Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 19:41, курсовая работа
Российская Федерация обладает значительными ресурсами охотничьих животных. К объектам охоты законодательно отнесены 74 вида млекопитающих и 114 видов птиц. Основными объектами охоты в настоящее время можно считать около 40 видов животных, включая диких копытных, медведей, пушных зверей и птиц.
Рассмотрение проблемы целесообразно начать с вопросов юридических, законодательных; именно они лежат в основе организации и деятельности охотничьего хозяйства. До такой «глубины веков» нам опуститься? Вспомнить о суровом законодательстве в Дании, направленном на охрану дичи в королевских угодьях и угодьях владетельных особ (оно известно для этой страны с XV в.)? Или сделать еще более дальний исторический экскурс и упомянуть об одном из старейших охотничьих законов Европы, относящемся к 648 г.? Французский король Докоберт своим указом закрыл всякую охоту в королевских лесах в Арденнах, разумеется, кроме своей собственной. Появление более или менее современных форм охотничьего законодательства относится к более близким к нам временам, к концу прошлого — началу нынешнего века. Именно тогда формировалась охота в ее нынешнем виде, и потребовались соответствующие методы ее регламентации.
Поток охотников в Африку, возникший в XIX в. и достигший опасных размеров в начале XX в., вынудил колониальные власти многих европейских держав ввести в своих владениях определенные ограничения в охоте. Уже упоминавшийся ранее В. Городецкий, посетивший «Британские Восточно-Африканские владения» в 1911 —1912 гг., следующим образом характеризовал Закон об охоте, который действовал на этой территории. Слово «охота» трактовалось очень широко: это — не только «убиение» животного, но и его «поимка» и даже причиненные ему сознательно «беспокойство», «тревога». Все животные, охота на которых так или иначе регулировалась, были перечислены в пяти списках Закона, и никто не мог охотиться на них без специальных разрешений и вывозить за пределы «Протектората» их головы, рога, кости, шкуры, перья, мясо или другие части тела (исключение делалось для животных, содержавшихся в домашних условиях).
Разрешения на право охоты (именное, без права передачи, на определенный срок) выдавал провинциальный либо окружной комиссар. Имелись категории разрешений: спортсмену, местному жителю, землевладельцу, путешественнику. Обладатели разрешений первых трех категорий получали право добыть в течение года 310 млекопитающих, перечисленных в третьем списке Закона. Путешественник получал разрешение сроком на один месяц и за это время мог отстрелять до пяти млекопитающих, указанных в четвертом списке. Хищных млекопитающих можно было добывать без разрешений в неограниченном количестве. Страусы и хищные птицы находились под полным запретом. Для охоты на слонов и жираф требовались особые разрешения. Были заложены начала территориального регулирования охоты: она запрещалась вдоль Угандийской железной дороги; имелось девять видовых заказников.
В России первый, охотничий закон был принят в 1892 г. Он имел ярко выраженный классовый характер и в основном был направлен на удовлетворение потребностей богатых землевладельцев и других влиятельных охотников. Достаточно сказать, что в этом законе полностью игнорировались интересы промысловой охоты — массового, истинно народного занятия. Ценнейший пушной зверек белка, например, был объявлен вредным видом, добыча которого не имела никаких ограничений.
Истоки охотничьего законодательства РФ — в первых декретах Советской власти и особенно в «Декрете о земле» от 26 октября 1917 г. Этот декрет отменил частную собственность на землю и установил право исключительной государственной собственности на нее. В собственность народа перешли все охотничьи угодья с населявшими их зверями и птицами. Затем последовала серия законов и нормативных актов, затрагивающих вопросы охоты и связанных с именем В. И. Ленина, который либо подписывал, либо санкционировал их: декрет «О сроках охоты и о праве на охотничье оружие» от 27 мая 1919 г., декрет «Об охоте», изданный Совнаркомом РФ; «Правила производства охоты, ее сроки и способы» (утверждены ВЦИК РФ 24 августа 1921 г.). В последнем документе дикие звери и птицы рассматривались как непосредственное достояние республики. Наконец, необходимо упомянуть декрет ВЦИК «Об охоте», который был подписан 1 марта 1923 г. Он предусматривал решение вопросов, связанных с регистрацией и использованием охотничьего оружия, а также с охраной диких животных и созданием заповедников.
В сущности на перечисленных
документах и основаны последующие положения
об охоте и охотничьем хозяйстве союзных
республик, устанавливавшие систему и
методы эксплуатации объектов охоты. К
ним, например, относится и первое «Положение
об охотничьем хозяйстве РФ», утвержденное
ВЦИК и СНХ РФ 10 февраля 1930 г. «Положение»
предусматривало выделение особых охотничьих
угодий, охотничьих заповедников (сейчас
этот термин кажется странным — В. Д.) и
заказников. Особые охотничьи угодья передавались
для их эксплуатации государственным,
кооперативным и общественным организациям.
