Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 11:44, курсовая работа
На всех этапах развития экономики основным звеном являлось предприятие. Именно на предприятии осуществляется производство продукции, происходит непосредственная связь работника со средствами производства.
Под самостоятельным промышленным предприятием понимается производственная единица, обладающая производственно-техническим единством, организационно-административной и хозяйственной самостоятельностью.
Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.
Введение 3
Характеристика расходов предприятия и их роль в его финансовой деятельности 5
Понятие и сущность расходов предприятия 5
Классификация расходов по различным признакам 8
Анализ расходов на конкретном предприятии Анализ динамики и структуры расходов ОАО «Вимм-Билль-Данн Напитки» за период 2006-2008 гг. 10
Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Вимм-Билль-Данн Напитки» 10
Состав и структура расходов предприятия ОАО ВБД Напитки 13
Анализ расходов по статьям и элементам затрат. Факторы, влияющие на их изменение. 15
Анализ себестоимости производства и реализации продукции в разрезе элементов затрат. 15
Анализ коммерческих расходов предприятия по статьям затрат 17
Анализ управленческих расходов на предприятии по элементам затрат 18
Анализ расходов предприятия, связанных с прочей деятельностью 19
Расчет показателей операционного рычага 20
Мероприятия по снижению расходов ОАО ВБД Напитки и выявление резервов увеличения прибыли 23
Цели и функции Отдела Маркетинга 25
Совместно с другими подразделениями предприятия и руководством предприятия Отдел Маркетинга помогает выработать стратегию рыночной деятельности предприятия 25
Заключение 28
Необходимо отметить существенный рост в 2007-2008 году коммерческих расходов (270,84% и 172,18% соответственно), чтобы определить, с чем это связано, необходимо провести их детальный анализ по элементам.
Также существенно превышает рост выручки рост финансовых расходов, что связано с увеличением объема платного заемного капитала вследствие расширения масштабов бизнеса.
Кроме того, имеет место уменьшение текущего налога на прибыль в 2008 году (-16,12%), что является следствием снижения прибыли организации.
Необходимо отметить также, что все виды расходов в 2008 году увеличиваются темпом, превышающим темп прироста выручки, что является признаком неэффективного управления расходами и ухудшением рыночной ситуации для предприятия.
Для того, чтобы проанализировать структуру расходов на предприятии и отследить ее динамику, необходимо воспользоваться результатами расчетов на основе таблицы 2.3.
Как видно из расчетов, структура совокупных расходов типична для производственного предприятия реального сектора экономики – в расходах предприятия за период 2006-2008гг. максимальный удельный вес занимает себестоимость произведенной продукции.
Доля управленческих расходов невелика, не превышает 3%, стабильность доли управленческих расходов типична для бизнеса, находящегося на фазе зрелости.
Доля коммерческих расходов возрастает за анализируемый период с 5,03% до 26,26% в общей структуре расходов и в 2008 году составляет около 50% от себестоимости произведенной продукции, что не нормально.
Можно предположить, что рост коммерческих расходов связан с необходимостью увеличивать финансирование маркетинговой деятельности в связи с отмеченным ранее усилением конкуренции на рынке, однако более точный вывод можно будет сделать только по результатам анализа данных расходов по включаемым в их состав элементам.
Прочие расходы также имеют тенденцию к увеличению, однако их прирост в целом пропорционален итогу общего прироста, поскольку доля прочих расходов в совокупных расходах предприятия существенных изменений не претерпела.
Чтобы оценить влияние факторов, в той или иной степени повлиявших на изменение величины совокупных расходов предприятия, следует воспользоваться данными таблицы 2.4.
Первое место по роли влияния на изменение общих расходов в 2008 году, как это уже было выделено ранее, занимают расходы на обращение (коммерческие) – 54,59%.
Вторыми по степени влияния идут расходы на производство и реализацию продукции (себестоимость реализации продукции) – 32,40%.
