Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 04:49, курсовая работа
Труд как понятие обозначает целесообразную деятельность человека по производству продукции или оказания услуг и всегда связывается с физическими и психологическими затратами энергии. Труд, являясь источником производимых продуктов, услуг сам является товаром, который продается на рынке труда. Следовательно, на рынке труда продается процесс соединения энергии человека (его способностей, умений и вещества природы, в том числе и имеющего духовное происхождение), а цена труда в этом случае выступает в виде денежного эквивалента – заработная плата.
Процесс труда протекает нормально при правильной расстановке на участках рабочих, обладающих достаточными трудовыми навыками, способных разумно использовать имеющуюся в их распоряжении технику. Для процесса труда важно рациональное сочетание времени работы и отдыха рабочих, создание безопасных и нормальных условий труда. Все это достигается правильной организацией труда.
Введение…………………………………………………………………3
1. Современные методы совершенствования организации труда на рабочем месте…………………………………………………………...5
1.1. Сущность организации рабочих мест, ее элементы и их характеристика………………………………………………………….5
1.2 Классификация рабочих мест……………………………………...8
1.3. Планировка и оснащение рабочих мест…………………………..12
2. Анализ состояния организации труда на рабочем месте…....17
2.1. Характеристика супермаркета «ПетроЛь»……………………..17
2.2. Планировка и оснащение рабочих мест………………………...24
2.3. Состояние обслуживания рабочих мест……………………...…29
2.4. Состояние нормирования и оплаты труда…………………...…29
2.5 Анализ использования рабочего времени……………………….31
2.6. Условия труда работников…………………………………………32
2.7 Квалификационный состав рабочих, текучесть кадров…...……34
3. Совершенствование организации рабочих мест кассиров…..39
Заключение………………………………………………………..........45
На данном рабочем месте продавца используют:
1)технологическое оборудование:
- весы электронные ВЕ-15ТЕ2 – 1шт;
- калькулятор Sitizen-12-26 – 1шт;
-прилавок-витрина холодильный ПВВ(Н)-0,15-0,15-0,75 ТУРБ0721162, 051-98 – 2 шт.;
- витрина холодильная ВХСН-1511 – 1 шт.;
- ларь для мороженого CSG48 – 2шт.
2)организационную оснастку:
- 4-х уровневые стеллажи – 20 шт.;
- «горка» для приправ – 1 шт.;
- стулья (2шт), тумбочки (2шт) и стол из дерева;
- шуфлядка деревянная, для временного хранения денег;
- пластиковый стол для отдыха покупателей и 4 стула;
- радиомагнитофон Vitek1200.
-
ручка шариковая – NIXON NB-1040BL – 2шт;
- карандаш – TIENTAN6621-HB – 2шт;
- линейка – САТПЛАСТ – 1шт;
- ластик – CENTRUM – 1шт;
- ножницы – SAVOY- 1шт.
Планировка рабочего места в графическом виде приведена в приложении В. На рабочем месте в магазине продавец обычно находится возле кассового аппарата или за прилавком (в конфетном отделе).
В магазине имеются 2 отдела (конфетный, где продают конфеты, кондитерские и хлебобулочные изделия, молочные продукты, мороженое, крупы, макароны; и ликероводочный, где продают ликероводочные изделия, пиво, безалкогольные напитки, консервы, колбасные изделия, рыбу). В связи с этим, а также и с тем, что необходимо выполнять периодически оформление документации, продавец постоянно не находиться в одном отделе. Периодически ему приходиться обслуживать покупателей то в одном, то в другом отделе.
Для данного продавца предусмотрено обслуживание покупателей в конфетном отделе.
С правой стороны от продавца находится прилавок-витрина холодильный, предназначенный для размещения молочных продуктов. Слева – ларь для мороженого, а также стеллаж для круп. Перед продавцом – прилавок, на котором стоят электронные весы, левее весов, на расстоянии примерно 60 см расположены латки для кондитерских изделий. В прилавке находится шуфлядка для временного хранения денег, вырученных за продажу в этом отделе. Потом эти деньги заносят в денежный ящик и «пробивают» на кассе.
