Расходы предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 11:44, курсовая работа

Краткое описание

На всех этапах развития экономики основным звеном являлось предприятие. Именно на предприятии осуществляется производство продукции, происходит непосредственная связь работника со средствами производства.
Под самостоятельным промышленным предприятием понимается производственная единица, обладающая производственно-техническим единством, организационно-административной и хозяйственной самостоятельностью.
Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Оглавление

Введение 3
Характеристика расходов предприятия и их роль в его финансовой деятельности 5
Понятие и сущность расходов предприятия 5
Классификация расходов по различным признакам 8
Анализ расходов на конкретном предприятии Анализ динамики и структуры расходов ОАО «Вимм-Билль-Данн Напитки» за период 2006-2008 гг. 10
Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Вимм-Билль-Данн Напитки» 10
Состав и структура расходов предприятия ОАО ВБД Напитки 13
Анализ расходов по статьям и элементам затрат. Факторы, влияющие на их изменение. 15
Анализ себестоимости производства и реализации продукции в разрезе элементов затрат. 15
Анализ коммерческих расходов предприятия по статьям затрат 17
Анализ управленческих расходов на предприятии по элементам затрат 18
Анализ расходов предприятия, связанных с прочей деятельностью 19
Расчет показателей операционного рычага 20
Мероприятия по снижению расходов ОАО ВБД Напитки и выявление резервов увеличения прибыли 23
Цели и функции Отдела Маркетинга 25
Совместно с другими подразделениями предприятия и руководством предприятия Отдел Маркетинга помогает выработать стратегию рыночной деятельности предприятия 25
Заключение 28

Файлы: 1 файл

экономика предприятия.docx

— 88.78 Кб (Скачать)

Минимальный объем выручки, необходимый для покрытия всех расходов, называется точкой безубыточности или  критическим объемом продаж. В  свою очередь, насколько может уменьшиться  выручка, что бы предприятие сработало без убытков показывает запас коммерческой прочности.

В структуре расходов, как  показали предыдущие расчеты, преобладают  переменные (материальные расходы), вследствие чего операционный рычаг не слишком  велик.

Поскольку на основании имеющихся  в распоряжении данных нельзя обособленно  выделить постоянные и переменные расходы, алгоритм расчета показателей операционного  рычага выбран следующий. К переменным расходам были отнесены материальные расходы, а также часть расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды (50%). К постоянным расходам были отнесены амортизация, прочие расходы, а также оставшаяся часть  расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица . Расчет показателей операционного рычага  для предприятия ОАО ВБД Напитки за период 2006-2008гг (тыс. руб.)

 

п/п

Показатель

2006 год

2007 год

2008 год

Темп прироста показателей, %

2007/2006г

2008/

2007г

1.

Выручка, тыс. руб.

6239 141

8 804 444

12 043 720

41,12

36,79

2.

Расходы по обычным видам  деятельности, тыс. руб.

5 811 983

7 617 248

10 880 519

31,06

42,84

3.

Переменные затраты (материальные затраты и 50% затрат на оплату труда  и отчислений на социальные нужды), тыс. руб.

4 839 869

5 357 868

6 048 760

10,70

12,89

4.

Постоянные затраты (суммарные  затраты минус переменные затраты), тыс. руб.

972 114

2 259 380

4 831 759

132,42

113,85

5.

Прибыль от продаж

427158

1 187 196

1 136 201

177,93

4,30

6.

Уровень операционного рычага

3,28

2,90

5,28

11,38

81,75

7.

Критический объем продаж, тыс. руб.

4 334 508

5 771 695

9 706 879

33,16

68,18

8.

Запас коммерческой надежности, %

30,53

34,45

19,40

12,84

43,67


Уровень операционного рычага = (Выручка – Переменные затраты) / Прибыль от продаж

Критический объем продаж = Постоянные затраты / (1-Переменные затраты/Выручка)

Запас коммерческой надежности = (Выручка – Критический объем  продаж) / Выручка *100%

Подготовленные таким  образом данные, определили результат  расчетов – уровень операционного  рычага в 2008 году равен 5,28, критический  объем продаж составил 9 706 879 тыс. руб., что обеспечило запас коммерческой надежности, равный 19,40%.

Уровень операционного рычага в 2008 году по сравнению с предшествующими несколько увеличился, поэтому снизился запас коммерческой (операционной) надежности с 30-35% до 19,40%, а, следовательно, рискованность организации повысилась.

Такое изменение уровня операционного  рычага вызвано тем, что расходы  выросли в большей степени, чем  выручка. В целом уровень операционного  риска можно считать средним, а запас коммерческой надежности достаточным.

Для более полной оценки влияния операционного рычага на деятельность организации был рассчитан  фактический уровень операционного рычага, таблица .

 

Таблица . Показатели фактического уровня операционного рычага на предприятии ОАО ВБД Напитки за период 2006-2008 гг. (тыс. руб.)

