Проблемы формирования финансовой отчетности в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 12:22, лекция

Краткое описание

Комитет по международным стандартам финансовой отчётности был основан в 1973 г. в результате соглашения профессиональных организаций 10 стран: Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Великобритании, Ирландии и США. В 1983-2000 г. членами КМСФО являлись все члены Международной Федерации бухгалтеров (International Federation of Accountants (IFAC)). В 2001 г. структура Комитета была реформирована, и теперь он называется Правление КМСФО (в дальнейшем также именуемое как КМСФО).

Файлы: 1 файл

ФО.docx

— 45.94 Кб (Скачать)

МСФО

§ 1. Структура  Комитета

Комитет по международным стандартам финансовой отчётности был основан в 1973 г. в  результате соглашения профессиональных организаций 10 стран: Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Великобритании, Ирландии и США. В 1983-2000 г. членами КМСФО являлись все члены Международной Федерации бухгалтеров (International Federation of Accountants (IFAC)). В 2001 г. структура Комитета была реформирована, и теперь он называется Правление КМСФО (в дальнейшем также именуемое как КМСФО).    

Работа  КМСФО финансируется за счёт взносов  профессиональных объединений бухгалтеров, различных компаний, финансовых организаций, а также за счёт прибыли от публикаций стандартов. В 2002 г. бюджет КМСФО составил около 15 млн. долларов.

В настоящее  время структура Комитета выглядит следующим образом:

      1. Попечительский совет «Комитет по международным стандартам финансовой отчетности» (International Accounting Standards Committee Foundation);

      2. ПравлениеКМСФО(International Financial Standards Board);

      3. Консультативный Совет по стандартам (Standards Advisory Council);

      4. Комитет поинтерпретациямМСФО(International Financial Reporting Interpretations Committee). 

Попечительский  совет «Комитет по международным  стандартам финансовой отчетности».

Учредителями  Попечительского совета являются 19 доверенных лиц (Trustees), имеющих богатый опыт работы в различных сферах деятельности и обладающих необходимыми знаниями для разработки высококачественных стандартов финансовой отчетности для их использования на международных рынках капитала.

Основные  цели совета это:

      1. формулировать и публиковать, исходя из общественных интересов, высококачественные, понятные и осуществимые глобальные стандарты финансовой отчётности, предусматривающие представление высококачественной, прозрачной и сравнимой информации в финансовой отчетности для  того, чтобы пользователи финансовой отчетности могли принимать экономические решения;

      2. проводить работу по более широкому использованию и точному применению стандартов;

      3. способствовать сближению МСФО и национальных стандартов финансовой отчетности.

Следует отметить, что Попечительский совет  не занимается вопросами разработки международных стандартов, это является исключительной прерогативой Правления  КМСФО.

В настоящее  время Председателем Попечительского  совета является Пол Волкер, в прошлом Председатель Федеральной резервной системы США (1979-1987 гг.). В состав Доверенных лиц входят представители следующих регионов: 6 представителей из Северной Америки, 6 – из Европы, 4 – из Тихоокеанского региона и 3 – из других регионов.

Правление КМСФО – это основной орган, занимающийся разработкой международных стандартов финансовой отчётности (в некоторых  источниках International Accounting Standards Board переводится как Совет по международным стандартам финансовой отчетности). Правление состоит из 14 представителей, 12 из которых работают на основе полной занятости, 2 – на основе неполной занятости. Представители Правления должны обладать отвечать жестким критериям, таким как высокий уровень знаний и практического опыта в сфере бухгалтерского учета, приверженность целям КМСФО и общественным целям, знание общеэкономической конъюнктуры и т.п. Минимум 5 членов должны обладать профессиональным опытом в сфере аудита, минимум 3 – опытом подготовки финансовой отчетности, минимум 3 должны являться опытными пользователями финансовой отчетности и минимум один член должен иметь академический опыт. Члены Правления избираются на 5 лет.

Правление выполняет следующие основные функции:

      • Разработка международных стандартов финансовой отчетности, Проектов МСФО, утверждение Интерпретаций, разработанных Комитетом по интерпретациям МСФО;

      • Публикация всех Проектов МСФО, Проектов изложения принципов и прочих документов для публичного осуждения;

      • Решение всех технических вопросов, включая их совместное обсуждение с национальными организациями по разработке стандартов;

      • Разработке процедур по анализу комментариев по вопросам, вынесенным на публичное обсуждение;  

      • Создание групп специалистов для технических консультаций по крупным проектам;

      • Совместная работа с Консультативным Советом по стандартам по основным проектам.

§ 2. Процесс  разработки МСФО

Для того чтобы обеспечить самое высокое  качество стандартов, а, следовательно, их широкое применение в мире, Комитет  выработал многоступенчатую процедуру  их разработки и принятия. Разработка международных стандартов осуществляется в несколько этапов.

      1. Создание Подготовительного комитета (AdvisoryCommittee) из широкого круга специалистов различных сфер для осуждения вопросов, внесенных в повестку Правления. Правление также проводит консультации с Консультативным Советом по стандартам.

      2. Разработка и публикация документа для публичного обсуждения (срок для обсуждения – 90 дней).

      3. Подготовка рабочего проекта положений стандарта с учетом комментариев, полученных от всех заинтересованных сторон на втором этапе. На основе этого анализа Правление готовит Проект международного стандарта финансовой отчётности (Exposure Draft), а также предлагаются альтернативные решения и аргументы в пользу их принятия или отклонения. В течение 90 дней все заинтересованные стороны вправе вносить свои замечания и предложения в рабочий проект. В определённых случаях ещё до Проекта изложения принципов Правление может предложить вопрос на обсуждение.

      4. Выпуск окончательного международного стандарта финансовой отчетности, который готовится в результате обсуждения Проекта МСФО. 

Интерпретация МСФО, Проект стандарта и непосредственно  сам стандарт должен быть утвержден  как минимум 8 членами Правления  из 14. Для прочих решений достаточно простого большинства голосов членов Правления, при этом требуется присутствие 7 членов на заседании.   

Заседания Правления, Консультативного совета и  Комитета по консультациям являются открытыми, хотя некоторые процедурные  вопросы (в основном касающиеся персонала) могут решаться в закрытом режиме. Повестка заседаний также публикуется  заранее.

Помимо  стандарта Правление публикует  Основу для выводов (Basisfor Conslusions), где объясняется, каким образом Правление пришло к тем или иным выводам для того, чтобы помочь пользователям использовать стандарты. Правление также публикует альтернативные мнения, в которых высказываются мнения оппонентов предложенного правила учета.  

 Общие  принципы международных стандартов

§ 3. Цели финансовой отчётности

Международные стандарты носят рекомендательный характер и страны могут самостоятельно принимать решения об их использовании. Но поскольку МСФО это, по сути, обобщённая практика учёта наиболее развитых учётных  систем в мире (американской и европейской), то совершенно очевидно, что их слепое копирование зачастую может негативно  сказаться на национальной практике бухучёта. Поэтому принципиальной основой  перехода на международные стандарты, прежде всего, должно быть признание  общих Принципов подготовки и  составления финансовой отчётности (Framework for the Preparation and Presentation of Financial Statements). Принципы подготовки и составления финансовой отчётности сформулированы в виде отдельного документа. Данный документ не является стандартом и не содержит обязательных требований и рекомендаций. Если какие-нибудь положения стандартов противоречат Принципам, то применяются положения стандарта. В то же время, по мнению КМСФО, при разработке будущих и пересмотре существующих стандартов число расхождений будет последовательно уменьшаться.

В соответствии с Принципами «цель финансовой отчётности состоит в предоставлении информации о финансовом положении, результатах  деятельности и изменениях в финансовом положении компании. Эта информация нужна широкому кругу пользователей при принятии экономических решений». К пользователям финансовой отчётности Принципы относят инвесторов, работников, займодавцев, поставщиков и других торговых кредиторов, покупателей, правительства и их органы, общественность.

Помимо  целей, концептуальные основы определяют общие принципы составления финансовой отчётности, правила признания и  оценки отдельных элементов финансовой отчётности. Общие принципы международных  стандартов были приняты Правлением в апреле 1989 г. и их можно разделить  на 2 группы: основополагающие допущения  и качественные характеристики информации. 

