в ООО «Озон» 20
3.1 Анализ условий труда 20
3.2 Аудиторское заключение 23
Заключение 27
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

Курсовая по ЭП.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

Введение.

Загрязнение окружающей среды является наиболее острой проблемой, которая требует  незамедлительного решения. Для  этой цели производится организация  экологического контроля.

Критерием разграничения  экологического контроля от других видов  контроля является деятельность физических и юридических лиц, оказывающая какое-либо воздействие на окружающую среду. Если данная деятельность воздействует на природные комплексы и объекты вне процесса природопользования, то контролироваться она должна при проведении экологического контроля.

Целью моей работы является соотношение видов экологического контроля и определение полномочий осуществляющих его органов и должностных лиц.

Задачами курсовой работы являются:

- рассмотреть понятия,  целей и задач экологического  контроля;

- выявить деятельность  отдельных видов контроля;

- сделать вывод.

Тема является актуальной, так как,  является одной из граней всегда существующей проблемы реализация конституционных прав человека на благоприятную  окружающую среду, на получение экологической информации, на участие в принятии экологически значимых решений, на доступ к правосудию являются важнейшей государственной функцией в современных условиях и требуют высокого уровня экологического правосознания нашего общества.

Таким образом, мы видим тесную связь контроля с правовыми нормами, которые регулируют процесс его осуществления. Отсюда можно заключить, что правовое обеспечение экологического контроля необходимо рассматривать в тесной связи с его формами, целями и методами, так как каждый из перечисленных элементов контроля закреплен в правовых актах компетентных государственных органов.

Глава 1. Понятие и задачи экологического контроля.

Проведение экологического контроля -  целенаправленная деятельность специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих в рамках установленной для их процедуры, на основе специальных правовых норм.

Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды не должна входить в систему экологического контроля, поскольку наблюдение - самостоятельная функция государственного управления охраной окружающей среды.1 Необходимо отметить, что в отличие от государственной экологической экспертизы или экологического лицензирования, выполняющих функции контроля, мониторинг не выполняет такой функции, так как это пассивная функция государственного управления, в рамках которой не воплощаются государственно-властные полномочия, в частности принуждение.

Экологический контроль - необходимая мера обеспечения надлежащего природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий.

Административное право, как отрасль Российского права, выделяет два вида контрольной деятельности - контроль и надзор. Под экологическим контролем следует понимать деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по проверке соблюдения и исполнения требований экологического законодательства. Административный надзор же представляет собой специфическую разновидность государственного контроля, которая состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления природоохранных правил. Надзор проводится над органами исполнительной власти, предприятиями, общественными формированиями и гражданами.

Существуют государственные органы, которые осуществляют контроль и надзор одновременно. Различие между данными видами деятельности трудно уяснить. На сегодняшний день таким органом является Государственная метрологическая служба Госстандарта России.2 Целью Государственного метрологического контроля и надзора является проверка соблюдения метрологических правил и норм, которые в частности, распространяются и на охрану окружающей среды.

В природоохранительной практике России выделяются следующие  виды экологического контроля: государственный, ведомственный, производственный, общественный. Более подробно данный вопрос рассматривается в другой главе данной работы.

В науке экологического права выделяют главные задачи государственного экологического контроля:

- выявление нарушений экологических требований при подготовке, принятии и реализации решений о развитии хозяйственной и иной деятельности;

- проверка выполнения экологопользователями норм (нормативов и правил) экологопользования и качества окружающей среды;

- проверка выполнения программ, планов и мероприятий по охране окружающей среды.

На практике выделяются две формы контроля - предупредительный (задачей которого является предотвратить наступления вредных последствий, которые могут возникнуть вследствие несоблюдения законов) и текущий (осуществляется при непосредственной эксплуатации хозяйственных объектов, а также при извлечении природных ресурсов). Однако, при нарушении природоохранительного законодательства, может применяться мера государственного принуждения к предприятиям, организациям, должностным лицам и гражданам, что дает право выделить еще одну форму- карательную (мера административного принуждения).

 

Глава 2. Объекты, подлежащие федеральному государственному экологическому контролю.

Согласно ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об охране окружающей среды", к объектам хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, находящиеся в ведении Российской Федерации относятся:

а) объекты, относящиеся  к федеральным энергетическим системам, 
ядерной энергетике, федеральным транспорту, путям сообщения, информации и связи;

б) объекты, связанные с обеспечением обороны и безопасности, 
относящиеся к оборонному производству, производству ядовитых веществ и 
наркотических средств;

в) объекты, расположенные на землях, находящихся в федеральной 
собственности, в том числе землях лесного фонда Российской Федерации;

г) объекты, расположенные в пределах внутренних морских вод, 
территориального моря, исключительной экономической зоны и 
континентального шельфа Российской Федерации;

д) объекты, оказывающие негативное воздействие на подлежащие особой охране:

- природные объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, особо охраняемые природные территории федерального значения, государственные природные заповедники и иные природные комплексы, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение;

- редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, занесенные в Красную книгу почв Российской Федерации, и леса; зоны произрастания или места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в том числе подпадающих под 
действие международных договоров Российской Федерации;

- природные объекты Байкальской природной территории.