Рост остальных расходов не оказал существенного влияния на изменение общих расходов – под их влиянием совокупные расходы не изменялись более чем на 10%, что и выступает в данном случае критерием существенности в определении степени влияния.
Как видно из расчетов по таблицам 2.2-2.4, основную долю расходов на предприятии ОАО ВБД Напитки составляет себестоимость производства готовой продукции, поэтому, несмотря на ее снижение в результате роста коммерческих расходов (издержек обращения), резервы снижения расходов следует искать именно в возможностях снижения показателя себестоимости продукции.
Вместе с тем все более заметную долю занимают коммерческие расходы, причем их рост настолько значителен, что существенно снижает долю себестоимости производства в расходах по обычным видам деятельности, поэтому на них также следует обратить особое внимание.
Дальнейший анализ предполагает тщательное исследование расходов по обычным видам деятельности, которому посвящен следующий раздел данной работы.
По результатам
Целью данного раздела ставится выявление причин увеличения расходов по данным направлениям посредством проведения анализа указанных расходов в разрезе элементов затрат.
Таблица 2.5 отражает данные о производственных расходах, понесенных ОАО ВБД Напитки за рассматриваемый период в абсолютных показателях, что дает представление о масштабах производственной деятельности.
Материальные затраты
– базовый показатель, в своей
массе формирующий и
Ежегодный рост расходов на оплату труда производственного персонала связан прежде всего с увеличением среднесписочной численности работников, а также повышением тарифных ставок заработной платы, о чем также свидетельствует рост средней заработной платы по предприятию.
В целом динамика прироста себестоимости производственной продукции (15,57% в 2007 и 18,84% в 2008 году соответственно) отвечает производственной политики, выбранной ОАО ВБД Напитки, и обеспечивает из года в год в среднем двукратный рост валовой прибыли (из данных отчетов о прибылях и убытков предприятия за 2006-2008гг) и поддерживает валовую рентабельность на высоком уровне (см. таблицу 2.1), что является нормой для предприятий реального сектора экономики.
Таблица 2.6 позволяет оценить структуру входящих в состав себестоимости затрат в относительном выражении и проследить изменения удельного веса каждого элемента затрат на производство и реализацию продукции.
Анализ структуры
Отчисления на оплату труда, социальные нужды и амортизационные отчисления составляют в своей совокупности за период невысокую долю, не превышающую 10%, что не оказывает серьезного влияния на формирование себестоимости с точки зрения их существенности.
За 2006-2007 год структура расходов по обычным видам деятельности в разрезе затрат не претерпела значительных изменений. В 2008 году возросшие прочие затраты несколько изменили структуру себестоимости, о чем можно судить по росту их удельного веса в общей массе.
В заключение анализа состава
и структуры себестоимости
По результатам расчетов,
приведенным в таблице 2.7, видно,
что общий прирост
В 2008 году в увеличении себестоимости производства товаров сыграл роль также прирост расходов на оплату труда производственных рабочих - 13,46% в общем приросте, что тоже является существенным фактором изменения себестоимости.
Первичный анализ показал, что в 2008 году по сравнению с предыдущими многократно возросла доля коммерческих расходов в суммарных расходах предприятия.
Для того, чтобы ответить
на вопрос, чем вызвано столь существенное
повышение данного показателя, а,
следовательно, и наметить возможные
пути оптимизации посредством
Состав элементов, включаемых в коммерческие расходы, может быть различным и, как правило, определяется организацией самостоятельно исходя из специфики деятельности и условий реализации, определяемых системой договоров.
Согласно учетной политике ОАО ВБД Напитки, в состав коммерческих расходов входят следующие элементы:
- Расходы за пользование товарными знаками;
- Затраты на утилизацию сырья и материалов и ГП;
- Маркетинговые исследования;
- Размещение рекламы на ТВ;
- Оплата труда с начислениями;
- Доставка готовой продукции;
- Аренда складских помещений
для готовой продукции и
- Командировочные расходы (коммерческие);
- Ремонт и обслуживание автотранспорта;
- Обслуживание холодильного оборудования (коммерч.);
- Прочие
По результатам деятельности
ОАО ВБД Напитки за 2006-2008 гг. на
предприятии сложилась
Становится видно, что расходы на маркетинговые исследования, платежи за пользование товарными знаками и размещение рекламы на телевидении составляют немногим менее 25% общего итога по коммерческим расходам за 2008 год, размер этих статей заметно увеличился в абсолютном выражении. В 2006 и 2007 году эти статьи в сумме составляли около 30% от общего итога по коммерческим расходам.
