Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 15:30, контрольная работа
Экономический механизм охраны окружающей природной среды. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. Корректирующие налоги и субсидии. Система экономических инструментов природоохранной деятельности.
1. Задачи, составные части и типы экономического механизма управления природопользованием.................................................................................................3
2.Система лимитов и платежей за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды......................................................................................................8
3. Экологическое страхование и экологический аудит.......................................14
Список литературы................................................................................................17
Содержание
1. Задачи, составные части и типы
экономического механизма
2.Система лимитов и
платежей за природные ресурсы
и загрязнение окружающей среды.........................
3. Экологическое страхование
и экологический аудит.........
Список литературы....................
Эколого-экономический механизм природопользования
1.Задачи, составные части
и типы экономического
Современные темпы экономического развития обострили проблему ограниченности природных ресурсов, возникла необходимость повышения экологических требований к экономике. Следует подчеркнуть, что само экономическое развитие внутренне противоречиво: с одной стороны, оно порождает ряд острых экологических проблем, а с другой — в самом экономическом развитии заложена основа для устранения этих противоречий.
Раскрыть природу этих противоречий — значит понять связь двух систем: общественного производства и окружающей среды. При этом необходимо помнить, что в системе «экономика-среда» не может быть отдано предпочтение ни одной части. Необходимо обеспечить такое взаимодействие, при котором высокие темпы расширенного воспроизводства, экономического роста и повышения народного благосостояния сочетались бы не только с сохранением, но и непрерывным улучшением и развитием как отдельных компонентов, так и всей окружающей природной среды.
Экономический механизм охраны окружающей среды - совокупность предусмотренных экономических мер обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования. Основы правового регулирования экономического механизма охраны окружающей среды установлены Законом «Об охране окружающей среды».
Экономический механизм охраны окружающей природной среды имеет своими задачами:
В самом общем виде можно выделить три типа экономических механизмов природопользования.
Первый тип - компенсирующий (мягкий, пассивный) механизм, либеральный в экологическом отношении. Он ставит самые общие ограничительные экологические рамки для экономического развития отраслей и секторов, практически не тормозя его. Данный тип экономического механизма направлен, главным образом, на компенсацию негативных экологических последствий, и слабо влияет на темпы и масштабы развития. Именно такой тип механизма природопользования свойствен техногенному типу развития экономики. Он направлен главным образом на борьбу с негативными экологическими последствиями экономического развития, а не с причинами возникновения экологических деформаций. Такой мягкий механизм сейчас формируется в России.
Второй тип — стимулирующий развитие экологосбалансированных и природоохранных производств и видов деятельности. Ведущее место в функционировании такого механизма природопользования играют рыночные инструменты. Он способствует увеличению производства на базе новых технологий, позволяет улучшить использование и охрану природных ресурсов. Примером такого механизма может стать создание благоприятной экономической среды для развития биологического (органического) сельского хозяйства. В теоретическом плане данный тип свойствен слабой устойчивости.
Третий тип экономического механизма природопользования можно охарактеризовать как жесткий, «подавляющий». Этот механизм использует административные и рыночные инструменты и посредством жесткой правовой, налоговой, кредитной, штрафной политики практически подавляет, прессингует развитие определенных отраслей и комплексов в области расширения их природного базиса, в целом способствуя экономии использования природных ресурсов. Этот тип механизма характерен для сильной устойчивости. В реальной действительности данные механизмы природопользования не существуют в чистом виде. Неизбежно их сочетание. Многое зависит от конкретных технологий, производств, видов деятельности. Например, в ближайшем будущем с позиций экологизации экономического развития целесообразно сочетание стимулирующего и жесткого механизмов. Для аграрного сектора это будет уже упоминавшееся стимулирование развития биологического сельского хозяйства в сочетании с экономическими инструментами, свойственными жесткому механизму природопользования и направленными на «подавление» техногенного типа сельского хозяйства (минимизация использования пестицидов, тяжелой техники, сокращение обрабатываемых площадей и пр.)
Согласно закону РФ «Об охране окружающей среды» ст.16, «негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
- сбросы загрязняющих веществ,
иных веществ и
- загрязнение недр, почв;
- размещение отходов
- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
- иные виды негативного
XXIвек ознаменовал себя
Наиболее эффективными методами борьбы за охрану окружающей среды являются экономические.
Существенным недостатком природоохранительного
законодательства нашей страны долгое
время являлось отсутствие экономического
регулирования
отношений между хозяйственной деятельностью
человека и природной средой. Но за последние
годы был разработан не только эколого-экономческий
подход к решению этой проблемы, но и была
создана и законодательно закреплена
система мер по стимулированию природоохранной
и энергосберегающей деятельности предприятий.
Важной задачей этой программы стала разработка и целенаправленное использование экономического механизма воздействия на производство, который должен создать условия для повышения непосредственной материальной заинтересованности трудовых коллективов предприятий в обеспечении рационального использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов. В основе этого механизма должны быть положены экономические методы управления.
Согласно Федеральному закону РФ «Об охране окружающей среды», статье 14 «Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды», к таким методам относятся:
- разработка государственных
- разработка федеральных
- разработка и проведение
- установление платы за
- установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
- проведение экономической
- проведение экономической
- предоставление налоговых и
иных льгот при внедрении
- поддержка предпринимательской,
инновационной и иной
- возмещение в установленном
порядке вреда окружающей
- иные методы экономического
регулирования по
Эти методы воздействуют на ход производства через использование экономических рычагов, как ценообразование, финансирование, кредитование, материальные санкции и поощрения, долговременные экономические нормативы и т.п. Целью этой системы является осуществление заинтересованности предпринимателей в рациональном и ресурсосберегающем природопользовании.
Федеральный закон РФ также определяет задачи эколого-экономического механизма природопользования:
- планирование и финансирование
природоохранительных
- установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;
- установление нормативов платы
размеров платежей за
- предоставление предприятиям, учреждениям
и организациям, а также гражданам
налоговых, кредитных и иных льгот
при внедрении ими
- возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей среде и здоровью человека.
Вместе с этим встает другая, не менее важная проблема: где взять средства для осуществления эффективности этой программы. На данный момент финансирование реализации мероприятий по охране окружающей среды производится за счет:
- федерального бюджета, государственных бюджетов субъектов РФ, а также средств предприятий, организаций и учреждений;
- внебюджетных фондов на охрану и воспроизводство отдельных видов природных ресурсов;
- фондов экологического
Но как показывает практика, этих средств катастрофически не хватает. В нашей стране природоохранительная деятельность хоть и берется во внимание, но пока она стоит не на первом плане. Так что предприятия не настолько экономически заинтересованы в ресурсосбережении и природоохранении, как, например, в странах Центральной Европы: им легче уклониться от налогов, бесплатно утилизировать отходы (а именно, сбросить), загрязнять воздух продуктами дешевого производства, чем устанавливать дорогие очистные сооружения на предприятиях и беречь окружающую среду.
В связи с этим параллельно с методами экономического стимулирования ведется разработка программ по экономическому лимитированию пользования природными ресурсами и загрязнения окружающей среды.
2. Система лимитов и
платежей за природные ресурсы
и загрязнение окружающей
Согласно закону РФ «Об охране окружающей
среды» ст.16, «негативное воздействие
на окружающую среду является платным.
Формы платы за негативное воздействие
на окружающую среду определяются федеральными
законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
- сбросы загрязняющих веществ,
иных веществ и
Информация о работе Эколого-экономический механизм природопользования