Совершенствование организации труда на рабочем месте

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 04:49, курсовая работа

Краткое описание

Труд как понятие обозначает целесообразную деятельность человека по производству продукции или оказания услуг и всегда связывается с физическими и психологическими затратами энергии. Труд, являясь источником производимых продуктов, услуг сам является товаром, который продается на рынке труда. Следовательно, на рынке труда продается процесс соединения энергии человека (его способностей, умений и вещества природы, в том числе и имеющего духовное происхождение), а цена труда в этом случае выступает в виде денежного эквивалента – заработная плата.

Процесс труда протекает нормально при правильной расстановке на участках рабочих, обладающих достаточными трудовыми навыками, способных разумно использовать имеющуюся в их распоряжении технику. Для процесса труда важно рациональное сочетание времени работы и отдыха рабочих, создание безопасных и нормальных условий труда. Все это достигается правильной организацией труда.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
1. Современные методы совершенствования организации труда на рабочем месте…………………………………………………………...5
1.1. Сущность организации рабочих мест, ее элементы и их характеристика………………………………………………………….5
1.2 Классификация рабочих мест……………………………………...8
1.3. Планировка и оснащение рабочих мест…………………………..12
2. Анализ состояния организации труда на рабочем месте…....17
2.1. Характеристика супермаркета «ПетроЛь»……………………..17
2.2. Планировка и оснащение рабочих мест………………………...24
2.3. Состояние обслуживания рабочих мест……………………...…29
2.4. Состояние нормирования и оплаты труда…………………...…29
2.5 Анализ использования рабочего времени……………………….31
2.6. Условия труда работников…………………………………………32
2.7 Квалификационный состав рабочих, текучесть кадров…...……34
3. Совершенствование организации рабочих мест кассиров…..39
Заключение………………………………………………………..........45

Файлы: 1 файл

Совершенствование организации труда на рабочем месте продавца.doc

— 306.50 Кб (Скачать)

      На  данном рабочем месте продавца используют:

1)технологическое  оборудование:

     - весы электронные ВЕ-15ТЕ2 – 1шт;

     - калькулятор Sitizen-12-26 – 1шт;

     -прилавок-витрина холодильный ПВВ(Н)-0,15-0,15-0,75 ТУРБ0721162, 051-98 – 2 шт.;

     - витрина холодильная ВХСН-1511 –  1 шт.;

     - ларь для мороженого CSG48 – 2шт.

2)организационную  оснастку:

     -  4-х уровневые стеллажи – 20 шт.;

     - «горка»  для приправ – 1 шт.;

     - стулья (2шт), тумбочки (2шт) и стол из дерева;

     - шуфлядка деревянная, для временного  хранения денег;

     - пластиковый стол для отдыха покупателей и 4 стула;

     - радиомагнитофон Vitek1200.

      - ручка шариковая – NIXON NB-1040BL – 2шт; 

      - карандаш – TIENTAN6621-HB – 2шт;

      - линейка – САТПЛАСТ – 1шт;

      - ластик – CENTRUM – 1шт;

      - ножницы – SAVOY- 1шт.

      2.3 Анализ планировки рабочего места

 

        Планировка рабочего места в графическом виде приведена в приложении В. На рабочем месте в магазине продавец обычно находится возле кассового аппарата или за прилавком (в конфетном отделе).

     В магазине имеются 2 отдела (конфетный, где продают конфеты, кондитерские и хлебобулочные изделия, молочные продукты, мороженое, крупы, макароны; и ликероводочный, где продают ликероводочные изделия, пиво, безалкогольные напитки, консервы, колбасные изделия, рыбу). В связи с этим, а также и с тем, что необходимо выполнять периодически оформление документации, продавец постоянно не находиться в одном отделе. Периодически ему приходиться обслуживать покупателей то в одном, то в другом отделе.

     Для данного продавца предусмотрено обслуживание покупателей в конфетном отделе.

        С правой стороны от продавца находится прилавок-витрина холодильный, предназначенный для размещения молочных продуктов. Слева – ларь для мороженого, а также стеллаж для круп. Перед продавцом – прилавок, на котором стоят электронные весы, левее весов, на расстоянии примерно 60 см расположены латки для кондитерских изделий. В прилавке находится шуфлядка для временного хранения денег, вырученных за продажу в этом отделе. Потом эти деньги заносят в денежный ящик и «пробивают» на кассе.

     За  спиной у продавца находятся стеллажи для конфет, печенья, чая. Чуть правее – стеллаж для хлебобулочных изделий, чуть левее – стеллаж для макарон, муки, сахара, соли.

