Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 10:57, курсовая работа
Для последовательности понимания описываемой проблематики первую главу я посвятил общей теории классификации, группировки и возникновения себестоимости продукции, а также принципам, сущности и природе отклонения себестоимости от базового уровня. При этом заключительные положения данной главы описывают общую теорию динамики себестоимости на производстве, благодаря которой мы сможем вывести ключевой метод снижения себестоимости – метод экономии на масштабе.
В смете отражается общий объем ресурсов (с указанием затрат на их приобретение со стороны, в том числе оплату услуг поставщикам), используемых в производственном процессе. И из стоимости данных ресурсов вычитаются затраты, не связанные с производством продукции (работы и услуги непроизводственной сферы, расходы будущих периодов и пр.). В результате получается производственная себестоимость валовой продукции. И если в последнем показателе учесть изменение остатков незавершенного производства, то тем самым определим производственную себестоимость товарной продукции. И после прибавления к полученной производственной себестоимости продукции внепроизводственных расходов, связанных с реализацией данной продукции и обязательными отчислениями (налоги, сборы), получаем полную себестоимость товарной продукции.
Также следует отметить, что в смете фиксируется результат от производства и реализации продукции – прибыль (убыток). При этом все показатели имеют попериодную разбивку (в случае примера Таблицы №1 – поквартальную) и в конечном итоге в смете выражается общий результат за каждый период, который, в том числе, можно сравнить с запланированным показателем, отражающим все потребности предприятия, связанные с производством и реализаций продукции, созданием заделов незавершенного производства, обеспечением вспомогательного производства, обслуживанием подсобного и побочного хозяйств.
На основе сметы осуществляется увязка разделов производственно-финансового плана предприятия: по материально-техническому снабжению, по трудовому ресурсу, определяется потребность в оборотных средствах и т.д. Все виды бизнес-планов основываются главным образом на показателях сметы. Хозяйственные связи предприятия с поставщиками ресурсов, с финансово-кредитными институтами формируются с использованием сметы затрат на производство.
Вместе с тем на основе сметного разреза нельзя определить конкретное направление и место использования затрат (производственный процесс, обслуживание цеха, содержание заводоуправления и пр.), что не позволяет анализировать эффективность использования затрат, скрывать резервы их снижения. А главное, на основе элементов сметы невозможно определить себестоимость единицы выпускаемой продукции, распределить затраты по ассортиментным группам, установить объем расходов по каждому виду работ, производственным подразделениям, аппарату управления, выявить резервы снижения затрат. Эти задачи решает классификация затрат по статьям калькуляции.
При группировке по статьям калькуляции затраты объединяются по направлениям их использования, по месту их возникновения: непосредственно в процессе изготовления продукции, в обслуживании производства, в управлении предприятием и т.д.
Классическая группировка затрат по статьям калькуляции выглядит следующим образом:
1) сырье, основные материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия (за вычетом возвратных отходов);
2) вспомогательные материалы;
3) топливо на технические цели;
4) энергия на технические цели;
5) основная заработная плата производственных рабочих;
6) дополнительная заработная
7) отчисления на социальные
8) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
9) расходы на подготовку и освоение нового производства;
10) цеховые расходы (путем калькуляции
сумм, отражающих показатели с 1 по
10 пункты, получаем Цеховую
11) общепроизводственные расходы;
12) потери от брака (путем калькуляции
сумм, отражающих показатели с 1 по
12 пункты, получаем Производственную
себестоимость товарной
13) внепроизводственные расходы (путем калькуляции сумм, отражающих показатели с 1 по 13 пункты, получаем Полную себестоимость товарной продукции).
В приведенной классификации первые семь статей затрат осуществляются непосредственно на производственном месте и прямо относятся на себестоимость каждого вида продукции. Они включаются в себестоимость на основании установленных норм расходов и цен на данный вид ресурса. Тем самым, подсчитываются в стоимостном выражении фактические количественные расходы каждого вида ресурсов (стоимость материалов, топлива, энергии, полуфабрикатов, придаточных устройств; заработная плата различных категорий рабочих, участвовавших в производственном процессе конкретной партии и ассортимента продукции, начисляемая в соответствии с методом начисления оплаты труда, принятым в организации, включая различного рода надбавки; расходы на социальные нужды, зависящие от фонда заработной платы ранее упомянутых работников), затраченных на конкретную произведенную партию конкретного ассортимента. Следовательно, мы узнаем совокупную сумму прямых затрат конкретной партии и ассортимента продукции (далее данная категория именуется - «W»). Затем, составные части W разбиваются в процентном соотношении по отношению к W. После W делится на количество выпущенной продукции конкретной партии и ассортимента, тем самым узнаются прямые затраты на единицу продукции конкретной партии и ассортимента (далее данная категория именуется - «R»). С процентным соотношением составных частей W можно узнать процент каждой статьи R.
Все оставшиеся статьи калькуляции (с 8 по 13 пункты) являются комплексными, а значит расходы по данным статьям собираются в некие группы, затем распределяются пропорционально каждой единицы продукции в зависимости от ассортимента с целью определения полной себестоимости единицы продукции. Так, расходы по содержанию и эксплуатации оборудования включают затраты на техническое обслуживание машин и механизмов, расходы на текущие и капитальные ремонты основных фондов, полную амортизацию основных средств, закрепленных за цехами и др. В статью на подготовку и освоение производства входят затраты некапитального характера: совершенствование технологий, переналадка оборудования, изготовление специального оборудования и т.д. Данные затраты распределяются между всеми видами произведенной продукции пропорционально выбранной базе или же по отношению к уровню использования на каждый ассортимент продукции (в случае, если данные статьи затрат были использованы при производстве этой продукции). То есть, при наличии таких затрат на производственном узле они будут начисляться на себестоимость ассортимента той продукции, производство которой затронуло данный узел. Если эти расходы невозможно отнести на определенную продукцию, то их учитывают в составе цеховых расходов, а затем распределяют пропорционально всей стоимости продукции в зависимости от ассортимента, выпускаемого цехом. Поэтому данные затраты можно назвать косвенными. Косвенные затраты учитываются следующим образом: как только учтены по всем ассортиментам продукции прямые затраты, те затраты, которые мы не отнесли к прямым, начисляются по всем ассортиментам продукции пропорционально прямым затратам или же по отношению к уровню использования данной затраты на конкретный ассортимент. Тем самым мы получаем долю косвенных затрат по каждому ассортименту. Затем калькулируют эту долю в стоимостном выражении как с единицы продукции конкретной партии конкретного ассортимента, так и с полной конкретной партии конкретного ассортимента. Сумма таких затрат, как прямых, так и косвенных, на конкретный ассортимент составляет цеховую себестоимость конкретной партии и ассортимента продукции, так как они учитываются лишь в пределах конкретного цеха. Цеховую себестоимость конкретной партии и ассортимента можно поделить на количество произведенной продукции в данной партии и тем самым получим цеховую себестоимость конкретной партии и ассортимента на единицу продукции. Если же сложить все цеховые себестоимости конкретных партий и ассортиментов продукций, произведенных в конкретном цеху, то получим цеховую себестоимость данного цеха.
В состав цеховых расходов включаются затраты на управление, обслуживание и содержание цеха: заработная плата цехового персонала (за исключением основных производственных рабочих), освещение, отопление, уборка цехов, амортизация здания и общехозяйственного оборудования, износ инвентаря и материальных предметов цехового назначения и др. Сумма всех цеховых затрат составляет общепроизводственные расходы. И если учесть потери от брака и различного рода общехозяйственных расходов, то мы получим производственную себестоимость товарной продукции. Сумма потерь от брака и дополнительных общехозяйственных расходов начисляется пропорционально продукции конкретного ассортимента, относительного которого возникла необходимость данного учета (к примеру, брак на производстве конкретного ассортимента).
Если эти расходы невозможно отнести на определенную продукцию, тогда их учитывают пропорционально общепроизводственным расходам в зависимости от каждого отдельного ассортимента. Тем самым, мы получаем долю стоимостной оценки потерь от брака, а также долю дополнительных общехозяйственных расходов. С помощью этой доли можно определить общепроизводственную себестоимость товарной продукции как отдельной партии конкретного ассортимента, так и единицы продукции конкретной партии конкретного ассортимента. Денежные средства, составляющие производственную себестоимость товарной продукции, направляются на покрытие затрат по управлению и обслуживанию общехозяйственных нужд предприятия: аппарата управления, содержание зданий, территорий, транспорта и пр., имеющих общепроизводственное назначение.
Если к производственной себестоимости товарной продукции прибавить внепроизводственные расходы, тогда мы получим полную себестоимость товарной продукции. Внепроизводственные расходы начисляются по аналогии с браком в производстве или дополнительными общехозяйственными расходами. Эти расходы включают в себя затраты, связанные с реализацией продукции, а также различного рода отчисления и платежи.
Поэтому при группировке затрат калькуляционным методом выделяют три вида себестоимости:
1) цеховую – включает затраты на производство продукции в пределах цеха;
2) производственную
3) полная себестоимость товарной
продукции – помимо
1.2 Значение себестоимости
В основе принципов принятия экономических решений лежит тот факт, что хозяйствующий субъект сталкивается с ограниченностью ресурсов, имеющихся на предприятии. Следовательно, производитель должен учитывать различного рода альтернативные возможности эффективного использования этих ресурсов. Тем самым выявить наиболее эффективные системы затрат, то есть более ресурсоотдачливые[5].
