Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:51, реферат
Целью работы является рассмотрение понятия экологического управления, его функций, рассмотрение правового положения органов, осуществляющих государственное экологическое управление, выявление основных направлений экологического управления.
Введение
1.Понятие и виды экологического управления.
2.Функции экологического управления.
3.Полномочия органов государственной власти в сфере
экологического управления.
Заключение.
Список используемой литературы.
Содержание
Введение
1.Понятие и виды
2.Функции экологического
3.Полномочия органов
экологического управления.
Заключение.
Список используемой
Введение
Актуальность данной работы определяется тем, что в настоящее время эффективность государственного экологического управления значительно снижена по многим причинам, к которым можно отнести: неоднократное изменение структуры федеральных органов исполнительной власти, передачи функций государственного экологического контроля из одного ведомства в другое; разрыв иерархических связей между природоохранными органами федерального и регионального уровня; дублирование функций государственного экологического контроля федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ; фактическое отсутствие властных полномочий у местных (городских) природоохранных органов; отсутствие системы финансирования подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадрового состава специалистов природоохранных органов и др. Развитие экономики на современном этапе связано с решением комплекса многообразных задач, важное значение среди которых имеют задачи эффективного функционирования и развития организационно-экономического механизма экологического управления.
Создание необходимых условий
для обеспечения сохранения и
оздоровления окружающей среды невозможно
без эффективного механизма функционирования
власти и управления, недопустимости
совмещения организационно-хозяйственной
деятельности и контрольных и
надзорных функций органов
Целью работы является рассмотрение понятия экологического управления, его функций, рассмотрение правового положения органов, осуществляющих государственное экологическое управление, выявление основных направлений экологического управления.
1. Понятие и виды экологического управления
Сохранение и оздоровление окружающей среды входит в национальные интересы России в соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ.
Экологическое управление можно рассматривать как сознательную деятельность по регулированию экосферы в соответствии с практическими целями цивилизации на основе познанных объективных экологических закономерностей естественного или антропогенного характера.
Целью правового регулирования
в экологическом праве является
«гармонизация отношений
Нормотворческая работа должна осуществляться
одновременно, как в направлении
системного развития законодательства,
предполагающего главным
Управление
Управление в данной сфере призвано
обеспечить реализацию экологического
законодательства. Оно выступает
как средство формирования реальных
общественных эколого-правовых отношений,
образующих само экологическое право.
Социальное значение управления в целом
и государственного особенно определяется
тем, что путем последовательной
реализации требований законодательства
относительно распоряжения природными
ресурсами, их рационального использования
и охраны окружающей среды от вредных
воздействий обеспечивается соблюдение
экологических прав и законных интересов
человека и гражданина, сохранение
и восстановление благоприятного состояния
природы. Прежде всего, в рамках управления
(а затем с помощью
Экологическое управление - урегулированная нормами права деятельность специально уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, а также деятельность юридических лиц и граждан, направленная на создание конкретных правоотношений в сфере охраны окружающей среды, рационального природопользования, соблюдения экологических прав и исполнения экологических обязанностей.
В зависимости от субъекта экологического управления можно выделить его различные виды:
1) органы государственной власти и их должностные лица - государственное экологическое управление.
В масштабах государства
Роль государственного управления
в этой сфере определяется статусом
государственных органов в
- законности управления;
- комплексного (всестороннего) подхода к решению вопросов природопользования и охраны окружающей среды;
- сочетания бассейнового и административно-
- разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций при организации деятельности специально уполномоченных государственных органов;
- наиболее эффективного исполнения требований законодательства об окружающей среде в рамках реально существующих экономических и иных возможностей.
2) министерства экологии - отраслевое управление.
Отраслевое (ведомственное) управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется министерствами, государственными комитетами, федеральными службами в пределах своей отрасли или сферы деятельности, если такая деятельность связана с природопользованием или вредным воздействием на окружающую среду. Как и при производственном управлении, содержание отраслевого управления определяется спецификой отрасли или сферы деятельности, характером предприятий, входящих в ее систему, масштабами и видами воздействий на природу.
В природоохранительной практике России сохраняется резерв для повышения эффективности общественного, производственного и отраслевого управления. Он касается развития сотрудничества общественных формирований и граждан, предприятий и отраслевых министерств с государственными специально уполномоченными органами управления природопользованием и охраной окружающей среды. Основой для такого сотрудничества служит единство целей деятельности в данной сфере. Такое сотрудничество, несомненно, способствовало бы повышению эффективности государственного управления.
3) органы местного
Муниципальное управление природопользованием
и охраной окружающей среды направлено
на решение местных экологических
проблем. Оно осуществляется исполнительно-
Деятельность по управлению природопользованием и охраной окружающей среды на местном уровне определяется Федеральным законом от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими нормативными правовыми актами. К ведению местного самоуправления относятся:
- владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;
- обеспечение санитарного благополучия населения;
- регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
- контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
- регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
- благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
- участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
- организация и содержание муниципальной информационной службы.
4) юридические лица, индивидуальные предпринимателя - производственное экологическое управление.
Содержание производственного управления природопользованием и охраной окружающей среды определяется практическими задачами, стоящими перед каждым юридическим лицом (предприятием) по выполнению адресованных ему правовых экологических требований. Эти задачи с учетом специфики предприятий могут быть связаны с обеспечением рационального использования недр, лесных ресурсов, с охраной водных объектов, атмосферного воздуха, обращением с производственными отходами и др. Наиболее специфическими функциями производственного управления являются планирование, учет вредных воздействий на природу, координация природоохранительной деятельности различных подразделений, экологический контроль. Управление осуществляется как функциональными службами (инженера, механика, технолога, энергетика, сбыта, контроля), руководителями производственных подразделений, так и специально создаваемыми отделами (службами) по охране природы. Если ранее на многих советских предприятиях создавались природоохранительные службы, то сейчас ответственность за охрану природу, как правило, возлагается на руководителя одного из функциональных подразделений, чаще всего главного инженера. Производственное управление природопользованием и охраной окружающей среды регулируется преимущественно локальными актами, то есть актами предприятия, с учетом его специфики.
5) граждане, общественные объединения - общегражданское экологическое управление.
Общественное управление природопользованием
и охраной окружающей среды непосредственно
связано с реализацией