Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 16:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является развитие теоретических основ налоговой системы РФ, анализ собираемости налогов по Тамбовской области и по стране в целом.
К задачам курсовой работы относится: изучение содержания доходной части бюджета, сущности и функций налогов, характеристика основных видов налогов, как федеральных, так и территориальных, а также рассмотреть собираемость налогов в Тамбовской области, изучить проблемы собираемости налогов и пути их решения.
Предметом исследования в работе является налог, а объектом исследования выступает система налоговых платежей и сборов в РФ.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Экономическая сущность налоговых поступлений государственного бюджета……………………………………………………………………………6
Содержание доходной части бюджета………………………………...6
Сущность и функции налогов………………………………………...10
Глава 2. Основные виды налогов……………………………………………….16
Федеральные налоги…………………………………………………..16
Территориальные налоги……………………………………………...33
Собираемость налогов по Тамбовской области……………………..42
Глава 3. Собираемость налогов в РФ…………………………………………..44
Проблемы собираемости налогов…………………………………….44
Пути решения проблем собираемости налогов……………………...52
Заключение……………………………………………………………………….58
Список использованных источников…………………………………………...60
Приложение…………………………………………………
Выступая экономической категорией, налоги объективны и воспринимаются как отчужденная доля собственности индивидуума в денежном выражении в пользу государства. В то же время субъективное начало налогов проявляется в том, что властные органы могут изменить тяжесть налогов, приспосабливая их к своей финансовой политике. Следовательно, налоги выступают и как финансовая категория и находится во взаимосвязи с другими финансовыми категориями. С одной стороны, они выражают общие свойства всех финансов (участвуют в формировании денежных фондов, выступают контрольным инструментом и т.п.) и дают ключ к пониманию финансовой системы в целом, а с другой – имеют собственные отличительные признаки, которые выделяют их из общей совокупности финансовых отношений. Налоговые отношения представляют собой отношения государства в лице его уполномоченных органов с неограниченным числом налогоплательщиков (физических и юридических лиц), регулируемые налоговым законодательством[4].
Как
часть единого процесса воспроизводства,
специфическая форма
Материальная
основа налогов – реальная сумма
денежных средств общества, мобилизуемая
государством. При перераспределении
ВВП и НД налоги обеспечивают органы
государственной властью новой
стоимости в денежной форме. Эта
часть стоимости, присвоенная принудительно
в форме налогов со всего населения
страны, превращается в централизованный
фонд финансовых ресурсов государства.
Принудительное отчуждение – это
одностороннее движение стоимости
(от налогоплательщика к
Централизованный
фонд финансовых ресурсов, сформированный
главным образом за счет налогов,
становится собственностью государства
и используется для военно-политических
и социально-экономических
Разнообразие налогов и сборов в России требует их классификации, в основу которой положены различные признаки. Классификация налогов и сборов – это их систематизация, группировка по заранее установленным признакам. Экономическое ее назначение в том, что она дает возможность устанавливать связь бюджета с предпринимателями и выявлять роль налоговых форм в хозяйственном регулировании. Она имеет также и практическое значение, обеспечивая возможность кодификации налогов и сборов с целью учета и контроля над налоговыми процедурами с использованием информационных технологий.
Общие налоги обезличиваются и поступают в общий доход государства на финансирование общегосударственных мероприятий.
Целевые налоги имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды.
Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с дохода или имущества. Отличительная особенность этих налогов – относительно сложный механизм расчета налоговой базы. Среди прямых налогов выделяют: (1) реальные, которыми облагается предполагаемый средний доход, полученный от объекта обложения (транспортный налог) и (2) личные, уплачиваемые с действительного полученного дохода и отражающие фактическую платежеспособность налогоплательщика (налог на прибыль организаций).
Косвенные налоги – налоги на товары и услуги, включаемые в цену товара или тариф услуг. Владелец товара или услуг относит налоговую сумма в цену или тариф, оплаченную потребителем, и перечисляет ее государству. Здесь связь между налогоплательщиком и государством опосредована товаром или услугой. Оплата косвенных налогов независимо от уровня дохода плательщика приводит к тому, что, чем богаче плательщик, тем меньше долю своего дохода он отдает казне, т.е. эти налоги регрессивны по своей сути[8].
Поступление
косвенных налогов определяется
размерами хозяйственных
Современная налоговая система России в зависимости от трех уровней бюджетной системы в соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст. 13, 14, 15) включает: (1) федеральные налоги и сборы: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, государственная пошлина, налог на добычу полезных ископаемых; (2) региональные налоги и сборы: транспортный налог, налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций; (3) местные налоги: земельный налог[11].
