- Министерство природных ресурсов и экологии
РФ;
- Федеральная служба по экологическому,
технологическому и атомному надзору;
- Федеральная служба по гидрометеорологии
и мониторингу окружающей среды;
- Федеральная служба по надзору в сфере
природопользования;
- Федеральное агентство водных ресурсов;
- Федеральное агентство по недропользованию;
- Федеральное агентство по рыболовству;
- Министерство сельского хозяйства РФ;
- Федеральное агентство лесного хозяйства;
- Федеральная служба по ветеринарному
и фитосанитарному надзору;
- Федеральное агентство геодезии и картографии;
- Министерство экономического развития
РФ;
- Федеральное агентство кадастра объектов
недвижимости;
- Федеральное агентство по управлению
федеральным имуществом;
- Федеральная служба безопасности Российской
Федерации.
Особенность управления природопользованием
и охраной окружающей среды органами
общей компетенции заключается
в том, что они осуществляют эту
деятельность наряду с решением других
задач, отнесенных к их компетенции,
- развитием экономики, управлением
развитием социальной сферы (здравоохранение,
образование и др.), культуры, обороны,
космоса и т.д.
К органам общей компетенции, осуществляющих
государственное управление использованием
и охраной природных ресурсов,
относятся:
- Президент России;
- Правительство России;
- правительства (администрация) субъектов
РФ.
Деятельность Президента России как
субъекта государственного управления
природопользованием и охраной
окружающей среды регулируется Конституцией
РФ и федеральными законами. К важнейшим
функциям его управленческой деятельности
можно отнести определение основных направлений
внутренней и внешней экологической политики
государства; нормотворчество; организацию
системы центральных органов исполнительной
власти России; гарантии соблюдения прав
граждан в области природопользования
и охраны окружающей среды; обеспечение
согласованного функционирования и взаимодействия
органов государственной власти в области
природопользования и охраны окружающей
среды.
Управление охраной окружающей
среды и природопользованием
осуществляется как непосредственно
Президентом, так и структурами
в его администрации. За время
действия института президентства
в России специальной структурой
в Администрации Президента был
советник Президента по вопросам экологии
и охраны здоровья. Позднее эта
должность была упразднена. В настоящее
время такой структурой является
Межведомственная комиссия по экологической
безопасности Совета Безопасности РФ.
При анализе деятельности Президента
РФ по управлению природопользованием
и охраной окружающей среды нельзя
не обратить внимания на очевидную
тенденцию принятия им решений, уменьшающих
возможности для решения в
стране острейших экологических проблем.
Об этом свидетельствует не только упразднение
должности советника по вопросам экологии
и охраны здоровья в собственном аппарате.
Соответствующими Указами Президента
РФ были упразднены Министерство охраны
окружающей среды и природных ресурсов
РФ (1996 г.), созданный на его основе Государственный
комитет РФ по охране окружающей среды
(2000 г.), Федеральная служба лесного хозяйства
России, Государственный комитет по санитарно-эпидемиологическому
надзору России (1996 г.) как самостоятельные
органы федеральной исполнительной власти.
Компетенция Правительства РФ и
правительств (администраций) субъектов
Российской Федерации в сфере
природопользования и охраны окружающей
среды определена многими нормативными
правовыми актами. Основными актами
общего характера являются Конституция
РФ, Федеральный конституционный
закон «О Правительстве Российской
Федерации», Федеральный закон «Об
общих принципах организации
законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации».
Конкретные полномочия этих органов
по вопросам природопользования и охраны
окружающей среды определяются многими
актами специального характера - федеральными
и региональными законами, указами
Президента РФ и др.
Так, в соответствии со ст. 114 Конституции
РФ Правительство России:
- обеспечивает проведение в Российской
Федерации единой государственной политики
в области экологии;
- осуществляет управление федеральной
собственностью на природные ресурсы;
- проводит меры по обеспечению законности,
осуществлению экологических прав граждан
и др.
Федеральный конституционный закон
«О Правительстве Российской Федерации»
в отдельной статье определил
полномочия Правительства РФ в сфере
природопользования и охраны окружающей
среды. Правительство «обеспечивает
проведение единой государственной
политики в области охраны окружающей
среды и обеспечения экологической
безопасности; принимает меры по реализации
прав граждан на благоприятную окружающую
среду, по обеспечению экологической
безопасности; организует деятельность
по охране и рациональному использованию
природных ресурсов, регулированию
природопользования и развитию минерально-сырьевой
базы Российской Федерации; координирует
деятельность по предотвращению стихийных
бедствий, аварий и катастроф, уменьшению
их опасности и ликвидации их последствий».
Российская Федерация. Законы. О Правительстве
РФ: федер. от 17.12.1997. № 2-ФКЗ
Правительство РФ осуществляет деятельность
в области природопользования и
охраны окружающей среды как самостоятельно,
так и через созданные им структуры.
В Аппарате Правительства РФ вопросами
в данной области ведают Департамент
социального развития и охраны окружающей
среды и Департамент отраслевого
развития (в части организации
и экономики природопользования).
Заключение
Важное место
в хозяйственном механизме природопользования
отводится прогнозированию и
планированию природоохранной деятельности
и рационального использования
природных ресурсов, или эколого-экономическому
прогнозированию и планированию.
Одна из существенных особенностей разработки
плана-прогноза природопользования состоит
в том, что объектом планирования
являются не только социально-экономические,
но и природные процессы и явления.
