Экономический механизм охотопользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Российская Федерация обладает значительными ресурсами охотничьих животных. К объектам охоты законодательно отнесены 74 вида млекопитающих и 114 видов птиц. Основными объектами охоты в настоящее время можно считать около 40 видов животных, включая диких копытных, медведей, пушных зверей и птиц.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 55.42 Кб (Скачать)

По истечении  пяти лет со дня установления максимальной площади охотничьих угодий, в случае, если площадь территорий, переданных в пользование лицу или группе лиц превышает максимальную площадь  охотничьих угодий, право долгосрочного  пользования животным миром, возникшее  на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром, прекращается при условии, что указанные лицо или группа лиц не воспользовались  правом на заключение охотхозяйственных соглашений.

Служба будет  обязана заключить охотхозяйственные соглашения с указанными пользователями в течение трех месяцев с даты обращения данных лиц в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а охотпользователи при заключении охотхозяйственных соглашений обязаны единовременно внести плату за заключение таких соглашений, определяемую как произведение ставки платы за единицу площади охотничьего угодья и площади соответствующего охотничьего угодья.

Ставка платы  за единицу площади охотничьего  угодья при заключении охотхозяйственных соглашений будет установлена Правительством Российской Федерации.

- В связи с  передачей ряда полномочий в  сфере охраны и использования  объектов животного мира от  Минсельхоза России в Министерство  природных ресурсов РФ, до 31 марта  текущего года продление действия  охотничьих билетов, выданных  государственными органами, проводится  должностными лицами Управления  Росприроднадзора по Красноярскому краю. Охотничьи билеты, выданные общественными организациями охотников и рыболовов, продлеваются в этих же организациях до 1 июля 2011 года.

С 1 апреля 2010 года выдачу, замену, продление и аннулирование  охотничьих билетов будет осуществлять служба по охране, контролю и регулированию  использования объектов животного  мира и среды их обитания Красноярского  края в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

С 1 июля 2011 года охотничьи билеты и членские охотничьи  билеты, которые выданы до указанной  даты и срок действия которых не истек, подлежат обмену на охотничьи  билеты единого федерального образца, предусмотренные законом.

Данный охотничий  билет будет выдаваться органом  исполнительной власти субъекта РФ физическим лицам, обладающим гражданской дееспособностью  в соответствии с гражданским  законодательством, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления и ознакомившимся с требованиями охотничьего минимума. Охотничий билет является документом единого федерального образца без  ограничения срока и территории его действия.

Охотничий билет  признается действующим со дня внесения сведений о нем в государственный  охотхозяйственный реестр. Ведение указанного реестра определено Законом как полномочие Российской Федерации, осуществление которого передано субъектам РФ. Реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации об охотничьих ресурсах, об их использовании и сохранении, об охотничьих угодьях, об охотниках, о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, осуществляющих виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Структура и  состав государственного охотхозяйственного реестра, порядок сбора и хранения содержащейся в нем документированной информации, а также порядок ведения и обмена информацией устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

- Законом установлено,  что любой вид охоты может  осуществляться только после  получения разрешения на добычу  охотничьих ресурсов, допускающего  отлов или отстрел одной или  нескольких особей диких животных, за исключением некоторых отдельных  случаев. Этот документ заменит  "именную разовую лицензию", которой в настоящее время  устанавливается право на добычу  конкретных объектов животного  мира.

Выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных  охотничьих угодьях осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ, а в закрепленных охотничьих угодьях - юридическим лицом или  индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения. Разрешение на добычу охотничьих ресурсов на особо охраняемых природных территориях выдается природоохранными учреждениями.

Разрешение на добычу копытных животных и медведей выдается на отлов или отстрел  одной особи таких животных. В  отношении остальных видов охотничьих ресурсов разрешение выдается на отлов  или отстрел: 
- конкретного количества особей, если установлен лимит их добычи 
- количества в пределах нормы допустимой добычи в день или в сезон (если в отношении данных видов не установлен лимит их добычи).

