Экономический механизм охотопользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Российская Федерация обладает значительными ресурсами охотничьих животных. К объектам охоты законодательно отнесены 74 вида млекопитающих и 114 видов птиц. Основными объектами охоты в настоящее время можно считать около 40 видов животных, включая диких копытных, медведей, пушных зверей и птиц.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 55.42 Кб (Скачать)

Ни  че просто спросила как чувствую себя

 

 

 

 

 

Введение:

Российская Федерация  обладает значительными ресурсами  охотничьих животных. К объектам охоты  законодательно отнесены 74 вида млекопитающих  и 114 видов птиц. Основными объектами  охоты в настоящее время можно  считать около 40 видов животных, включая  диких копытных, медведей, пушных зверей и птиц.

1.Современное состояние охотничьих ресурсов

 Основу охотничьего  хозяйства и его экономики  составляют охотничьи ресурсы.  Обилие животных определяет качество  охотугодий и их привлекательность для охотников и инвесторов, а также является критерием эффективности ведения охотничьего хозяйства. Пермский край располагает значительными лесными ресурсами и, как следствие, большим видовым разнообразием животных.

Так, на территории края насчитывается около 60 видов  млекопитающих, свыше 200 видов птиц. Более 30 видов млекопитающих имеют  промысловое значение. Кроме того, на территории края проводится большая  работа по акклиматизации и искусственному разведению промысловых животных –  бобра, енотовидной собаки, ондатры, песца и норки. Состояние охотничьих ресурсов Пермского края в настоящее  время не вызывает серьезных опасений, однако численность охотничьих животных на существующем уровне является недостаточной  для рационального устойчивого  использования. Количество лосей, по данным зимних маршрутных учетов последних 3-4 лет, находится в пределах 20-21 тыс.особей, 15 лет назад численность популяций лося составляла около 30 тысяч голов. Амплитуда колебаний численности кабана составляет от 0,6 до 2,9 тысячи особей.

2. Эколого-экономическая классификация охотничьих угодий и ресурсов

       Лесные  охотничьи угодья и ресурсы лесной охотничьей  фауны выступают составной частью природных ресурсов. Исходя из этого, за доступностью для специального использования охотничьи угодья и ресурсы охотничьей фауны нами предлагается делить на такие группы: потенциальные, экологически доступные, мобильные, экономически доступные, фактически использованные.К потенциальным ресурсам лесных охотничьих угодий мы предлагаем включать всю площадь лесных охотничьих угодий. К потенциальным ресурсам лесной охотничьей фауны следует относить всю численность лесной охотничьей фауны, которая проживает или временно находится в охотничьих угодьях. К экологически доступным относятся те площади лесных охотничьих угодий, которые могут быть использованы для ведения охотничьего хозяйства без экологического ущерба окружающей среде. Что касается экологически доступных ресурсов охотничьей фауны, то сюда следует отнести ту часть их потенциальных ресурсов, использование которой не нанесёт экологического ущерба как самим охотничьим животным, так и среде их обитания.

Мобильные –  это часть экологически доступных  ресурсов, которая остаётся после  изъятия из них природных и  хозяйственных потерь в процессе использования.

Экономически  доступные – это часть мобильных  ресурсов лесных охотничьих угодий, которая  может быть эффективно использована в процессе ведения охотничьего  хозяйства. Это та часть угодий, использование  которой позволяет иметь рентабельное охотохозяйственное производство. При этом уровень рентабельности должен равняться, или превышать минимальный банковский процент. Что касается лесной охотничьей фауны, то экономически доступной можно считать ту её часть, которая в процессе эксплуатации используется полностью с наименьшими затратами и наибольшей эффективностью.

К фактически использованным ресурсам относим часть экономически доступных, которая фактически используется. В данном случае – это лесные охотничьи угодья, в которых ведётся организованное охотничье хозяйство, а также те ресурсы лесной охотничьей фауны, которые выступают объектами охоты. Данные ресурсы должны быть объектами взымания платы за их специальное использование.

Классификация охотничьих угодий и ресурсов охотничьих животных за доступностью их специального использования выступает теоретической  основой для их упорядочения и  практического вычисления фактических  объёмов использования выше упомянутых природных ресурсов по сравнению  с потенциальными возможностями.

3.Нормативно-правовая база использования охотничьих ресурсов

Россия обладает богатейшими ресурсами охотничьих животных и самой большой площадью охотничьих угодий в мире. Охота в Красноярском крае имеет многовековые традиции, она воспитывает мужество, закаляет подрастающее поколение. Сейчас любительская и спортивная охота доступна тысячам охотников в крае, которые по праву считаются знатоками, любителями и верными друзьями природы. Однако столь важная отрасль до недавних пор оставалась в правовом вакууме. Регулировал ведение охотничьего хозяйства только Федеральный закон «О животном мире», но практика выявила немало пробелов в данном федеральном законе, затрудняющих или пресекающих его прямое применение к охране и использованию охотничьих животных.

Первым шагом к реформированию законодательства Российской Федерации в сфере охраны и использования объектов животного мира стало принятие Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

- Охота –  один из древнейших видов пользования  животным миром, приоритетная  и традиционная для России  форма природопользования. Для значительной  части сельского населения, коренных  малочисленных народов Севера, Сибири  и Дальнего Востока, а также  лиц, постоянно проживающих на  этих территориях, охота является  традиционным образом жизни, основным  источником дохода.

Федеральный закон  от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные  акты Российской Федерации» вступает в силу с 1 апреля 2010 года, а ряд  пунктов и статей 1 июля 2011 года.

