Эколого-экономический механизм природопользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 20:49, контрольная работа

Краткое описание

Опыт многих индустриально развитых стран мира свидетельствует о том, что как в формировании рыночной экономики, так и в обеспечении ее эффективного функционирования важная роль принадлежит государству. Даже в тех странах, где официально провозглашается принцип невмешательства государства в хозяйственные процессы, на деле оно активно влияет на развитие экономики. Особенно это относится к такой ее неординарной сфере, как природопользование, где диапазон государственного воздействия может быть весьма широким – от прямого административного принуждения до формирования институциональных условий рыночного саморегулирования тех или иных областей природопользования.

Оглавление

1.Задачи, составные части и типы экономического механизма управления природопользованием.
2.Система лимитов и платежей за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 52.78 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

1.Задачи, составные части и типы экономического механизма управления природопользованием.

2.Система лимитов и платежей за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды.

 

1.Задачи, составные части  и типы экономического механизма управления природопользованием

     Опыт  многих индустриально развитых стран  мира свидетельствует о том, что  как в формировании рыночной экономики, так и в обеспечении ее эффективного функционирования важная роль принадлежит  государству. Даже в тех странах, где официально провозглашается  принцип невмешательства государства  в хозяйственные процессы, на деле оно активно влияет на развитие экономики. Особенно это относится к такой  ее неординарной сфере, как природопользование, где диапазон государственного воздействия  может быть весьма широким – от прямого административного принуждения  до формирования институциональных  условий рыночного саморегулирования  тех или иных областей природопользования.

     Институциональные механизмы регулирования социально-экономических процессов представляют собой совокупность институтов, т.е. элементов социальной структуры общества, форм организации и регулирования его жизни посредством закрепления правовых норм и правил, использования системы учреждений, организаций, управленческих структур, разрабатывающих и контролирующих выполнение этих норм и правил. Одним из институциональных механизмов, осуществляющих государственное регулирование и управление экономикой и ее отдельными структурными звеньями, является хозяйственный механизм, который представляет собой систему форм и методов организации и регулирования экономической жизни общества [1, с.200].

     Такими  формами и методами выступают  экономическая политика, организация  прогнозирования, планирования, финансирования хозяйственных процессов, экономическое  стимулирование, деятельность управленческих структур, хозяйственное законодательство. Хозяйственный механизм выполняет  следующие основные функции:

     - обеспечивает взаимосвязанность,  сбалансированность всех структурных элементов общественного производства как целостной системы;

     - согласовывает экономические интересы  общества, коллективов, каждого работника,  отдельных предпринимателей. Способность  хозяйственного механизма согласовывать  экономические интересы может  служить критерием его совершенства;

     - претворяет в жизнь экономическую  политику государства, его стратегические  цели и тактические задачи.

     Таким образом, экономический механизм природопользования – это совокупность плановых, финансовых, товарно-рыночных, организационно-административных и иных мер, воздействующих на поведение людей в сфере производства товарной продукции и способных создать материальную заинтересованность товаропроизводителей и иных участников процесса материального производства в соблюдении экологических требований [2, с.216].

     Экономический механизм охраны окружающей природной среды имеет своими задачами:

  • планирование и финансирование природоохранных мероприятий;
  • установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;
  • установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
  • предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;
  • возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.[3]

     По  мнению ученых, главная специфическая  особенность нового экономического механизма — сделать охрану окружающей среды составной частью производственно-коммерческой деятельности, чтобы хозяйственник, предприниматель был заинтересован в охране окружающей среды не меньше, чем он заинтересован в выпуске конкурентоспособной продукции.

     В самом общем виде можно выделить три типа экономических механизмов природопользования:

     Первый  тип - компенсирующий (мягкий, пассивный) механизм, либеральный в экологическом  отношении. Он ставит самые общие  ограничительные экологические  рамки для экономического развития отраслей и секторов, практически  не тормозя его. Данный тип экономического механизма направлен, главным образом, на компенсацию негативных экологических последствий, и слабо влияет на темпы и масштабы развития. Именно такой тип механизма природопользования свойствен техногенному типу развития экономики. Он направлен главным образом на борьбу с негативными экологическими последствиями экономического развития, а не с причинами возникновения экологических деформаций. Такой мягкий механизм сейчас формируется в России.

     Второй  тип - стимулирующий развитие экологосбалансированных и природоохранных производств и видов деятельности. Ведущее место в функционировании такого механизма природопользования играют рыночные инструменты. Он способствует увеличению производства на базе новых технологий, позволяет улучшить использование и охрану природных ресурсов. Примером такого механизма может стать создание благоприятной экономической среды для развития биологического (органического) сельского хозяйства. В теоретическом плане данный тип свойствен слабой устойчивости.

     Третий  тип экономического механизма природопользования можно охарактеризовать как жесткий, «подавляющий». Этот механизм использует административные и рыночные инструменты и посредством жесткой правовой, налоговой, кредитной, штрафной политики практически подавляет, прессингует развитие определенных отраслей и комплексов в области расширения их природного базиса, в целом способствуя экономии использования природных ресурсов. Этот тип механизма характерен для сильной устойчивости.

     В реальной действительности данные механизмы  природопользования не существуют в  чистом виде, неизбежно их сочетание. Экономический механизм приропользования должен стать частью общего механизма, регулирующего функционирование отдельных производств в природно-продуктовой вертикали, и быть ориентированным на конечные результаты.

