Цели экологического управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:51, реферат

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение понятия экологического управления, его функций, рассмотрение правового положения органов, осуществляющих государственное экологическое управление, выявление основных направлений экологического управления.

Оглавление

Введение



1.Понятие и виды экологического управления.



2.Функции экологического управления.



3.Полномочия органов государственной власти в сфере

экологического управления.



Заключение.



Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

экологическое управление.docx

— 38.01 Кб (Скачать)

- Министерство природных ресурсов и экологии РФ;

- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;

- Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;

- Федеральное агентство водных ресурсов;

- Федеральное агентство по недропользованию;

- Федеральное агентство по рыболовству;

- Министерство сельского хозяйства РФ;

- Федеральное агентство лесного хозяйства;

- Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;

- Федеральное агентство геодезии и картографии;

- Министерство экономического развития РФ;

- Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости;

- Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом;

- Федеральная служба безопасности Российской Федерации.

Особенность управления природопользованием  и охраной окружающей среды органами общей компетенции заключается  в том, что они осуществляют эту  деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции, - развитием экономики, управлением  развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т.д.

К органам общей компетенции, осуществляющих государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся:

- Президент России;

- Правительство России;

- правительства (администрация) субъектов РФ.

Деятельность Президента России как  субъекта государственного управления природопользованием и охраной  окружающей среды регулируется Конституцией РФ и федеральными законами. К важнейшим функциям его управленческой деятельности можно отнести определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства; нормотворчество; организацию системы центральных органов исполнительной власти России; гарантии соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны окружающей среды; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны окружающей среды.

Управление охраной окружающей среды и природопользованием  осуществляется как непосредственно  Президентом, так и структурами  в его администрации. За время  действия института президентства  в России специальной структурой в Администрации Президента был  советник Президента по вопросам экологии и охраны здоровья. Позднее эта  должность была упразднена. В настоящее  время такой структурой является Межведомственная комиссия по экологической  безопасности Совета Безопасности РФ.

При анализе деятельности Президента РФ по управлению природопользованием  и охраной окружающей среды нельзя не обратить внимания на очевидную  тенденцию принятия им решений, уменьшающих  возможности для решения в  стране острейших экологических проблем. Об этом свидетельствует не только упразднение должности советника по вопросам экологии и охраны здоровья в собственном аппарате. Соответствующими Указами Президента РФ были упразднены Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ (1996 г.), созданный на его основе Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (2000 г.), Федеральная служба лесного хозяйства России, Государственный комитет по санитарно-эпидемиологическому надзору России (1996 г.) как самостоятельные органы федеральной исполнительной власти.

Компетенция Правительства РФ и  правительств (администраций) субъектов  Российской Федерации в сфере  природопользования и охраны окружающей среды определена многими нормативными правовыми актами. Основными актами общего характера являются Конституция  РФ, Федеральный конституционный  закон «О Правительстве Российской Федерации», Федеральный закон «Об  общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации». Конкретные полномочия этих органов  по вопросам природопользования и охраны окружающей среды определяются многими  актами специального характера - федеральными и региональными законами, указами  Президента РФ и др.

Так, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство России:

- обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии;

- осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы;

- проводит меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав граждан и др.

Федеральный конституционный закон  «О Правительстве Российской Федерации» в отдельной статье определил  полномочия Правительства РФ в сфере  природопользования и охраны окружающей среды. Правительство «обеспечивает  проведение единой государственной  политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической  безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологической  безопасности; организует деятельность по охране и рациональному использованию  природных ресурсов, регулированию  природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации; координирует деятельность по предотвращению стихийных  бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий». Российская Федерация. Законы. О Правительстве РФ: федер. от 17.12.1997. № 2-ФКЗ

Правительство РФ осуществляет деятельность в области природопользования и  охраны окружающей среды как самостоятельно, так и через созданные им структуры. В Аппарате Правительства РФ вопросами  в данной области ведают Департамент  социального развития и охраны окружающей среды и Департамент отраслевого  развития (в части организации  и экономики природопользования).

Заключение

Важное место  в хозяйственном механизме природопользования отводится прогнозированию и  планированию природоохранной деятельности и рационального использования  природных ресурсов, или эколого-экономическому прогнозированию и планированию. Одна из существенных особенностей разработки плана-прогноза природопользования состоит  в том, что объектом планирования являются не только социально-экономические, но и природные процессы и явления. Природа, как известно, инерционна, консервативна, изменения в ней  происходят намного медленнее, чем  в общественной жизни. В связи  с этим огромное значение приобретают  заблаговременное предвидение возможных  последствий антропогенного воздействия  на окружающую среду, составление долгосрочных программ и прогнозов, в которых  определяется экологическая стратегия  хозяйственного развития. Такой прогноз  предполагает прежде всего определение основных направлений и масштабов воздействия хозяйственной деятельности на качество окружающей среды, рассматриваемой как важнейшее условие жизни людей и устойчивого экономического роста.