Данный Закон  первый законодательный документ в  этой сфере в России после Закона Российской Империи «Об охоте» 1892 года. Разработка закона 209-ФЗ была вызвана  необходимостью восполнения пробела  в российском законодательстве, с  одной стороны, и приведения отношений  в сфере охраны, воспроизводства  и использования охотничьих ресурсов в соответствие с изменившимися  политическими, экономическими и социальными  реалиями, - с другой.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона "О  животном мире" охота отнесена к  одному из видов пользования животным миром. Согласно статье 41 этого же закона отношения в области охоты  и охотничьего хозяйства регулируются на основе Закона отдельным специальным  федеральным законом, которого ранее  не было, и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, а также иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

В настоящее  время отношения в области  охоты регулируются, помимо Закона 52-ФЗ, рядом нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных  органов исполнительной власти. Отношения  по ведению охотничьего хозяйства  находятся вне рамок правового  регулирования даже на подзаконном  уровне.

В результате анализа  законодательства выявлено, что в  сфере охоты и ведения охотничьего  хозяйства действует несколько  сотен подзаконных актов, изданных органами госвласти СССР, РСФСР и РФ с 1932 года. Указанные нормативные акты не систематизированы. Отсутствие специального федерального закона заставляют субъекты РФ принимать собственные нормативные акты, нормы которых нередко противоречат федеральному законодательству, затрагивают вопросы исключительного ведения РФ.

Федеральный закон  № 209-ФЗ распространяется на широкий  круг субъектов: во-первых, на Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования в  лице их органов; во-вторых, на юридических  лиц, в том числе общественные организации охотников; и, наконец, на физических лиц: граждан Российской Федерации и иностранных граждан.

Закон не устанавливает  новые права и обязанности  участников отношений в области  охоты и ведения охотничьего  хозяйства, а лишь только конкретизирует и развивает положения ранее  упомянутого Федерального закона «О животном мире» с учетом изменений  земельного, лесного, водного и гражданского законодательства

- Закон раскрывает основные понятия, которые ранее не имели единообразного толкования, такие как: охотничьи ресурсы, охотничье хозяйство, услуги в сфере охотничьего хозяйства, продукция охоты и другие. Закон также содержит нормы, которые определяют объекты охоты, устанавливают порядок осуществления права на занятие охотой, регулируют экономические отношения в сфере охотничьего хозяйства.

Законом также  определены меры контроля и надзора  в сфере охоты, мероприятия, осуществляемые в целях сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания, и регламентирован  порядок их проведения. Установлены  полномочия органов государственной  власти Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации и местного самоуправления в области охоты  и сохранения охотничьих ресурсов.

Определены подзаконные  нормативные правовые акты, которые  в целях конкретизации норм Закона должны быть изданы Правительством РФ, уполномоченным федеральным органом  исполнительной власти, и органом  исполнительной власти субъекта РФ.

- В соответствии  с Законом могут осуществляться  такие виды охоты, как промысловая  охота, любительская и спортивная  охота, охота в целях обеспечения  ведения традиционного образа  жизни и осуществления традиционной  хозяйственной деятельности коренных  малочисленных народов Севера, Сибири  и Дальнего Востока. 

К понятию "охота" Законом отнесены также: охота в  целях осуществления научно-исследовательской  деятельности, образовательной деятельности; охота в целях регулирования  численности охотничьих ресурсов; охота  в целях акклиматизации, переселения  и гибридизации охотничьих ресурсов; охота в целях содержания и  разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания. Два последних вида охоты могут осуществляться только посредством отлова животных.

К "охотничьим ресурсам", т.е. к объектам животного  мира, которые могут использоваться в целях охоты, Законом отнесены 51 вид млекопитающих и 39 видов  птиц. Субъектам РФ предоставлено  право относить к охотничьим ресурсам и другие виды млекопитающих и птиц, за исключением занесенных в Красную книгу РФ или в красные книги субъектов РФ.

Охотничьи угодья подразделяются на охотничьи угодья, которые используются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями  на основаниях, предусмотренных Законом (закрепленные охотничьи угодья), и  охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать  в целях охоты (общедоступные  охотничьи угодья). Общедоступные  охотничьи угодья должны составлять не менее чем двадцать процентов  от общей площади охотничьих угодий субъекта РФ.

- В целях привлечения  инвестиций в охотничье хозяйство  с юридическими лицами, индивидуальными  предпринимателями заключаются  специальные соглашения - "охотхозяйственные соглашения" - на срок от двадцати до сорока девяти лет. Необходимо отметить, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти может устанавливаться максимальная площадь охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения.

По данному  соглашению одна сторона (юридическое  лицо или ИП) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта РФ) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.

Примерная форма  такого соглашения будет утверждена Минприроды России. Порядок организации  и проведения аукциона подробно регламентирован  статьей 28 Закона. Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наиболее высокую цену за право заключить  охотхозяйственное соглашение (или участник аукциона, сделавший предпоследнее предложение о цене, если победитель аукциона уклонился от заключения охотхозяйственного соглашения, либо единственный участник аукциона, если в аукционе участвовало менее чем два участника). Средства, полученные от продажи права на заключение охотхозяйственного соглашения подлежат, перечислению организатором аукциона в доход бюджета субъекта РФ, на территории которого расположено охотничье угодье.

Теперь об охотпользователях, уже получивших долгосрочную лицензию на право пользования объектами животного мира: Данное право сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий. Долгосрочные лицензии, действующие в настоящее время не подлежат продлению. Вместе с тем, юридические лица, индивидуальные предприниматели - владельцы долгосрочных лицензий вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, закрепленных за ними без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.

Информация о работе Экономический механизм охотопользования