Теоретические аспекты управления и оценки платежеспособности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 00:31, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы заключается в том, что способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность, свидетельствует о его хорошем финансовом состоянии. Положение предприятия зависит от результатов его деятельности. Если все намеченные планы выполняются, то это положительно влияет на платежеспособность предприятия и ликвидность его баланса. И наоборот, при невыполнении планов снижаются показатели, ухудшается состояние предприятия и его платежеспособность. Вследствие чего предприятие может потерять доверие банков, партнеров и клиентов.

Файлы: 1 файл

пример6.docx

— 135.47 Кб (Скачать)

В итоге параграфа отметим, таким образом, все названные показатели дают лишь общую одномоментную оценку динамики платежеспособности и ликвидности и не позволяют проанализировать ее внутриструктурные изменения. Главное их достоинство – простота и наглядность, может обернуться таким недостатком, как поверхностность выводов, если анализ платежеспособности будет сведен только к определению данных показателей.

В нормальной ситуации оценка платежеспособности предприятия, должна проводиться на основании изучения источников притока и оттока денежных средств в краткосрочной и долгосрочной перспективе и способности предприятия стабильно обеспечивать превышение первых над вторыми.

1.3 Механизмы управления  платежеспособностью предприятия  в условиях рынка

 

Управление платежеспособностью предопределяет необходимость ее количественных измерителей. В настоящее время количественная оценка платежеспособности осуществляется, в основном, через оценку ликвидности баланса предприятия. При этом используются несколько методов такой оценки: на основе балансовой модели, балльной оценки и метод, основанный на коэффициентах ликвидности.

По поводу использования этих методов для оценки платежеспособности многие отечественные ученые, занимающиеся проблемами финансовой устойчивости и платежеспособности предприятий, высказывают критические замечания различной степени "тяжести" – от тактического свойства до полного отрицания. При этом наибольшей критике подвергается наиболее объемлющий и чаще других используемый показатель – коэффициент текущей ликвидности.

Подводя итог сказанному, следует констатировать несостоятельность методического аппарата, используемого в настоящее время для количественной оценки платежеспособности, что предопределяет невозможность создания надежного механизма предупреждения банкротства. Другой вывод, следующий из этой констатации, заключается в необходимости разработки прямых (а не через ликвидность) методов количественной оценки платежеспособности.

Ниже представлена методика количественной оценки и механизма управления платежеспособности. Методика разработана для условий расчета плановой оперативной платежеспособности, но она может достаточно просто трансформироваться для расчета текущей, краткосрочной и перспективной платежеспособности.

В основу количественной оценки платежеспособности положен принцип соизмерения притока и оттока денежных средств за определенный период времени с учетом рисков. Коэффициент платежеспособности Кпл рассчитывается по формуле:

Кпл ≥ П / О

где П – приток денежных средств за период времени;

О – отток денежных средств за период времени.

В свою очередь П и О определяются по формулам

О = О1 + ∆О,

П = П1 + ∆П,

где О1 – объем обязательств на начало периода to;

П1 – остатки денежных средств на счетах и в кассе на начало периода to;.

∆О и ∆П – соответственно прирост обязательств (оттока) и притока за период времени.

Наличие рисков, как уже отмечалось ранее, предопределяет необходимость формирования некоторого резерва денежных средств, т.е. создания положительного сальдо притока и оттока, обеспечивающего достаточно устойчивую платежеспособность в условиях неопределенности.

В Законе о несостоятельности (банкротстве) представлен перечень способов восстановления платежеспособности при проведении процедуры внешнего управления. Однако, этот перечень недостаточно полный и, кроме того, его следовало бы представить в виде определенной системы, дающей возможность судить о потенциальной результативности способов, времени их отдачи и возможных последствиях для предприятия от применения того или иного способа. С этой целью автором разработана классификация способов восстановления платежеспособности, представленная на рисунке 1 (Приложение 1).

Все способы предлагается представить двумя классами: приводящими и не приводящими к смене собственника.

