Формирование доходов и расходов предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:03, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, поэтому цель курсовой работы - исследовать доходы и расходы в деятельности предприятия (организации, фирмы), их фактическое состояние и пути оптимизации. Исходя из поставленной цели можно сформулировать следующие задачи исследования:

изучить теоретические понятия, касающиеся формирования доходов и расходов предприятия, их классификации и способы регулирования;

проанализировать процесс формирования выручки предприятия;

определить классификацию денежных затрат предприятия и рассмотреть способы управления затратами организации.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 34.81 Кб (Скачать)

Введение

 

В России происходят глубокие экономические  перемены, обусловленные возвращением страны в русло общих процессов  мирового развития. Идет коренная ломка  прежнего механизма управления экономикой, его замена рыночными методами хозяйствования. Постепенно создаются реальные условия, при которых экономика перестает  быть заложницей политики, а идеологические догмы - руководством к действию. Рыночная экономика ориентирует фирмы на удовлетворение спроса и потребностей рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства только тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме необходимую для развития прибыль. Рынок характерен постоянным стремлением к повышению эффективности производства, предполагает свободу принятия решений теми, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы и ее подразделений; требует постоянных корректировок целей и плановых программ фирмы в зависимости от состояния рынка. Для этого нужна особая система управления, характерная для рыночных условий, учитывающая приоритеты, специфику и менталитет России.

Современная теория и практика менеджмента приобретает для  России особое значение с двух точек  зрения. Во-первых, переход российской экономики на рыночные отношения  объективно предопределяет необходимость  изучения форм и методов управления на уровне основного хозяйственного звена. Практическое использование  такого опыта на отечественных предприятиях - одна из первоочередных задач и один из главных резервов их хозяйственного благополучия. Далее широкий выход отечественных предприятий на мировые рынки обуславливает необходимость глубокого изучения и знания международной практики менеджмента. И теория, и практика убеждают, что успеха на рынке добиться невозможно без эффективного и целенаправленного управления всеми процессами, связанными с функционированием предприятия в рыночных условиях. Заметим, что современное управление всегда должно носить системный характер.

Условия и принципы функционирования предприятий, результаты деятельности теперь зависят от конкурентоспособности  их продукции на рынке. В приспособлении к требованиям конкретных рынков очень важным является предвидение, оценка уровня качества технико-экономических  параметров продукции, ее цены, сроков поставки.

Актуальность исследования проявляется в том, что непосредственной целью и побудительным мотивом  деятельности предприятий является получение максимальной величины прибыли. Получение прибыли в условиях рыночной экономики возможно только при условии производства нужной для потребителей продукции, пользующейся спросом. Реализуя цель производства - получение максимальной величины прибыли, - предприятие реализует и цель общества - наиболее полного удовлетворения постоянно растущих потребностей общества.

Главная цель предприятия - приращение собственного капитала. Все, что увеличивает  собственный капитал, признается доходами, а все, что его уменьшает, - расходами. Превышение доходов над расходами  образует прибыль, в противном случае образуется убыток.

Актуальность выбранной  темы не вызывает сомнений, поэтому  цель курсовой работы - исследовать доходы и расходы в деятельности предприятия (организации, фирмы), их фактическое состояние и пути оптимизации. Исходя из поставленной цели можно сформулировать следующие задачи исследования:

изучить теоретические понятия, касающиеся формирования доходов и  расходов предприятия, их классификации  и способы регулирования;

проанализировать процесс  формирования выручки предприятия;

определить классификацию  денежных затрат предприятия и рассмотреть  способы управления затратами организации.

Теоретической основой данной работы стали труды отечественных ученых-экономистов И.А. Бланка, Н.В. Колчиной, Н.Н. Селезневой, Е.В. Стояновой и др.

Также при написании работы использовались научные труды по данной теме; учебники и учебные  пособия; монографии; литература экономистов  и маркетологов теоретиков, инструктивно-методический материал, статьи периодической печати.

 

1. Теоретические основы формирования доходов предприятия

1.1 Понятие доходов предприятия, их виды

 

Доходами предприятия  признается увеличение экономических  выгод в результате поступления  активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Не признаются доходами предприятия  поступления от других юридических  и физических лиц: сумм налога на добавленную  стоимость, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иных обязательных аналогичных платежей; по договорам  комиссии, агентским и иным аналогичным  договорам в пользу комитента, принципала и т.п.; в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг; авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг; задатка; в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю; в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику [1, С.102-111].

Доход - это денежная сумма  регулярно и законно поступающая  в непосредственное распоряжение субъекта рыночных отношений. При этом необходимо подчеркнуть следующие моменты: доход, как правило представлен деньгами; регулярностью их получения; критериями законности.

Доходы различают по источнику, способам, регулярности и очередности  получения. Доход может приносить  собственность на факторы производства, они могут быть получены частным  лицом, фирмой, государством в наличной или безналичной форме.

Можно сказать, что доходы совершают в экономике своеобразный кругооборот. Доходы поступают в семью, в обмен на факторы производства (труд, землю, капитал, предпринимательскую деятельность). Обмениваясь на товары и предоставляя семье услуги, они превращаются в доходы тех, кто произвёл эти товары и предложил услуги. Часть средств пойдёт на финансирование экономической деятельности, что обеспечит семью доходами в будущем. Свою долю доходов получит и государство. Оно поддержит экономически слабых и неимущих, создаст лучшие условия для функционирования экономики в целом. Это позволит семьям не только увеличить свои доходы, но и более щедро обеспечивать поступления средств в бюджет, создавая благоприятные условия для выполнения государством его функций, в том числе экономических.

