Содержание понятий «фирма», «предприятие», «предпринимательство»

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:32, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Экономика организаций"

Файлы: 1 файл

707682.docx

— 321.10 Кб (Скачать)

 Получение фирмой дохода свидетельствует о реализации продукции, целесообразности произведенных затрат, об общественном признании потребительских свойств продукта.

Соответственно видам  издержек подразделяются и доходы. Поэтому принято выделять общий, средний и предельный доход.

Общий (валовой) доход – это совокупная денежная сумма, полученная от продажи определенного количества товара. Он определяется умножением цены товара на его количество:

TR=P⋅Q, где TR – общий доход.

 Средний доход(AR)- это выручка от реализации единицы продукции, т. е. валовой доход, приходящийся на единицу проданной продукции. Он выступает как цена за единицу продукции для покупателя и как доход от единицы продукции для продавца.

Средний доход равен  частному от деления общего дохода на количество реализованной продукции  и исчисляется по формуле:

AR=TR /Q

Предельный (дополнительный) доход(MR) – это добавочный доход к валовому доходу фирмы, полученный от производства и продажи одной дополнительной единицы товара. Он дает возможность судить об эффективности производства, т.к. показывает изменение дохода в результате увеличения выпуска и реализации продукции на дополнительную единицу.

Предельный доход (MR) позволяет  оценить возможность окупаемости  каждой дополнительной единицы выпускаемой  продукции. В сочетании с показателем  предельных издержек он служит стоимостным  ориентиром возможности и целесообразности расширения объема производства данной фирмы.

Предельный доход определяется как разность валового дохода от продажи n+1 единиц товара и валового дохода от продажи n товаров:

MR=TRn+1-TRn

Доходы фирмы на практике состоят из 2-х частей:

1. из выручки от реализации  продукции (товаров или услуг). Она представляет собой определенную  сумму денежных средств от  основной и не основной деятельности  фирмы, конечным результатом которой  является произведенная и реализованная  продукция или оказанные услуги, оплаченные покупателем или заказчиком:

2. из внереализованных  доходов, являющимися побочными  финансовыми поступлениями фирмы.  Они непосредственно не связаны  с основной производственной  деятельностью. Их источниками  служат:

• дивиденды на вложенные  нам или приобретенные акции  и другие ценные бумаги;

• штрафы, полученные от контрагентов;

• пени, неустойки;

Прибыль – это разница между доходом и издержками производства. В экономической теории обычно предполагается, что предприятие стремится к получению максимальной прибыли, т.е. к максимизации разницы между доходами и издержками.

Различают прибыль бухгалтерскую  и чистую экономическую прибыль. Как правило, под экономической  прибылью – понимается разность между  общей выручкой и внешними и внутренними  издержками.

В число внутренних издержек включают при этом и нормальную прибыль  предпринимателя. (Нормальная прибыль  предпринимателя - это минимальная  плата, необходимая, чтобы удержать предпринимательский талант.)

Прибыль, определяемая на основании  данных бухгалтерского учета, представляет собой разницу между доходами от различных видов деятельности и внешними издержками.

В настоящее время  в бухгалтерском учете выделяют пять видов (этапов) прибыли: валовая прибыль,  прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, прибыль (убыток) от обычной деятельности,  чистая прибыль (нераспределённая прибыль (убыток) отчётного периода).

Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг. Выручку от реализации товаров, продукции, работ и услуг называют доходами от обычных видов деятельности. Затраты на производство товаров, продукции, работ и услуг считают расходами по обычным видам деятельности.

Прибыль (убыток) от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов:

Прибыль (убыток) до налогообложения – это прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов, которые подразделяются на операционные и внереализационные:

В число операционных доходов включают поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации; поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций и т.п.

Внереализационными доходами являются штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы; сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов).

Прибыль (убыток) от обычной деятельности может быть получена вычитанием из прибыли до налогообложения суммы налога на прибыль и иных  аналогичных обязательных платежей (суммы штрафных санкций, подлежащих уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды):

Чистая прибыль – это прибыль от обычной деятельности с учетом чрезвычайных доходов и расходов

Чрезвычайными доходами считаются  поступления, возникающие как последствия  чрезвычайных обстоятельств хозяйственной  деятельности. К ним относятся  страховое возмещение, стоимость  материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию  активов.

 

65. Общие принципы  планирования прибыли

Планирование - это определение целей и задач предприятия на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.

Основные принципы планирования:

1) Принцип обоснованности  целей и задач предприятия.  При этом выделяют цели:

- хозяйственно-экономические,  обеспечивающие эффективность производства;

- производственно-технологические,  определяющие функциональное назначение  предприятия; 

- научно-технические, обеспечивающие научно-технический прогресс;

- социальные, обеспечивающие  удовлетворение социально-бытовых  и культурных потребностей работников  предприятия; 

 - экологические, обеспечивающие изготовление экологически чистой продукции без негативного воздействия на окружающую среду.

