Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 21:40, курсовая работа
Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой комплекс подотраслей, призванных обеспечивать условия нормальной жизнедеятельности населения и функционирования городских структур. Жилищно-коммунальное хозяйство в значительной степени формирует среду жизнедеятельности человека, обеспечивая комфортность города, района, микрорайона, жилища. Эта отрасль, с одной стороны, испытывает влияние развивающихся рыночных отношений, а с другой является важным звеном системы социальной защиты населения. Это порождает серьёзные проблемы и противоречия, как негативные процессы и явления, ухудшение состояния жилья, качества коммунальных услуг и многого другого.
Введение
Структура и экономическое состояние отрасли
Региональные особенности жилищно-коммунального хозяйства
Стимулирование создания товариществ собственников жилья
Антимонопольное регулирование и создание конкурентной среды в тепло-, электро-, водоснабжения и водоответвления
5.1 Привлечение малого бизнеса на рынок жилищно-коммунального хозяйства
5.2 Государственное регулирование и контроль качества услуг жилищно-коммунального хозяйства
Реформирование системы финансирования жилищно-коммунального хозяйства и оплаты услуг
6.1 Ценообразование в системе монопольного предоставления услуг жилищно-коммунального хозяйства
6.2 Социальная защита населения
Вывод
Использованная литература
Кроме того,
товарищества собственников жилья
получают реальную возможность самостоятельно
решать вопросы организации
Члены товариществ
собственников жилья прямо
Комплекс ресурсосберегающих мероприятий, проводимый товариществами собственников жилья, позволяет значительно уменьшить общий объем потребления ресурсов за счет предотвращения неоправданных расходов воды, газа и других энергоресурсов. Население привыкает экономно относиться к предоставляемым услугам, прослеживая связь между своими затратами и потреблением этих услуг, что практически невозможно осуществить в муниципальном жилищном фонде и, в частности, в отдельных приватизированных квартирах.
Активизация органов местного самоуправления, граждан и организаций по созданию товариществ собственников жилья должна осуществляться путем:
- гарантированного
выделения бюджетных средств
субъектов Федерации или
- принятия
соответствующих решений
5. Антимонопольное регулирование и создание конкурентной среды в тепло-, электро-, водоснабжения и водоответвления
Предприятия, оказывающие услуги тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения, несмотря на разнородность оказываемых услуг, характеризуются несколькими общими признаками:
- использованием
в ходе технологического
- неразрывностью
или строгой
- невозможностью для потребителя отказаться от получения данных видов услуг на сколько-нибудь длительный срок;
- невозможностью
компенсации недопроизводства
- необходимостью
четкой взаимосвязи на всех
стадиях производственного
- тесной
зависимостью организации
Таким образом, упомянутые виды услуг могут быть отнесены к естественным локальным монополиям на конкретной территории.
Возможные
мероприятия по разукрупнению существующих
предприятий ресурсоснабжения путем
выделения самостоятельных
в водопроводно-канализационном
хозяйстве процесс производства
и передачи материального носителя
услуги, как правило, осуществляется
в рамках одного предприятия, что
соответствует особенностям технологического
процесса и является экономически и
организационно оправданным. В ряде
городов оказание услуг по водоснабжению
и водоотведению производится разными
предприятиями, что, однако, не приводит
к формированию в подотрасли конкурентной
среды, а лишь обусловливает наличие
на данной территории двух субъектов
монополии. Таким образом, возможное
разукрупнение предприятий
Данные подходы можно распространить и на другие ресурсоснабжающие организации.
Особенности
ценообразования на услуги естественных
локальных монополий
- Все
предприятия энерго-, тепло-, водоснабжения
и водоотведения являются
- Производственное
имущество предприятий
- В отрасли
до сих пор существует кризис
неплатежей, который невозможно
разрешить силами только
Кроме проблемы
низкой платежеспособности коммерческих
предприятий, существует проблема неплатежеспособности
предприятий и организаций, не подлежащих
отключению ни при каких условиях.
