Шпаргалка по "Экономике организации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 00:32, шпаргалка

Краткое описание

Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.В зависимости от сферы деятельности различают промышленные, транспортные, торговые предприятия, предприятия связи и другие.Основные признаки предприятия, делающие его самостоятельным субъектом рыночныхотношений:Организационное единство подразумевает наличие на предприятии определенным образом организационного коллектива со своей внутренней структурой и порядком управления.

Файлы: 1 файл

госы шпоры 4 шрифт.docx

— 214.83 Кб (Скачать)

К договору перестрахования  применяются правила, подлежа¬щие  применению в отношении страхования  предпринимательско¬го риска, если договором перестрахования не предусмотрено  иное. При этом страховщик, заключивший  договор перестрахования, будет  считаться в нём страхователе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет № 10

1. Нематериальные ресурсы  предприятия: содержание и значение.Нематериальные ресурсы включают нематериальные активы и неосязаемые активы.Нематериальные активы представляют собой совокупность не имеющего материально-вещественной формы оцениваемого имущества, сохраняющего свое содержание и используемого ор¬ганизацией в хозяйственной деятельности в течение длительного периода (более 12 месяцев), т. е. под нематериальными активами понимается собственность, имеющая денежную оценку, но не име¬ющая физического воплощения.нематериальные активы включают принадлежащие их обла¬дателю имущественные права:— на объекты промышленной собственности: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интеграль¬ных схем, секреты производства (ноу-хау), селекционные достиже¬ния, средства индивидуализации участников гражданского оборота товаров, услуг (фирменные наименования, товарные знаки);— на другие объекты интеллектуальной собственности, на которые распространяется право промышленной собственности;— на являющиеся объектами авторского права произведения науки, литературы и искусства;— на первичные произведения: литературные, научные (статьи, монографии, отчеты), драматические и музыкально-драматические, музыкальные, аудиовизуальные произведения, произведения хоре¬ографии, изобразительного искусства, архитектуры, градострои¬тельства и т. д.;-на производные произведения: переводы, обработки, аннота¬ции, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, музыкальные аран¬жировки, другие переработки произведений науки, литературы и искусства;-на составные произведения: сборники, энциклопедии, анто¬логии, атласы, другие составные произведения;-на объекты смежных прав: исполнения произведений, по¬становки, фонограммы, передачи организаций эфирного и кабель¬ного телевидения;-на программы для ЭВМ и компьютерные базы данных;- на использование объектов интеллектуальной собствен¬ности, вытекающее из лицензионных и авторских договоров;-на пользование природными ресурсами, землей и т. д.Нематериальные активы имеют фиксированную стоимость,учитываются в бухгалтерских документах и подлежат амортиза¬ции, которая рассчитывается исходя из срока службы актива или из периода в 10 лет.Неосязаемые активы - это часть концептуальных, информа¬ционных, интеллектуальных, коммуникационных ресурсов, в на¬стоящее время не поддающихся измерению согласно стандартам финансовой отчетности и не признаваемых в бухгалтерском учете.

Эти активы, т. е. контролируемые предприятием ресурсы, яв¬ляются существенными  факторами повышения эффективности  производства и реализации продукции  предприятия. Но пока нет способов выделения  их из общей стоимости предприятия  как диф¬ференцированных стоимостей. В состав неосязаемых активов входят: миссия, стратегия и цели организации; моральные ценности персонала, культура труда, ор¬ганизационная структура; отношения с потребителями, постав¬щиками, конкурентами, государственными и муниципальными органами, общественными организациями; системы сетевого взаи-модействия; бренд, гудвилл и т. п.

2. Эффективность управления  организацией.

Как правило, эффективность  связывают, во-первых, с результативностью  работы или действия, а во-вторых, с экономичностью, т.е. минимальным  объемом затрат для выполнения данной работы или действия.  Эффективность управления – это эк-кая категория, отражающая вклад управленческой деят-ти в конечный результат работы предприятия, фирмы. Определяя эффективность системы управления,необходимо оценивать:

1)структуру упр-ия, включая  штаты управленч.персонала;2)труд в системе упр-ия, его организацию, условия, результативность;

3)технологию упр-ия  в системе, включая инфо.подсистему, 4)технологию выполнения функций, процедуры принятия и реализации управленческих решений;

   Традиционно эффективность  управления опред.сл. методами. Первый – эффективность управления (Эу) измеряется эффектом, полученным в производственной социально-экономической системе:      Эу = Рп / Зу,где Рп – результат (эффект), полученный производ. системой в целом; Зу – затраты на управление.Второй – эффективность управления измеряется объемом и хар-ром управленческой деятельности:  Эу = Ру / Зу,где Ру – результат (эффект) управления, получаемый при осущ-ии управленческой деят-ти и выражаемый соответствующими параметрами.

Затраты на управлениевкл.:затраты на оплату труда управл.работников.,затраты на приобретение,ремонт .восстановление основных средств(земля,офисные помещения),и дополне.затраты(на обучение,повышение квалиф.),связанные с содерж.аппарата управл.предприятием.   Оценка эффективности системы упр-ия может производиться по критериям, носящим кач-ный и кол-ный хар-р.

К качественным показателям относятся:

1)научно-технический уровень  управления 

2)уровень квалификации  работников управленческого аппарата (образование, опыт работы и  др.);3)обоснованность принимаемых  решений работниками аппарата  управления;

Количественными показателями эффективности упр-ия явл.:а)трудовые – соотношение численности руководителей, специалистов, служащих и рабочих;

б)финансовые – величина затрат на содержание управленческого аппарата в общем фонде з/платы промышленно-производ. персонала;

3. Договор возмездного  оказания услуг.

По договору возмезд¬ного оказания услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по зада¬нию другой стороны (заказчика) оказать услуги (совершить  опре¬делённые действия или осуществить  определённую деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги». К таким услугам отно¬сятся услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, кон¬сультационные, информационные, риэлтерские, услуги по обуче¬нию, туристическому обслуживанию и иные.

Договор возмездного оказания услуг является: двусторонним, возмездным  консенсуальным. достаточно часто в  сфере оказания услуг встречаются  публич¬ные договоры — медицинского, гостиничного обслуживания, ока¬зания  услуг связи и т. д.

Сторонами могут выступать  фи¬зические и юридические лица. Как правило, в роли исполнителей выступают коммерческие организации  и физические лица, имею¬щие статус индивидуального предпринимателя. Однако возможно возмездное оказание услуг и некоммерческими организациями  в случаях, предусмотренных законодательством, а также физи¬ческими лицами, не обладающими указанным статусом. Приме¬нительно к отдельным видам  договоров возмездного оказания услуг законодательство устанавливает  специальные требования к субъектному  составу. Оказание услуг зачастую относится  к дея¬тельности, право на осуществление которой может быть реализо¬вано после получения в установленном порядке специального раз¬решения (лицензии]. Это касается медицинских, образовательных, юридических, охранных и ряда других услуг.Предметом договора является оказание услуг, включающее в себя совершение определённых действий или определённой дея¬тельности.Форма договора возмездного оказания услуг зависит от субъ-ектного состава и вида оказываемых услуг и может быть устной или письменной.

Стоимость и сроки возмездного  оказания услуг определяют¬ся в  договоре по соглашению сторон. Однако, если исполнителем является специализированная организация, то заказчику могут быть предложены установленные тарифы.

Права и обязанности  сторон вытекают из определения договора, где исполнитель обязан оказать  услуги, а заказчик их оплатить.

По общему правилу исполнитель  обязан оказать услуги лич¬но. Данное положение обусловлено тем обстоятельством, что для заказчика определяющее значение имеют сами действия или  деятельность. В связи с этим его  интересуют индивидуаль¬ные характеристики исполнителя: деловая репутация, облада¬ние новейшими техническими средствами и т. д., от которых за¬висит качество услуг. Возложение обязанности оказать  услуги на третье лицо допускается  только в случае, предусмотренном  в договоре.Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, указанные в договоре возмездного оказания услуг.В случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказ¬чика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законодательством или договором.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет №11

1. Производительность труда,  резервы ее роста.