2) Принцип системности.  Он означает, что планирование  представляет целую систему планов и охватывает все сферы деятельности предприятия;

3) Принцип научности. Требует  учета перспектив научно-технического  прогресса и применения научно  обоснованных прогрессивных норм  использования всех видов ресурсов;

4) Принцип непрерывности.  Означает параллельное сочетание  текущего и перспективного планирования;

5) Принцип сбалансированности  плана. Указывает на количественное  соответствие между взаимосвязанными  разделами и показателями плана,  между потребностями в ресурсах  и их наличием;

6) Принцип директивности.  В соответствии с ним план  приобретает силу закона для  всех подразделений предприятия  после утверждения его руководителем  предприятия. 

Важнейшими целями, которые  преследуются в планировании на предприятии, как правило, являются: объем продаж товарной массы, прибыль и доля на рынке.

Прибыль — это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности.

Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся  с развитием предпринимательства, определяет необходимость ее правильного  исчисления. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет  зависеть успешная финансово-хозяйственная  деятельность фирмы.

Расчет плановой прибыли  должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прирост собственных оборотных средств, соответствующие выплаты рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками. Следовательно, правильное планирование прибыли на предприятиях имеет ключевое значение не только для предпринимателей, но и для экономики в целом.

Прибыль планируется раздельно  по видам, а именно:

1. прибыль от продажи  продукции и товаров; 

2. прибыль от реализации  прочей продукции и услуг нетоварного  характера; 

3.  прибыль от реализации  основных средств; 

4. прибыль от реализации  другого имущества и имущественных  прав;

5. прибыль от оплаты  выполненных работ и оказанных  услуг и т.д.;

6. прибыль (убыток) от внереализационных операций.

Основными методами планирования прибыли являются:

1. метод прямого счета; 

2. аналитический метод; 

3. метод совмещенного  расчета.

Метод прямого  счета наиболее широко распространен в организациях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов.

Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой  и несравнимой товарной продукции  в плановом году по полной себестоимости  и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и  товаров, отгруженных на начало и  конец планового года

Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в предстоящем году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:

- определение базовой  рентабельности как частного  от деления ожидаемой прибыли  за отчетный год на полную  себестоимость сравнимой товарной  продукции за тот же период;

- исчисление объема товарной  продукции в плановом периоде  по себестоимости отчетного года  и определение прибыли на товарную  продукцию, исходя из базовой  рентабельности;

- учет влияния на плановую  прибыль различных факторов: снижения (повышения) себестоимости сравнимой  продукции, повышения качества  ее и сортности, изменения ассортимента, цен и т.д.

Метод совмещенного расчета

В этом случае применяются  элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции  в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие  на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение  качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью  аналитического метода.

 Получение определенной  массы прибыли определяет эффективность  производства, однако сама масса  прибыли не характеризует, насколько  эффективно работает предприятие.  Этим целям отвечает показатель  рентабельности.

Рентабельность — это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов, выраженный в процентах. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности компании

 

66. Распределение  прибыли.

В условиях постиндустриального общества распределение прибыли для большинства  собственников сильно усложнилось  по сравнению с начальной фазой  капитализма. Оно схематически изображено на рис.

Прежде всего, из прибыли  вычитаются суммы, уходящие "на сторону". Сюда относятся арендная плата за пользование чужой землей или  зданиями, а также процент за заемные  денежные средства. Кроме того, предприятие  вносит налоги в бюджеты государства  и местных органов власти, вкладывает средства в благотворительные и  иные фонды. Оставшаяся часть средств  образует чистую прибыль. Она используется на производственные и социальные потребности  предприятия, в том числе на накопление, на охрану окружающей среды, подготовку и переподготовку кадров, социальные потребности работников предприятия  и другие цели. За рубежом и в  нашей стране имеются еще формы  распределения прибыли, которые  объединяют последнюю с оплатой труда. Совокупный денежный доход, состоящий из зарплаты и части прибыли, могут получать рабочие на предприятиях, где применяются стимулирующие системы "участия в прибылях", "в капитале". При этом денежное вознаграждение делится на две части. Первая и главная его доля выплачивается по обычным нормам оплаты труда, а вторая - в конце года в виде премии из прибыли фирмы. Премия выдается нерегулярно и ставится в зависимость от уровня дохода предприятия или от размеров той части прибыли, которая создается за счет либо экономии производственных расходов, либо сбережения затрат на рабочую силу.  (Чистая прибыль акционерного общества распределяется по схеме: Чистая прибыль = Резервный фонд + Фонд накопления + Фонд потребления. Чистая прибыль товарищества: Чистая прибыль = Резервный фонд + Фонд накопления + Фонд потребления + прибыль, распределяемая между учредителями. Распределение чистой прибыли предприятия с иностранными инвестициями: Чистая прибыль = Резервный фонд + Фонд накопления + Фонд потребления + прибыль, распределяемая между учредителями. Прибыль, распределяемая между учредителями = Доходы российского участника (чистый доход российского участника + налог на доход) + доход иностранного участника (чистый доход иностранного участника + налог на доходы). Резервный фонд создается на случай прекращения деятельности и покрытия кредиторской задолженности. Фонд накопления представляет собой источник средств предприятия для приобретения основных фондов, формирования оборотных средств, создания нового имущества. Фонд потребления предназначается для реализации мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению коллектива предприятия.)

Информация о работе Содержание понятий «фирма», «предприятие», «предпринимательство»