Сущность и виды налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 16:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является развитие теоретических основ налоговой системы РФ, анализ собираемости налогов по Тамбовской области и по стране в целом.
К задачам курсовой работы относится: изучение содержания доходной части бюджета, сущности и функций налогов, характеристика основных видов налогов, как федеральных, так и территориальных, а также рассмотреть собираемость налогов в Тамбовской области, изучить проблемы собираемости налогов и пути их решения.
Предметом исследования в работе является налог, а объектом исследования выступает система налоговых платежей и сборов в РФ.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Экономическая сущность налоговых поступлений государственного бюджета……………………………………………………………………………6
Содержание доходной части бюджета………………………………...6
Сущность и функции налогов………………………………………...10
Глава 2. Основные виды налогов……………………………………………….16
Федеральные налоги…………………………………………………..16
Территориальные налоги……………………………………………...33
Собираемость налогов по Тамбовской области……………………..42
Глава 3. Собираемость налогов в РФ…………………………………………..44
Проблемы собираемости налогов…………………………………….44
Пути решения проблем собираемости налогов……………………...52
Заключение……………………………………………………………………….58
Список использованных источников…………………………………………...60
Приложение…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по финансам.docx

— 97.91 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Экономическая сущность налоговых поступлений государственного бюджета……………………………………………………………………………6

    1. Содержание доходной части бюджета………………………………...6
    2. Сущность и функции налогов………………………………………...10

Глава 2. Основные виды налогов……………………………………………….16

    1. Федеральные налоги…………………………………………………..16
    2. Территориальные налоги……………………………………………...33
    3. Собираемость налогов по Тамбовской области……………………..42

Глава 3. Собираемость налогов в РФ…………………………………………..44

    1. Проблемы собираемости налогов…………………………………….44
    2. Пути решения проблем собираемости налогов……………………...52

Заключение……………………………………………………………………….58

Список  использованных источников…………………………………………...60

Приложение……………………………………………………………………....62 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Налоги  в нашей жизни определяют многое, от того, сколько их будет собрано, зависит благополучие страны, региона, конкретного города или села. В  истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется  определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.

     Государство с помощью налогов осуществляет воздействие на экономическую систему  страны, получая соответствующую  сумму налоговых платежей и обеспечивая  те экономические эффекты, которые  обусловлены влиянием налогов: рост объемов производства, увеличение капиталовложений, рост нормы прибыли. Некоторые из эффектов видны сразу, например, увеличение акцизов на алкогольные напитки  приведет к увеличению цены и, при  наличии товаров-заменителей, к некоторому снижению спроса. Другие эффекты проявляют  себя лишь в долгосрочном периоде, например, доказано, что снижение налоговой  нагрузки на предприятие приведет к  увеличению налоговых поступлений  лишь через определенный промежуток времени. Вместе с тем, помимо экономического эффекта от воздействия налоговой  системы на хозяйствующие субъекты, государство получает также и  иные результаты, прямой измеримый  эффект от которых отсутствует, но имеет  место решение социально-политических задач.

     Налоговая система — это важнейший элемент  рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических  преобразований в стране.

Естественно, что идеальную налоговую систему  можно создать только на серьезной  теоретической основе, учитывающей  специфику экономических отношений  в обществе, созданный научный  и производственный потенциал.

     Налоговая система должна органически влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства  и в то же время препятствовать падению уровня жизни низкооплачиваемых  слоев населения.

     Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что в условиях постоянного  развития и совершенствования налогового законодательства Российской Федерации  особое значение приобретают уяснение основных понятий, составляющих сущность налоговой системы и системы  налогов и сборов, а так же их научная систематизация. В силу высокой значимости коренных налоговых улучшений в системе налогообложения возникла необходимость решения проблематики совершенствования механизма поступлений налоговых платежей в бюджеты. Огромные суммы бюджета недополучают из-за несовершенства механизма поступлений налоговых платежей и сборов. При этом проблема заключается не столько в существовании недостатков, порождающих изъяны в работе налоговых органов, а в самом подходе к взиманию налоговых платежей.

     В настоящее время степень научной  разработанности проблем, связанных  с взиманием налоговых платежей и сборов, а также совершенствованию их поступлений в бюджет, представляется явно недостаточной.

     В современной научной литературе налоговая проблематика занимает особое место в силу необходимости коренных налоговых улучшений в системе  налогообложения. Вместе с тем происходящие изменения в налоговой системе, часто носящие «косметический» характер, не способствуют ее эффективности и не решают в полной мере возникающие проблемы.

     Целью курсовой работы является развитие теоретических  основ налоговой системы РФ, анализ собираемости налогов по Тамбовской области и по стране в целом.

     К задачам курсовой работы относится: изучение содержания доходной части бюджета, сущности и функций налогов, характеристика основных видов налогов, как федеральных, так и территориальных, а также рассмотреть собираемость налогов в Тамбовской области, изучить проблемы собираемости налогов и пути их решения.

     Предметом исследования в работе является налог, а объектом исследования выступает система налоговых платежей и сборов в РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Экономическая  сущность налоговых  поступлений государственного бюджета

    1. Содержание доходной части бюджета

     Государство, используя финансовые отношения, осуществляет перераспределение ВВП и НД и  формирует фонды денежных средств, которые выступают в виде доходов  бюджетов.