Таким образом, разрешение является основным документом подтверждающим право на добычу охотничьих ресурсов в закрепленных и общедоступных  угодьях. Его стоимость определяется федеральными законами, что необходимо жестко контролировать во избежание  незаконной «перепродажи» ресурсов, находящихся в собственности  РФ.

Статьей 1 одной  из целей ведения охотничьего  хозяйства определено оказание услуг  в этой сфере. В их состав включены: услуги оказываемые охотникам, услуги по изучению охотничьих угодий и иные услуги, установленные соответствующими общероссийскими классификаторами. Установлено, что охота в закрепленных угодьях осуществляется при наличии  разрешения и путевки. Путевка –  это документ, подтверждающий заключение договора об оказании охотпользователем услуг в сфере охотничьего хозяйства. Таким образом, ранее сложившаяся практика установления стоимости путевок, исходя из затрат охотпользователя на ведение охотничьего хозяйства, незаконна.

Из чего следует, что путевкой оплачиваются только реально  оказанные охотнику услуги. Погашение  общих издержек пользователя, заключившего охотхозяйственное соглашение, может быть оспорено, а не обосновано завышенная стоимость услуг подлежит рассмотрению в соответствии с антимонопольным законодательством на общих основаниях.

- До приведения  в соответствие с Федеральным  законом об охоте законов и  иных нормативных правовых актов,  регулирующих отношения в области  охоты и сохранения охотничьих  ресурсов, федеральные законы и  иные нормативные правовые акты  Российской Федерации, а также  акты законодательства Союза  ССР, действующие на территории  Российской Федерации в пределах  и в порядке, которые предусмотрены  законодательством Российской Федерации,  применяются постольку, поскольку  они не противоречат настоящему Федеральному закону.

Хочется отметить, что Закон 209-ФЗ позволит учитывать  интересы охотничьего и лесного  хозяйства, интересы юридических лиц  различных форм собственности, а также граждан — охотников и представителей КМНС. При оптимальном варианте управления охотничьим хозяйством и организации хозяйственной деятельности по использованию охотничьих ресурсов интересы охотника, охотпользователя и государства должны совпадать.

4.Охрана охотничьих ресурсов

     Современный разгул охотничьего браконьерства  вызван несколькими причинами. Главная  из них - общая экономическая депрессия  в стране, которая проявляется  в разных направлениях.

     Обнищание, голодание, озлобленность большей  части населения вынуждает идти на бесплатное использование природных  пищевых ресурсов. На незаконную добычу, прежде всего копытных животных выходит  все мужское население целых  деревень с оружием и решимостью перестрелять любую инспекцию. Работники  госохотнадзора и егерских служб охотпользователей законодательно не защищены, они не имеют адекватных прав защиты закона и своей жизни. Слабое природоохранное законодательство способствует развитию браконьерства и среди обеспеченных слоев населения. Вооружившись современными скоростными вездеходными транспортными средствами, дальнобойным оружием, такие браконьеры чувствуют себя в угодьях безнаказанными, а работники охраны не могут ни догнать, ни наказать их, стрелять на поражение они не имеют права.

     В результате массового браконьерства  в угодьях густонаселенных регионов образуется настоящая пустыня, где  выбиваются не только копытные животные, но и все что бегает и летает.

     Экономический кризис коснулся и работников охотничьего  надзора. Мизерные зарплаты толкают  их на получение взяток от уличенных  браконьеров.

     Общая экономическая ситуация сказалась  и на взаимодействии и взаимоотношениях охотничьих органов регионального  и федерального уровня. Вместо того чтобы объединять усилия в борьбе против браконьерства, за сохранение ресурсов и их разнообразие, восстановление нарушенных экосистем, охотничьи ведомства  сосредоточили свое внимание на борьбе за распределение общенародного  достояния: за территорию охотничьих угодий, предоставление прав охоты, распределение  лицензий, получение максимума различных  платежей с охотников и охотпользователей. Это тоже следствие несовершенства законодательства.