Упущенная выгода от сомнительной дебиторской
задолженности, как правило, покрывается
за счет увеличения тарифов и оплачивается
платежеспособными
- В себестоимости
услуг предприятий - естественных
локальных монополий большой
вес занимают продукция и
Все эти характеристики ценообразования можно назвать внешними факторами, независимыми от предприятий- монополистов.
Кроме внешних
факторов предприятия-монополисты
характеризуются внутренними
Это, как правило, низкий уровень управления и недостаточная квалификация персонала и как следствие:
- отсутствие эффективной системы учета и планирования, как финансового, так и натурального;
- неудовлетворительная
работа по ликвидации
- отсутствие
опыта конкурсной работы при
выборе фирм-подрядчиков при
- высокие
потери энерго- и водоресурсов
при промышленной обработке и
транспортировке ресурсов
- в большинстве
случаев принципы
Все эти
и другие подобные факторы прямо
или косвенно увеличивают тарифы
и цены предприятий естественной
монополии. В конкурентных условиях
эти проблемы решает само предприятие.
В условиях естественной монополии
их необходимо решать методами контроля
и регулирования стоимости
Несмотря на ограниченные возможности формирования конкурентной среды в сфере естественной локальных монополий, определенные пути и здесь существуют за счет создания конкурентной среды на отдельных этапах предоставления коммунальных услуг (сезонные ремонтные работы капитального характера, закупка топлива и материалов и т.д.) подрядными организациями любых форм собственности. В структуре производственных затрат эти составляющие обычно превышают 50%. Размещение подобных заказов может и должно осуществляться на конкурсной основе, а порядок осуществления работ и услуг регламентироваться договорами
Развитие
конкурентной среды может осуществляться
в сфере управления системами
городского водоснабжения и водоотведения
или теплоснабжения, основные фонды
которых находятся в
Органы местного самоуправления заключают с управляющей фирмой договор на управление системой водоснабжения, водоотведения или тепловыми сетями, в котором формулирует целевые установки деятельности фирмы на время действия договора. Таким образом, компания по управлению городскими сетями принимает на себя обязательства, связанные, как правило, с повышением качества предоставляемых услуг, которое формулируется либо в виде натуральных показателей, либо в виде индикаторов.
При этом неотъемлемой частью договора на управление является определение тарифной политики муниципалитета по отношению к данной коммунальной услуге с учетом значений индикаторов, отражающих стандарты качества услуги.
В рамках реализации местных программ демонополизации возможна передача муниципальной инфраструктуры водо- или теплоснабжения в управление отечественным и зарубежным компаниям, имеющим авторитет на российском рынке данных услуг, с заключением указанных договоров на доверительное управление на конкурсной основе.
Привлечение иностранных компаний к управлению муниципальными системами жизнеобеспечения должно сопровождаться разработкой необходимой правовой базы для защиты национальных интересов России в этой сфере экономики.
При демонополизации
теплоснабжающих предприятий
а) в больших
городах, отапливаемых от теплоэлектроцентралей
(ТЭЦ), основные источники тепла и
магистральные теплосети вошли
в состав региональных акционерных
обществ, контрольный пакет акций
которых находится в
Такая ситуация привела к тому, что единая инфраструктура оказалась в руках двух собственников - акционерных обществ и органов местного самоуправления.
б) в городах и городских поселках с населением до 100000 человек, где нет ТЭЦ, имеет место следующие ситуации:
В целях организации оптимального регулирования предлагаются два решения:
а) органам местного самоуправления может быть предоставлено право управления долей государства в уставных капиталах акционерных обществ, осуществляющих обеспечение городских нужд. Муниципальные предприятия по согласованию с органами местного самоуправления могут выступает соучредителями акционерных обществ, внося в качестве имущественного вклада котельные и разводящие сети, входящие в систему теплоснабжения города.
Информация о работе Жилищно-коммунальное хозяйство, как отрасль городского хозяйствования