Так как главной целью предприятия мы выводим повышение ресурсоотдачи, то надо разобраться, что может дать компании рост этого показателя. Повышение ресурсоотдачи, как гласит определение, может проходить как экстенсивно[6] , так и интенсивно[7] .
Экстенсивное повышение ресурсоотдачи
При экстенсивном повышении ресурсоотдачи качество продукции не меняется, правда меняется уровень объема производства. Так как уровень затрат остается неизменным, как и уровень качества продукции, то можно заметить, что при таком повышении ресурсоотдачи снижается себестоимость на единицу продукции. Следовательно, это напрямую повышает конкурентоспособность продукции, так как дает дополнительный резерв для активной ценовой борьбы с конкурентами. Это означает, что при такой ситуации повышается прибыльность предприятия, ведь если предприятие не будет вступать в активную ценовую борьбу, а будет реализовывать продукцию, объем которой увеличился, по прежней цене, то мы увидим явный прирост прибыли. К примеру: предприятие произвело 4 изделия, общая себестоимость которых составляет 1000 рублей. Предположим, был найден способ с 1000 рублей затрат произвести 5 изделий, качество которых идентично тем 4 изделиям. Следовательно, себестоимость на единицу продукции с 1000 рублей / 4 изделия = 250 рублей, стала 1000 рублей / 5 изделий = 200 рублей. Так как продукция продолжала реализовываться по прежней цене, то разница между первой и последующей себестоимостью будут составлять дополнительную прибыль. Т.е. 250 рублей - 200 рублей = 50 рублей - дополнительной прибыли с реализованной единицы продукции.
Правда, у такой чисто экстенсивной модели повышение ресурсоотдачи есть один недостаток – в модели, которая была описана выше, говорится о полной реализации продукции, что означало ненасыщение рынка данным товаром. В случае же, если спрос удовлетворен полностью и рынок перенасыщен (правда данная организация имеет свой стабильный сегмент покупателей, то есть производимая продукция реализуется в строго определенном объеме по определенной цене), тогда вступает в силу маржинальный закон убывающей полезности (то есть уровень реализации остается прежним, но с последующим ростом экстенсивной ресурсоотдачи уровень объемов производства растет, а с ним и уровень нереализованной продукции, а значит и повышается уровень убытков).
К примеру: предприятие произвело 4 изделия, общая себестоимость которых составляет 1000 рублей. Предположим, был найден способ с 1000 рублей затрат произвести 5 изделий, качество которых идентично тем 4 изделиям. Следовательно, себестоимость на единицу продукции с 1000 рублей / 4 изделия = 250 рублей, стала 1000 рублей / 5 изделий = 200 рублей. Но уровень реализации остался прежним – 4 изделия. Предприятие реализовывала продукцию по 300 рублей. Тогда можно вывести уровень прибыли: 4*300 - 4*250 = 200 рублей; с учетом экстенсивного прироста ресуросоотдачи: 4*300 - 5*200 = 200 рублей. Мы видим, что уровень доходности и реализации предприятия не изменился, а вот уровень нереализованной продукции неминуемо увеличивается, просто при такой ситуации (чистый экстенсивный канонический рост ресурсоотдачи) себестоимость продукции уменьшается настолько, насколько увеличивается убыток от нереализации.
Тем самым изменяется лишь структура доходов, но не его сумма. Это связано с тем, что нефиксированные[8] показатели: уровень объема производства и уровень затрат на единицу продукции имеют между собой гиперболаобразную зависимость по отношению к фиксированному показателю[9] – сумме общей себестоимости выпускаемой продукции. Фиксированная общая себестоимость выпускаемой продукции = Объем производства * Себестоимость единицы продукции. Рассмотрим эту тенденцию на графике №1:
График №1: Зависимость между уровнем объема производства и уровнем себестоимости на единицу продукции при чисто экстенсивном повышении ресурсоотдачи
Но эта зависимость верна, если общая или полная себестоимость товарной продукции – фиксированный показатель. Предположим, что он также изменяется, как объем производства и себестоимость на единицу продукции. А его изменение зависит от ряда условий. Такая модель будет отклонением от абсолютности повышения ресурсоотдачи экстенсивным результатом. Значит, она будет иметь не канонический характер[10] , а характер частных возможностей[11] , что, конечно, будет больше отражать возможную действительность. Рассмотрим нефиксированность полной себестоимости товарной продукции. Следовательно, он может отклоняться как в «+», так и в «-». Тогда неизменчивость данного показателя означает наличие частного канонического случая.
Информация о работе Себестоимость продукции и пути ее снижения