Природа, как известно, инерционна,
консервативна, изменения в ней
происходят намного медленнее, чем
в общественной жизни. В связи
с этим огромное значение приобретают
заблаговременное предвидение возможных
последствий антропогенного воздействия
на окружающую среду, составление долгосрочных
программ и прогнозов, в которых
определяется экологическая стратегия
хозяйственного развития. Такой прогноз
предполагает прежде всего определение
основных направлений и масштабов воздействия
хозяйственной деятельности на качество
окружающей среды, рассматриваемой как
важнейшее условие жизни людей и устойчивого
экономического роста.
До последнего
времени в России вообще отсутствовала
какая-либо государственная политика
в области экологии. Такое положение
вещей становится недопустимым в
период перехода к рыночным отношениям,
когда экологические и экономические
интересы вступают в особо острые
противоречия.
Существует необходимость
приведения норм экологического права
Российской Федерации в соответствие
с нормами международного права,
что предполагает освоение и восприятие
российской наукой и правом наиболее
эффективных международных концепций
и идей в области охраны окружающей
среды.
Основные положения
новой экологической концепции
РФ должны стать основой для конструктивного
взаимодействия органов государственной
власти РФ и ее субъектов, органов
местного самоуправления, предпринимателей
и общественных объединений по обеспечению
комплексного решения проблем сбалансированного
развития экономики и улучшения состояния
окружающей среды. Эти положения должны
явиться базой для разработки долгосрочной
государственной политики, обеспечивающей
устойчивое экономическое развитие страны
при соблюдении экологической безопасности
общества.
Сотрудничество
органов государственного, ведомственного
и производственного экологического
контроля - важный резерв повышения
эффективности природоохранной
деятельности на разных уровнях. Инициатива
такого сотрудничества может исходить
от любого субъекта. Многое в развитии
сотрудничества и обеспечении эффективного
взаимодействия в данной сфере в
силу правового статуса зависит
от позиции органов государственного
экологического контроля. Важно при
этом реализовать не только административные
методы, но и методы убеждения, воспитания.
Для достижения
эффективной экологической политики,
России необходимо изменить курс правовой,
экономической, социальной, оборонной
и внешней политики, направив его
в сторону существенного сокращения
военных расходов и оружия массового
поражения, выделения значительных
средств из государственного бюджета
на восстановление, развитие и совершенствование
производственно-технической инфраструктуры
страны, кардинального пересмотра аграрной
политики в целях поддержания
сельхозпроизводителя.
Совершенно очевидно,
что Россия сегодня нуждается
в научно обоснованном, хорошо развитом
экологическом законодательстве, в
скоординированных правовых действиях
органов власти и управления в
центре и на местах, в упрочении
взаимодействия правоохранительных и
контролирующих экологических служб,
в мощном общественном движении за
оздоровление природы и нравственно-правовом
экологическом воспитании населения.
Возможно это только при условии
получения каждым гражданином необходимых
знаний в сфере отечественного и
зарубежного экологического законодательства
и практики его применения.
На основе принципов
Декларации Рио-де-Жанейро по охране
окружающей среды и ее развитию,
подписанной на состоявшейся в 1992 г.
конференции ООН, сегодня в обществе осознана
объективно существующая потребность
в обеспечении экологической безопасности,
что влечет за собой необходимость выделения
наряду с отношениями по охране и использованию
окружающей природной среды, отношений
по обеспечению экологической безопасности.
Список используемой литературы
1. Российская
Федерация. Законы. О Правительстве
РФ: федер. от 17.12.1997. №2-ФКЗ // РГ. - 1997. - 245
[Электронный ресурс] - СПС Консультант
Плюс
2. Российская Федерация.
Закон. Об охране окружающей среды: федер.
от 10.01.2002 №7-ФЗ // РГ. - 2002. - №6 [Электронный
ресурс] - СПС Консультант Плюс
3. Российская Федерация.
Указ Президента О государственной стратегии
Российской Федерации по охране окружающей
среды и обеспечению устойчивого развития
РФ от 04.02.1994 №236 // РГ. - 1994. - №26 [Электронный
ресурс] - СПС Консультант Плюс
4. Российская Федерация.
Постановление Правительства РФ О Министерстве
природных ресурсов и экологии Российской
Федерации от 29.05.2008 №404 // СЗ РФ. - 2008. - №22.
- ст. 2581 [Электронный ресурс] - СПС Консультант
Плюс
5. Российская Федерация.
Постановление Правительства РФ. Вопросы
Федерального агентства водных ресурсов
от 06.04.2004 №169 // РГ. - 2004. - №75
6. Российская Федерация.
Распоряжение Правительства РФ О Концепции
долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период
до 2020 года от 17.11.2008 №1662-р (вместе с «Концепцией
долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период
до 2020 года») / СЗ РФ. - 2008. - №47. - ст. 5489 [Электронный
ресурс] - СПС Консультант Плюс
7. Бринчук М.М. Экологическое
право: Учебник. Подготовлен для системы
КонсультантПлюс [Электронный ресурс]
- СПС Консультант Плюс
8. Боголюбов С.А.,
Кичигин Н.В., Сиваков Д.О. Экологическое
право: конспект лекций. - М.: Проспект.
- 2010. - 224 с.
9. Приоритеты национальной
экологической политики России. / Под.
ред. В.М. Захарова. - М.: ООО «Типография
ЛЕВКО», Институт устойчивого развития
/ Центр экологической политики России.
- 2009. - 152 с.
10. Бринчук М.М. Практика
экологизации законодательства / М.М. Бринчук //
Экологическое право. - 2008.
12. Велиева Д.С., Пресняков М.В
Социальное партнерство: новые подходы
к решению экологических проблем / Д.С. Велиева,
М.В Пресняков // Экологическое право. -
2008.
13. Круглов В.В., Осинцев Д.В.
К вопросу об экологических функциях федеральных
органов исполнительной власти // В.В. Круглов,
Д.В. Осинцев // Экологическое право. - 2008.