Исследование целей управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 08:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрытие темы Исследование целей управления на примере ОАО «ВЫМПЕЛКОМ».
Задачи курсовой работы:
• определить роль цели в управлении организацией
• рассмотреть особенности глобальной и оперативных целей организации;
• исследовать особенности построения дерева целей организации.

Оглавление

Введение……………………………………..…………………………………….3Глава 1. Теоретические основы целей управление…….……………………….5
1.1. Понятие о целях организации и их роль в управлении…………..……… 5
1.2. Глобальная цель организации и цель функционирования определенных подразделений…………………………………………………………………….51.3. Понятие дерева целей организации………………………………………13
1.4Применение метода экспертных оценок для построения дерева целей…..16
Глава 2. Анализ целей управления в ОАО «Вымпелком»…………………….21
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия…………21
2.2. Дерево целей компании ОАО «Вымпелком»……………………………..22
Глава 3. Совершенствование целей управления в ОАО «Вымпелком»……..28
Заключение……………………………………………………………………….31Список использованной литературы………………………………………… 32

Файлы: 1 файл

исследование курсовая.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

Ф. Котлер считает, что при определении миссии организации следует учитывать пять факторов:

1. историю организации,  в процессе которой вырабатывалась  ее философия, формировались профиль  и стиль деятельности, место на  рынке и т.п.;

2. стиль поведения  и способ действия собственников и управленческого персонала;

3. состояние  внешней среды; 

4. ресурсы, которые  организация может использовать  для достижения своих целей; 

5. отличительные  особенности, которыми обладает  организация.

Удачная формулировка миссии индивидуальна и должна подходить только той компании, для которой она разработана.

Наличие миссии позволяет:

· Собственникам  договориться о направлении и  приоритетах развития бизнеса;

· Партнерам  и поставщикам фирмы понять место, которое стремится занять фирма  на рынке;

· Сотрудникам  фирмы почувствовать себя командой единомышленников, нацеленной на достижение успеха, ощутить свою значимость, получить моральные стимулы работы;

· Потребителям продукции фирмы со вниманием  и заинтересованностью относиться к фирме, которая может удовлетворить их нужды и потребности, следить за продукцией фирмы;

· Обществу в  целом (в первую очередь в лице государственных органов) понять социальное предназначение компании.

Художественно оформленная миссия служит хорошей  презентацией компании. Основной вопрос относительно стратегии компании, который должен задавать себе руководитель, звучит так: "Как мы видим свою компанию, что мы собираемся делать и чего хотим достичь?" Стратегическое видение - это внутренний документ, необходимый руководству компании, чтобы снять все сомнения относительно долгосрочных перспектив развития компании. Если миссия ориентируется на потребителя, то видение компании акцентирует внимание на принципах деятельности, которые позволяют реализовать эту миссию.

При разработке видения менеджеры компании должны определить:

· как они  видят будущее своей компании;

· в каком  направлении она должна развиваться;

· какими станут в будущем используемые технологии, товар, клиенты;

· какое положение  в отрасли компания должна занять в долгосрочной перспективе.

Сформулированное  стратегическое видение значительно  снижает риск случайных решений  и обеспечивает согласованность  политики подразделений с общей  политикой компании.

Миссия  компании

 «Миссия  компании Билайн, она звучит так: мы помогаем людям получать радость от общения, чувствовать себя свободными во времени и в пространстве»

Запуск сети третьего поколения - это новый вид услуг, новая степень свободы. Но развивая суперсовременную технологическую сеть, Билайн заботится и о том, чтобы в условиях кризиса абоненты чувствовали себя комфортно.

В компании существует очень большое количество продуктов, большое количество тарифных планов и услуг, которые были разработаны  в течение последних 9-12 месяцев, в связи с экономической ситуацией.

Билайн предлагает большое количество социальных тарифов  и уникальных услуг, которые позволяют  абоненту оставаться на связи, даже когда  на счету нет денег.

Что же касается конкурентов, то к ним Билайн относится  с большим уважением. Они помогают компании развиваться.

