Содержание понятий «фирма», «предприятие», «предпринимательство»

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:32, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Экономика организаций"

Файлы: 1 файл

707682.docx

— 321.10 Кб (Скачать)

1. Стратегия роста

2. Стратегия поддержки

3. Стратегия реструктуризации

4. Стратегия сокращения  деятельности

5. Стратегия ликвидации

Стратегия роста – это достаточно неоднозначное понятие, поскольку связана как с набором произведенных продуктов, так и с рынками потребляющими их. Стратегия роста современного предприятия функционирующего в рыночных условиях, как правило, обеспечивается путем:

1. Экспансии;

2. Диверсификации (концентрической  и конгломератной);

3. Интеграцией;

4. Глобализации деятельности;

5. Дифференциации рынка;

Экспансия рынка заключается в создании или захвате нового сегмента рынка, развития рынка и производственного потенциала.

Диверсификация – это одна из форм концентрации капитала в условиях научно-технического прогресса путем проникновения в новую отрасль и сферу деятельности, а так же размещение ассортимента производимых товаров. Стратегия диверсификации в широком понимании это определенный план проникновения в новую сферу деятельности.

Различают диверсификацию:

1. Концентрическую – процесс создания новых видов продукции схожих с той, что уже производится, реализация данной стратегии не требует существенных изменений в технологии и производственном процессе в целом

2. Конгломератную – процесс освоения производства новых видов продукции, которые ранее предприятием не выпускались. Реализация данной стратегии требует создания или приобретения соответствующей технологии со всей необходимой инфраструктурой. Одна из наиболее сложных и дорогих стратегий роста.

Стратегия интеграции – объединение усилий разных подразделений предприятия, или нескольких предприятий для обеспечения стратегической цели в пределах требования рынка.

 Различают Интеграцию:

1. Вертикальную – стратегия  интеграции предприятия с другими  организационными формированиями (“вперед”  – с системой распределения  конечной продукции предприятия;“назад” – с потребителями).

2. Горизонтальную – интеграция с партнерами, которая заключается в выборе системы решений относительно необходимости установления связи.

Глобализация  деятельности – характеризуется выходом на так называемые общие рынки, то есть рынки других регионов и государств. При формировании данной стратегии необходимо обратить внимание на следующие факторы:

1. Изменение курса валюты, стоимости рабочей силы, производительности, локальных возможностей, цен которые  имеют существенное значение  при решении проблем размещения  производства.

2. Объемы продаж на  отечественных рынках, и следовательно оптимальные размеры предприятий работающих на них. Это позволяет организации распределить свои постоянные расходы на большее количество выпускаемых товаров.

3. Развитие коммуникаций, информационного поля, налаживание  каналов доставки, создают предпосылки  для быстрого и более дешевого  процесса поставки в любую  точку мира.

4. Качество продукции,  широкая возможность для выбора, внедрение логистических процессов в цепь поставки и т.д.

Стратегия диверсификации рынка заключается в ориентировании деятельности предприятия на создание уникальных в любом аспекте продуктов, которые признаются важнейшими большим количеством потребителей.

Стратегия поддержки  предприятий работающих в рыночных условиях направлена на поддержку основной деятельности, а потому основывается на:

1. Защите доли рынка

2. Поддержки производственного  потенциала предприятия

3. Модификации продукта

 Реструктуризация –– это способ укрепления предприятия и приспособление его к динамическим условиям рынка. В условиях переходной экономики – это комплекс мероприятий направленных на адаптацию предприятия к рыночным условиям как субъекта предпринимательской деятельности.

Основная цель реструктуризации – это превращение предприятия  в прибыльную организацию. Стратегия  реструктуризации предусматривает  определение типа, содержания, порядка  и методологии процесса превращения  предприятия в прибыльную организацию.

Реструктуризация предусматривает:

• Сокращение расходов;

• Освоение новых видов  деятельности и рынков;

• Краткосрочную и долгосрочную реструктуризацию, в том числе  за счет переориентации;

Стратегия сокращения деятельности предполагает продажу хозяйственного подразделения или выделение его в самостоятельную структурную единицу, от которой материнская компания или отказывается вообще или сохраняет лишь частичный контроль.

Под стратегией ликвидации понимают предельный случай стратегии целенаправленного сокращения. При условия возникновения такой ситуации предприятие в течении короткого периода времени ликвидирует отдельные хозяйственные подразделения поскольку нуждается в перегруппировке или для обеспечения увеличения эффективности своей деятельности, или отказывается от определенных направлений своей деятельности.

Стратегия ликвидации реализуется  путем санации, выполнения процедуры  банкротства и закрытия предприятия.

 

39. Дать характеристику  плана развития предприятия, его  основных разделов.

Планирование - это определение целей и задач  предприятия на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.

План развития предприятия включает следующие  основные разделы:

План производства продукции (производственная программа) - устанавливаются задания по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражениях, предусматривается дальнейшее повышение качества продукции. Для определения объема продукции в стоимостном выражении используются показатели реализуемой, товарной и валовой продукции. Существенное место в этом разделе занимает и планирование специализации, кооперирования и комбинирования промышленного производства.