Право установления правил, сроков и способов
производства охоты, определение перечня
запрещаемых к добыче зверей было предоставлено
республиканским, краевым и областным
исполнительным комитетам.
В действующем сейчас «Положении об охоте
и охотничьем хозяйстве РФ» (1960 г.) вопрос
о государственном охотничьем фонде, сформулированный
в первых законах об охоте, получил дальнейшее
принципиальное развитие. В п. 2 Положения
подчеркнуто, что РФ имеет единый госохотфонд
и что он не зависит от ведомственной принадлежности
охотничьих угодий. Несколько изменилось
определение охоты; если раньше под охотой
подразумевали только добывание диких
зверей и птиц, то в соответствии с новым
Положением охотой стали считаться также
их выслеживание с целью добычи и преследование.
В Положениях некоторых
союзных республик, принимавшихся
позднее, отразились современные взгляды,
рассматривающие охотничье
За годы Советской власти было издано много постановлений, принято решений, направленных на укрепление охотничьего хозяйства, развитие промысловой и любительской охоты. Постановление Совета Министров РФ от 11 мая 1959 г. «О мерах по улучшению ведения охотничьего хозяйства» признало закрепление охотничьих угодий (на срок не менее 10 лет) за государственными, кооперативными и общественными организациями основной формой правильного ведения охотничьего хозяйства — ив этом его принципиальное значение. Была ликвидирована обезличка в использовании охотничьих ресурсов, создана система приписных охотничьих хозяйств различного направления, что способствовало переходу всего охотничьего дела на новый, более высокий организационно-правовой уровень.
В последние десятилетия в РФ, как и во многих развитых странах мира, произошли изменения, отразившиеся на состоянии охотничьего хозяйства: выросла общая численность населения; отрасли хозяйства, использующие биологические природные ресурсы, встали на интенсивный путь развития; увеличилась протяженность наземных магистралей; появились новые виды транспорта и т. д. Все это вызвало сокращение ареалов диких зверей и птиц, ухудшение условий их обитания и как следствие — уменьшение ресурсов охотничьих животных. Произошли изменения и в самом охотничьем хозяйстве: рост чис-численности охотников, улучшение их технической оснащенности и т. д. В этих условиях имевшаяся ранее относительная изоляция охоты была утрачена, она попала в тесную зависимость от общего уровня природопользования в стране, от состояния природоохранного законодательства. «Собственно охотничьих» законов и положений стало уже недостаточно для нормального функционирования охотничьего хозяйства. Это обстоятельство было правильно понято государственными орга-низациями, что привело к подготовке и принятию Закона РФ «Об охране и использовании животного мира» (июнь 1980 г.).
Впервые в законодательном порядке животный мир РФ был объявлен государственной собственностью — общим достоянием всего советского народа. Запрещены действия, которые в прямой или скрытой форме нарушают право государственной собственности на животный мир в РФ (ст. 3). Четко определена компетенция Союза ССР (ст. 4) и союзных республик (ст. 5) в области регулирования отношений по охране и использованию животного мира. Предусмотрены государственное управление (ст. 6) и планирование мероприятий (ст. 7) по охране и рациональному использованию животного мира.
В ст. 8 приведены
основные требования по охране и использованию
животного мира, которые чрезвычайно
важны и развиты в некоторых
последующих статьях. Узаконено, что
при планировании и осуществлении мероприятий,
которые могут оказать воздействие на
среду обитания диких животных и состояние
животного мира, необходимо соблюдать
следующие основные требования:
сохранение видового многообразия животных
в состоянии естественной свободы;
охрана среды обитания, условий размножения
и путей миграции;
сохранение целостности естественных
сообществ животных;
научно обоснованное рациональное использование
и воспроизводство животного мира;
регулирование численности животных в
целях охраны здоровья населения и предотвращения
ущерба народному хозяйству.
Частное, но очень важное для охотничьего хозяйства значение имеют отдельные разделы, статьи и положения Закона. В ст. 11 охота названа первой среди всех форм пользования животным миром (затем следуют рыболовство, включая добывание водных беспозвоночных и морских млекопитающих, добывание животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства, и т. д.).
В Законе содержится исчерпывающий перечень путей охраны животного мира (ст. 21), сформулированы развернутые требования к проектантам, строителям, эксплуатационникам всех отраслей народного хозяйства по охране среды обитания, условий размножения и путей миграций животных (ст. 23), предусмотрены меры по предотвращению гибели животных при осуществлении производственных процессов и эксплуатации транспортных средств (ст. 24), обеспечена охрана животных при применении средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов. Принятие Закона РФ «Об охране и использовании животного мира» создали необходимые условия для дальнейшего развития собственно охотничьего законодательства, для перевода всего природопользования на современные комплексные основы.
Стран много
и охотничьи законы в них очень
разные. Большинство стремится к
разумному ограничению добычи охотничьих
животных, не стесняющему в то же
время возможности охотников. Таковы
законы и правила охоты в