 

    1. Понятие дерева целей организации

В  организационной  системе управления с иерархической  структурой цели подсистем разного  уровня исследуются и формируются  в соответствии с выполняемыми ими  функциями. При этом совокупность целей  подсистем одного уровня должна обеспечивать выполнение цели той подсистемы более высокого уровня, которой они подчинены.

Совокупность последовательно  дробящихся целей в соответствии с понижающимся уровнем подсистем  называют деревом целей. Таким образом, цели отдельных подсистем увязываются в схеме дерева целей, которое является наглядной графической моделью иерархической взаимосвязи целей системы в целом и отдельных ее подсистем.

При построении дерева целей  важная роль принадлежит эвристическим  методам, экспертным оценкам, необходимость использования которых обусловлена большой неопределенностью в решении этих задач. Сложный характер формирования дерева целей не позволяет построить достаточно строгую математическую модель целеобразования. Однако накопленный опыт формирования и использования деревьев целей при построении систем управления организациями различного назначения позволил сформулировать следующие общие правила и средства реализации процедуры целеобразования.

  1. Ни одна цель высших уровней иерархии не достигается непосредственно, а лишь посредством достижения подцелей, на которые она распадается. В то же время это не обычное сложение подцелей, так как каждая из подсистем может обладать дополнительными подцелями, не взаимосвязанными с глобальной целью системы.
  2. Средства к достижению общей (глобальной) цели являются ее подцелями.
  3. Цели нижних ярусов всегда являются средствами достижения целей высших ярусов и дерево целей реализуется наиболее эффективно, если каждая подсистема стремится достичь своей подцели, имея в виду общую цель всей системы.
  4. В системе существуют состязательность целей и их взаимоподдержка, которые проявляются на всех ярусах дерева целей.

Состязательность целей  выражается в том, что иногда приходится поступаться степенью реализации одной  цели во имя другой. Взаимная поддержка целей выражается в том, что нередко достижение одной цели способствует реализации другой. На более низких ярусах дерева целей очень часто наблюдается взаимопереплетение целей. Выявление, анализ и учет, как состязательности, так и взаимосвязи и переплетение целей дают важный материал для принятия обоснованных  решений и оценки их последствий.

  1. Цели верхних уровней формулируются обычно  в достаточно общем виде, в агрегированных, абстрактных понятиях и детализируется на нижних уровнях целевой структуры.

Дерево целей строится сверху вниз, исходя из сценария, поэтапно, уровень за уровнем так, чтобы  мероприятия последующего уровня обеспечивали решение задач предыдущего. (см. рис. 1) Следовательно, система должна обеспечить такую организацию своей работы, при которой гарантируется выполнение всех подцелей самого нижнего уровня.

 

 

 

Фрагмент дерева целей

 

 


 

 

 

 

 

Рис. 1

 

 

Дерево целей строится на логической основе специалистами, привлекаемыми  к его составлению. Естественно, что по мере детализации задач  профиль специалистов меняется.

В свою очередь, каждая из этих целей может быть декомпозирована на цели следующего, более низкого уровня. В основе декомпозиции могут лежать различные основания, например, по областям деятельности, а внутри областей – по подобластям, по элементам организованной структуры, по региональной структуре системы и т.д.

Представление главной цели в виде дерева целей может оказаться  неполным, так как могут быть потеряны присущие её свойства. Проблема полноты в этом случае решается за счет квалификации эксперта, формирующего полное описание, и использования более сложных структур, например, путем превращения дерева целей в граф более общего вида.

Оценка важности целей  может быть выражена в их ранжировании. В этом случае каждой цели приписывается  порядковый номер, показывающий её относительную важность для достижения соответствующей цели более высокого уровня. Другим способом является нормирование по значимости.

Многие цели по своей  природе не поддаются формализации, и, следовательно, их не удается точно измерить. Другие же цели измеримы, но их величины несопоставимы одна с другой. Поэтому, чтобы осуществить общее ранжирование всего дерева целей, используются условные показатели и оценки.

Ранжирование и нормирование целей часто осуществляется на основе метода экспертных оценок. При этом на основе индивидуальных оценок выводят общую усредненную оценку.

    1. Применение метода экспертных оценок для построения дерева целей

При исследовании сложных систем возникают  проблемы, выходящие  за пределы формальных математических постановок задач. В таком случае прибегают к  услугам экспертов, т.е. лиц, чьи суждения и интуиция могут уменьшить сложность проблемы.