Существует два вида распределения  доходов: функциональное и вертикальное. Функциональное распределение доходов  - обусловлено собственностью на факторы производства. А вертикальное - порождается вмешательством государства в сферу распределения и перераспределения доходов. В результате чего и складывается имущественная иерархия доходов.

В соответствии с ПБУ 9/99 "Доходы организации" в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на: доходы от обычных видов деятельности; операционные доходы; внереализационные доходы, чрезвычайные доходы.

Доходами от обычных видов  деятельности является выручка от продажи  продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее - выручка). На предприятиях, предметом деятельности которых является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью (лицензионные платежи (включая роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности). На предприятиях, предмет деятельности которых - участие в уставных капиталах других организаций, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью [3, С.226-232].

Доходы, получаемые организацией от предоставления за плату во временное  пользование (временное владение и пользование) своих активов, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, и от участия в уставных капиталах других организаций, когда это не является предметом деятельности организации, относятся к операционным доходам.

Операционными доходами являются:

поступления, связанные с  предоставлением за плату во временное  пользование (временное владение и  пользование) активов организации

поступления, связанные с  предоставлением за плату прав, возникающих  из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности

поступления, связанные с  участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и  иные доходы по ценным бумагам)

прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной  валюты), продукции, товаров;

проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств  организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации  в этом банке.

Внереализационными доходами являются:

штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

поступления в возмещение причиненных организации убытков;

прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек  срок исковой давности;

курсовые разницы;

сумма дооценки активов;

прочие внереализационные  доходы.

Чрезвычайными доходами считаются  поступления, возникающие как последствий  чрезвычайных обстоятельств хозяйственной  деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): страховое  возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных  к восстановлению и дальнейшему  использованию активов, и т.д. [3, С.226-232].

1.2 Понятие выручки  от реализации  продукции и ее  планирование

 

Выручка - основной источник формирования собственных финансовых ресурсов предприятия. Она формируется  в результате деятельности предприятия  по трем основным направлениям: основному; инвестиционному; финансовому.

Выручка от основной деятельности выступает в виде выручки от реализации продукции (выполненных работ, оказанных  услуг).

Выручка от инвестиционной деятельности выражается в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг.

Выручка от финансовой деятельности включает в себя результат от размещения среди инвесторов облигаций и  акций предприятия.

Законодательно закреплены два метода отражения выручки  от реализации продукции: по отгрузке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и предъявлению контрагенту расчетных  документов - метод начислений; по мере оплаты - кассовый метод. Между этими  методами имеется существенная разница. Моментом реализации в первом случае и, следовательно, образованием выручки  считается дата отгрузки, т.е. поступление  денежных средств предприятию за отгруженную продукцию не является фактором определения выручки.

В процессе финансово-хозяйственной  деятельности финансовые службы предприятия  могут осуществлять планирование выручки  от реализации продукции на предстоящий  год, квартал и оперативно. Годовое  планирование выручки эффективно при  стабильной экономической ситуации. В условиях нестабильности, когда соотношение спроса и предложения подвержено трудно прогнозируемым изменениям и законодательно установленные правила поведения юридических лиц в налоговой, кредитной и финансовой сферах постоянно меняются, годовое планирование затруднено и не является объективным ориентиром для предприятия. Поэтому для определения прибыли, возможно, и необходимо квартальное планирование. Оперативное планирование выручки используется для контроля за своевременностью поступления денег за отгруженную продукцию на денежные счета предприятия. Общая сумма выручки от основной деятельности включает в себя выручку от реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг промышленного и непромышленного характера. Для определения выручки от реализации продукции необходимо знать объем реализации продукции в действующих ценах без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок и экспортных тарифов для экспортируемой продукции.

Выручка от выполненных работ  и оказанных услуг определяется исходя из объема выполненных работ  и соответствующих расценок и  тарифов. Существуют два метода определения  плановой выручки: прямого счета  и расчетный. Метод прямого счета основан на гарантированном спросе. Предполагается, что весь объем произведенной продукции приходится на предварительно оформленный пакет заказов.

Это наиболее достоверный  метод планирования выручки, когда  план выпуска и объем реализации продукции заранее увязаны с  потребительским спросом, известны необходимый ассортимент и структура  выпуска, установлены соответствующие  цены.

Тогда выручку от реализации можно определить по следующей формуле:

 

В = Р Ч Ц (1)

 

Где В - выручка от реализации продукции,

Р - объем сопоставимой реализованной продукции,

Ц - цена единицы реализованной продукции.

Как правило, в условиях рыночных отношений большинство предприятий  не имеет гарантированного спроса на весь объем произведенной продукции. Для оптимизации затрат и роста  финансовых результатов предприятие  должно прилагать усилия для увеличения выпуска продукции, расширения его  ассортимента, производства принципиально  новых по потребительским качествам  товаров. Следовательно, объемы заказов  на производимую продукцию подвержены колебаниям, предприятия вынуждены  проводить ежедневную работу по расширению рынка для своей продукции. В  этих условиях для планирования выручки  применяется расчетный метод, основой  которого является объем реализуемой  продукции, корректируемый на входные  и выходные остатки. Планирование выручки  от реализации продукции осуществляется по аналогии с планированием затрат на производство и реализацию продукции:

Информация о работе Формирование доходов и расходов предприятия