Формирование доходов и расходов предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:03, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, поэтому цель курсовой работы - исследовать доходы и расходы в деятельности предприятия (организации, фирмы), их фактическое состояние и пути оптимизации. Исходя из поставленной цели можно сформулировать следующие задачи исследования:

изучить теоретические понятия, касающиеся формирования доходов и расходов предприятия, их классификации и способы регулирования;

проанализировать процесс формирования выручки предприятия;

определить классификацию денежных затрат предприятия и рассмотреть способы управления затратами организации.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 34.81 Кб (Скачать)

 

В = ОН + Т - ОК, (2)

 

Где ОН - нереализованные остатки готовой продукции на начало планируемого периода,

Т - товарная продукция, предназначенная  к выпуску в планируемом периоде,

ОК - остатки нереализованной готовой продукции на конец периода.

При планировании остатков готовой  продукции на начало планируемого периода  предприятие не имеет исчерпывающих  данных о фактической величине остатков, поэтому в расчет принимаются  ожидаемые остатки нереализованной  продукции. Их стоимость в ценах  реализации определяется с помощью  коэффициента пересчета, который равен  частному от деления объема продукции  в ценах отчетного периода  на производственную себестоимость  продукции этого периода. Ожидаемые остатки на начало планируемого периода при кассовом методе учета выручки состоят: из готовой продукции на складе, товаров отгруженных, документы по которым не переданы в банк; товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил; товаров отгруженных, но не оплаченных в срок; товаров на ответственном хранении у покупателей в виду отказа от акцепта.

При планировании остатков нереализованной  готовой продукции на складе исходят, прежде всего, из их фактического наличия, а в случае отсутствия текущих  данных - из данных на последнюю отчетную дату, и ожидаемого выпуска товарной продукции с учетом ее реализации в соответствии с имеющимися заказами на начало планируемого периода. Планирование остатков товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, производится на основе анализа структуры, графиков, способов платежа по заключенным  договорам, а также сложившихся  сроков документооборота для внутригородских  и иногородних расчетов, а также  расчетов в валюте при ведении  внешнеэкономической деятельности.

Планирование остатков товаров  отгруженных, но не оплаченных в срок, и товаров, находящихся на ответственном  хранении у покупателя на начало планируемого периода, опирается на оперативные  данные о причинах неплатежей и принимаемых  мерах по их сокращению. На конец  планируемого периода остатки нереализованной  продукции состоят из остатков готовой  продукции на складе и товаров  отгруженных, срок оплаты которых не наступил. Остатки готовой продукции  на складе на конец планируемого периода  определяются исходя из необходимости  их накопления для выполнения договорных обязательств, срок действия которых находится за пределами планируемого периода, условий реализации и других причин. При планировании выручки по отгрузке нереализованной считается только готовая продукция на складе на начало и конец планируемого периода. На величину выручки от реализации продукции, работ, услуг влияют следующие факторы, непосредственно зависящие от деятельности предприятия. В сфере производства: объем производства, его структура, ассортимент выпускаемой продукции, качество и конкурентоспособность продукции, ритмичность производства; в сфере обращения: уровень применяемых цен, ритмичность отгрузки, своевременное оформление платежных документов, соблюдение договорных условий, применяемые формы расчетов.

К числу факторов, не зависящих  от деятельности предприятия, можно  отнести нарушения договорных условий  поставки предприятию материально-технических  ресурсов, перебои в работе транспорта, несвоевременную оплату продукции  вследствие неплатежеспособности покупателя. В рыночной экономике ведущее  место занимает величина отпускных  цен. Если в цену продукции не заложен  определенный уровень рентабельности, то на каждой последующей стадии кругооборота капитала предприятие будет обладать все меньшими денежными средствами, что в конечном итоге отразится  и на объемах производства, и на финансовом состоянии предприятия.

После проведения в России рыночных реформ предприятия применяют  свободные цены, величина которых  определяется спросом и предложением. Соответственно возросло значение маркетинговых  и рекламных служб предприятия. Вместе с тем для узкого круга  товаров, производимых так называемыми  естественными монополиями, используется государственное регулирование  цен. Регулируемые цены на продукцию  базовых отраслей (энергоносители, транспорт) призваны оказывать сдерживающее влияние на рост издержек остальных отраслей и дают возможность управления инфляционными процессами на макроуровне.

