Сущность и виды налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 16:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является развитие теоретических основ налоговой системы РФ, анализ собираемости налогов по Тамбовской области и по стране в целом.
К задачам курсовой работы относится: изучение содержания доходной части бюджета, сущности и функций налогов, характеристика основных видов налогов, как федеральных, так и территориальных, а также рассмотреть собираемость налогов в Тамбовской области, изучить проблемы собираемости налогов и пути их решения.
Предметом исследования в работе является налог, а объектом исследования выступает система налоговых платежей и сборов в РФ.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Экономическая сущность налоговых поступлений государственного бюджета……………………………………………………………………………6
Содержание доходной части бюджета………………………………...6
Сущность и функции налогов………………………………………...10
Глава 2. Основные виды налогов……………………………………………….16
Федеральные налоги…………………………………………………..16
Территориальные налоги……………………………………………...33
Собираемость налогов по Тамбовской области……………………..42
Глава 3. Собираемость налогов в РФ…………………………………………..44
Проблемы собираемости налогов…………………………………….44
Пути решения проблем собираемости налогов……………………...52
Заключение……………………………………………………………………….58
Список использованных источников…………………………………………...60
Приложение…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по финансам.docx

— 97.91 Кб (Скачать)
 

     Местные налоги и сборы

     Местными  признаются налоги, устанавливаемые  и вводимые в действие в соответствие с НК РФ нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к  уплате на территории соответствующего муниципального образования[4]. 

    Земельный налог (глава 31 НК РФ)

     Размер  земельного налога не зависит от результатов  хозяйственной деятельности собственников  земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади  в расчете на год.

     Налогоплательщиками этого налога признаются организации, физические лица, обладающие земельными участками, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования  или праве пожизненного наследуемого владения.

     Объектом  налогообложения признаются земельные  участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

     Налоговая база определяется в отношении каждого  земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база определяется как кадастровая стоимость на дату его постановки на кадастровый учет.  
Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки. Для
отдельных категорий налогоплательщиков налоговая база уменьшается на 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования.

     Налоговый период: календарный год. Отчетные периоды: 1 квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. При установлении налога представительный орган муниципального образования (органы власти городов федерального значения) вправе не устанавливать отчетный период.

     Налоговая база устанавливается законами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) и не может превышать:

  • 0,3% в отношении земельных участков:
  1. отнесенных к землям с/x назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для с/x производства;
  1. занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (кроме доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
  2. для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства
  • 1,5% в отношении прочих земельных участков.

     Возможны  дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования  земельного участка.

Сумма налога исчисляется по истечении  налогового периода как соответствующая  налоговой ставке процентная доля налоговой  базы[7]. 
 
 
 
 
 
 

    2.3.Собираемость налогов по Тамбовской области

       «Налоги для государства все равно,  что паруса для корабля» – так образно сказала Екатерина II, подчеркнув значимость налогообложения для всех сфер деятельности России и, особенно – для обеспечения социальных гарантий населения. Прошли века, а проблема начисления и уплаты налогов остается крайне актуальной. А учитывая то, что бюджет нашей области социально направленный, 70% расходов идут на социальные статьи, глава администрации О.И.Бетин собираемость налогов взял под свой личный контроль, подчеркнув, что вопрос наполнения бюджета – стратегический[15].

     Внимание, которое уделялось на протяжении всего прошлого года вопросу собираемости налогов, принесло свои плоды. Во многом благодаря улучшению собираемости налогов, по предварительным данным, поступления в бюджет района значительно  увеличились. Наполняемость бюджета  по собственным доходам более  чем на 3 миллиона рублей превысила  годовой план 40 миллионов 287 тысяч 600 рублей и составила по отношению  к нему 108,3%. По сравнению с 2008 годом  показатель наполняемости районного  бюджета по собственным доходам  также был превышен на 2 миллиона 838 тысяч 900 рублей. Значительно улучшился сбор земельного налога. По сравнению с 2008 годом доход от взимания его увеличился на 2 миллиона 768 тысяч 500 рублей. Возросли также показатели по сбору налогов на доходы от оказания платных услуг, государственной пошлины и ряда других категорий[17].

     В месте с тем несколько снизился  сбор налога на доходы физических лиц. Это произошло по ряду причин. Прежде всего уменьшение налогооблагаемой базы, за счет завершения строительства свинокомплекса и ухода из нашего района ООО «СтройКапиталАльянса», а также из-за того, что в течение года практически не повышалась заработная плата на предприятиях и в организациях района.  Кроме этого, ряд предприятий до сих пор не погасил долги по этому налогу. Наибольшие суммы задолжности по НДФЛ на начало 2010 года остаются у сельхозпредприятий ООО «Тройка-Агро», ООО «Агросервис+» и ООО «Заречное» и составляют 1 миллион 109 тысяч, 602,7 тысячи и 379,3 тысячи рублей соответственно. Эти же хозяйства, а также ООО «Приволье» и ООО «НАЗКО» еще не полностью оплатили налог на паевую землю. Не полностью также погашена задолженность по арендной плате на землю. На 1 января 2010 года недоимка составила 189, 4 тысячи рублей. От собираемости налогов и наполняемости районного бюджета напрямую зависит работа организаций бюджетной сферы и своевременная выплата заработной платы трудящимся в ней людям. Хорошее исполнение бюджета в доходной его части позволило полностью заплатить бюджетникам зарплату за декабрь и не допустить задержек в этом вопросе на протяжении всего года.  Все мероприятия, которые были запланированы в прошлом году, профинансированы в полном объеме, в том числе и за счет перевыполнения доходной части бюджета по собственным средствам. Несмотря на кризис, собираемость налогов за первые девять месяцев этого года лучше прошлогодних показателей на 27,4 миллиона рублей и уже составила 3 миллиарда 707 миллионов рублей. Но так как  бюджет берет на себя дополнительные обязательства более чем на 700 миллионов рублей, собираемость налогов нужно активизировать[15].  К 1 октября задолженность нерадивых налогоплательщиков по НДФЛ перед бюджетом составила 86,6 миллиона рублей, хотя только за сентябрь ее удалось снизить почти на два миллиона. Основная сумма долга (50 миллионов рублей) приходится на долю предприятий, находящихся в состоянии процедуры банкротства. Самыми злостными неплательщиками названы ООО «Тамбовэлектротранс», «РесурсСтройИнвест», «Финцентр», «Агропромдорстрой», «Сфера», «Первый автомобильный салон», «Глобус-Моторс» и ОАО «Универмаг».  
 