Каждый способ первого класса способен решить задачу восстановления платежеспособности в полном объеме; способы второго класса такую задачу решить, как правило, не в состоянии, для этого необходимо совместное использование нескольких способов.

Второй класс, в свою очередь, представлен двумя подклассами, в основе выделения которых лежит признак затрат ресурсов (временных, материальных и финансовых) на реализацию того или иного способа. Для оперативных способов характерна высокая скорость реализации с незначительными материальными и финансовыми затратами. Но, разумеется, и эффект от использования этих способов не столь значителен. Как правило, они рассчитаны на реализацию стратегии выживания, т.е. предотвращения дальнейшего спада и обеспечение выплат текущих платежей.

Что же касается полного восстановления платежеспособности, т.е. погашения просроченной кредиторской задолженности и текущих обязательств, то оно обеспечивается стратегией экономического роста, в основе которой лежат способы второго подкласса – стратегические, требующие для своей реализации, как правило, значительных ресурсов, а самое главное, времени. Но зато и эффект от их реализации более значим: устраняется не только следствие кризиса – неплатежеспособность, но и причины, ее вызвавшие.

Механизмом управления платежеспособностью, можно рассмотреть еще одну модель, предназначенная для раннего обнаружения кризиса на стадиях планирования и мониторинга платежеспособности, установления причин его вызвавших и выбора мер, обеспечивающих восстановление платежеспособности.

Система управления платежеспособностью включает решение следующих укрупненных задач:

1. Количественная оценка  платежеспособности.

2. Разработка прогнозов  и планирование платежеспособности  на различные временные периоды.

3. Мониторинг платежеспособности.

4. Анализ платежеспособности.

5. Выявление факторов, вызывающих  кризисную ситуацию, и разработка  мер по их устранению.

6. Контроль за реализацией  мер по восстановлению платежеспособности.

Безусловно, существуют чрезвычайные меры, в принципе, способствующие восстановлению платежеспособности, однако реализация их либо требует, достаточно длительного промежутка времени, либо нежелательна, поскольку связана с уменьшением имущественного потенциала организации или негативными изменениями в нем, которые могут сказаться в будущем. Основными из них являются:

- продажа части основных  средств как способ расчета  с кредиторами по текущим обязательствам;

- увеличение уставного  капитала. Отметим, что данный вариант  в отдельных случаях достаточно  протяжен во времени и нередко  сопровождается определенными издержками. В частности, дополнительная эмиссия  акций – это весьма дорогостоящий  процесс, которому нередко сопутствует  падений рыночной цены акций  фирмы – эмитента;

- получение долгосрочной  ссуды или займа. Отметим, что  если полученная ссуда носит  целевой характер, то улучшение  платежеспособности по формальным  критериям носит на самом деле  фиктивный характер;

- получение государственной  финансовой поддержки на безвозвратной  или возвратной основе бюджетов  различных уровней. Отраслевых и  межотраслевых внебюджетных фондов. Этот источник связан с выполнением  ряда условий, в частности, с наличием  плана финансового оздоровления, включающего среди прочих мероприятия по восстановлению платежеспособности.

Прогнозирование возможности утраты предприятием платежеспособности возможно либо путем составлением прогнозного баланса, либо, что гораздо проще, сопоставлением прогнозируемых источников покрытия запасов и затрат.

Предприятию для осуществления своей деятельности необходима определенная величина производственных запасов. В реальной же жизни этот показатель, как правило, имеет тенденцию к росту.

Каковы источники покрытия прироста стоимостной оценки запасов, не уменьшающие экономический потенциал организации?

Достаточно очевидно, что одним из таких источников может быть равновеликое уменьшение других балансовых статей второго раздела актива баланса, например, уменьшение дебиторской задолженности или средств на расчетном счете. В этом случае происходит простое перераспределение структуры текущих активов, валюта баланса не меняется, не меняется и оценка уровня платежеспособности организации на основе приведенных в постановлении критериев.