План развития науки и техники. Главное его значение - ускорение научно-технического прогресса, поэтому он включает мероприятия по научно-исследовательским работам, освоению производства новых видов продукции, внедрению прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, научной организации труда. Большое значение в современных условиях приобретает внедрение вычислительной техники. В плане развития науки и техники предусматриваются важнейшие мероприятия по созданию автоматизированных систем управления, концентрации средств вычислительной техники на важнейших объектах, по увязке проводимых мероприятий, по созданию и внедрению отраслевых автоматизированных систем управления и систем обработки информации общегосударственного значения. Неотъемлемая часть этого раздела - планирование стандартизации и метрологического обеспечения.

План повышения экономической  эффективности производства - даются как обобщающие показатели повышения экономической эффективности производства, так и показатели повышения эффективности использования живого труда, основных фондов, оборотных средств, капитальных вложений, материальных ресурсов.

План капитального строительства предусматривает строительство новых, расширение и реконструкцию действующих предприятий, строительство и расширение крупных цехов и объектов на действующих предприятиях, техническое перевооружение действующего производства - модернизацию оборудования, замену устаревшего оборудования новым , более производительным, совершенствование технологии производства, механизацию и автоматизацию производственною процессов.

План материально-технического обеспечения представляет собой систему материальных расчетов, отражающих производство и потребление важнейших видов промышленной продукции, планов их реализации. Этот план разрабатывается с расчетами по снижению удельных расходов сырья, материалов, топлива, энергии.

Плана по труду и кадрам главная задача - предусмотреть систематическое повышение производительности труда как основного условия увеличения объема производства и повышения его эффективности. Другой важный показатель данного раздела - фонд заработной платы. Здесь же рассчитывается и средняя заработная плата работников. Для определения потребности предприятий в рабочей силе разрабатывается балансовый расчет дополнительной потребности в рабочих и служащих и источников ее обеспечения.

План по издержкам производства и реализации продукции. При его разработке ставится задача повышения эффективности производства, наиболее рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

В финансовом плане устанавливаются важнейшие финансовые показатели: расчет потребности в собственных оборотных средствах и задание по ускорению их оборачиваемости; взаимодействие предприятия с государственным бюджетом; создание и использование основных производственных фондов, задание по прибыли. Важной частью финансового плана является кредитный план.

В плане социального развития коллективов  предприятий и объединений предусматриваются мероприятия по решению наиболее актуальных для коллективов данных предприятий, объединений, отдельных регионов задач социального развития, улучшения условий труда, отдыха и быта. Предусматривается усиление воздействия социальных мероприятий на развитие производства и повышение его эффективности.

План мероприятий  по охране природы и рациональному  использованию природных ресурсов: охрана и рациональное использование  водных ресурсов, охрана воздушного бассейна, охрана и рациональное использование  земель, охрана и рациональное использование  минеральных ресурсов. Этот план предусматривает широкое внедрение малоотходных и безотходных технологических процессов, развитие комбинированных производств, обеспечивающих полное и комплексное использование природных ресурсов, сырья и материалов, исключающих или существенно снижающих вредное воздействие на окружающую среду.

 

40. Бизнес-план  предприятия, его назначение.

Бизнес-план — план, программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.

Бизнес-план –  краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективный  желаемый результат и определить средства для его достижения. Бизнес-план является документом, позволяющим управлять  бизнесом, поэтому его можно представить  как неотъемлемый элемент стратегического  планирования и как руководство  для исполнения и контроля. Важно  рассматривать бизнес-план как сам  процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления.

Бизнес-план —  программный продукт, вырабатываемый в ходе бизнес-планирования.

Иногда бизнес-план отождествляют с техпромфинпланом, который был основным плановым документом деятельности предприятий в СССР.

Планирование бизнеса — это определение целей и путей их достижения, посредством каких-либо намеченных и разработанных программ действий, которые в процессе реализации могут корректироваться в соответствии с изменившимися обстоятельствами.

Бизнес-план служит трем основным целям:

1. Он дает инвестору  ответ на вопрос, стоит ли вкладывать  средства в данный инвестиционный  проект.

2. Служит источником информации  для лиц непосредственно реализующих  проект.

3. Банк при принятии  решения о выдаче кредита получает  исчерпывающую информацию о существующем  бизнесе заемщика и его развитии  после получения кредита.

Бизнес-план помогает предпринимателю  решить следующие основные задачи:

1. определить конкретные  направления деятельности фирмы,

2. целевые рынки и место  фирмы на этих рынках;

3. сформулировать долговременные  и краткосрочные цели фирмы,  стратегию и тактику их достижения.

4. определить лиц, ответственных  за реализацию стратегии; выбрать  состав и определить показатели  товаров и услуг, которые будут  предложены фирмой потребителям.

5. оценить производственные  и торговые издержки по их  созданию и реализации;

6. выявить соответствие  имеющихся кадров фирмы, условий  мотивации их труда предъявляемым  требованиям для достижения поставленных  целей;

7. определить состав маркетинговых  мероприятий фирмы по изучению  рынка, рекламе, стимулированию  продаж, ценообразованию, каналам  сбыта и др.;

8. оценить финансовое  положение фирмы и соответствие  имеющихся финансовых и материальных  ресурсов возможностям достижения  поставленных целей; предусмотреть  трудности, «подводные камни», которые  могут помешать практическому  выполнению бизнес-плана.

Бизнес-план помогает дать ответы предпринимателю на следующие вопросы:

1. какой вид продукции  или какое новое дело выбрать  для выхода на отечественный  и зарубежный рынок;

2. каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары и услуги и как он будет изменяться;

Информация о работе Содержание понятий «фирма», «предприятие», «предпринимательство»