 

Глава 3. Собираемость налогов  в РФ

3.1. Проблемы собираемости  налогов

     С начала 2000-х годов в экономической  жизни России произошли значительные изменения в сфере налогообложения. Совершенствование экономических  инструментов регулирования хозяйственно-экономической  деятельности вместе с усилением  административного давления, позволило  вывести на новый, более высокий  уровень, собираемость налогов в федеральный бюджет РФ[15]. 

      В настоящее время термин «собираемость  налогов» нашел широкое применение в научных работах, выступлениях российских ученых. Задача по повышению  собираемости налогов озвучена в  Бюджетных посланиях Президента РФ. Однако ни в Налоговом Кодексе  РФ, ни в других законодательных  актах, регулирующих налоговые отношения, легального определения понятия  «собираемость налогов» пока не дано. В условиях реформирования экономики  России, когда совершенствованию  налогового администрирования со стороны  государства придается особое значение, вопрос толкования терминологии является одним из приоритетных. 
Можно выделить несколько научных подходов к определению теоретической основы «собираемости налогов». Первый подход заключается в понимании «собираемости налогов» как показателя эффективности реализации фискальной функции налоговой системы. «Коэффициент собираемости» указывается в процентах и определяется как отношение поступивших в консолидированный или федеральный бюджеты налогов и сборов к начисленным налогам и сборам по соответствующим уровням бюджетов, умноженное на 100. Для того чтобы в полном объеме учесть те начисления, которые должны были погаситься в отчетном периоде, необходимо начисления рассматривать как сумму фактических поступлений и прирост недоимки за рассматриваемый период. Коэффициент собираемости налогов, рассчитанный подобным образом, используется при составлении проектов бюджетов в ряде субъектов Российской Федерации. Сторонники второго подхода рассчитывают данный показатель путем отнесения суммы фактических поступлений налоговых платежей к их максимальной сумме за рассматриваемый период. Максимальная сумма налогов включает в себя фактические поступления за тот же период, совокупную задолженность по налоговым платежам, определяемую на основе статистических данных фискальных органов, и латентную задолженность. При данном подходе уровень собираемости налогов является показателем качества и эффективности функционирования не только налоговых органов, так и всей налоговой системы. Принципиальная разница представленных точек зрения состоит в том, какой показатель лежит в базе сравнения. Первый подход основан на сопоставлении фактически поступивших сумм налога с суммой начисленного налога, недоимок и задолженности по уплате налога.  
Второй подход дает более широкое толкование рассматриваемому понятию, так как фактическая сумма уплаченных налогов сравнивается с максимально возможной суммой поступлений при условии добросовестного исполнения всеми  налогоплательщиками своих обязанностей. В рамках данного подхода можно учесть значительно большее количество факторов, оказывающих влияние на собираемость налогов[4]. 

     Величина  поступлений налогов в бюджет зависит не только от своевременного и полного исполнения налогоплательщиком своей обязанности, но и, например, от использования налоговых льгот, изменения налогооблагаемой базы под  влиянием различных факторов (инфляции, курса национальной валюты, спроса, доходов населения). Собираемость налогов  снижается под воздействием противоправных деяний налогоплательщиков, таких как  осуществление предпринимательской  деятельности без постановки на налоговый  учет, сокрытие объекта налогообложения, использование различных схем уклонения от уплаты налогов. Только при полном учете факторов, влияющих на объем поступлений налогов в бюджет, может быть разработана адекватная система мер по повышению собираемости налогов. Обеспечение собираемости налогов с определенной степенью условности можно отнести к компетенции двух видов органов: налоговых и законодательных. Повышение собираемости налогов за счет деятельности налоговых органов реализуется путем проведения налоговых проверок, начисления пени, взыскания налогов в судебном порядке и т.д. Законодательные органы также могут оказывать существенное влияние на собираемость налогов путем совершенствования налогового законодательства, устранения пробелов, изменения налоговых ставок, определения перечня налоговых льгот, а также введения специальных налоговых режимов. Специальный налоговый режим – это основанная на принципах законности, экономической обоснованности, избирательности система мер налогового регулирования, предусматривающая замену для налогоплательщиков нескольких видов налогов одним и (или) освобождение от обязанности уплачивать отдельные налоги. Специальный налоговый режим создается для ограниченных категорий налогоплательщиков и видов деятельности.

      Налоговая политика является одной из важных составляющих государственной политики и призвана, с учетом диктуемых  рынком условий, обеспечить сбалансированность государственных и частных интересов, стимулировать предпринимательство[2].

     Налоговая система в полной мере зависит  от проводимой в государстве налоговой  политики, ее законном оформлении, то есть отражении в актах высшей юридической  силы норм, устанавливающих, изменяющих и прекращающих налоговую обязанность. При этом одним из существенных условий  налоговой политики является учет интересов  всех сторон налогового правоотношения, а именно не только интересов государства, но и в не меньшей степени интересов  налогоплательщиков.

Информация о работе Сущность и виды налогов