Свободные (рыночные) цены устанавливаются  в зависимости от спроса на продукцию  на рынке непосредственно самим  предприятием. Они могут меняться на одну и ту же продукцию в зависимости  от объема продаж или от условий  оплаты. Как правило, отпускная цена снижается при реализации большей  партии продукции. Более низкие цены позволяют предприятию заинтересовать "выгодного" потребителя в своей  продукции и за счет большего объема выручки решать свои производственные и финансовые задачи. Существенное значение имеют и условия продаж. Чем скорее наступает оплата в  соответствии с заключенными договорами, тем быстрее предприятие способно вовлечь средства в хозяйственный  оборот и получить дополнительные преимущества, а также снизить вероятность  неплатежей. Поэтому реализация по сниженным ценам при условии  предоплаты или оплаты по факту отгрузки для предприятия часто выглядит предпочтительнее, чем, отгрузка продукции  по более высоким ценам, но на условиях ее оплаты по мере реализации.

В условиях стабильного развития экономики, когда можно с достаточной  достоверностью предсказать поведение  экономических субъектов в планируемом  периоде, применяются аналитические  методы прогнозирования оптимальной  выручки. В качестве примера рассмотрим два графика представленные в  приложении А, где показана зависимость между применяемыми ценами, выручкой и потребительским спросом. Прямая D характеризует изменение спроса на произведенную продукцию в зависимости от уровня цен. Видно, что зависимость обратно пропорциональная, т.е. чем выше уровень цен, тем ниже спрос и, наоборот. Если установлена цена Р0, то графически весь объем планируемой выручки заключен в четырехугольник ВОМК на рисунке 1а) и В1О1М1К1 на рисунке 1б). Что произойдет, если мы увеличим цены на выпускаемую продукцию? Тогда рост цен приведет к увеличению выручки на величину, эквивалентную четырехугольникам ABDC и A1B1D1C1, но одновременно уменьшит ее на величину, соответствующую четырехугольникам KMLD и К1М1Ь1Д1.

Задачей аналитического прогноза является оценка изменения объема выручки  в зависимости от других факторов, в нашем случае - от цены при данном спросе. На графиках видно, что в  первом случае при увеличении цены предприятие ощутимо потеряет в  выручке, а во втором, наоборот, приобретет. Для оценки возможных последствий в области планируемых ценовых решений используют показатель эластичности спроса. Эластичность измеряет взаимодействие между экономическими показателями. Предположим, что изменение цены в обоих случаях происходило на одинаковую величину. На графиках видно, что процентное изменение цен разное, во втором случае большее, чем в первом. Аналогичный вывод можно сделать относительно изменений объема выручки. Спрос считается эластичным, если его эластичность больше единицы, и наоборот. Если спрос на выпускаемую продукцию эластичен, то повышение цены на единицу приведет к снижению суммарного объема выручки, если спрос неэластичен, то имеется возможность увеличения цен на выпускаемую продукцию для достижения максимальной выручки. Эластичность спроса определяется по формуле:

 

Э =% изм. В/% изм. Ц (3)

 

Где Э - эластичность спроса.

Мы рассмотрели одну из возможностей расчета оптимальной  выручки в зависимости от цены. Но существуют и другие экономические  показатели, влияющие на спрос. При  аналитическом прогнозировании  рассчитывают эластичность спроса по доходам потребителей и по перекрестным ценам. Расчет эластичности по доходам  потребителей базируется на возможности  приобретения предлагаемой продукции  населением. При определении эластичности по перекрестным ценам анализируют  влияние на спрос изменения цен на замещающие и дополняющие товары. Если на рынке предлагаются замещающие или альтернативные товары, то исходят из того, что спрос смещается к более дешевому товару. Дополняющими товарами считаются товары с взаимозависимым спросом, например, чай и сахар - если чай дорожает, то соответственно падает спрос на сахар.