     Охотничьи ресурсы - это общенародное, общенациональное достояние. Из этого как бы само собой  вытекает, что ресурсы - государственная  собственность, т. е. распоряжаться  общенародным достоянием поручается соответствующим  государственным органам управления. Получив такое право, государственные  служащие считают необходимым использовать это право во благо ведомства или личных интересов, но не во благо общества, не для целей сохранения биоразнообразия, повышения продуктивности экосистем и т. д. Это общероссийская национальная беда - российский менталитет государственного чиновника. Бороться с этим можно только законодательно.

     Напряженность в противостоянии между государственными органами управления охотничьим хозяйством и общественными объединениями  охотников добавило и введение государственного охотничьего билета, предоставляющего охотнику право на охоту, приобретение и использование охотничьего  оружия. Раньше такое право получал  только член общества охотников. С точки  зрения социальной справедливости и  здравого смысла введение государственного билета имеет резон. Однако на практике это выливается в отток охотников  из обществ, увеличение охотничьих нагрузок на практически неохраняемые угодья государственного резервного фонда, сокращение численности обществ и их распад, утрату у охотника чувства боязни потерять легальное право на охоту: в любой момент он может приобрести любой охотничий билет.

     Компания  по изъятию охотничьих угодий у обществ  усугубляет тенденцию распада обществ.

     Вместе  с тем, единственная сила в современном  российском охотничьем хозяйстве, способная  что-то сделать в направлении  продуктивности охотничьих угодий, сохранения ресурсов, восстановления их видового состава и нарушенных экосистем - это сами охотники. Единоличные, разрозненные охотники тоже ничего не смогут сделать; необходима организационная система, роль которой выполняют общества охотников. Государственные органы не могут заменить весь спектр организационно-массовой, воспитательной, пропагандистской работы обществ; они не могут справиться со своими прямыми обязанностями - искоренением браконьерства.

     Более того, они способствуют развитию браконьерства, законодательно усложняя практическую процедуру получения охотником  права на охоту, вводя, в частности, поштучные лицензии на добываемые виды мелкой дичи, которые в сущности своей должны считаться социальным ресурсом, за право добычи, которой  охотник уже многократно заплатил: госпошлину, вступительный взнос, ежегодный  взнос, медицинскую справку, лицензию на приобретение и использование  оружия и т.д.

     Не  отстают от государственных органов  и общества охотников, которые ради своего выживания постоянно увеличивают  членские, вступительные взносы, вводят незаконную денежную компенсацию трудоучастия в охотничьих хозяйствах и т.п.

     Все это отторгает охотников от легальной, законной охоты и превращает большую  часть законопослушных граждан  в браконьеров. О каком сохранении биоразнообразия может идти речь при изложенном положении дел в сфере охраны охотничьих ресурсов?

     Если  следовать принципам социальной справедливости, общества должны заслужить  желание охотника быть членом общества, поднять экологическое мировоззрение  охотника до такого уровня, когда он добровольно и безвозмездно будет  участвовать в обогащении природных  ресурсов, но не чиновников обществ.

     Что касается простоты смены охотничьих билетов, то проблема решается очень  просто: необходим общероссийский государственный  банк данных на всех охотников с  регулярным внесением данных о персональных проступках, наказаниях, исключениях  и т.п., чтобы охотник знал, что  он не получит нигде права на охоту, если утратил за проступок любой  охотничий билет. Необходима разработка значительно более строгого законодательства и осуждения браконьеров, вплоть до приравнивания незаконной добычи копытного животного к убийству человека, как это практикуется в  ряде стран. Необходима правовая защита работников охотнадзора как государственного, так и общественного сектора.

     Пора  прекратить межведомственные войны  за собственное выживание в ущерб  общему делу сохранения, приумножения и рационального использования  охотничьих ресурсов.  Ведомственная политика ведет только к самоизоляции от охотничьей общественности, науки, практики сохранения и восстановления природных ресурсов и может привести только к социальному взрыву.

Статья 40. Государственный охотничий контроль и надзор

Информация о работе Экономический механизм охотопользования