     Под прилавком находиться емкость с  водой и губка, для того чтобы  протирать прилавок, весы, нож (после разрезания сыров).

     Для сыпучих продуктов (сахар, крупы, конфеты-драже) предназначен совочек. Продавец обязан обслуживать клиентов стоя, но в их отсутствие он может присесть  на табурет, который стоит за прилавком.

     Цены  на продукты оформлены черным маркером на белых ценниках, что благоприятствует их восприятие покупателями.

     На  подоконниках у правой стены стоят  живые цветы в горшках (зеленый  цвет – успокаивает), а возле стены стоит пластиковый стол для отдыха покупателей и 4 стула.

      2.4 Анализ условий труда

          

       Анализ условий труда на рабочем месте предусматривает выявление неблагоприятного воздействия на работающего условий, зависящих от характера выполняемой работы.

     Стены магазина выложены белой плиткой, пол темно-серого цвета, потолок – навесной белый, белой краской покрываются рамы окон. Белый цвет является нейтральным и не вызывает каких-либо эмоций (положительных или отрицательных). На окнах висят прозрачные тюли, которые не препятствуют проникновению дневного света.

      Работа  продавца характеризуется напряженностью, которая связана с тем, что постоянно приходится считать деньги и нужно быть очень внимательной.

      Особо сильное влияние на усталость (т.к. продавец - женщина) оказывает необходимость обслуживать периодически 2 отдела, производить погрузочно-разгрузочные операции, осуществлять вынос тяжелой тары (например, ванны с сахаром или крупами).

      Рассмотрим  следующие данные условий труда  и сравним их с нормативными:

     1)Температура  воздуха

     В зимний период  фактическая +3 - +8 С, нормативная +16-+18 С, т.е. температура воздуха в этот период ниже нормы, что может привести к различным простудным заболеваниям.

     В летний период  фактическая температура воздуха составляет +20- +25 С, что выше нормативной. Температура высокая, а так как продавцы – женщины, которые больше чем мужчины подвержены мигреням, то необходимо предпринять меры по поддержанию в помещении нормальной температуры.

     2)Относительная  влажность воздуха

     В зимний период фактическая 85%, нормативная до 60-80%, т.е. фактическая влажность превышает норму на 5%. В летний период фактическая 80%.

     3)Уровень  освещенности рабочего места. 

     Всего в магазине установлено 15 светильников по 2 люминесцентные лампы. Летом  освещения достаточно, т.к. рабочее время заканчивается в 19:00 (20:00) часов (искусственное освещение почти не применяется). Но в зимний период данного освещения в утреннее и вечернее время недостаточно.

     4)Запыленность  воздуха.

     Нормативная: содержание нетоксичной пыли от 35 до 50% предельно допустимой концентрации, т.е. не должна превышать 10мг/м3.

     Фактическая: Запыленность воздуха выше среднего, что требует постоянной влажной уборки и дополнительной нагрузки продавца. На рабочем месте воздух насыщен различными сладкими запахами и запахами приправ.

     5)Уровень  шума в помещении. 

     Шум оказывает отрицательное воздействие  не только на работников магазина, но и на покупателей. Предельно допустимый уровень шума для торговых залов магазинов составляет 50-60 дБ. Шум в помещении возникает в основном от шума работающих холодильных камер, а также причина шума – это близлежащая дорога. Но  там нет большого движения транспорта, поэтому шум является низкочастотным с частотой колебаний до 350Гц, что допускается нормой.

       6) Скорость движения воздуха.

     Нормативной считается скорость движения воздуха, равная – 0,3 м/с. На данном рабочем месте этот показатель находится в пределах нормы.

     7) Режимы труда и отдыха.

     Продавец  приходит на рабочее место за 10-15 минут до начала рабочего дня, т.е. в 8:45-8:50. Рабочий день длиться с 9:00 до 18:00. Имеется обеденный перерыв с 13:00 до 14:00, в первой и во второй половинах дня предусмотрены пятиминутные перерывы по личным надобностям.

      2.5 Обслуживание рабочего места

 

      Обслуживание рабочих мест основано на разделении труда между основными и вспомогательными производственными рабочими и охватывает ряд важных функций по видам, срокам и методам выполнения вспомогательных работ. За счет организации обслуживания рабочих мест основных рабочих создаются необходимые условия для ведения трудовых и производственных процессов без перебоев, с наиболее полным использованием технологического оборудования  и высокой производительностью труда. Трудно представить себе современное производство, в котором отсутствовали бы важнейшие функции обслуживания, например транспортная или наладочная. При «самообслуживании» могут возникнуть не только значительные простои, но и такие положения, когда сам рабочий просто не способен в силу недостаточной квалификации наладить сложное оборудование.

      Под функцией обслуживания понимается конкретный вид трудовой деятельности по обслуживанию основного производства, выполняемый соответствующими рабочими-специалистами вспомогательных подразделений и служб организации.

      На  данном рабочем месте основные функции обслуживания и их содержание следующие:

      - энергетическая – обеспечение электроэнергией (электроподстанция      д. Н.Погост), отопление (имеется котельная при магазине – кочегар);

      - ремонтная – текущий ремонт  и межремонтное обслуживание оборудования (инженер РАЙПО);

      - контрольная – контроль качества  продукции или работ (Госконтроль, Облконтроль, Санэпидемстанция, Отдел по качеству, председатель РАЙПО, ответственная за магазин);

      - транспортная – доставка на  рабочее место со склада продуктов и товаров, транспортировка заготовленной у населения продукции (автобаза РАЙПО);

      - складская – приемка, взвешивание,  сортировка, маркировка, складирование, хранение продукции и материальных ценностей (сами продавцы);

      - ремонтно-строительная – текущий ремонт и поддержание в рабочем состоянии зданий и сооружений организации (строительная бригада РАЙПО);

      - хозяйственно-бытовая – поддержание  чистоты и порядка в помещениях  организации (сами продавцы).

      2.6 Расчет месячной заработной платы

 

     На  данном рабочем месте зарплата рассчитывается на основании следующих документов:

      - Приложения №3 к постановлению  Правления №131 от 25 июня 2004года (приложение А);

      - Выписки из Положения об оплате  труда утвержденного постановлением №50 от 19 февраля 2007 года (приложение Б).

     В данном приложении приводится также  пример расчета  заработной платы для двух продавцов 1 и 2 разряда.

         Оплата труда – сдельно-премиальная  (включая доплаты за погрузку-разгрузку  товаров, заведование, уборку в магазине).

     Заработная плата продавца находится в непосредственной зависимости от  выполнения или же от невыполнения плана, от разряда продавца, от объема розничного товарооборота, от объема заготовленной у населения продукции.

     Заработная  плата (за вычетом аванса, который выплачивают в десятых числах месяца) выплачивается в конце месяца.

      2.7 Нормирование труда

 

      Качество  и обоснованность применяемых норм труда при конкретных организационно-технических условиях на рабочем месте может быть оценено путем сопоставления величины действующей на рабочем месте нормы труда, на выполняемые работы с ее фактическими затратами, которые определяются в результате хронометражных наблюдений и фотографии рабочего дня.

      Фотография  рабочего времени  проводилась для  изучения затрат рабочего времени работником, методом непосредственных замеров времени. Сущность этого  метода заключается в измерении длительности затрат времени визуально с помощью приборов времени в данном случае использовались электронные часы. Результаты фотографии рабочего дня приведены в приложении Г.

     В процессе проведения фотографии рабочего дня было выявлено, что значительная доля времени тратится на обслуживание рабочего места – 12,95%, что в натуральном выражении составляет 70 минут (приложение Д). Эти затраты, а также затраты на подготовительно-заключительные операции, должны быть сведены к минимуму. Нарушение трудовой дисциплины и простои по организационно-техническим причинам должны быть исключены.

     Производительность  труда увеличится больше чем на 14% из-за сокращения такого рода затрат (ОБС, ПЗ, ОРГ и НТД).    

           %           (2.1) 

     В конце смены, когда «пробивается»  касса можно узнать, сколько покупателей обслужил продавец. В среднем это: N= 130 человек. Значит, время на обслуживание одного покупателя может быть рассчитано как:

                      мин,                       (2.2) 

      где Тсм – продолжительность смены;

      t1 – время на обслуживание одного покупателя.  

3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ ПРОДАВЦА

 

     Качество обслуживания покупателей в значительной мере зависит от режима работы розничного торгового предприятия. В свою очередь, на режим работы магазина влияют интенсивность покупательских потоков, распределение товарооборота по часам дня, дням недели, сезонам. При этом следует также учитывать необходимость создания оптимального режима труда и отдыха торговых работников, предоставления им пятидневной рабочей недели, составления удобного графика выхода на работу.

Информация о работе Совершенствование организации труда на рабочем месте