Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 08:25, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрытие темы Исследование целей управления на примере ОАО «ВЫМПЕЛКОМ».
Задачи курсовой работы:
• определить роль цели в управлении организацией
• рассмотреть особенности глобальной и оперативных целей организации;
• исследовать особенности построения дерева целей организации.
Введение……………………………………..…………………………………….3Глава 1. Теоретические основы целей управление…….……………………….5
1.1. Понятие о целях организации и их роль в управлении…………..……… 5
1.2. Глобальная цель организации и цель функционирования определенных подразделений…………………………………………………………………….51.3. Понятие дерева целей организации………………………………………13
1.4Применение метода экспертных оценок для построения дерева целей…..16
Глава 2. Анализ целей управления в ОАО «Вымпелком»…………………….21
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия…………21
2.2. Дерево целей компании ОАО «Вымпелком»……………………………..22
Глава 3. Совершенствование целей управления в ОАО «Вымпелком»……..28
Заключение……………………………………………………………………….31Список использованной литературы………………………………………… 32
Министерство образования и науки Российской Федерации
Всероссийский
заочный финансово-
Факультет менеджмента и маркетинга
Кафедра менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине “Исследование систем управления ” на тему:
«Исследование целей управления».
Преподаватель: Овчаренко Я.Э.
Выполнила 11млд60617
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………..………………
1.1. Понятие о целях организации и их роль в управлении…………..……… 5
1.2. Глобальная цель организации и цель
функционирования определенных подразделений……………………………………………
1.4Применение метода
экспертных оценок для
Глава 2. Анализ целей управления в ОАО «Вымпелком»…………………….21
2.1. Организационно-экономическая
характеристика предприятия…………
2.2. Дерево целей компании ОАО «Вымпелком»……………………………..22
Глава 3. Совершенствование целей управления в ОАО «Вымпелком»……..28
Заключение……………………………………………………
Введение.
Любое начинание должно иметь какую-нибудь цель. Для организации процесс выбора миссии и формирования целей является очень важным фактором на пути к успеху. Целевое начало в деятельности организации возникает отнюдь не только потому, что ей нужно иметь ориентиры, чтобы не погибнуть в изменяющемся окружении. В первую очередь целевое начало в деятельности организации возникает потому, что организация — это объединение людей, преследующих определенные цели.
Люди создают организации для того, чтобы с их помощью решать свои проблемы. Это значит, что с самого начала организации имеют определенную целевую ориентацию. Люди входят в организации для того, чтобы за счет этого получать для себя определенный результат. И это также придает организации определенную целевую ориентацию. Наконец, люди из внешнего окружения (покупатели, общественность, деловые партнеры и т.п.) так же, как и те, кто являются хозяевами организации или работают в организации, преследуя свои собственные цели при взаимодействии с организацией, придают ее существованию определенную направленность и тем самым развивают целевое начало в деятельности организации.
Когда идет речь о целевом начале в поведении организации и соответственно о целевом начале в управлении организацией, то обычно говорят о двух составляющих: миссии и целях. Установление того и другого, а также выработка стратегии поведения, обеспечивающей выполнение миссии и достижение организацией своих целей, является одной из основных задач высшего руководства и соответственно составляет очень важную часть стратегического управления.
Определение цели системы является одним из наиболее важных, сложных и трудно разрешаемых вопросов. Его важность не вызывает сомнений – неправильное или недостаточно четкое определение цели приводит к весьма серьезным последствиям для системы в целом, обрекает ее на «слепое» блуждание в динамически изменяющихся условиях внешней среды.
Цель курсовой работы – раскрытие темы Исследование целей управления на примере ОАО «ВЫМПЕЛКОМ».
Задачи курсовой работы:
· определить роль цели в управлении организацией
· рассмотреть особенности глобальной и оперативных целей организации;
· исследовать особенности построения дерева целей организации.
Предметом курсовой работы: являются экономические отношения возникающие в процессе наработки и достижения целей организации.
В качестве объекта курсовой работы выступают цели организации (глобальная и оперативные).
Работа состоит из вступления, основной части и заключения. Во вступлении обосновывается актуальность темы, определяются цель, задачи, предмет и объект исследования. Основная часть посвящена изучению поставленной проблемы. В заключении сформулированы основные результаты курсовой работы.