Функции налогов выражают их социально-экономическую сущность, раскрывают их внутреннее содержание и общественное назначение, позволяют понять их взаимосвязь с другими экономическими категориями и звеньями финансовой системы.
В условиях высокоразвитых рыночных отношений налогам присущи четыре основные функции: фискальная, регулирующая, социальная и контрольная, каждая из которых отражает отдельную сторону этой финансовой категории.
1. Фискальная функция проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для удовлетворения общественных потребностей. С ее помощью образуется централизованный денежный фонд государства и обеспечиваются материальные условия государственного функционирования. Через фискальную функцию государством обеспечивается достижение баланса между доходами и расходами бюджетов, равномерное распределение налоговых поступлений по звеньям бюджетной системы, повышение уровня социальной инфраструктуры в стране и в каждом отдельном регионе, выполнение функций и задач государства и сохранение общей социальной стабильности. Фискальная функция налогов, с помощью которой происходит огосударствление части новой стоимости в денежной форме, создает объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения. Следовательно, она в значительной степени обусловливает их регулирующую функцию.
2. Регулирующая функция налогов означает, что налоги, являясь активным инструментом перераспределительного процесса, воздействуют на социально-экономические отношения в стране. Необходимость налогового регулирования порождена рыночными отношениями Изменяя налоговые элементы, государство получает возможность воздействовать на процесс производства, его отдельные этапы, т.е. управлять экономикой в целом. Регулирующая функция налогов способствует регулированию спроса и предложения, побуждению сбережения граждан, выравниванию доходов отдельных социальных групп, развитию малого и среднего предпринимательства, а также индивидуальной предпринимательской инициативы, регулированию экспортно-импортной деятельности и стимулированию научно-технического прогресса. Конечная цель налогового регулирования – уравновесить интересы трех субъектов: государства, хозяйствующих субъектов и граждан, создавая тем самым общий благоприятный налоговый климат.
Главная
цель государства – создание налогового
права и финансового аппарата,
способного контролировать четко и
жестоко все стороны
Указанные
функции налогов действуют в
тесной взаимосвязи и одновременно.
Кроме них в экономической
литературе называют и такие функции,
как производственную, распределительную,
стимулирующую. Однако исследование доводов
в пользу такой научной позиции
побуждает, что предлагаемые функции
вытекают из рассмотренных четырех
и по существу являются их подфункциями[11].
Глава 2. Основные виды налогов
2.1. Федеральные налоги
Налог на добавленную стоимость
Налог
на добавленную стоимость (НДС) был
предложен в 1954 г. французским экономистом
М. Лоре. В Западной Европе он действует
с конца 60-х годов. Тогда его
ввели Германия, Дания, Франция, Швеция,
Нидерланды, а в начале 70-х –
Бельгия, Англия, Италия, Люксембург, Норвегия.
Широкому распространению НДС
НДС занимает значительное место в системе доходов развитых стран. На его долю приходится в среднем около 14% налоговых поступлений, а среди косвенных налогов его доля составляет от 30 до 50% всех косвенных налогов (во Франции – около 80%). Основными причинами роста популярности НДС являются:
НДС
относится к группе налогов на
потребление. В Российской Федерации
он был введен в действие с 1 января
1992 г. в ходе налоговой реформы. НДС
является регулирующим федеральным
налогом. Пропорции его распределения
по уровням бюджетной системы
устанавливаются ежегодно Федеральным
законом о федеральном бюджете.
В разные годы в федеральный бюджет
поступало от 75 до 85% величины собираемого
НДС. С 2001 г. этот налог полностью
поступает в федеральный
Для бюджета
этот налог имеет следующие
Чрезвычайно велико фискальное значение НДС. На протяжении многих лет НДС удерживает первое место в налоговых доходах федерального бюджета.
С 1 января 2001 г. элементы налогообложения по НДС установлены в главе 21 второй части НК РФ.
Плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) признаются:
организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
Налогоплательщики
подлежат обязательной постановке на
учет в налоговом органе. Налогоплательщики
могут быть освобождены от обязанности
начислять и уплачивать НДС при соблюдении
следующих условий:
за три предшествующих последовательных
календарных месяца сумма выручки от реализации
товаров (работ, услуг) без учета налога
не превысила в совокупности два миллиона
рублей.
Объектом налогообложения признаются следующие операции: