Шпаргалка по "Экономике организации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 00:32, шпаргалка

Краткое описание

Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.В зависимости от сферы деятельности различают промышленные, транспортные, торговые предприятия, предприятия связи и другие.Основные признаки предприятия, делающие его самостоятельным субъектом рыночныхотношений:Организационное единство подразумевает наличие на предприятии определенным образом организационного коллектива со своей внутренней структурой и порядком управления.

Файлы: 1 файл

госы шпоры 4 шрифт.docx

— 214.83 Кб (Скачать)

Билет №1

1. Предприятие как субъект хозяйствования.

Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.В зависимости от сферы деятельности различают промышленные, транспортные, торговые предприятия, предприятия связи и другие.Основные признаки предприятия, делающие его самостоятельным субъектом рыночныхотношений:Организационное единство подразумевает наличие на предприятии определенным образом организационного коллектива со своей внутренней структурой и порядком управления.Производственно-техническое единство заключается в том, что предприятие объединяет экономические ресурсы для производства товаров и услуг, т. е. имеет конкретный комплекс средств производства, капитал, технологию.Наличие обособленного имущества, которое предприятие самостоятельно использует в определенных елях.Имущественная ответственность: предприятие несет полную ответственность своим имуществом по обязательствам, возникающим в процессе его деятельности.Оперативно-хозяйственная и экономическая самостоятельность выражается в том, что предприятие само осуществляет разного рода сделки и операции, само получает прибыль и несет убытки.Важнейшие задачи предприятия:1).максимализация прибыли,2)удержание конкурентоспособных позиций на рынке,3).удовлетворение потреб.населения.Задачи предприятия определяются интересами его собственников и другими факторами внешней и внутренней среды.

2. Управление предприятиями различных организационно-правовых форм.

Упр-ие предприятием осущ-ся в соответствии с Гражданским  кодексом РБ, уставом предприятия  и/или учред. договором на основе сочетания прав и интересов трудового  коллектива и собственника имущества  предприятия. Предприятие самостоятельно определяет структуру управления, устанавливает  штаты и затраты на управление. Собственник имущества осущ-ет свои права по управлению предприятием непосредственно, либо через уполномоченные им органы.Руководитель предприятия без доверенности действует от имени предприятия, представляет его интересы, в учреждениях и организациях, распоряжается имуществом и ср-вами предприятия в пределах прав, установленных собственником.

Наиболее простая  система управления применяется  в хозяйственных товариществах. Они являются обычно небольшими предприятиями, состоящими из нескольких участников. В хозяйственном товариществе не создаются специальные органы управления, вопросы решаются совместно всеми полными товарищами. Каждый полный товарищ имеет право заключать сделки от имени товарищества, однако в учредительном договоре может быть предусмотрено, что ведение дел товарищества и заключение сделок от его имени поручается лишь одному или нескольким полным товарищам. порядок управления хозяйственными товариществами во многом регулируется их учредительными договорами. Более сложной является система управления в хозяйственных обществах: управление строится по двухзвенной илитрехзвенной системе. При двухзвеиной системе в обществе создаются два органа управления: высший орган — общее собрание участников, решающее наиболее важные вопросы деятельности предприятия, и исполнительный орган, управляющий текущей деятельностью общества, который может быть единоличным (директор, генеральный директор) либо коллегиальным (правление, дирекция). При этом единоличный орган должен быть во всех случаях, а коллегиальный может и отсутствовать. Такая система управления в обществах с ограниченной ответственностью. В акционерных обществах применяется трехзвенная система управления, при которой наряду с высшим органом управления (общим собранием акционеров) и исполнительным органом образуется совет директоров (наблюдательный совет), осуществляющий общее руководство предприятием. Разграничение компетенции между различными звеньями управления предусматривается в законодательстве и конкретизируется в уставах акционерных обществ.Унитарным предприятием. Во главе такого предприятия стоит руководитель, управляющий предприятием на основе единоначалия. Руководитель унитарного предприятия назначается уполномоченным органом и действует на основе заключаемого с ним договора. Руководитель представляет предприятие в правовых отношениях, заключает договоры, открывает банковские счета, выдает доверенности другим лицам на выступление от имени предприятия, совершает другие юридические действия в интересах предприятия.В акционерных обществах применяется трехзвенная система управления, при которой наряду с высшим органом управления (общим собранием акционеров) и исполнительным органом образуется совет директоров (наблюдательный совет), осуществляющий общее руководство предприятием.

Упр-ие предприятием осущ-ся в соответствии с Гражданским  кодексом РБ, уставом предприятия  и/или учред. договором на основе сочетания прав и интересов трудового  коллектива и собственника имущества  предприятия. Предприятие самостоятельно определяет структуру управления, устанавливает  штаты и затраты на управление. Собственник имущества осущ-ет свои права по управлению предприятием непосредственно, либо через уполномоченные им органы. Эти права м/б полностью или  частично делегированы спец. органу управления предприятием (совету, правлению, директору), предусмотреному его учредительными документами   Руководитель предприятия  без доверенности действует от имени  предприятия, представляет его интересы, в учреждениях и организациях, распоряжается имуществом и ср-вами предприятия в пределах прав, установленных собственником.

3. Договор поставки.

По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования их в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием».Договор поставки является двусторонним], возмездным (в его основе лежит встречный имущественный интерес участвующих сторон], консенсуальным . В качестве поставщика-продавца выступает субъект хозяйствования (коммерческое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель], производящий соответствующие товары либо специально занимающийся их закупками для покупателя. В качестве покупателя также выступает субъект хозяйствования.Предметом договора являются товары, производимые или закупаемые поставщиком, и, как правило, они определены родовыми признаками.Договор поставки заключается в письменной форме в виде составления документа, подписанного сторонами.Односторонний отказ от исполнения договора поставки допускается лишь в случае существенного нарушения договора одной из сторон.Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случае:поставки товаров ненадлежащего качества.неоднократного нарушения сроков поставки.Нарушение договора поставки покупателем предполагаетсясущественным в случае:неоднократного нарушения сроков оплаты товаров;неоднократной невыборки товаров.

Договор поставки считается  расторгнутым с момента получения  одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или  частично, если иной срок расторжения  договора не предусмотрен в уведомлении  либо не определён соглашением сторон.Существенными условиями договора поставки являются наименование товара, его количество и качество, комплектность и ассортимент, сроки и порядок поставки, цена и порядок расчётов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет №2

1в. Экономическая  среда функционирования предприятия.

Экономическая среда - совокупность экономических условий, хозяйствующих  субъектов и факторов, определяющих экономическую эффективность деятельности предприятия и его развитие.Выделяют внешнюю и внутреннюю среду предприятия.Внешняя среда предприятия - это все условия и факторы, которые возникают независимо от деятельности предприятия и оказывают существенное воздействие на него. Внешние факторы обычно делятся на две группы: факторы прямого воздействия (микросреда) и факторы косвенного воздействия (макросреда).

Макро:политические факторы .экономические факторы - темпы инфляции или дефляции, уровень занятости трудовых ресурсов. процентные и налоговые ставки.социальные факторы внешней среды - отношение населения к работе и качеству жизни; существующие в обществе обычаи и традициименталитет общества; уровень образования и т. ;технологические факторы: возможности, связанные с развитием науки и техники, способность перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта.Микросреда:потребители, поставщики и конкуренты.Потребители как субъекты внешней микросреды определяют номенклатуру, ассортимент и качество производимой продукции, а также формируют уровень цен.Поставщики прежде всего оказывают влияние на уровень издержек предприятия через цены на сырье, материалы и оказываемые услуги.В условиях конкуренции производитель вынужден выпускать продукцию, удовлетворяющую требованиям потребителя, иначе она не будет реализована. Внутренняя среда организации включает следующие основные элементы: производство, финансы, маркетинг, персонал, организацию управления:производство: объем, структура, темпы производства;

2. Сущность и этапы стратегического менеджмента.Стратег. менеджмент деятельность по принятию и реализациистр. Решений,призванных обеспечить эффективное развитие фирмы в среде ее функционирования и жизнеспособность фирмы в длительной перспективе. Он вкл. в себя постановку целей, выработку стратегии, определение необходимых ресурсов и поддержание взаимодействий с

 организации к переменам  во внешней среде. 

  Основными этапами  стратег. менеджмента принято  считать:1.Разработка стратегического  видения (представл.будущего) и миссии  предприятия.Миссия явл.главной целью организации, выражающей основную причину ее существования.2.Формулирование целей предприятия.3.Анализ и выбор стратегии(должна учитывать тенденции рынка и потребности клиентов,направлена на поиск путей достижения цели.На основании сформулированной миссии и целей предприятия, а также проведения внешнего и внутр. анализов разрабатываются различные варианты развития предприятия.

4.Реализация..стратегии(разраб,созд.организации,разработка тактики ,систем ,процедур в поддержание стратегии,формир.корпоративной культуры,системы мотивации сотрудников и т.д.

5.Оценка и контроль  выполнения стратегии.

Осуществляется постоянно  в ходе реализации стратегии оценка деятельности предприятия,мониторинг внеш.среды и воконч.контроль.

3. Договор контрактации.

По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведённую) им сельскохозяйственную продукцию лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи (заготовителю).

Договор контрактации является двусторонним], возмездным (в его основе имеется встречный имущественный интерес участвующих сторон], консенсуальным.Сторонами договора являются производитель (продавец) сельскохозяйственной продукции и заготовитель (контрактант), в качестве которых могут выступать субъекты хозяйствования, занимающиеся сельским хозяйством.Предметом договора является любая продукция сельскохозяйственного производства (животноводство, растениеводство и т п.]Форма договора письменная.Специфика договора заключается в том,что поставляемая сельскохозяйственная продукция должна быть выращена или произведена в будущем.Производитель обязан:произвести и передать в обусловленные сроки контрактанту определённое договором контрактации количество сельскохозяйственной продукции, соответствующей требованиям договора по ассортименту и качеству;организовать сельскохозяйственное производство, обеспечивающее получение сельскохозяйственной продукции необходимого ассортимента и качества;представить заготовителю по его требованию отчёт об использовании полученных материальных и финансовых средств.

Заготовительобязан:предоставить производителю предусмотренные договором финансовые и материальные средства, оказать техническое содействие для осуществления производства сельскохозяйственной продукции;принять сельскохозяйственную продукцию по месту нахождения производителя, если иное не установлено договором;принять на установленных договором условиях всю сельскохозяйственную продукцию, произведенную её производителем, если такая обязанность предусмотрена договором контрактации;

возвратить производителю  отходы от переработки сельскохозяйственной продукции с оплатой по цене, определённой договором.

Производитель, не исполнивший  либо ненадлежащим образом исполнивший  обязательство, несёт ответственность  лишь при наличии его вины. Если за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора ни одна из сторон не отвечает, производитель обязан возвратить заготовителю полученный аванс. Производитель обязан сообщить заготовителю о невозможности поставки сельскохозяйственной продукции вследствие обстоятельств, за которые он не отвечает. Договор контрактации может быть прекращён вследствие его исполнения, по соглашению сторон и по требованию одной из сторон, в случаях, предусмотренных законодательством или договором.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет №3

1. Формы организации  производства.

К формам организации производства относятся:

концентрация;специализация;кооперирование;

комбинирование.Концентрация представляет собой процесс сосредоточения производства на крупных предприятиях.Преимущества концентрации:рост производительности оборудования;использование прогрессивных технологий;проведение собственных научно-технических разработок;экономия на общехозяйственных расходах;развитие специализации, комбинирования.Недостатки высокого уровня концентрации:рост размеров организационных структур;сложность процессов управления; сложности с доставкой сырья.Специализация производства представляет собой процесс сосредоточения выпуска однородной продукции или технологических процессов на предприятиях.Различают следующие формы специализации: предметная, подетальная, технологическая;.+ что качество будет хорошее,минус ,что прод.определ.не всегда востребована и в этом случае не могут получить прибыль от др.производлства.Кооперирование- длительные производственные связи между предприятиями по совместному изготовлению конкретного изделия(по поставкам полуфабрикатов, деталей, узлов, агрегатов.Комбинирование представляет собой объединение на одном предприятии разноотраслевых производств, связанных между собой технически, экономически и организационно.Эффективность комбинирования основана на возможности использования прогрессивной технологии, высокой степени непрерывности технологических процессов, что позволяет экономить сырье, материалы, уменьшать трудозатраты и т. д. Так, например, в черной металлургии комбинаты развивают комплексное производство: азотных удобрений из коксового газа и азота, поступающего из кислородного цеха; строительных материалов из металлургических шлаков и т. д.

2. Внешняя и  внутренняя среды организации.

  Ключевые факторы  успеха предприятия находятся  в двух сферах: во внешн. (из  к-рой оно получает все виды  ресурсов, включая инфо) и во внутренней (сильные и слабые стороны к-рой  создают предпосылки для преобразования  ресурсов в продукцию и услуги ).   Внутр. среда каждой организации формир-ся под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс преобразований (пр-во продукции и услуг). Это структура предприятия, его культура и ресурсы.Структура предприятия- состав и соотношение входящих в него подсистем, выделяемых по критериям производственных и (или) управленческих процессов.Культура организации –система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, традиций и норм, оказывающая заметное влияние на поведение как отдельных индивидов, так и групп людей, работающих на предприятии.Внешняя: совокупность двух подсистем прямого и косвенного воздействия.Прямого:6потребители,поставщики ресурсов(материалов,комплектующих,топлива и т.д.),банки,учрежд.образования,конкуренты и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике организации"