Поскольку проводимая маркетинговая кампания в 2006-2007гг дала такой эффект – прирост объема продаж (выручки) составил в 2007 году 41,12% и в 2008 году 36,79% (известно, что такого рода мероприятия дают эффект, как правило, лишь на следующий год), расходы на маркетинговую деятельность в 2008 году еще более увеличили, рассчитывая на положительную отдачу не меньшего масштаба.
В результате активизации
маркетинговой деятельности предприятию
удалось качественно расширить
ассортимент выпускаемой
Однако эти расходы нарастают гораздо большими темпами, чем выручка, и тогда встает вопрос об их целесообразности и экономической эффективности. Это обстоятельство создает почву для поиска путей их оптимизации в ходе дальнейшего исследования.
Рост расходов на доставку
готовой продукции и аренду складских
помещений для готовой
Рост расходов на оплату труда связывается также с увеличением ставок заработной платы, выплат премиальных и вознаграждений сотрудникам коммерческой службы предприятия.
Также следует учитывать, что в 2007 году предприятие открыло несколько новых филиалов, что повлияло не только на значительный рост объемов реализации, но и на рост связанных с ней расходов.
Поскольку управленческие расходы занимают сравнительно небольшой вес в совокупных расходов исследуемой организации, в них вряд ли могут быть сокрыты значительные резервы по снижению общей суммы расходов, однако все же следует провести анализ с целью возможного выявления таковых, так как даже небольшое снижение может вызвать значительный прирост прибыли.
В структуре управленческих
расходов большую долю закономерно
занимают расходы на оплату труда
административно-
Рост доходов является основным фактором повышения заинтересованности и мотивации, а, следовательно, и качества труда управленцев, и поэтому крайне важен для оказания производственно-стимулирующего эффекта.
Рост расходов на обучение персонала связан с приобретением нового высокотехнологичного оборудования и освоением новой технологии производства, а также с запланированными расходами на повышение квалификации производственного персонала.
Расходы на текущий ремонт связаны с высокой степенью износа имеющихся офисных зданий и помещений.
Также на рост расходов оказало влияние расширение масштабов бизнеса (открытие новых филиалов предприятия).
В завершении анализа расходов аналитика элементов, входящих в соответствии с учетной политикой ОАО ВБД Напитки в состав прочих расходов, позволяет оценить влияние отдельных статей на формирование расходов предприятия, связанных с прочей деятельностью, а также рассмотреть пути их использования и распределения.
Наибольшую долю занимают убытки, связанные с финансовыми операциями ОАО ВБД Напитки, полученные вследствие образования отрицательных курсовых разниц.
Доля резервов по сомнительной
дебиторской задолженности
Возросший налог на имущество
связан с увеличением находящегося
в собственности и
Также в увеличении прочих расходов сыграли выявленные убытки прошлых периодов.
Увеличивающиеся убытки от списания брака свидетельствуют о существенной доли брака в процессе производства продукции, неэффективности расходования сырья в процессе переработки.
В процессе анализа расходов, необходимо оценить еще один аспект их влияния на деятельность предприятия, а именно влияние на операционный риск.
Уровень операционного риска определяется структурой расходов в разрезе переменной и постоянной составляющих, которая в свою очередь зависит от структуры активов организации.
Операционный рычаг (операционный леверидж) показывает, во сколько раз темпы изменения прибыли от продаж превышают темпы изменения выручки от продаж. Зная значение операционного рычага, можно прогнозировать изменение прибыли при изменении выручки.