Себестоимость продукции и пути ее снижения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 10:57, курсовая работа

Краткое описание

Для последовательности понимания описываемой проблематики первую главу я посвятил общей теории классификации, группировки и возникновения себестоимости продукции, а также принципам, сущности и природе отклонения себестоимости от базового уровня. При этом заключительные положения данной главы описывают общую теорию динамики себестоимости на производстве, благодаря которой мы сможем вывести ключевой метод снижения себестоимости – метод экономии на масштабе.

Файлы: 1 файл

11.docx

— 345.08 Кб (Скачать)

В отличие от цены, которую можно переписать в любой момент, объем производства не имеет столь высокой гибкости. То есть когда товар произведен, его нужно реализовать. Иначе он будет затоварен на складах и полках магазина. Что, разумеется, отрицательно сказывается на оборачиваемости вложенных средств. Ведь процесс производства затормаживается, возникает временной лаг перепроизводства. Этот лаг вынуждает коммерсанта сокращать объемы производства до минимумов, которые позволили бы не затоварить склады еще больше, но не нарушили бы конвейерный поток, пока не рассосется данный затор. Или предприниматель может пойти по второму пути – сыграть на эластичности цены на тенденцию к понижению. То есть понизить цены до такой степени, пока уровень реализации не станет достаточно высоким, что поможет стабилизировать уровень оборачиваемости вложенных ресурсов. Но снижение цены может повлечь за собой снижение прибыли. Это произойдет лишь в том случае, если будет иметь место неравенство следующего характера: пропорция повышения уровня реализации < пропорции занижения цены. То есть когда процент повышения реализации влияет меньше на уровень выручки, чем процент занижения цены. К примеру: предприятие реализовывало 5 единиц продукции по 100 рублей за каждую. Соответственно, уровень выручки станет 100*5 = 500 рублей. Предположим, уровень реализации повысился на 20%, а уровень цены понизился на 20%. Тогда получим следующий уровень выручки (100 рублей - 20%)*(5 единиц + 20%) = 80 рублей * 6 единиц = 480 рублей. Как мы видим, процент снижения цены повлиял больше на уровень выручки, чем тот же процент повышения объема реализации. Получается, чтобы повлиять на выручку сильнее, чем снижение цены, объем реализации должен вырасти на некий дополнительный процент, который бы смог перекрыть снижение цены.

Давайте предположим, что этот дополнительный процент будет равен 5 %, тогда уровень реализации повысился на 20%+5% = 25%. Следовательно, уровень выручки станет (100 рублей - 20%)*(5 единиц +25%) = 80 рублей * 6,25 единиц = 500 рублей. Получается, чтобы перекрыть влияние снижения цены на 20%, объем производства должен увеличиться больше чем на 25%. В таком случае приведенное выше неравенство будет иметь обратную характеристику. И тогда предприятию станет выгодно повышать объемы производства, а затем продавать товары по заниженной цене. При таких условиях этот лаг не будет иметь ужасающий характер, а наоборот скажется положительно на эффективности производственного процесса. Это явление связано с фактором эластичности цены. Ведь природа динамики пороков эластичности такова, что может как при увеличении, так и при снижении цены и(или) объема отражать прибыльность предприятия. Поэтому проблема эластичности по объему производства может быть решена коммерсантом с помощью воздействия на эластичность по цене продукции и наоборот.

Отклонение полной себестоимости в «-» при сохранении тенденции к повышению ресурсоотдачи экстенсивным способом

Предположим, что на предприятии имеет место отклонение себестоимости в «-». Значит, произошло уменьшение объемов производства или снижение себестоимости на единицу продукции.

В любом случае, если это отклонение произошло в результате уменьшения объемов производства, данная организация сворачивает свои обороты. Что в свою очередь свидетельствует о наличии производственных или инвестиционных, или реализационных, или еще каких-нибудь проблем, вследствие которых и произошло сокращение. При такой ситуации надо установить причины такого прецедента. А затем проанализировать их и подготовить план по способу решения возникшей проблемы. То есть найти способ устранить причину проблемы, если конечно причина такова, что ее возможно ликвидировать силами организации. В противном случае коммерсанту остается только смириться. Но избавление от причины не сможет организацию поставить на новый уровень, предприятие лишь сможет вернуть ровно столько, сколько оно утратило, и наладить производственный процесс на уровне, который был до проблемы. Поэтому зачастую стоит задумываться не об устранении причин проблемы, а рассмотрении проблемы как возможности перемены к чему-то более новому.

Другими словами, проблемы могут оказаться мотивом для перемен. А ликвидация причин – есть не что иное, как борьба с течением, а значит, попытка оставить все как есть. Возможно, стоит задуматься, куда ведут новые потоки, а не цепляться за пережитки старого. Кто-то может сказать, что если ты преодолеваешь проблемы, значит каждый раз идешь вперед, выходишь с каждой победой на принципиально новый шаг дороги, ведущей в будущее. Но заверяю вас, они ошибаются. Так как этот постулат имеет свой изъян, заключающийся в том, что объект может преодолевать препятствия, используя всегда лишь свои старые, хорошо выученные методы и механизмы, не желая постигать ничего нового.

В этом и заключается проблема: нет динамики внедрения нового опыта, нет желания осознать возможную полезность иного знания, иных методов, иных технологий, иных моделей и всего иного. Как можно говорить о новом, если ничего тем самым не изменилось, за исключением того, что разрешилась проблема. Каждая система имеет свои конфигурации, определяющие ее. Система может довольно хорошо справляться с поставленными задачами. Но если эта система устойчива и неизменчива, не имеет никакой синергии внутри себя, то рано или поздно от нее может потребоваться выполнение аналогичной задачи, но имеющей в своей основе небольшое производное дополнение.

Тем самым система может дать трещину, оказаться неадоптивной, и в результате она не справится. Ведь ничто не живет вечно. Поэтому проблему можно воспринять как сигнал для возможности внедрения перемен, которые помогут обогатить систему, сделать ее более гибкой, более адоптивной, более свежей. Но кто сказал, что новое есть лучше старого. Необязательно новое принесет лишь благо. Новое всегда покрыто тенью неопределенности, что пугает и отталкивает. Ведь эта неопределенность может оказаться как счастливым билетом, так дорогой в бездну. Именно из-за наличия второго варианта внедрение нового является азартной игрой.

А значит, такая процедура не является залогом стабильности, размеренности, умеренности и т.д. Но это является залогом шага вперед. Ведь главный закон рыночной конкуренции заключается в том, что в лидерах долго держатся только те, кто готов рисковать, всегда учитывает потенциалы нового и пользуется новым. Поэтому проблему можно решать как устранением причин, так и изменением политики организации, направленной на осознание этой проблемы и поиск путей ее решения на качественно новом уровне. Первый способ есть способ экстенсивный (решать проблемы по мере их поступления), второй интенсивный (решать проблемы основательно и с помощью организационных или производственных перемен). Конечно же, зачастую не надо раздувать из мухи слона и все проблемы решать интенсивным способом. Понятно, что для всего нужна своя мера и соотношение.

И это соотношение определяется жизненным циклом предприятия. Ведь любой предмет имеет свое начало, период расцветания, пик расцвета, период старения и, конечно же, смерть. Огромная необходимость интенсивных мер возникает именно в период пика расцвета. Так как экстенсивные способы решения проблем начинают намекать об истощении своего потенциала, то есть достижении своего предела. Именно в этот период становятся актуальны перемены, так как дальше следует лишь результат использования пережитка прошлого – медленное стабильное падение, а затем смерть. Актуальность перемен может возникнуть и раньше. Ведь общество не стоит на месте, являясь источником новых тенденций, которые могут не соотноситься с политикой предприятия.

Тогда тот, кто первый поймает волну тенденции, может получить эстафету первенства. А значит, коммерсант напрямую заинтересован быть первым, чтобы обойти конкурента. Хотя актуальность интенсивности возникает и когда кто-то уже подхватил первым данную эстафету. Тогда встает вопрос о способе сокращения дистанции между нашей организацией и конкурентом. И эту дистанцию нужно сокращать. В противном случае коммерсант может отстать еще больше.

Рассмотрим условия, когда может наблюдаться прирост ресурсоотдачи при отклонении полной себестоимости в «-» и сохранении соотношения: пропорция уменьшения себестоимости на единицу продукции > пропорции уменьшения объемов производства, которое означает, что влияние на прибыль уменьшения себестоимости на единицу продукции должно быть больше влияния уменьшения объемов производства. К примеру: предприятие реализовывало 5 единиц продукции по 200 рублей за единицу. Объем производства составляет 5 единиц. Себестоимость на единицу продукции 100 рублей.

Следовательно, уровень полной себестоимости составил 5*100 = 500 рублей, а уровень прибыли составил 5*200 - 5*100 = 500 рублей. Предположим, полная себестоимость товарной продукции с 500 рублей стала 300 рублей, в связи с сокращением себестоимости на единицу продукции на 25% и объемов производства на 20%. Так как уровень производства упал на 20%, соответственно, уровень реализации стал меньше также на 20%. Ведь продукция в данном примере реализовывалась полностью. Поэтому падение реализации оказалось ровно настолько, насколько упал уровень производства.

