Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:39, дипломная работа
Цель работы – анализ роли малого бизнеса в сфере малого бизнеса и предпринимательства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить малое предпринимательство как субъект экономических отношений;
- проанализировать занятость населения РФ в сфере малого предпринимательства;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ БИЗНЕСА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
1.1. Малый бизнес как субъект экономических отношений
1.2. Занятость в сфере малого предпринимательства
1.3. Проблемы российского малого бизнеса в современной России
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЛЕСТЕХСЕРВИС»
2.1. Общая технико-экономическая характеристика предприятия ООО «Лестехсервис»
2.2. Оценка состава и структуры персонала ООО «Лестехсервис»
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЛЕСТЕХСЕРВИС» С ЦЕЛЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РАБОЧИХ МЕСТ НАСЕЛЕНИЯ Г. КАТАВ-ИВАНОВСК
3.1 Предложения по стратегическому развитию предприятия
3.2. Оценка рисков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Меры борьбы с риском отказа заказчиков от услуг. В целом применяются те же методы, что и при компенсации риска недоплаты. Дополнительно следует принять меры к созданию препятствий («барьеров») на пути переключения потребителей на другие предприятия, удовлетворяющие тот же тип потребности.
Риск срыва заключенных соглашений о получении внешних займов, инвестиций и кредитов.
Причины риска: Неожиданное поступление инвесторам или кредиторам негативной информации относительно перспектив и возможностей предприятия, утечка неблагоприятной информации о текущем или прошлом состоянии предприятия, публикация порочащих его сведений и данных; резкое падение курса акций предприятия в результате целенаправленной биржевой игры; выступления потребителей с критикой продукции предприятия.
Факторы риска: утрата контроля за «имиджем» предприятия; активные действия недобросовестных рыночных конкурентов; неоправданно низкие затраты на маркетинг, в том числе на рекламу и поддержание товарной марки фирмы.
Меры борьбы с данным риском: организация целенаправленного маркетинга, включая всестороннее информирование потенциальных потребителей и инвесторов о наиболее благоприятных сторонах продукции предприятия и о нем в целом.
Итак, проделанный анализ рисков позволяет своевременно определить сущность и классифицировать риск для анализируемого предприятия, применить необходимые меры борьбы с ним и нейтрализовать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важнейшим социальным свойством малого предпринимательства является его способность создавать рабочие места без значительных инвестиций. Это его свойство должно быть особенно привлекательным в той ситуации, в которой оказывается российская экономика: достаточно высокий уровень безработицы (особенно в отдельных регионах) в условиях бюджетного дефицита, когда государство не может вкладывать значительные средства в развитие производства и создание рабочих мест.
Развитие малого предпринимательства позволяет государству создавать буфф, смягчающий последствия спада производства и структурной безработицы без значительных материальных затрат. Причем параллельно с этим происходит стихийное саморегулирование экономической системы, в результате которого создаются определенные условия для структурной перестройки экономики и роста экономической активности и, следовательно, дальнейшего генерирования занятости населения.
Малый бизнес привлекателен еще и тем, что он позволяет ослабить проблемы, связанные с обеспечением занятости, за счет внутренних резервов самого общества - через развитие частной предпринимательской инициативы граждан. Роль государства в этом случае заключается лишь в том, чтобы умело использовать предпринимательский потенциал населения, который сам по себе способен создавать рабочие места. Под рабочим местом в данном случае подразумевается экономическое рабочее место, т.е. совокупность условий обеспечения занятости одного работника.
Так общее число субъектов малого бизнеса за последние три года увеличилось в 1,8 раза. Однако это произошло только за счет роста числа лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица: их численность за период с 2003 по 2005 г. возросла в 2,7 раза. За тот же период времени число малых предприятий частной формы собственности увеличилось только на 2,9 %, причем, наибольшее число малых частных предприятий было зафиксировано в 2004 г., затем произошло снижение данного показателя в 2005 г. и его рост в 2006 г., однако уровень 2004 г. так и не был достигнут.
Как свидетельствуют статистические показатели, занятость в сфере малого предпринимательства продолжает увеличиваться, несмотря на все трудности, с которыми сталкивается малый бизнес, причем увеличение происходит как в абсолютном, так и относительном масштабе. Так, доля занятых в сфере малого предпринимательства в 2004 г. составила 13,2 % от всех занятых в экономике (в фермерских хозяйствах - 1,6 % занятых; предприниматели без образования юридического лица - 3,3 %; на малых предприятиях частной формы собственности - 8,3 %), а в 2005 г. -15,1 % (1,8 %, 3,8 %, 9,5 % соответственно).
Занятость в сфере малого предпринимательства растет на фоне сокращения общего числа занятых в экономике. Так, в 2005 по сравнению с 2004 годом число занятых в экономике снизилось на 3,2 %, в то время как число занятых в сфере малого предпринимательства возросло на 9,4 %. Если сравнивать занятость на крупных и средних предприятиях с занятостью на малых предприятиях, то здесь наблюдаются аналогичные тенденции.
В 2005 г. крупные и средние предприятия сократили среднесписочную численность работников на 6,3% (3428,9 тыс. человек) по сравнению с 2004 г. За этот же период времени малые предприятия частной формы собственности увеличили свою среднесписочную численность на 10,4% (577,6 тыс. человек).
Поскольку сфера малого предпринимательства является единственным сектором экономики, который достаточно динамично наращивает занятость, то необходимо принятие определенных мер, защищающих данный сектор и позволяющих использовать его для поддержания занятости.
В процессе написания дипломного проекта нами был проведен анализ деятельности предприятия ООО «Лестехсервис».
Было выявлено, что на предприятии наблюдается увеличение выручки предприятия в 2006г по сравнению с 2005г на 111%, что является положительной тенденцией в деятельности предприятия, хотя данное увеличение показателя произошло, в основном, за счет роста цен на реализуемый товар.
При этом себестоимость продукции также им выросла на 112,6%. Причиной этому послужило: расширение штата сотрудников (на 2 человека), рост цен на товары поставщиков (по причине повышения индекса инфляции в стране).
Показатель прибыли предприятия увеличился всего на 103,1%. Такой рост, по моему мнению, является не достаточно высоким для организации.
Рентабельность предприятия имеет отрицательную тенденцию: в 2006г этот показатель снизился на 7,1% по сравнению с 2005г. Такому снижению способствовало снижение производительности труда работников на 2,1%.
Анализ фонда оплаты труда работников показывает, что данный показатель вырос на 104,52%, что, казалось бы, является положительным фактом в деятельности предприятия, однако увеличение штата на 2 человека привело к тому, что средняя заработная плата на 1 работника уменьшилась на 7,88%. Такое снижение весьма негативно отражается на деятельности работников организации, снижая заинтересованность работников в улучшении показателей труда.
Проведенный анализ показывает, что деятельность предприятия ООО «Лестехсервис» является не достаточно эффективной.
Руководству предприятия необходимо выбрать стратегию дальнейшего развития организации. В результате анализа предложений по совершенствованию деятельности наиболее целесообразным, по-моему мнению, будет увеличение производственных мощностей, более совершенных по сравнению со старым оборудованием (приобретение многопильный станка DNS-200 и двухвального брусовочного станка MEBOR мод. BHS), позволяющие увеличить производительность труда минимум в 1,3 раза. Осуществление проекта предполагается за счет банковского кредита.
Проведенные экономические расчеты показали, что реализация предложенных мероприятий экономически целесообразно. Так в результате составления прогнозного финансового плана предприятия плановая прибыль составит в размере 3 452 890 руб. за год. Данная прибыль может быть направления в дальнейшем на развитие бизнеса. Целесообразность расширения производства также обосновывается значительным развитием рынка строительства, что повышает спрос на продукцию ООО «Лестехсервис».
Помимо экономического эффекта данный проект имеет и социальный.
Повысится, пусть даже незначительно, занятость населения г.Катав-Ивановск. Реализация Программы обусловит появление новых рабочих мест. С увеличением объемов производства и расширением производственных мощностей численность персонала ООО «Лестехсервис» составит около 30 человек. Таким образом, еще порядка 12 семей будут иметь средства существования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Трудовой кодекс Российской Федерации. М., 2002.
2. Варшавская Е.,Донова И. Вторичная занятость населения // Занятость и поведение домо-хозяйств: адаптация к условиям переходной экономики России / Под ред. В. Кабалиной и С. Кларка. М.. 2005. С. 108-126.
3. Куприянова З.В. Вторичная занятость // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения ВЦИОМ. 2003. № 4.
4. Перова И. Дополнительная занятость: масштабы, структура, характер // Экономические и социальные перемены. Мониторинг общественного мнения. 2002. Л"» 4 (42). Июль-август. С. 31-34.
5. Симагин К.Л. Об оценках масштабов дополнительной занятости населения // Вопросы экономики. 2003. № 1. С. 99-104.
6. 7 Темницкий А Л.. Бессокирная Т.П. Вторичная занятость и ее социальные последствия // Социол. исслед. 2002. № 5.
7. 8.Хибовская Е.А. Вторичная занятость как способ адаптации к экономическим реформам // Вопросы экономики. 2005. , С. 71 -79.
8. Разумова Т., Рощин С. Экономический анализ причин вторичной занятости // Вопросы экономики. 2001. № 9. С. 121-140.
9. Магун ВС, Гимпельсон В.Е. Стратегии адаптации рабочих на рынке труда /У Социол. исслед. 2003. №9. С. 73-84.
10. 11.Хибовская Е.А. Вторичная занятость в разных секторах экономики // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 2003. N° 3. С. 24-27.
11. 12.Шабанова М.А Массовые адаптационные стратегии и перспективы институциональных трансформаций // Мир России. 2004. № 2.
12. Авраамова ЕМ Время перемен: социально-экономическая адаптация населения. М.: Инфра М, 2002.
13. Клопов Э В Вторичная занятость как форма социально-трудовой мобильности // Социол. исслед. 2002. №4.
14. Попова И П "Вытесняющая" вторичная занятость (специалисты депрессивных предприятий) // Социол. исслед. 2002. № 10.
15. Бевзенко Л. Смысл жизненного успеха: социально-культурологический контекст // Социология: теория, методы, маркетинг. 2001. № 1. С. 34-51.
16. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В., Чурилов В.А. Этика политического успеха. Тюмень-Москва, 2003.
17. Российская модель успеха // Ведомости. Вып. 6 / Под ред. В.И. Бакштановского. Н.Н. Карнаухова. Тюмень, 2001.
18. Согомонов А.10. Успех в "картине мира" постсоветских профессионалов // Россия: трансформирующееся общество / Под ред. В.А. Ядова. М., 2001.
19. Готлиб А.С. Социально-экономическая адаптация россиян: факторы успешности-неуспешности // Социол. исслед. 2001. № 7.
20. Демин А.Н. Достижение успеха в ситуации безработицы // Социол. исслед. 2002. № 10.
21. Гусева К. Государственное регулирование инвестиций // Экономист, 2004, №5, с.44-51
22. Семенов А., Агеев Д. Социальные приоритеты поддержки малого предпринимательства // Экономист, 2005, №10, с.75-81
23. Семенов А., Кузнецов С. Рабочие места как основа занятости // Экономист, 2006, №7, с.41-49
24. Швецов Ю.Г. Дифференциация рабочего времени и формы вторичной занятости. Томск, 2002.
Анкета по изучению причин текучести кадров
Наименование вопроса | Уволенные работники, % | |
| Да | Нет |
1. Удовлетворяет ли Вас в нашей организации: |
|
|
- социальное положение | 60 | 40 |
- организация труда и рабочего места | 87 | 13 |
- размер заработной платы | 58 | 42 |
-условия труда и отдыха | 37 | 67 |
- система материального и морального поощрения | 44 | 56 |
- организация бытового обслуживания | 85 | 15 |
- организация досуга работников | 55 | 45 |
2. В нашей организации Вы работали по своей специальности? | 59 | 41 |
3. Были ли у Вас перспективы должностного или профессионального роста в нашей организации? | 42 | 58 |
4. Давала ли Вам работа возможность развивать творческие способности | 22 | 78 |
5. Являлась ли для Вас работа интересной? | 72 | 28 |
6. Считаете ли Вы возможным добиться высокого карьерного роста на данном предприятии? | 42 | 58 |
7. Считаете ли Вы удовлетворенной потребность в безопасности | 98 | 2 |
8. Удобным ли Вы считаете месторасположение работы? | 59 | 41 |
9. Существует ли на предприятии возможность самовыражения? | 60 | 40 |
10. Существует ли на предприятии возможность повышения уровня квалификации? | 36 | 64 |
Информация о работе Роль малого бизнеса в обеспечении занятости населения