За спиной у продавца находятся стеллажи для конфет, печенья, чая. Чуть правее – стеллаж для хлебобулочных изделий, чуть левее – стеллаж для макарон, муки, сахара, соли.
Под прилавком находиться емкость с водой и губка, для того чтобы протирать прилавок, весы, нож (после разрезания сыров).
Для сыпучих продуктов (сахар, крупы, конфеты-драже) предназначен совочек. Продавец обязан обслуживать клиентов стоя, но в их отсутствие он может присесть на табурет, который стоит за прилавком.
Цены на продукты оформлены черным маркером на белых ценниках, что благоприятствует их восприятие покупателями.
На подоконниках у правой стены стоят живые цветы в горшках (зеленый цвет – успокаивает), а возле стены стоит пластиковый стол для отдыха покупателей и 4 стула.
Анализ условий труда на рабочем месте предусматривает выявление неблагоприятного воздействия на работающего условий, зависящих от характера выполняемой работы.
Стены магазина выложены белой плиткой, пол темно-серого цвета, потолок – навесной белый, белой краской покрываются рамы окон. Белый цвет является нейтральным и не вызывает каких-либо эмоций (положительных или отрицательных). На окнах висят прозрачные тюли, которые не препятствуют проникновению дневного света.
Работа продавца характеризуется напряженностью, которая связана с тем, что постоянно приходится считать деньги и нужно быть очень внимательной.
Особо сильное влияние на усталость (т.к. продавец - женщина) оказывает необходимость обслуживать периодически 2 отдела, производить погрузочно-разгрузочные операции, осуществлять вынос тяжелой тары (например, ванны с сахаром или крупами).
Рассмотрим следующие данные условий труда и сравним их с нормативными:
1)Температура воздуха
В зимний период фактическая +3 - +8 С, нормативная +16-+18 С, т.е. температура воздуха в этот период ниже нормы, что может привести к различным простудным заболеваниям.
В летний период фактическая температура воздуха составляет +20- +25 С, что выше нормативной. Температура высокая, а так как продавцы – женщины, которые больше чем мужчины подвержены мигреням, то необходимо предпринять меры по поддержанию в помещении нормальной температуры.
2)Относительная влажность воздуха
В зимний период фактическая 85%, нормативная до 60-80%, т.е. фактическая влажность превышает норму на 5%. В летний период фактическая 80%.
3)Уровень освещенности рабочего места.
Всего в магазине установлено 15 светильников по 2 люминесцентные лампы. Летом освещения достаточно, т.к. рабочее время заканчивается в 19:00 (20:00) часов (искусственное освещение почти не применяется). Но в зимний период данного освещения в утреннее и вечернее время недостаточно.
4)Запыленность воздуха.
Нормативная: содержание нетоксичной пыли от 35 до 50% предельно допустимой концентрации, т.е. не должна превышать 10мг/м3.
Фактическая: Запыленность воздуха выше среднего, что требует постоянной влажной уборки и дополнительной нагрузки продавца. На рабочем месте воздух насыщен различными сладкими запахами и запахами приправ.
5)Уровень шума в помещении.
Шум
оказывает отрицательное
6) Скорость движения воздуха.
Нормативной считается скорость движения воздуха, равная – 0,3 м/с. На данном рабочем месте этот показатель находится в пределах нормы.
7) Режимы труда и отдыха.
Продавец приходит на рабочее место за 10-15 минут до начала рабочего дня, т.е. в 8:45-8:50. Рабочий день длиться с 9:00 до 18:00. Имеется обеденный перерыв с 13:00 до 14:00, в первой и во второй половинах дня предусмотрены пятиминутные перерывы по личным надобностям.
