Экономические механизмы лесопользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2015 в 12:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение экономического механизма лесопользования.
Задачи работы:
изучить особенности государственной политики в области лесным фондом;
выявить особенности экономического механизма лесопользования;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………2-3
1. Государственная политика в области управления лесным фондом: приоритеты, цели, субъекты управления…………………………………….4-12
1.1. Государственное управление лесным фондом…………………………...4-8
1.2. Субъекты управления лесным фондом…………………………………9-12
2. Особенности экономического механизма лесопользования……………13-18
2.1. Специфика экономического механизма лесопользования……………13-15
2.2. Практическая оценка лесопользования по регионам…………………18-20
Заключение…………………………………………………………………...20-22
Список использованных литературных источников………………………23-24

Файлы: 1 файл

Economiceskii mehanizm lesopolzovanija НУЖНЫЙ.doc

— 198.00 Кб (Скачать)

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 «Вологодский  государственный университет»

 

Факультет экологии

 

Кафедра геоэкологии и инженерной геологии

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Дисциплина: «Экономика природопользования»

Наименование темы: «Экономические механизмы лесопользования»

Код  работы КР 30

                                                  

 

 

 

Руководитель

доцент  Белоусова В. П

Выполнил (а)

                              Сакеева Е. Н.

Группа, курс

ФЭБЭ – 31, 3 курс

Дата сдачи

_______________________________

Дата защиты

Оценка по защите

______________________________________

_______________________________________


 

 

 

 

 

Вологда

2015 
Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………2-3

1. Государственная политика в области управления лесным фондом: приоритеты, цели, субъекты управления…………………………………….4-12

1.1. Государственное управление лесным фондом…………………………...4-8

1.2. Субъекты управления лесным фондом…………………………………9-12

2. Особенности  экономического механизма лесопользования……………13-18

2.1. Специфика экономического механизма лесопользования……………13-15

2.2. Практическая оценка  лесопользования по регионам…………………18-20

Заключение…………………………………………………………………...20-22

Список использованных литературных источников………………………23-24

 

Введение

 

Одной из важнейших проблем на современном этапе развития является сохранение лесного фонда России. Лесная экосистема последние годы подвергается серьезным испытаниям, среди которых массовое уничтожение лесов России, нелегальные обороты лесного фонда.

В современных условиях интенсивного использования лесного фонда как одной из важнейших составляющих экономики, все более актуальной задачей, становится проблема эффективности экономического механизма лесопользования.

Одной из основных задач государственного регулирования лесного фонда является обеспечение такого механизма лесопользования, экономического характера, который позволил бы быть реальной основой для воспроизводства лесов, для рационального использования и оптимизированного управления лесным фондом.

Управление лесным хозяйством на сегодняшний день, согласно федеральному принципу государственности распределено по трем уровням власти:

    • федеральный,
    • региональный,
    • уровень местного самоуправления.

Соответственно в практическом смысле большое значение имеет проблема эффективного управления на местах, в субъектах РФ и на уровне муниципальной власти. В настоящее время создается практический механизм мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Цель работы – изучение экономического механизма лесопользования.

Задачи работы:

  • изучить особенности государственной политики в области лесным фондом;
  • выявить особенности экономического механизма лесопользования;

Проблема управления лесным фондом недостаточно разработана в научной литературе, нет комплексных исследований по проблеме. Нет исследований направленных на изучение эффективности экономического механизма лесопользования на региональном уровне и в особенности на муниципальном.

Обращение к проблеме эффективного управления землями лесного фонда имеет значение в связи с оценкой земель лесного фонда как стратегического ресурса России.

 

 

1.Государственная политика в области управления лесным фондом: приоритеты, цели, субъекты управления

1.1 Государственное управление лесным фондом

Лес на современном этапе развития экосистемы играет тройную роль, с одной стороны, лес, являясь одной из главных составляющих частей окружающей среды человека, в большой степени влияет на климат, наличие чистой воды, чистого воздуха, защищает сельскохозяйственные земли, обеспечивает места для комфортного проживания и отдыха людей, сохраняет разнообразие живой природы[7].

Леса являются главной средой обитания примерно для трех четвертей всех видов растений, животных и грибов, существующих на нашей планете, и большинство этих видов без леса существовать просто не может. Сохранение разнообразия лесов Земли, и в первую очередь, диких лесов до сих пор живущих по законам дикой природы, при минимальном вмешательстве человека имеет ключевое значение для сохранения всего многообразия жизни, включая разнообразие генов, видов, экосистем и связывающих их эволюционных и функциональных процессов (средообразующая или экологическая роль леса). С другой стороны, лес - источник множества материальных ресурсов без которых человечество не может обойтись в обозримом будущем: древесина для строительства, производства бумаги и мебели, дров пищевых и лекарственных растений и др. (экономическая или ресурсная роль леса)[7].

С третьей стороны, лес - часть той культурно-исторической среды, под воздействием которой формируются культура и обычаи целых народов, источник работы, независимости и материального благополучия значительной части населения, особенно тех, кто живет в лесных деревнях и поселках (социальная роль леса)[7].

Таким образом, леса выполняют целый ряд важнейших и уникальных эколого-экономических функций. В связи с этим оценка леса должна носить комплексный, интегрированный характер. По имеющимся оценкам, эколого-экономический доход от использования указанных выше функций лесов превышает прямой доход от производственной деятельности в сфере лесопользования. Тем не менее, человечество до сих пор рассматривает леса в первую очередь как источник уникального и незаменимого сырьевого ресурса. Этот ресурс продается на рынке и имеет устойчивую рыночную оценку. Хорошо поддаются измерению также издержки лесоэксплуатации. Если это естественные леса, то можно подсчитать затраты, связанные с вывозкой древесины. Если леса искусственные, то затраты складываются из издержек на приобретение земли, на лесонасаждение, поддержание посадок в необходимом состоянии и их эксплуатацию. Все остальные факторы, связанные с существованием лесов, на рынках не функционируют, а их проявления не фиксируются в рыночных оценках, т.е. функции леса с точки зрения экономической стоимости оказываются нулевыми[7].

Россия является самой многолесной державой мира. На ее долю приходится 22% всего мирового лесного покрова, четверть древесных запасов и 15% связанного с ними глобального объема углерода. В настоящее время общая площадь лесов России составляет 1, 826 млн. га, в том числе покрытых лесом земель-771 млн. га (65%), с запасом древесины 81,6 млрд. куб.м[9].

Различают хвойные, лиственные (как чистые, так и смешанные), листопадные и вечнозеленые леса[9].

Леса России представлены в основном хвойными породами - 78 %, мягколиственными - 19% и твердолитсвенными - 3%. Общий запас древесины на покрытых лесом землях составляет 81,3 млрд. куб. м.[8].

Средний ежегодный прирост запаса древесины на 1 га колеблется от 0,5 до 4 куб.м в зависимости от климатических условий и составляет 830 млн. куб. м.[8].

Структура земель лесного фонда. Общая площадь лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд составляет 1181,9 млн. га с запасом древесины 83,3 млрд. м3. (Смотри: Таблица 1)

Таблица 1.

 

Общие сведения о лесном фонде РФ и лесах, не входящих в лесной фонд (по состоянию на 01.01.2008 г.)

 

 

Общая площадь лесного фонда и ее распределение по категориям земель остаются относительно стабильными со второй половины прошлого века. Площадь лесных земель увеличилась за анализируемый период времени на 2,3%, в том числе покрытых лесной растительностью на 9,1%. площадь пустующих (не покрытых лесной растительностью) лесных земель - гарей, вырубок, погибших древостоев, пустырей и прогалин уменьшилась на 32,1%.

Лесистость территории РФ возросла с 41,3 до 45,4%[10].

В лесном фонде имеется около 4,1 млн. га сенокосов и около 55,9 млн. га пастбищных угодий. Преобладают сенокосы среднего и низкого качества, средняя урожайность которых составляет соответственно около 10 и 8,5 ц/га. лесные сенокосы отличаются также мелкоконтурностью и разобщенностью участков[10].

Большинство определений и рассуждений о лесной политике базируются на классическом определении экономической политики, данном Я. Тинбергеном, о том, что «политика включает в себя обдуманное использование набора средств для достижения определенной цели»[3].

