Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:51, реферат
Целью работы является рассмотрение понятия экологического управления, его функций, рассмотрение правового положения органов, осуществляющих государственное экологическое управление, выявление основных направлений экологического управления.
Введение
1.Понятие и виды экологического управления.
2.Функции экологического управления.
3.Полномочия органов государственной власти в сфере
экологического управления.
Заключение.
Список используемой литературы.
Каждому виду свойственны специфические методы, способы, задачи.
Формы экологического управления: акты
управления, административные соглашения,
материально-технические
Таким образом, экологическое управление - объективно необходимая деятельность, направленная на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.
2 Функции экологического управления
Так как в соответствии с экологическим
законодательством задачи по обеспечению
рационального
Функция управления - закрепленное в
законодательных и иных нормативных
правовых актах направление деятельности
субъекта или группы субъектов экологического
управления по организации охраны окружающей
среды и использованию
Экологическая функция государства реализуется в разных формах, под которыми понимают методы и способы ее осуществления.
Выделяют правовые и организационные
методы осуществления экологической
функции государства. К правовым
методам относится принятие законов
и иных нормативных правовых актов
в данной области, правоприменительная
и правоохранительная деятельность.
К организационным методам
Функции государственного экологического управления выделяют, учитывая следующие признаки:
- принадлежность субъекта
- обозначение субъекта
- осуществление управленческой функции от имени государства;
- наделение субъекта управления
для осуществления функции
Функции экологического управления:
- определение стратегии и
- учет природных ресурсов и
наблюдение за состоянием
- распределение и
- пространственно-
- разрешительная система (
- нормотворчество;
- контроль и надзор;
- разрешение споров (кроме подсудных).
Не все субъекты управления осуществляют
перечисленные функции. Например, такие
функции, как экологическое
Методы государственного управления в сфере охраны окружающей среды можно подразделить на административные (управленческие), экономические, идеологические (воспитание, образование, агитация и т.д.).
Принципы экологического управления
являются составной частью общих
экологических принципов, а также
подсистемой принципов
Исходя из характера и содержания составляющих их правомочий выделяют несколько наиболее важных функций государственного экологического управления:
1) Учет и ведение кадастров природных ресурсов.
Учет и регистрация природных
ресурсов - необходимая предпосылка
реализации всех остальных функций
государственного экологического управления,
поскольку она возможна лишь при
наличии соответствующей
Учет природных ресурсов осуществляется
по административно-
Государственный кадастр природного
ресурса представляет собой совокупность
необходимых и достоверных
2) Определение и проведение
Осознание экологических пределов для развития мира и страны содержится и в российских документах, в частности, в «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (1996) и «Экологической доктрине» (2002). В последних выступлениях Президента РФ Д.А. Медведева также поднимается экологическая проблематика, что в частности нашло свое отражение в Указе Президента РФ «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» (2008). Здесь можно также отметить «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (2008), в которой - хотя и очень общо - говорится об экологизации экономики.
Данные документы базируются на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «Об охране окружающей среды», других законодательных актах, регулирующих отдельные вопросы охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, Уставах городов, а также учитывает положения, изложенные в Программе действий по охране окружающей среды для Центральной и Восточной Европы, Повестке дня на XXI век и других документах, Конференции ООН по окружающей среде и развитию, и международных конвенциях.
3) Установление правил и норм
по рациональному
Большую роль в регулировании охраны окружающей природной среды играет стандартизация (нормирование), то есть создание научно обоснованных показателей и нормативов качества природной среды, ее охраны и улучшения, а также деятельности по использованию природных ресурсов, созданию приборов контроля за состоянием природной среды и т.д.
4) Распределение и
Деятельность по распределению и перераспределению природных ресурсов проводится в рамках государственной системы лицензирования и лимитирования использования природных ресурсов, то есть путем выдачи или аннулирования соответствующих лицензий на право пользования природными ресурсами, а также определения предельных объемов такого использования (изъятия природных ресурсов или загрязнения окружающей природной среды) - лимитов.
5) Пространственно-
6) Функции землеустройства,
7) Контроль за рациональным использованием природных ресурсов и охраной окружающей природной среды. Контроль является важнейшей функцией государственного управления в любой его отрасли. Однако контроль в сфере экологии имеет особое значение в силу той роли, которую он способен играть в предупреждении экологических правонарушений, вред от которых, причиненный природной среде, зачастую оказывается необратимым.
8) Разрешение споров о праве
природопользования; применение ответственности
за экологические
Все споры, касающиеся предоставления
и изъятия природных ресурсов,
порядка и условий их использования,
а также нарушения прав собственности,
пользования, аренды и возмещения причиненных
этим убытков, в настоящее время
отнесены законодательством к
3. Полномочия органов государственной власти в сфере экологического управления
Государственное управление использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях. Их можно подразделить на три вида: органы общей компетенции, специально уполномоченные органы в рассматриваемой сфере и иные органы, на которые возложены отдельные функции по управлению природопользованием и охраной окружающей среды или задачи.
В решении задач обеспечения
рационального
В ряду эколого-правовых проблем в России организация системы специально уполномоченных государственных органов управления в этой сфере остается наиболее острой. В последние годы система центральных органов федеральной исполнительной власти в области природопользования и охраны окружающей среды неоднократно изменялась, причем не в сторону ее совершенствования. Решения, принимаемые по вопросам развития системы таких органов, основывались «не на идеях целесообразности, обеспечения последовательного решения задач рационального природопользования и охраны природы, а исходя преимущественно из интересов ведомств, руководствуясь политическими соображениями».
«Вопросы системы и структуры
федеральных органов