Обслуживание рабочих мест основано на разделении труда между основными и вспомогательными производственными рабочими и охватывает ряд важных функций по видам, срокам и методам выполнения вспомогательных работ. За счет организации обслуживания рабочих мест основных рабочих создаются необходимые условия для ведения трудовых и производственных процессов без перебоев, с наиболее полным использованием технологического оборудования и высокой производительностью труда. Трудно представить себе современное производство, в котором отсутствовали бы важнейшие функции обслуживания, например транспортная или наладочная. При «самообслуживании» могут возникнуть не только значительные простои, но и такие положения, когда сам рабочий просто не способен в силу недостаточной квалификации наладить сложное оборудование.
Под функцией обслуживания понимается конкретный вид трудовой деятельности по обслуживанию основного производства, выполняемый соответствующими рабочими-специалистами вспомогательных подразделений и служб организации.
На данном рабочем месте основные функции обслуживания и их содержание следующие:
- энергетическая – обеспечение электроэнергией (электроподстанция д. Н.Погост), отопление (имеется котельная при магазине – кочегар);
- ремонтная – текущий ремонт и межремонтное обслуживание оборудования (инженер РАЙПО);
-
контрольная – контроль
- транспортная – доставка на рабочее место со склада продуктов и товаров, транспортировка заготовленной у населения продукции (автобаза РАЙПО);
-
складская – приемка,
- ремонтно-строительная – текущий ремонт и поддержание в рабочем состоянии зданий и сооружений организации (строительная бригада РАЙПО);
-
хозяйственно-бытовая –
На данном рабочем месте зарплата рассчитывается на основании следующих документов:
- Приложения №3 к постановлению Правления №131 от 25 июня 2004года (приложение А);
- Выписки из Положения об
В данном приложении приводится также пример расчета заработной платы для двух продавцов 1 и 2 разряда.
Оплата труда – сдельно-
Заработная плата продавца находится в непосредственной зависимости от выполнения или же от невыполнения плана, от разряда продавца, от объема розничного товарооборота, от объема заготовленной у населения продукции.
Заработная плата (за вычетом аванса, который выплачивают в десятых числах месяца) выплачивается в конце месяца.
Качество и обоснованность применяемых норм труда при конкретных организационно-технических условиях на рабочем месте может быть оценено путем сопоставления величины действующей на рабочем месте нормы труда, на выполняемые работы с ее фактическими затратами, которые определяются в результате хронометражных наблюдений и фотографии рабочего дня.
Фотография рабочего времени проводилась для изучения затрат рабочего времени работником, методом непосредственных замеров времени. Сущность этого метода заключается в измерении длительности затрат времени визуально с помощью приборов времени в данном случае использовались электронные часы. Результаты фотографии рабочего дня приведены в приложении Г.
В процессе проведения фотографии рабочего дня было выявлено, что значительная доля времени тратится на обслуживание рабочего места – 12,95%, что в натуральном выражении составляет 70 минут (приложение Д). Эти затраты, а также затраты на подготовительно-заключительные операции, должны быть сведены к минимуму. Нарушение трудовой дисциплины и простои по организационно-техническим причинам должны быть исключены.
Производительность труда увеличится больше чем на 14% из-за сокращения такого рода затрат (ОБС, ПЗ, ОРГ и НТД).
%
(2.1)
В конце смены, когда «пробивается» касса можно узнать, сколько покупателей обслужил продавец. В среднем это: N= 130 человек. Значит, время на обслуживание одного покупателя может быть рассчитано как:
мин,
(2.2)
где Тсм – продолжительность смены;
t1 –
время на обслуживание одного покупателя.
Качество обслуживания покупателей в значительной мере зависит от режима работы розничного торгового предприятия. В свою очередь, на режим работы магазина влияют интенсивность покупательских потоков, распределение товарооборота по часам дня, дням недели, сезонам. При этом следует также учитывать необходимость создания оптимального режима труда и отдыха торговых работников, предоставления им пятидневной рабочей недели, составления удобного графика выхода на работу.
Информация о работе Совершенствование организации труда на рабочем месте