     Налоговая система для природно-продуктовой  вертикали для жесткого механизма  природопользования должна быть устроена таким образом, чтобы на первых этапах природно-продуктовой вертикали налоги были максимальными (для «подавления» природоэксплуатирующей деятельности), и они должны убывать по мере приближения к стадии конечной продукции (для стимулирования высокотехнологичных, инфраструктурных, перерабатывающих и обрабатывающих отраслей).

     Перед лесным комплексом проблемы определения  концепции развития стоят достаточно остро. Если учесть, что затраты древесины  в российской экономике на производство конечного продукта в 4-6 раз выше по сравнению с развитыми странами, то очевидно, что экономический механизм в природопользовании должен быть ориентирован на стабилизацию и сокращение заготовок  древесины (высокая поденная плата, большие налоги на расширение лесосеки, ограничение территорий лесозаготовок  и пр.).

     Загрязнители окружающей среды, производящие негативные экстерналии, должны компенсировать связанный с этим ущерб обществу. Это можно осуществить при наложении на загрязнителя специального налога для исправления несовершенств рыночного механизма, интернализации экстерналий, введение которого теоретически обосновал А.Пигу (налог Пигу или Пигувианский налог).

     На  схеме показано образование и  величина оптимального налога (налога Пигу) на загрязнение.

 
Оптимальный налог (налог  Пигу) на загрязнение 
Обозначения: 1 - предельная чистая частная прибыль; 2 - предельные внешние издержки.

     Очевидно, что уровень производства на предприятии  будет стремиться к Qm, так как до этого показателя предприятие получает прибыль (точки на кривой предельной чистой прибыли 1 больше 0). Величина загрязнения при производстве Qm составит Zm. В условиях загрязнения для достижения общественно оптимального уровня производства на уровне Qs государство должно ввести налог, равный величине ущерба от загрязнения (кривая предельных экстернальных издержек 2). Уровень налога равен t, и он определяется точкой пересечения кривых предельной чистой прибыли и предельных внешних издержек. Теперь за каждую единицу произведенной «загрязняющей» продукции предприятие должно платить государству налог t. В том случае, если предприятие решит производить продукции больше общественно оптимального уровня (Qs), величина получаемой прибыли (линия 1) станет меньше налога t, и такой уровень производства будет убыточным для предприятия.

     Тем самым введение налога на загрязнение  создает у предприятия стимул держаться в «общественно приемлемых рамках» и сократить уровень  производства до Qs, при котором достигается общественно оптимальный уровень загрязнения Zs.

     С практической точки зрения введение оптимального налога на загрязнение  вызывает существенные трудности. идеальный налог Пигу должен точно отражать экстернальные издержки от загрязнения. Практически это трудно осуществимо с точки зрения конкретных расчетов, Введение оптимального налога на загрязнение нереально и в силу его величины и тяжелой ситуации в экономике.

     В современных условиях можно выделить следующие составные части формирующегося экономического механизма природопользования:

     —система экономических инструментов природоохранной деятельности;

     — система финансирования природоохранных  мероприятий;

     — платность природопользования;

     — ценообразование с учетом экологического фактора на первичные и вторичные  ресурсы;

     — создание рынка природных ресурсов;

     — экологическое страхование;

     — создание механизма реализации государственных  и региональных экологических программ.

     Все эти направления взаимосвязаны  между собой, часто взаимообусловлены  и пересекаются на практике. сам механизм природопользования должен носить рыночный характер, однако «правила игры» устанавливаются государством.

     Система экономических инструментов природоохранной  деятельности включает в себя: налоговую  политику, субсидии и льготное кредитование, ускоренную амортизацию фондов природоохранного назначения передачу прав на загрязнение, использование принципа   «залог-возврат», штрафы, платежи за загрязнение и размещение отходов.

     Эффективным инструментом считаются налоги. Экологические (их часто называют «зеленые») налоги призваны решать по крайней мере две задачи: : во-первых, сделать стоимость продукции более приближенной к затратам на ее производство, в т.ч. природных ресурсов и ущербов, наносимых окружающей среде, во-вторых, способствовать компенсации экологического ущерба самими загрязнителями, а не всем обществом (т.е. способствовать реализации принципа «загрязнитель платит» и интернационализации, «замыканию» затрат). «Зеленые» налоги могут выполнять как стимулирующую роль для развития экологосбалансированных производств и видов деятельности, так и «подавляющую» для природоемкой деятельности.

     В экологоориентированной налоговой системе выделяются четыре ас­пекта: отраслевой, технологический, региональный и продуктовый. Напри­мер, в начале природо-продуктовой цепочки, соединяющей первичные при­родные факторы производства с конечной продукцией, налоги на природо-эксплуатирующие отрасли и сектора могут играть роль пресса, подавляю­щего природоемкую деятельность или переориентирующего ее на эколо-госбалансированную. При этом пониженные налоги должны применяться при применении ресурсосберегающих и малоотходных технологий. В ре­гионах с напряженной экологической ситуацией система налогообложения должна быть направлена на стимулирование дополнительных затрат на природоохранные мероприятия. Повышенные налоги могут использоваться при обложении экологически опасной продукции - озоноразрушающих препаратов, этилированного бензина, пестицидов, энергоемкой техники и пр. В Норвегии, например, за счет налогов на минеральные удобрения и пестициды финансируются программы развития экологосбалансированного сельского хозяйства.[4,с.480]

Информация о работе Эколого-экономический механизм природопользования