Производительность труда  характеризует эффективность, ре¬зультативность затрат труда и определяется количеством продук¬ции, произведенной в единицу рабочего времени, либо затратами труда на единицу произведенной продукции или выполненных работ.На предприятиях производительность труда определяется как эффективность затрат только живого труда и рассчитывается через показатели выработки и трудоемкости продукции, между которы¬ми имеется обратно пропорциональная зависимость.Выработка (В) - это количество продукции, произведенной в единицу рабочего времени либо приходящейся на одного средне¬списочного работника или рабочего за определенный период (час, смену, месяц, квартал, год). Она рассчитывается как отношение объема произведенной продукции (ОП) к затратам рабочего вре¬мени на производство этой продукции (Т) или к среднесписочной численности работников либо рабочих (Ч^):

В = ОП / Т, или В = ОП / ЧСП.

Трудоемкость (Тр) представляет собой затраты живого труда на производство единицы продукции. Она устанавливает прямую зависимость между объемом производства и трудовыми затратами и определяется по формуле:Тр = Т / ОП.(Те=Чсс/ВП;ПТ=ВП/Чсс-для увелич.ВП механизация и автоматизация,повыш.квалиф. и переобуч.персонала)

Существует три основных метода измерения производительно¬сти  труда: натуральный, стоимостный и  трудовой. Наиболее рас¬пространенным  из них на промышленных предприятиях является стоимостный, так как он позволяет привести объемы производства различных видов продукции и  услуг к общему измерителю.

Факторы роста  производительности труда:

— структурные сдвиги в производстве (изменение удельного веса отдельных видов продукции);—повышение технического уровня производства (механиза¬ция и автоматизация, передовые технологии, повышение качества продукции, применение более эффективных видов материалов и энергии);-улучшение организации производства, труда, управления (кооперированные поставки, НОТ, сокращение потерь рабочего вре¬мени, специализация производства и т. п.);-увеличение объема производства продукции (относительное уменьшение условно-постоянных затрат);-изменение способов добычи природных ископаемых;- отраслевые и прочие факторы (освоение новых производств, территориальное размещение, повышение квалификации кадров, научно-технический прогресс и т. п.).

Резервы роста  производительности труда - это не используе¬мые еще реальные возможности экономии трудовых ресурсов.

Внутрипроизводственные  резервы роста производительности труда находятся непосредственно  на предприятиях. Они опреде¬ляются  путем анализа возможностей использования  вышеперечис¬ленных факторов.

Повышение технического уровня производства и улучшение технологии обусловливают рост производительности труда в наи¬большей степени. Следовательно, технический фактор можно рас¬сматривать в качестве первоочередного, который может  обеспечить повышение уровня производительности труда.

2. Организационные процессы.

Процесс – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы, представляющие ценность для клиента. При таком общем определении под процессом можно понимать любую деятельность, использующую определенные ресурсы (персонал, информация, материальные ресурсы, инфраструктура, технологии) и служащую для получения определенных выходов. Под понимание процесса подпадает деятельность любого подразделения организации, его руководителей, специалистов и служащих. Практический смысл выделения бизнес-процессов и управления  процессами заключается в получении на вы-ходе результата, имеющего ценность для потребителя.

Система управления процессами организации включает: действия по преобразованию входов в выходы; систему  сбора информации о показателях; систему анализа этой информации и принятие управленческого решения  лицом, ответственным за эффективность  процесса; систему непрерывного улучшения  показателей.

Для более четкого понимания  бизнес-процессов целесообразно  ис-пользовать их классификацию:

1) по отношению к клиентам: внешние и внутренние;2)по отношению к получению добавленной ценности: основные

и вспомогательные;3) по уровню подробности рассмотрения: верхнего уровня, детальные и элементарные.

Клиентом (потребителем) процесса называется субъект (физиче-ское, юридическое лицо, подразделение, другой процесс и т. д.), исполь-зующий результаты (выходы) процесса. Для клиента процесса важны ценность и время предоставления результата (выхода) процесса. Внешние клиенты рассматриваются либо по отношению к организации в целом, либо по отношению к бизнес-процессам организации. Внешними клиентами организации являются не только потребители ее продукции или услуг. К их числу относятся акционеры, банки, налоговые органы, т. е. все те организации, которые используют результаты деятельности предприятия. Внутренними клиентами процессов являются подразделения, исполнители, процессы, использующие результат выполнения (выход) процесса.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике организации"