     Доходы  бюджета – это экономические (денежные) отношения, возникающие у  государства с юридическими и  физическими лицами в процессе формирования фондов денежных средств и поступающие  в распоряжение органов власти разного  уровня и местного самоуправления.

Доходы  бюджетов перечисляются в безвозвратном  порядке в соответствии с бюджетным  и налоговым законодательством РФ в распоряжение властных структур, а также органов местного самоуправления, необходимых для выполнения их функций и задач[11].

     В Российском федеративном государстве  различают доходы федерального бюджета, доходы бюджетов субъектов РФ и доходы местных бюджетов. Они возникают  в результате перераспределения  ВВП. Главным материальным источником дохода выступает национальный доход  – вновь созданная стоимость  за год в стране.

     Доходная  часть бюджета образуется за счет налоговых и неналоговых видов  доходов, а также за счет безвозмездных  и безвозвратных перечислений[9].

     К налоговым поступлениям относятся  предусмотренные НК РФ федеральные, региональные и местные налоги и  сборы, а также пени и штраф. Неналоговые доходы включают доходы от использования государственного или муниципального имущества, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, иные доходы.  Безвозмездными и безвозвратными перечислениями являются: финансовая помощь из бюджетов других уровней в форме дотаций и субвенций; субвенции из Федерального фонда компенсации и из региональных фондов компенсаций; субвенции из местных бюджетов других уровней и некоторые другие перечисления[10].

     Решающее  значение в доходах бюджета имеют  налоги. Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц. Исторически  их возникновение относится к  периоду разделения общества на социальные группы и появления государства.

     Государство без налогов существовать не может, поскольку они - главный метод  мобилизации доходов в условиях господства частной собственности  и рыночных отношений.

     Налоги, участвуя в перераспределении новой  стоимости - национального дохода, выступают  частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений, которые формируют их общественное содержание. Общественное содержание налогов дает возможность  проникнуть в их глубинную сущность, раскрыть внутреннюю природу и эволюцию, важнейшие признаки и особенности, а также механизм воздействия  налогов на производственные отношения  в обществе. Налоги как часть распределительных  отношений общества отражают закономерности производства[12].

     Кроме общественного содержания, налоги имеют  материальную основу, т. е. представляют собой реальную сумму денежных средств  общества, мобилизуемую государством. При перераспределении национального  дохода налоги обеспечивают органы государственной  власти частью новой стоимости в  денежной форме. Эта часть национального  дохода, присвоенная принудительно  в форме налогов со всего населения  страны, превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства.

     Доходы  бюджетов разных уровней формируются  за счет налоговых и неналоговых  доходов, а также доходов целевых  внебюджетных фондов. Объем поступлений  неналоговых доходов и их виды устанавливаются в соответствующих  бюджетах.

     К налоговым доходам относятся  федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и  сборы, а также пени, предусмотренные  в налоговом  законодательстве Российской Федерации. Это обязательные, безвозмездные, невозвратимые платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью  удовлетворения государственных потребностей. В налоги включаются также прибыль, переводимая фискальными, экспортными  и импортными государственными монополиями, а также прибыль от государственных  монопольных закупок и продаж иностранной валюты (доходы акцизного  типа).

     Состав  неналоговых доходов определяется Бюджетным кодексом РФ и включает в себя:

  1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
  2. Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
  3. Доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.
  4. Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия.
  5. Доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
  6. Иные неналоговые доходы[11].

     Неналоговые доходы бюджетов разных уровней имеют  существенные отличия от налоговых  поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется целым комплексом нормативных документов. Например, порядок перечисления средств, получаемых в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, определяется законодательством РФ о приватизации, а взимание отдельных санкций – Гражданским и Административным кодексами РФ. Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательных характер, взиматься на добровольной и принудительной основе. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы.

     Как правило, большинство неналоговых  доходов зачисляются в соответствующие  бюджеты в полном объеме и являются их собственными доходами. За федеральным  бюджетом закреплены доходы от внешнеэкономической  деятельности, доходы от реализации государственных  запасов и резервов и прибыль  Банка России по нормативам, установленным  федеральными законами[13]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Сущность  и функции налогов

     Ни  одно государство не может существовать без налогов. Они отражают конкретные историко-экономические условия жизни людей и государства. Налоговый кодекс РФ (ст. 80) так определяет налоги:

     Налоги  – это индивидуально безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях  финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных  образований.

     В отличие от налогов сбор предполагает обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в  отношении плательщиков юридически значимых действий органами власти и  местного самоуправления.

     Налоги  как форма изъятия государством части дохода общества обусловлены  развитием общественного разделения населения на социальные группы, появлением самостоятельных субъектов товарно-денежных отношений, а также возникновением государственного аппарата[5].

     Будучи  особой сферой общественных отношений  – распределительной, налоги отражают определенную сторону объективной  экономической действительности, т.е. выступают в роли экономической  категории, выражающей реально существующие отношения, тесно связанные посредством  распределения с процессом производства и изъятия части ВВП и национального  дохода (НД) для государства.

Информация о работе Сущность и виды налогов