Объектами, способствующими  трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающими негативное воздействие на окружающую среду  в пределах территорий двух и более  субъектов Российской Федерации  являются:

а) объекты для размещения более 10000 тонн в год отходов 1-го и 2-го 
класса опасности;

б) объекты, имеющие более 15 млн. куб. метров годовых сбросов  сточных вод или относительно меньшие валовые, но более токсичные  сбросы;

в) объекты, имеющие более 500 тонн годовых выбросов вредных 
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

г) объекты, расположенные  на территории водосборных площадей 
трансграничных водных объектов, производящие сброс или удаление иным 
способом вредных (загрязняющих) веществ в поверхностные или подземные 
водные объекты;

д) объекты, отнесенные законодательством  Российской Федерации к 
категории опасных производственных объектов, на которых производятся, 
используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, 
уничтожаются вещества, представляющие опасность для окружающей 
природной среды.3

 

 

Глава 3. Виды экологического контроля

§ 1. Государственный экологический контроль. 

Особенностью государственного экологического контроля является и то, что он ведется от имени государства. Осуществляемый в рамках экологической функции государства государственный контроль в данной сфере в значительной мере определяет эффективность данной функции. Потенциально государственный экологический контроль более других видов контроля может влиять на процесс исполнения экологических требований, поскольку он как инструмент осуществления экологической функции государства может использовать не только собственные полномочия государственно-властного характера, но и прибегать к поддержке правоохранительных органов - прокуратуры и суда. Основными мерами административного принуждения при этом являются меры административного пресечения (приостановление или прекращение эксплуатации экологически вредных объектов), административной ответственности (предупреждение, штраф и др.), административно-процессуальные меры (постановка вопроса о привлечении к уголовной или административной ответственности, возмещении экологического вреда или применении мер общественного воздействия)4.

Государственный экологический  контроль делится на общий, т.е осуществляется органами общей компетенции, и специальный – органами специальной компетенции соответственно.

К правовой базе экологического контроля относятся: Конституция РФ; законами регулирующими статус Президента РФ, Правительства России и правительств субъектов РФ; законодательством в сфере экологии, а также рядом специальных подзаконных актов. Органы государственного контроля и их задачи  за использованием и охраной природных ресурсов определяются соответствующими природоресурсными актами. 5

Государственный экологический контроль проводится в форме предупредительного и текущего, что отмечалось выше. Задачей предупредительного контроля является недопущение любой деятельности, которая в будущем могла бы оказывать неблагоприятное воздействие на природу. Данный контроль осуществляется на стадиях планирования или проектирования этой деятельности, ввода объектов в эксплуатацию. Текущий государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами непосредственно во время эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования.

 

§ 1.1 Государственный общий экологический контроль.

Государственный общий  экологический контроль проводится Федеральным Собранием РФ, Президентом России, Правительством РФ, правительствами субъектов РФ, администрацией субъектов РФ, представительными органами субъектов РФ и органами местного самоуправления. Как видно из перечисленного выше, к данным органам лишь косвенно относятся функции контроля, так как они наделены и другими полномочиями во многих других отраслях, поэтому они и относятся к общему экологическому контролю.

На федеральном уровне контрольные полномочия принадлежат  главным образом Государственной  Думе, так как она контролирует  деятельность Правительства РФ при формировании бюджета. А именно, в соответствии с Законом «Об охране окружающей природной среды» финансирование природоохранных мероприятий должно предусматриваться в государственном бюджете отдельной строкой. Задача Государственной Думы, осуществить контроль за выполнением этого требования.

К совместному ведению обеих палат Федерального Собрания РФ относится контроль за исполнением федерального бюджета, касающимся охраны окружающей среды

На постоянной основе такой контроль от имени Федерального Собрания РФ осуществляет специально созданный орган - Счетная палата. Счетная палата проводит оперативный контроль за исполнением федерального бюджета в отчетном году; комплексные ревизии и тематические проверки по отдельным статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов; экспертизу проектов федерального бюджета и др. 6

Общими компетенциями  в сфере экологического контроля обладают Правительство РФ,  правительства  субъектов РФ, именно они осуществляют контроль за исполнением законов  и иных нормативно- правовых актов; отменяют акты издаваемые министерствами и ведомствами в случае их противоречия Конституции РФ, Конституциям (Уставам) субъектов РФ, указам президента, постановлениям правительств.

Президентский контроль проводится в форме непосредственного контроля Президента РФ и опосредованного - через подразделения его администрации7. Непосредственный контроль Президент РФ заключается в подборе и расстановке на федеральном уровне кадров, имеющих отношение к решению экологических проблем в стране, а именно: по представлению Председателя Правительства РФ он назначает на должности министров, председателей государственных комитетов, руководителей федеральных служб. Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ8, что позволяет ему контролировать обоснованность и целесообразность принятия экологически значимых решений.

Информация о работе Экологический контроль и его виды