 

Показатели

2006 год

2007 год

2008 год

Темпы прироста, %

2007/2006

2008/2007

Выручка, тыс. руб.

6 239141

8804444

12 043 720

41,12

36,79

Прибыль от продаж, тыс. руб.

427 158

1 187 196

1 136 201

177,93

4,30

Маржа, %

6,85

13,48

9,43

96,95

30,04

Фактический уровень операционного  рычага

 

4,33

0,12

   

Фактический уровень операционного  рычага рассчитывается как отношение  темпа прироста прибыли от продаж к темпу прироста выручки.

 

Таким образом, произведенные  расчеты показывают, что в 2008 году при увеличении выручки на 36,79%, прибыль  от продаж снизилась на 4,3%, то есть уровень  операционного рычага отрицателен  и вместо значения 5,28 имеет значение -0,12. Такое значение фактического показателя объясняется снижением операционной маржи на 30,04%, вследствие роста всех показателей расходов по обычным  видам деятельности предприятия, что  и привело к снижению прибыли  от продаж, несмотря на рост доходов.

Мероприятия по снижению расходов ОАО ВБД Напитки и выявление  резервов увеличения прибыли

Проведенный всесторонний анализ расходов на предприятии ОАО ВБД  Напитки позволяет заключить, что  в целом на предприятии сложилась  неэффективная система управления расходами.

Причинами этого послужил рост материальных затрат, неблагоприятное  соотношение цен на сырье и  материалы и цен на готовую  продукцию, рост расходов по обслуживанию производства, а также неэффективная  система мотивации труда. В целом  расходы на предприятии не достаточно контролируются менеджментом, в абсолютном и относительном выражении растут, что, очевидно, приводит к снижению эффективности организации и  негативно влияет на стоимость бизнеса.

Базовые параметры политики управления расходами предприятия  представляются следующие:

1.  Усиление контроля над прочими расходами, в частности по валютным операциям и операциям с ценными бумагами, неэффективное проведение которых приносило предприятию значительные убытки, а также пересмотр порядка работы с покупателями и заказчиками в том случае, если имеет место просрочка платежа, совершенствование механизма начисления пеней и штрафных санкций, т.к. на предприятии существенна доля создаваемых резервов по сомнительной (просроченной по факту) дебиторской задолженности.

2.  Усиление контроля над материальными расходами и расходами на оплату труда в сфере производства и продаж.

3.  Повышение эффективности использования материальных ресурсов; поиск поставщиков с более выгодными условиями поставки сырья и материалов.

4.  Усиление контроля за соотношением темпов роста производительности труда и заработной платы; не допущение ускоренного роста средней заработной платы относительно роста производительности труда.

5.  Снижение уровня коммерческих и управленческих расходов на предприятии.

6.  Увеличение уровня операционного рычага.

Далее предлагаются к рассмотрению некоторые мероприятия по оптимизации  расходов и выявлению резервов увеличения прибыли на предприятии ОАО ВБД  Напитки.

В связи с расширением  маркетинговой деятельности предприятия  руководству было бы разумно предложить проект по созданию собственной маркетинговой  службы в противоположность аутсорсингу, т.е. переход от закупок ряда маркетинговых  услуг на стороне к их производству собственными силами, поскольку в  связи с закупкой проводимых исследований рынков сбыта на стороне расходы  по ее обслуживанию, растут значительными  темпами, учитывая их трудоемкость и  высокую стоимость.

Проект: «Создание собственной  маркетинговой службы на предприятии  и оптимизация расходов по продвижению  продукции на рынке»

Как показал анализ финансово-хозяйственной  деятельности ОАО ВБД Напитки, в 2008 году около 25% от величины коммерческих расходов приходится на финансирование маркетинговых исследований и мероприятий  по продвижению продукции на рынке. Этот факт свидетельствует об активном участии данного предприятия  в конкурентной борьбе, что повышает его шансы на увеличение объемов  продаж и получение за счет этого  дополнительной прибыли. Однако, как  было выделено, рост этих расходов идет темпами значительно выше, чем  прирост выручки. И нет сомнения в том, что расходы на финансирование маркетинговой деятельности со временем будут только расти, поскольку результаты проводимых исследований остаются актуальными  в течении непродолжительного периода времени, после чего информацию о ситуации на рынке необходимо обновлять, проводя новые исследования.

Какие преимущества дает создание собственной маркетинговой службы: в первую очередь это возможность  полного контроля со стороны руководителя, который имеет возможность спланировать деятельность определенного отдела, и это будет полностью соответствовать  его представлению о том, как  должна строиться и вестись работа, отчетность также будет максимально  удобной и подробной. Кадры будут  подбираться собственной службой, будут соответствовать требованиям  руководителя и следовать корпоративной  культуре организации. Не менее важно  и то, что вся приобретаемая  в процессе маркетинговой активности информация останется внутри компании в полном объеме, сохраняя свою конфиденциальность.