Глава 1. Теоретические основы целей управления
Любая система управления по определению есть целенаправленная система, имеющая иерархическое строение и организованная для достижения целей, называемых целями функционирования системы управления.
Значение целей функционирования велико. Во-первых, потому, что в организациях должны приниматься только такие решения, которые реализуют ее цели функционирования.
Во-вторых, во избежание «паразитной» деятельности организации, т.е. деятельности, мешающей достижению цели функционирования организации, глобальная цель должна быть доведена до каждого руководителя и исполнителя. Для этого необходим постоянный контроль реального состояния системы и сравнение его с целями, задачами функционирования системы.
Отсюда следует,
что любая организационная деят
Цели - это конкретизация миссии организации в форме, доступной при управлении процессам их реализации. Для них характерны следующие черты и свойства:
• четкая ориентация на определенный интервал времени;
• конкретность и измеримость;
• непротиворечивость
и согласованность с другими це
• адресность и контролируемость.
В любой крупной организации,
имеющей несколько различных
структурных подразделений и
несколько уровней управления, складывается
иерархия целей, представляющая собой
декомпозицию целей более высокого
уровня в цели более низкого уровня.
Особенность иерархического построения целей в организации
состоит в том, что, во-первых, цели более
высокого уровня всегда носят более широкий
характер и имеют более долгосрочный временной
интервал достижения. Во-вторых, цели более
низкого уровня выступают своего рода
средствами для достижения целей более
высокого уровня. Иерархия целей в организации
играет очень важную роль, так как она
устанавливает структуру организации
и обеспечивает ориентацию деятельности
всех подразделений организации на достижение
целей верхнего уровня. Если иерархия
целей построена правильно, то каждое
подразделение, достигая своих целей,
вносит необходимый вклад в деятельность
организации по достижению ею целей организации
в целом.
Одними из самых важных целей для стратегического
управления являются цели роста организации.
Данные цели отражают соотношение темпа
изменения объема продаж и прибыли организации,
темпа изменения объема продаж и прибыли
по отрасли в целом. В зависимости от того,
каково это соотношение, темп роста организации
может быть быстрым, стабильным или может
наблюдаться сокращение. Соответственно
эти темпам роста могут устанавливаться
цель быстрого роста, цель стабильного
роста и цель сокращения.
Цель быстрого роста является очень привлекательной,
однако, и очень сложной для достижения.
Организация, если у нее для достижения
данной цели есть все необходимые предпосылки,
следует отдавать предпочтение именно
этой цели роста. Чтобы справится с быстрым
ростом, руководство организации должно
обладать такими качествами, как глубокое
понимание рынка, умение выбрать наиболее
подходящую часть рынка и сконцентрировать
свои усилия на этой части рынка, умение
хорошо использовать имеющиеся у организации
ресурсы, умение четко ощущать ход времени
и хорошо контролировать во времени протекающие
в организации процессы. В случае быстрого
роста организации, необходимо иметь опытных
менеджеров, умеющих рсковать. Стратегия
организации должна быть сформулированна
очень ясно.
Цель стабильного роста предполагает,
что при её достижении организация развивается
примерно таким же темпом, как и отрасль
в целом. Данная цель не предполагает экспансии
организации, а означает, что организация
стремится сохранить неизменной свою
долю рынка.
Цель сокращения ставится организацией
тогда, когда по целому ряду причин она
вынуждена развиваться более медленными
темпами, чем отрасль в целом, либо даже
в абсолютном выражении сокращать свое
присутствие на рынке. Постановка такой
цели отнюдь автоматически не означает,
что у организации протекают кризисные
явления. Например, после периода быстрого
роста может возникнуть необходимость
сокращения. Здесь проявляется одна из
интересных особенностей трех данных
целей роста. Являясь совершенно различными
по своей направленности, они могут спокойно,
последовательно совмещаться во времени,
сменяя одну другую. При этом отсутствует
какой-либо обязательный порядок в следовании
этих целей одна за другой.