Тогда уровень прибыли будет 4*200 - 4*75 = 500 рублей. Следовательно, воздействие уменьшения уровня производства и себестоимости на единицу продукции было одинаковым. А для того, чтобы имела место тенденция прироста ресурсоотдачи при отклонении полной себестоимости в минус, требуется уменьшение себестоимости на единицу продукции, которая должна составлять меньше чем 75 рублей за единицу.

Можно выделить и другие модели, где будет наблюдаться такой прирост ресурсоотдачи:

- первая модель – объем производства  не изменяется, но уменьшается  себестоимость на единицу продукции;

- вторая модель – пропорция  уменьшения себестоимости на  единицу продукции больше пропорции  увеличения объемов производства (это характерно, когда воздействие  на общую себестоимость продукции  увеличения объемов производства  меньше уменьшения себестоимости  на единицу продукции).

Первый случай предельно ясный, а вот второй имеет некоторую специфику. Так как, если воздействие объема выпуска на полную себестоимость будет больше или равным воздействию снижения себестоимости на единицу продукции, то тогда мы увидим канонический вид или вид отклонения в «+» экстенсивного прироста ресурсоотдачи. Поэтому рассмотрим второй случай на примере и выясним, как выглядит экстенсивный прирост ресурсоотдачи при отклонении полной себестоимости в «-». К примеру: предприятие реализовывало 4 единицы продукции по 200 рублей за единицу. Объем производства составляет 4 единицы. Себестоимость на единицу продукции - 100 рублей. Следовательно, уровень полной себестоимости составил 4*100 = 400 рублей, а уровень прибыли составил 4*200 - 4*100 = 400 рублей.

Предположим, произошло увеличение объемов производства на 25%, а себестоимость на единицу продукции сократилась на 20%. Определим на этот раз полную себестоимость товарной продукции (4 + 25%)*(100 - 20%) = 400 рублей. Как мы видим, в результате полная себестоимость товарной продукции не изменилась и по-прежнему составляет 5*80 = 400 рублей. Мы получили каноническую форму прироста ресурсоотдачи.

В свою очередь это означает, что воздействие на полную себестоимость увеличения объемов производства и уменьшение себестоимости на единицу продукции было одинаковым. Следовательно, в целях получения экстенсивного прироста ресурсоотдачи при отклонении полной себестоимости в «-» надо, чтобы себестоимость на единицу продукции стала меньше чем 80 рублей, разумеется, при сохранении объема производства на уровне 5 единиц. Далее предположим, себестоимость на единицу продукции уменьшалась не на 20%, а на 25%.

Тогда при сохранении тенденции к повышению ресурсоотдачи себестоимость товарной продукции отклонится в «-» и будет составлять 5*75 = 375 рублей. Тем не менее, предприятие по-прежнему реализовывало 4 единицы готовой продукции. Тогда уровень получаемой прибыли будет составлять 4*200 – 5*75 = 425 рублей. Как мы видим, при таком повышении ресурсоотдачи прибыль будет всегда увеличиваться (по отношению базисной прибыли), несмотря на возникающие проблемы увеличения нереализованной продукции.

Это связано с тем, что уровень воздействия увеличения производства меньше уровня воздействия снижения себестоимости на единицу продукции. И в итоге прибыль увеличивается, а ресурсозатраты на производство продукции уменьшаются при стабильном уровне реализации и цены за единицу продукции. Соответственно, уровень полученной прибыли вырастет на столько, насколько уменьшится полная себестоимость продукции по отношению к базисной (400 - 375 = 25 рублей) = (425 - 400 = 25 рублей). Поэтому, если даже уровень реализации не изменится, то при сохранении тенденции к повышению такой ресурсоотдачи, уровень прибыли будет расти по отношению к базисной прибыли, несмотря на рост убытков от не- реализации.

Интенсивное повышение ресурсоотдачи

При чисто интенсивном повышении ресурсоотдачи объем производства не меняется также, как и себестоимость на единицу продукции. Но при этом изменяются качественные показатели производимой продукции. Другими словами, улучшаются характеристики, определяющие производимый товар (срок службы, размер, дизайн, уровень удобства в использовании и т.д.).

Такой прирост ресурсоотдачи всегда повышает конкурентоспособность производимой продукции, так как коммерсант делает ее более совершенной, не меняя производственных показателей и показателей, связанных с себестоимостью. Благодаря чему организация делает шажок вперед в конкурентной борьбе. Что в свою очередь означает развитие компании, становление ее на новый уровень. Ведь, когда организация укрепляет свои позиции в каких-либо отношениях, то она становится более сильной, а значит более конкурентоспособной.

Информация о работе Себестоимость продукции и пути ее снижения