До последнего времени в России вообще отсутствовала  какая-либо государственная политика в области экологии. Такое положение  вещей становится недопустимым в  период перехода к рыночным отношениям, когда экологические и экономические  интересы вступают в особо острые противоречия.

Существует необходимость  приведения норм экологического права  Российской Федерации в соответствие с нормами международного права, что предполагает освоение и восприятие российской наукой и правом наиболее эффективных международных концепций  и идей в области охраны окружающей среды.

Основные положения  новой экологической концепции  РФ должны стать основой для конструктивного  взаимодействия органов государственной  власти РФ и ее субъектов, органов  местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению  комплексного решения проблем сбалансированного  развития экономики и улучшения состояния окружающей среды. Эти положения должны явиться базой для разработки долгосрочной государственной политики, обеспечивающей устойчивое экономическое развитие страны при соблюдении экологической безопасности общества.

Сотрудничество  органов государственного, ведомственного и производственного экологического контроля - важный резерв повышения  эффективности природоохранной  деятельности на разных уровнях. Инициатива такого сотрудничества может исходить от любого субъекта. Многое в развитии сотрудничества и обеспечении эффективного взаимодействия в данной сфере в  силу правового статуса зависит  от позиции органов государственного экологического контроля. Важно при  этом реализовать не только административные методы, но и методы убеждения, воспитания.

Для достижения эффективной экологической политики, России необходимо изменить курс правовой, экономической, социальной, оборонной  и внешней политики, направив его  в сторону существенного сокращения военных расходов и оружия массового  поражения, выделения значительных средств из государственного бюджета  на восстановление, развитие и совершенствование  производственно-технической инфраструктуры страны, кардинального пересмотра аграрной политики в целях поддержания  сельхозпроизводителя.

Совершенно очевидно, что Россия сегодня нуждается  в научно обоснованном, хорошо развитом экологическом законодательстве, в  скоординированных правовых действиях  органов власти и управления в  центре и на местах, в упрочении  взаимодействия правоохранительных и  контролирующих экологических служб, в мощном общественном движении за оздоровление природы и нравственно-правовом экологическом воспитании населения. Возможно это только при условии  получения каждым гражданином необходимых  знаний в сфере отечественного и  зарубежного экологического законодательства и практики его применения.

На основе принципов  Декларации Рио-де-Жанейро по охране окружающей среды и ее развитию, подписанной на состоявшейся в 1992 г. конференции ООН, сегодня в обществе осознана объективно существующая потребность в обеспечении экологической безопасности, что влечет за собой необходимость выделения наряду с отношениями по охране и использованию окружающей природной среды, отношений по обеспечению экологической безопасности.

Список используемой литературы

1.  Российская  Федерация. Законы. О Правительстве  РФ: федер. от 17.12.1997. №2-ФКЗ // РГ. - 1997. - 245 [Электронный ресурс] - СПС Консультант Плюс

2. Российская Федерация. Закон. Об охране окружающей среды: федер. от 10.01.2002 №7-ФЗ // РГ. - 2002. - №6 [Электронный ресурс] - СПС Консультант Плюс

3. Российская Федерация. Указ Президента О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития РФ от 04.02.1994 №236 // РГ. - 1994. - №26 [Электронный ресурс] - СПС Консультант Плюс

4. Российская Федерация. Постановление Правительства РФ О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.05.2008 №404 // СЗ РФ. - 2008. - №22. - ст. 2581 [Электронный ресурс] - СПС Консультант Плюс

5. Российская Федерация. Постановление Правительства РФ. Вопросы Федерального агентства водных ресурсов от 06.04.2004 №169 // РГ. - 2004. - №75

6. Российская Федерация. Распоряжение Правительства РФ О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года от 17.11.2008 №1662-р (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») / СЗ РФ. - 2008. - №47. - ст. 5489 [Электронный ресурс] - СПС Консультант Плюс

7. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. Подготовлен для системы КонсультантПлюс [Электронный ресурс] - СПС Консультант Плюс

8. Боголюбов С.А., Кичигин Н.В., Сиваков Д.О. Экологическое право: конспект лекций. - М.: Проспект. - 2010. - 224 с.

9. Приоритеты национальной экологической политики России. / Под. ред. В.М. Захарова. - М.: ООО «Типография ЛЕВКО», Институт устойчивого развития / Центр экологической политики России. - 2009. - 152 с.

10. Бринчук М.М. Практика экологизации законодательства / М.М. Бринчук // Экологическое право. - 2008.

12. Велиева Д.С., Пресняков М.В Социальное партнерство: новые подходы к решению экологических проблем / Д.С. Велиева, М.В Пресняков // Экологическое право. - 2008.

13. Круглов В.В., Осинцев Д.В. К вопросу об экологических функциях федеральных органов исполнительной власти // В.В. Круглов, Д.В. Осинцев // Экологическое право. - 2008.


Информация о работе Цели экологического управления