Корректная формулировка цели предполагает соответствие принципу SMART. Это означает, что сформулированная цель должна быть:
S (specific) |
конкретной (однозначно понимаемой, не допускающей различной интерпретации) |
М (measurable) |
измеримой (позволяющей на основе количественных или качественных показателей однозначно говорить о ее достижении/ не достижении) |
А (achievable) |
достижимой (т.е. цель должна быть сформулирована в пределах полномочий и ответственности, обозначенных должностью сотрудника, при этом для достижения цели сотрудник должен приложить усилия) |
R(result-oriented) |
ориентированной на достижение конкретного результата (а не простое/формальное выполнение процесса или функции) и связанной с целями Компании в целом |
Т (time-bounded) |
ограниченной во времени (т.е. необходимо указать, к какому сроку цель должна быть достигнута) |
Роль целей в управлении организаций.
Наличие целей является очень важным в организационном успехе. Они обеспечивают направленность действий, сплачивают людей, создают возможность для эффективной работы организации. Цели выполняют ряд полезных и практических функций, помогая управлению организацией и пониманию того, почему существует организация и почему люди и ней поступают так, а не иначе.
Цели оправдывают существование, законность организации как для работающих в ней людей, так и для общества. Через цели люди определяют, подходит ли им организация или нет. Уход работников с обанкротившегося предприятия ликвидирует это предприятие. Цели нередко помогают предприятию избежать закрытия или ликвидации в условиях быстро меняющейся конъюнктуры общественного мнения (например, экологически вредные предприятия).
Цели не только привлекают людей в организацию, но и ограничивают деятельность членов организации, регулируют их поведение. Такая цель рабочей группы, как повышение качества, требует соблюдения технологической дисциплины, определенного отношения к работе.
Цели определяют природу организации для ее членов и тем самым заставляют их брать на себя соответствующие обязательства. Так, работа в угольной шахте подвергает жизнь человека определенному риску.
Цели являются главным мотиватором, направляют поведение людей, удовлетворяя их потребности. Так, выход предприятия на лидирующие позиции в отрасли удовлетворяет и материальные (максимальная прибыль), и моральные потребности (гордость за организацию) работников.
Цели уменьшают неопределенность, разъясняя людям, что организация преследует в своей деятельности. Ставя цель — обойти конкурентов, организация устраняет неопределенность в своей организационной миссии, а ее члены получают четкое представление о том, за какие действия они будут вознаграждены.
Цели помогают организации познавать и приспосабливаться к окружающей действительности. По целям можно ориентироваться в движении, сравнивать себя с другими, определять соответствие требованиям.
Цели обеспечивают основу для конструирования организации. Многое другое тоже влияет на это, но цели — в первую очередь. Так, цель укрепить позицию компании на рынке ведет организацию к созданию нового подразделения.
Каждая организация осуществляет некую деятельность, стремится к некой глобальной цели (выполняет некую миссию): производит автомобили, предоставляет кредиты, оказывает услуги и т.д. Со временем некоторые управляющие могут потерять интерес к исполнению миссии компании либо сама она в изменившихся условиях рынка утрачивает актуальность. Миссия или глобальная цель компании может утратить четкость, по мере того как корпорация добавляет в свой бизнес-портфель новые виды продукции или выходит на новые рынки. Если менеджеры осознают, что организация начинает отклоняться от когда-то принятой миссии, необходимо начать поиск ее новой роли, а значит, как говорит Питер Друкер, наступило время задуматься над некоторыми основополагающими вопросами:
Что представляет собой ваш бизнес? Кто ваш клиент? Что представляет ценность для клиента? Чем будет ваш бизнес? Чем должен быть ваш бизнес?
Поиск ответов на, казалось бы, простые вопросы - одна из самых сложных задач, когда-либо встававших перед компанией. Преуспевающие корпорации постоянно ставят перед собой эти вопросы и старательно ищут на них ответ. Миссия компании представляет собой качественно выраженную совокупность стратегических целей и предпринимательских способностей. Миссия помогает определить, чем в действительности занимается компания, каковы ее сущность, масштабы, перспективы и направления роста, отличия от конкурентов. При этом она фокусирует внимание на потребителе, а не на товаре, так как миссия определяется с учетом покупательских интересов, нужд и запросов, которые удовлетворяются бизнесом. Определение миссии - важная маркетинговая задача - предполагает ответ на вопрос: "Какую пользу фирма несет потребителям?" Формулировка миссии должна быть яркой, лаконичной, динамичной конструкцией, удобной для восприятия. Часто она выражается в виде лозунга.