§ 4. Основополагающие допущения международных стандартов

Международные стандарты основаны на 2 основных допущениях:

      • Метод начисления (accrual basis) означает, что хозяйственные операции отражаются в момент их совершения, а не по мере получения или выплаты денежных средств и их эквивалентов. Таким образом, операции будут учитываться в том отчётном периоде, в котором они возникли. Данный принцип даёт возможность получить объективную информацию о будущих обязательствах и будущих поступлениях денежных средств, т.е. позволяет прогнозировать будущие результаты предприятия. Возможное неполучение части объявленных к получению денежных средств может корректироваться своевременным начислением резерва на сомнительные долги за счёт уменьшения финансовых результатов отчётного периода.

      • Непрерывность деятельности (going concern) предполагает, что предприятие продолжит свою деятельность в обозримом будущем. А поскольку у предприятия нет намерения ликвидироваться или существенно сокращать масштабы деятельности, то его активы будут отражаться по первоначальной стоимости без учёта ликвидационных расходов. В противном случае финансовая отчетность должна составляться на другой основе, и эта основа должна быть раскрыта.

§ 5. Качественные характеристики информации

Для того чтобы информация могла использоваться на международном уровне, она должна отвечать следующим качественным характеристикам:

      • Понятность (understandability) информации означает, что она доступна для понимания пользователям, обладающим достаточными знаниями в области бухгалтерского учёта. Следует отметить, что информация о сложных вопросах, требующая раскрытия в финансовой отчетности не должна исключаться только из-за того, что она может не отвечать требованию понятности для некоторых пользователей;     

      • Уместность или значимость (relevance) информации предполагает, что она будет влиять на экономические решения пользователей. Уместность информации определяется ее характером и   существенностью. В одних случаях характера информации достаточно для ее раскрытия, независимо от существенности. В других случаях большое значение имеет существенность, когда пропуск или искажение информации может повлиять на экономические решения пользователей отчетности.

      • Надёжность или достоверность (reliability) информации имеет место в том случае, если она не содержит существенных ошибок и искажений и является беспристрастной. Достоверная информация должна удовлетворять следующим требованиям:

      ◦ Правдивое представление (faithful representation) – информация должна правдиво раскрывать хозяйственные операции в финансовой отчетности;

      ◦ Приоритет содержания над формой (substance over form) – информация должна принимать во внимание, прежде всего, экономическую сущность фактов хозяйственных операций, а не юридическую форму;

      ◦ Нейтральность (neutrality) т.е. ненацеленность информации на интересы определённых групп пользователей;

      ◦ Осмотрительность (prudence) – это очень важное требование, которое заключается в консервативной оценке активов и пассивов. Активы и доходы не должны быть переоценены, а обязательства и пассивы недооценены, т.е. активы отражаются по наименьшей из возможных оценок, а обязательства – по наибольшей. Иными словами, учитываются потенциальные убытки, а не потенциальные прибыли;

      ◦ Полнота (completeness) – в отчётности должны получить отражение все существенные с точки зрения пользователей отчетности факты хозяйственной деятельности за отчётный период.

      • Сопоставимость или сравнимость (comparability) информации должна обеспечивать сопоставимость данных финансовой отчётности, как с предшествующими периодами, так и по отношению к другим компаниям. Это означает, необходимо раскрывать все изменения в учётной политике таким образом, чтобы данное требование выполнялось.

Международные стандарты устанавливают определённые ограничения уместности и надежности информации:

      • Своевременность (timeliness) связана с необходимостью должного соотнесения надёжности и уместности информации. С одной стороны, для соответствия требованию уместности необходимо полностью собрать информацию по всем имевшимся фактам хозяйственной деятельности. С другой стороны, получение полной и надёжной информации может привести к задержке при предоставлении финансовой отчётности и, соответственно, повлиять на уместность информации. Поэтому рекомендуется найти оптимальное сочетание между этими двумя требованиями;

Информация о работе Проблемы формирования финансовой отчетности в РФ