При аналитическом прогнозировании  оптимальной выручки определяющее значение имеет правильное построение кривой спроса, что достигается наблюдениями и маркетинговыми исследованиями и  расчетами на их основе эластичности различными эконометрическими методами.

1.3 Регулирование доходов

 

Величина дохода зависит  от цены на продукцию (услугу), установленной  предприятием. Сама цена зависит от рыночной системы (контурентная, монополия и т.д.), вида продажи (опт, розница), вида продукции (сезонные колебания цены), региона и прочих факторов.

Уровень прибыльности (рентабельности) определяется отношением прибыли к  себестоимости. Сумма себестоимости  и прибыли составляет оптовую  цену предприятия. Выпуск продукции  в оптовых ценах называется объемом  реализации продукции (работ, услуг). НДС  обычно составляет 20% от оптовой цены. Акцизы - это дополнительный налог  на “предметы роскоши", что и  по каким ставкам облагается налогом устанавливается законодательством страны. Оптовая цена, увеличенная на величину НДС и акцизов составляет отпускную цену предприятия. Выпуск продукции в отпускных ценах называется выручкой предприятия. Торговля добавляет к отпускной цене торговую наценку. Получается розничная цена, по которой товар продается покупателю. Реализация товара в розничных ценах называется товарооборотом торговой организации (см. Приложение Б).

Обычно рассматривают  две цены: продажную, обеспечивающую изготовителю нормальные условия производства, и минимальную, компенсирующую предприятию  затраты при минимуме прибыли. Виды цен:

1. По сфере использования:  внутренние; внешнеторговые (мировые).

2. В зависимости от порядка  ценообразования:

свободные (рыночные): справочные (по каталогу), базовые (в зависимости  от сорта, качества), контрактные (базовые  с учетом скидок или надбавок), скользящие (устанавливают при заключении долгосрочных контрактов), специфические (устанавливают, если есть особые условия в контракте);

регулируемые государством, за счет: налогов, льгот, пошлин, акцизов; государственных закупок; ограничения  на воз или вывоз продукции; установки  предельного уровня рентабельности предприятия; прямой фиксации цен; установки  “потолка” и “пола" цены.

3. В зависимости от сферы  экономики: оптовые; закупочные; смежные (в строительстве, научной  работе); розничные.

Жесткая фиксация цены и установление границ колебания цены применяется  государством только в отношении  социально значимой продукции. При  применении этих ограничителей может  возникнуть как излишек (что ведет  к сокращению производства), так  и дефицит (который ведет к  образованию черного рынка с  реальными ценами). Можно хорошо потрудиться на рынке, заработать много  денег и лишиться их основной части  не из-за нападения гангстеров, а  в результате необходимости платить  чрезмерные налоги. Не надо проводить  каких-либо фундаментальных исследований, чтобы убедиться, что в России в настоящее время имеет место  налоговый хаос, который ведет  к постоянному повышению цен, к тому, что за недостатки налогового механизма расплачивается население, несут огромные потери предприятия. В мировой науке обоснован  верхний предел налогового изъятия, за которым пропадает предпринимательский  интерес к бизнесу.

При этом развитие экономических  отношений идет по одному из двух возможных  сценариев: либо деловая активность сворачивается, либо наблюдается массовое уклонение от уплаты налогов. Такой  предел получил название кривой Лафера и составляет 30-35% предпринимательского дохода. В свою очередь, явление, при котором с увеличением налоговой ставки начинает падать относительная, а затем и абсолютная сумма собираемых налогов, получило название эффекта Оливера-Танци.

В то же время нельзя сказать, что государство не ищет пути для  выхода из создавшейся ситуации. Путем  введения льгот для предприятий, государство предпринимает попытки  снизить налоговое давление. Льготы для каждого предприятия индивидуальны  и зависят от возможности интерпретации  хозяйственно-финансовой политики, а  также реструктуризации деятельности организации. Наиболее эффективно применение льгот не в чистом виде, а в  сочетании с другими приемами, организационными, финансовыми, бухгалтерскими. Доходы предприятия от различных  видов деятельности и источников поступления сводятся в виде сметы.


Информация о работе Формирование доходов и расходов предприятия