Все многообразие целей лесной политики можно свести к основополагающему триединству социальных, экономических и экологических целей. Приоритет в этом триединстве может принадлежать той или иной цели/целям в зависимости от потребностей общества по отношению к лесным ресурсам и услугам. На потребности общества существенное влияние оказывает фактор времени, что ведет к различной значимости целей лесной политики на разных этапах развития общества[4].

По мнению Н.Е.Антоновой «национальная лесная политика есть совокупность ранжируемых, исходя из общественных приоритетов на каждом данном этапе, социальных, экологических и экономических целей в области использования полезностей леса как совокупности природной среды и лесных ресурсов при данных институтах и инструментах, применяемых для реализации этих целей»[3].

Согласно точке зрения А.С.Исаева, Г.Н.Коровина «под национальной лесной политикой понимается политика государства в отношении лесов, определяющая образ действий всех участников лесных отношений, направленных на обеспечение охраны, воспроизводства и рационального использования лесных ресурсов и услуг леса, необходимых обществу в настоящее время и в будущем»[10].

Национальная лесная политика должна формироваться в соответствии с нормами конституционного права, гражданского и иного законодательства, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Она должна учитывать приоритеты и глобальные цели международной лесной политики, требующие согласованных усилий многих государств, а также инструменты, используемые для достижения этих целей[10].

Приоритеты общества могут быть различны на разных этапах его развития, соответственно генеральная совокупность целей может сохраниться на очень продолжительном отрезке времени, но их ранжирование внутри этой совокупности может измениться. С развитием научно-технического прогресса, изменением потребностей общества часть целей, в основном экономического характера, меняется, но базовые цели по сохранению таких функций лесов, как обеспечение кислородом, рекреационная, защита биоразнообразия, водо- и почвоохранная и др., остаются на протяжении существования человечества[10].

Опыт многолесных стран по формированию лесной политики показывает, что на современном этапе общим для этих стран является, наряду с обеспечением потребностей экономики страны в древесине, обеспечение социальных (эстетических, рекреационных) потребностей населения и поддержание биоразнообразия лесов[10].

С точки зрения затрат и отдачи от лесов все многообразие целей лесной политики «можно свести к двум группам: цели, направленные на восстановление, охрану и защиту лесов, и цели, связанные с использованием лесных ресурсов». При этом, если реализация первой группы целей сопряжена для собственника лесов (имеется в виду в основном государство) расходами, то претворение в жизнь второй группы целей обеспечивает собственнику доходы через платежи за пользование и налоги[6].

 

 

1.2. Субъекты управления лесным фондом

Лесной комплекс с точки зрения действующих в нем субъектов можно представить в виде полицентрической системы, управление в которой осуществляется из нескольких центров, имеющих свою систему предпочтений, т. е. набор желательных для данного субъекта параметров конечного состояния системы «лесной комплекс». Интересы и предпочтения, в свою очередь, трансформируются в цели и средства по их достижению, т. е. в лесную политику. К таким субъектам можно отнести государство, органы местного самоуправления, представителей лесного бизнеса, население, общественные организации. Все они являются субъектами лесной политики, выступая как на стороне ее продуцентов, так и реципиентов[5].

Выразителем национальной лесной политики является государство в лице органов власти, которые выступают ее продуцентами. К реципиентам лесной политики относятся в первую очередь лесопользователи, различные типы которых по-разному реагируют на применяемые институциональные воздействия[5].

На сегодняшний день федеральным органом управления лесным хозяйством является Министерство природных ресурсов РФ (далее МПР РФ). В ведении МПР РФ находятся Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное агентство лесного хозяйства и Федеральное агентство водных ресурсов[1,2].

Осуществление государственного мониторинга лесов возложено на Федеральное агентство лесного хозяйства. Помимо этого согласно Положению «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» (утв. Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 года № 283) агентство осуществляет определение зоны авиационной охраны лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов, организует охрану и защиту лесов наземными и авиационными методами в пределах своей компетенции и осуществление мероприятий по охране и защите лесов, борьбе с вредителями и болезнями леса и лесными пожарами[2].

Информация о работе Экономические механизмы лесопользования