Совершенно другая ситуация возникает в случае, когда увеличение величины запасов за период сопровождается увеличением валюты баланса. Очевидно, что для того чтобы по крайней мере значительно не ухудшить оценку уровня платежеспособности, необходимо. чтобы не менее половины прироста запасов покрывалось за счет прибыли данного периода. Таким образом, для анализа возможности утраты платежеспособности в ближайшие три месяца необходимо выполнить следующие расчеты:

- спрогнозировать величину  производственных запасов на  конец анализируемого периода, приняв  во внимание темп инфляции  и расширение объемов деятельности  организации;

- рассчитать прибыль за  анализируемый период;

- если полученная прибыль  покрывает не менее половины  прироста запасов, можно сделать  вывод, что в случае ее полного  реинвестирования в текущие активы  значение уровня платежеспособности  не опустится ниже критического.

Поэтому повышение платежеспособности и ликвидности компании крайне важно для владельца. Сделать это можно путём комплексных решений, направленных на улучшение финансового состояния фирмы и уменьшения задолженностей. Основные меры, путём которых можно обеспечить повышение ликвидности, таковы:

- максимально возможное  уменьшение стоимости дебиторской  задолженности;

- увеличение прибыли;

- оптимизация структуры  капитала предприятия;

- уменьшение стоимости  материальных активов.

Отдельный вопрос, как этого добиться. Для оптимизации производства необходима грамотная схема управления, и если её составление не под силу владельцу, что вполне вероятно, то разумно потратить N-ную сумму и нанять ещё одного работника – талантливого специалиста, который создаст работающую и приносящую дополнительную прибыль схему.

Другие пути повышения платежеспособности – финансовая стабилизация и понижение дебиторской задолженности. Достигнуть этого можно, анализируя активы для их более рационального распределения, планируя всю финансовую деятельность предприятия и, помимо планирования, ещё и соблюдения сроков данных планов. Что касается финансовой стабилизации, здесь нужен очень грамотный подход, направленный на уменьшение ежемесячных расходов.

Повышение платежеспособности также можно обеспечить рефинансированием дебиторской задолженности и ускорением её оборотов. Таким образом, можно увеличить сумму финансовых активов. С помощью установления нормативов, регулирующих запасы предприятия, проводится оптимизация материальных или товарных ценностей. Проведение технико-экономических рассчётов также поможет в оптимизации.

Размышляя над тем, каким образом увеличить прибыль от продаж, предприниматель рассматривает различные варианты, некоторые из которых могут быть чрезвычайно рискованными, а некоторые – невыполнимыми. При этом различные решения проблемы, как правило, противоречат друг другу, и приходится останавливаться на каком-нибудь одном варианте. Ошибка в выборе может быть для предпринимателя довольно болезненной и даже привести компанию в убытки. Вот почему так важно, принимая решение, ориентироваться не на интуицию, а на математические расчеты и глубокий анализ рынка.

Для начала необходимо рассмотреть все возможности, позволяющие потенциально увеличить прибыль от продаж, затем сравнить их между собой, оценив предполагаемый прирост прибыли и уровень риска, и лишь затем изменять товарную, ценовую или иную политику компании.

Первый и самый простой способ увеличения прибыли – это увеличение цены на предлагаемые компанией товары. На самом деле, цену обязательно нужно повышать до того уровня, пока ее увеличение не отразится на спросе. Определить этот порог могут позволить как опросы среди покупателей или анализ ценовой политики конкурентов, так и эксперименты с ценами и скидками на отдельные группы товаров самой компании. Однако, если спрос на товары даже падает одновременно с ростом цены, это не означает, что прибыль предпринимателя также понизится. Вам необходимо определить, насколько сократятся объемы, посчитать возможный убыток, и сравнить его с дополнительным доходом, получаемым от увеличения цены.

Если проведенный анализ показал, что добиться роста прибыли, увеличивая цену, не получится, возможно, вы сможете сделать это, снизив объемы продаж. Создание искусственного дефицита позволит в определенных случаях покупателям бороться за ваш товар, что сделает рост цены вполне естественным.

Информация о работе Теоретические аспекты управления и оценки платежеспособности предприятия