Эколого-экономический механизм природопользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 20:49, контрольная работа

Краткое описание

Опыт многих индустриально развитых стран мира свидетельствует о том, что как в формировании рыночной экономики, так и в обеспечении ее эффективного функционирования важная роль принадлежит государству. Даже в тех странах, где официально провозглашается принцип невмешательства государства в хозяйственные процессы, на деле оно активно влияет на развитие экономики. Особенно это относится к такой ее неординарной сфере, как природопользование, где диапазон государственного воздействия может быть весьма широким – от прямого административного принуждения до формирования институциональных условий рыночного саморегулирования тех или иных областей природопользования.

Оглавление

1.Задачи, составные части и типы экономического механизма управления природопользованием.
2.Система лимитов и платежей за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 52.78 Кб (Скачать)

 

2.СИСТЕМА  ЛИМИТОВ И ПЛАТЕЖЕЙ  ЗА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ  И ЗАГРЯЗНЕНИЕ  ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

     Платность использования природных ресурсов установлена Законом РФ "Об охране окружающей природной среды" в 1991 г. (ст.20.) 

     Плата взимается за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов  и другие виды загрязнения. Плата  за загрязнения окружающей природной  среды относится к обязательным платежам. Плательщиками указанной  платы являются предприятия, учреждения, организации, юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные  с природопользованием.

     Чтобы рассчитать размер платежей необходимо знать количество направленных на захоронение  отходов, выбросов в атмосферу и  водные объекты, и базовые нормативы  платы. Предельно-допустимые количества (лимиты) загрязняющих веществ и  отходов устанавливаются в разрешениях, выдаваемых территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ.

     Если  фактические объемы по итогам года превышают установленные лимиты, то плата за объемы превышения взимается  в 5-кратном размере. Если отсутствует  разрешение, т.е. не установлены лимиты, то 5-и кратный коэффициент применяется  ко всему фактическому объему загрязняющих веществ и отходов.Действующими нормативными актами предусмотрена уплата нескольких видов экологических платежей.

     К ним относятся:

     ● плата за выбросы загрязняющих веществ (в том числе от стационарных и  передвижных источников);

     ● плата за сбросы загрязняющих веществ  в водные объекты;

     ● плата за размещение отходов;

     ● плата за другие виды вредного воздействия  на окружающую среду.

     Определение конкретных размеров указанных платежей зависит от объема выброса (сброса) загрязняющего вещества и объема размещенных отходов (далее по тексту загрязнение). При этом следует иметь  в виду, что базовые нормативы  платы и конкретные ставки платы, устанавливаемые на их основании  в регионах, определены не только по видам загрязняющих веществ, но и  в зависимости от того, произошло  загрязнение в пределах установленных  норм или с их превышением. Установлены  два вида базовых нормативов платы  по каждому виду загрязняющего вещества (отхода) с учетом степени вредного воздействия и опасности для  окружающей природной среды и  здоровья населения:

     а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

     б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных  лимитов (временно согласованных нормативов).

     Выбросы загрязняющих веществ – это различные  разновидности отходов, попадающие в окружающую среду в результате жизнедеятельности человека.

     Выбросы загрязняющих веществ являются, пожалуй, главной экологической проблемой  на сегодняшний день. Проблемой, которая  требует не только тщательного изучения, но и скорейшего разрешения. Наибольший процент выбросов загрязняющих веществ  на сегодняшнее время приходится на промышленные предприятия. Именно они  таят в себе едва ли не главную угрозу окружающей среде. Выбросы загрязняющих веществ, попадая в атмосферу, литосферу  и гидросферу, разрушают эти экосистемы, делая их либо малопригодными для  существования жизни, либо же совсем непригодными.

     Выбросы загрязняющих веществ оказывают  вредное воздействие на людей, животных, растения, почву, воду, здания, вызывают коррозию изделий из металла, понижают прозрачность атмосферы, повышают влажность воздуха, увеличивают количество туманов, уменьшают видимость и т.д.

     Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, представляют собой, в основном, летучие  газообразные химические вещества. Как  показывают результаты экологических  исследований, выбросы в атмосферу, ее загрязнение, являются одними из самых  мощных и постоянных факторов негативного  воздействия на человека и окружающую его природную среду. И в этом нет ничего удивительного. Промышленные предприятия, бытовые котельные, а  также автомобильный транспорт, выбрасывающий ежедневно в приземную  атмосферу огромное количество ядовитых выхлопов, что приводит к постоянно  растущему накоплению в атмосфере  углекислого газа, являются сильнейшим загрязнителем окружающей среды. Естественно, наибольшее количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферу происходит в больших городах.

     Жестокую  плату за выбросы загрязняющих веществ, как правило, приходится платить, людям, находящимся в эпицентре районов, в котором расположены источники  выбросов. Это, в первую очередь, промышленные районы, в которых сосредоточены  заводы, фабрики и т.д. Выбросы  в атмосферу, загрязняя воздух, могут  привести к расстройству центральной  нервной системы, раку легких, кожи и горла, аллергическим и различным  респираторным заболеваниям, к отклонениям  у новорожденных детей и многим другим болезням, которые могут появиться  в зависимости от вида вредных  веществ находящихся в воздухе.

     За  сброс загрязняющих веществ, как  для промышленных предприятий, так  и для передвижных источников устанавливается своя плата. Рассмотрим на примере расчет выброса загрязняющих веществ от передвижных источников.

     Плата за выбросы загрязняющих веществ  определяется путем математического  расчета по формуле, в которой  принимаются в расчет следующие  составляющие:

     -Вид загрязняющего вещества.

     -Удельная плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании 1тонны топлива.

     -Базовый норматив платы за выброс 1 тонны загрязняющего вещества, размеры которого не допускают предельно допустимые выбросы.

     -Масса загрязняющего вещества, содержащегося в выхлопных газах технически исправного транспортного средства.

     Под загрязнением водных объектов понимается сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование  в них вредных веществ, которые  ухудшают качество поверхностных и  подземных вод, ограничивают использование  или негативно влияют на состояние  дна и берегов водных объектов [6, с.3], т.е. привнесение в воды инородных веществ, соединений, которые запрещено привносить в водные объекты либо на привнесение которых установлены особые ограничения (по количеству, качественному составу, времени и т.п.). Под засорением понимается сброс или поступление иным образом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов [6, с.3], т.е. привнесение предметов и частиц, не смешивающихся, не растворяющихся в воде, но также меняющих качество вод и препятствующих их нормальному использованию.

     Накопление отходов — это временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования, например, в мусорных  контейнерах. Размещение отходов — это хранение и захоронение отходов в специально оборудованных местах, например, на полигона свалках. Причём такие специально оборудованные места должны учитываться в специальном реестре. Даже в этом приближении понятно, что большинство фирм и предпринимателей не имеют никакого отношения к размещению мусора. Они заключают договоры со специализированными организациями на вывоз мусора либо — при аренде помещений в офисных центрах — проблемами мусора занимаются сами. Возможны ещё различные варианты взаимодействия с ТСЖ или управляющими компаниями, но сути понятий они не меняют.

       
 
 
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 

 

     

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     1. Шимова О.С., Соколовский Н.К. Экономика природопользования. М.: Инфра-М, 2005.

     2. Глушкова В.Г., Макар С.В. Экономика природопользования. М.: Гардарики, 2005.

     3. Закон РСФСР «Об охране окружающей  природной среды» от 19.12.91

№ 2060-1

      4. Государственное управление основы теории и организации. В 2 т. Т. 2 - ред. В.А. Козбаненко Изд. 2-е, с изм. и доп. - М: «Статут», 2002.

     5. Экология и экономика природопользования: Учеб. для вузов / Под ред. проф. Э.В. Гирусова, проф. В.Н. Лопатина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002.

     6.Водный  кодекс 
 

Информация о работе Эколого-экономический механизм природопользования