На первом подготовительном этапе осуществляется формирование экспертных групп на выбранных  уровнях управления и подготавливается вся документация, необходимая для проведения экспертизы целей.

Выбор группы экспертов производится с учетом их компетенции отдельно для каждого  уровня. Именно в таком случае можно  говорить и о достоверности экспертизы, и о минимальных затратах на ее проведение. Для подбора экспертов применяются следующие характеристики: компетентность, креативность, отношение к экспертизе, конформизм, аналитичность и широта мышления, самокритичность.

Компетентность  эксперта - это степень его квалификации в определенной области знаний. Компетентность может быть определена на основе опыта эксперта в данной области его квалификации, степенью знакомства с научными достижениями в области исследуемой области и т.д.

Креативность  эксперта — способность решать творческие задачи.

Отношение к  экспертизе является важной характеристикой эксперта, определяющей его желание (активность или пассивность) участия в экспертизе.

Конформизм — подверженность влиянию авторитетов. Эта характеристика необходима для выбора способа проведения экспертизы.

Самокритичность эксперта — самооценка своей компетентности.

Аналитичность, широта мышления, конструктивность мышления, свойство коллективизма — также  важные характеристики эксперта.

Даже неполные определения характеристик экспертов, приведенные выше, показывают, что численные оценки этих характеристик значительно затруднены и в ряде случаев совсем невозможны.

Наиболее  важной из указанных характеристик  является характеристика компетентности экспертов, поскольку именно она в значительной степени определяет достоверность экспертных оценок. Поэтому проблеме определения компетентности экспертов следует уделять особое внимание.

На втором организационном этапе осуществляется отработка результатов экспертизы. На этом этапе выполняются все необходимые расчеты для сопоставления качественных целей на каждом уровне управления с целями, выбранными по мнению "экспертов с точки зрения их количества и важности (приоритетности).

Процесс обсуждения выбранных целей происходит до тех  пор, пока не совпадут мнения большинства  экспертов.

Сформулируем  требования, которым должна удовлетворять методика оценки целей функционирования с помощью экспертов.

1. Оценка целей  функционирования должна проводиться в благоприятной психологической обстановке.

2. Трудоемкость  опроса должна быть в допустимых  пределах.

3. Экспертная  документация не должна допускать  Двоякого понимания вопросов.

4. Экспертная  документация должна быть, по  возможности, однородной и полной.

5. Выбранная  система шкал экспертной оценки  должна быть обоснована и доведена до сведения эксперта,

6. Цели проведения  экспертизы должны быть известны всем экспертам. Наиболее приемлемым с практической точки зрения является анкетирование.

На четвертом  этапе осуществляется построение дерева целей. Количество и разнообразие целей задач менеджмента настолько велики, что без комплексного, системного подхода к определению их состава не может обойтись ни одна организация, независимо от ее размеров, специализации, вида, формы собственности. В качестве удобного и апробированного на практике инструмента исследования целей можно использовать построение целевой модели в виде древовидного графа - дерева целей

Построение  дерева целей осуществляется для формализованного отображения процесса распределения целей по уровням управления. Посредством дерева щелей описывается их состав, взаимосвязь, упорядоченная  иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция равной цели на подцели по следующим правилам:

• общая цель, находящаяся в вершине графа, должна содержать описание конечного  результата;

• при развертывании  общей цели в иерархическую структуру  целей исходят из условия:  реализация

подцелей  каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня;

•  при  формулировке целей разных уровней  необходимо описывать желаемые результаты, но не способы их получения;

• подцели  каждого уровня должны быть независимы друг от друга и не выводимые друг из друга;

• фундамент  дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом и в заранее установленные сроки.

Исследование  и формирование количественных целей  выполняется на пятом этапе и является наиболее важным для управления организацией, так как количественные цели определяют выбор методов управления организацией, применение компьютерной техники в управлении. Количественные характеристики целей фиксируются в стратегических и годовых планах организации. Количественные цели ориентируют организацию на достижение определенных показателей и конкретизируют выбранные качественные цели.

Информация о работе Исследование целей управления