Недостатком же будет являться то, что руководству придется уделять  часть своего времени на координацию  работы отдела маркетинга, затрачивать  усилия на разработку и реализацию маркетинговой программы.

Для осуществления данного  проекта необходимо произвести расходы, прежде всего связанные с существенными  инвестициями. Действительно, создание собственной маркетинговой структуры  требует значительных инвестиций: необходимо набрать штат квалифицированных  специалистов, обеспечить их рабочими местами, офисной техникой, зарплатой, плюс расходы на обучение новых сотрудников. [16, c. 35]

Приступая к реализации проекта, прежде всего необходимо определить издержки по реализации маркетинговой программы внутренними ресурсами, назначить ответственных за сроки и качество реализации проекта.

Положение о создании Отдела Маркетинга на предприятии ОАО ВБД  Напитки.

 

 

 

Цели и функции Отдела Маркетинга

Совместно с другими подразделениями  предприятия и руководством предприятия  Отдел Маркетинга помогает выработать стратегию рыночной деятельности предприятия

Целью отдела маркетинга является выработка рекомендаций и координация  деятельности по формированию и проведению закупочной, сбытовой и сервисной  политики предприятий.

В функции Отдела маркетинга входит анализ внутренней и внешней среды предприятий, анализ конкурентов, сегментирование рынка и позиционирование товара, ценообразование, формирование ассортимента и формулирование требований к качеству продукции и обслуживанию клиентов, продвижение продукции, формирование и поддержание имиджа предприятия и торговых марок.

Определение структуры и  состава работников Отдела Маркетинга.

Численность отдела маркетинга - 7 сотрудников.

Внутри отдела маркетинга выделяются следующие специализации:

(Примерные данные об  уровнях заработной платы представлены  по материалам сайта HeadHunter.ru из  вакансий реальных предприятий  сравнимого масштаба.)

- Начальник отдела маркетинга (120 000 тыс.руб./мес.)

- Менеджер по маркетингу (50 000 тыс.руб./мес.)

- Менеджер по PR и работе  со СМИ (40 000 тыс.руб./мес.)

- Менеджер по рекламе  (35 000 тыс.руб./мес.) - Менеджер по стратегии продаж (60 000 тыс.руб./мес.)

- Специалист по маркетинговым  исследованиям (45 000 тыс.руб./мес.) - Секретарь-делопроизводитель отдела (30 000 тыс.руб./мес.)

Определение расходов по обеспечению  деятельности Отдела Маркетинга.

Аренда офиса площадью 100 кв.м. из расчета 30 000 руб./кв.м. в год и оплата услуг по его охране.

Обустройство рабочих  мест – приобретение необходимой  офисной оргтехники и дополнительные затраты по ее обслуживанию – 250 000 руб.

Расходы, непосредственно  связанные с проведением маркетинговых  исследований, включают в себя расходы  на:

- проведение опросов,  анкетирование;

- функционирование Call-центров;

- прочие необходимые маркетинговые  мероприятия;

и составляют в своей сумме 1 500 000 руб. в среднем за год.

Прочие расходы складываются из следующих статей:

- Расходы по формированию  и обеспечению социального пакета  сотрудникам фирмы (расходы на  добровольное медицинское страхование);

- Расходы на обучение  новых сотрудников;

- Командировочные расходы;

- Расходы на оплату  мобильной связи сотрудникам  отдела;

- Расходы на оплату  коммунальных услуг, оплату услуг  телефонии и Интернет в связи  с арендой офисного помещения;

- Прочие расходы, связанные  с организацией и функционированием  службы маркетинга (питание и  проч.).

Итого прочих расходов в  размере 20% от величины дополнительных расходов по реализации данного проекта.

 Расчет предполагаемого  экономического эффекта проекта  по созданию маркетинговой службы  на предприятии ОАО ВБД Напитки. (тыс. руб.)

 

№ п/п

Изменение доходов и затрат

(-) сокращение,

(+) рост

1.

Изменение выручки от реализации

Нет

2.

Изменение затрат

 
 

Снижение коммерческих расходов на величину затрат на маркетинговые  исследования (отказ от их приобретения на стороне)

124 544 000 руб. в 2008 году

Рост управленческих расходов

- Рост расходов на оплату  труда сотрудникам Отдела

4 560 000 руб./год

- Рост расходов по обеспечению  деятельности Отдела

4 750 000 руб./год

- Увеличение прочих расходов  в составе управленческих

0,2*(4 560 000 +4 750 000) = 1 862 000 руб./год

3.

Изменение налогов

 
 

Рост ЕСН

0,26*4 560 000 = 1 185 600 руб./год

Рост налога на прибыль

0,20*(124 544 000 - 4 560 000 -

- 1 185 600 - 4 750 000 - 1 862 000) =

22 437 280 руб.

4.

Дополнительная прибыль

89 749 120 руб.

Информация о работе Расходы предприятия