Проблемы формирования финансовой отчетности в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 12:22, лекция

Краткое описание

Комитет по международным стандартам финансовой отчётности был основан в 1973 г. в результате соглашения профессиональных организаций 10 стран: Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Великобритании, Ирландии и США. В 1983-2000 г. членами КМСФО являлись все члены Международной Федерации бухгалтеров (International Federation of Accountants (IFAC)). В 2001 г. структура Комитета была реформирована, и теперь он называется Правление КМСФО (в дальнейшем также именуемое как КМСФО).

Файлы: 1 файл

ФО.docx

— 45.94 Кб (Скачать)

В 2003 г. Правительство РФ утвердило проект законопроекта, согласно которому банки  и компании, чьи акции торгуются  на биржах, перейдут на МСФО с 2004 г., холдинги начнут готовить сводную отчетность в соответствии с МСФО с 2005 г., и  оставшиеся компании перейдут на МСФО с 2007 г. В России много компаний, которые  готовят отчетность по американским стандартам US GAAP(«ЮКОС», «ЛУКОЙЛ», «Татнефть», «Сургутнефтегаз» и т.д.). Для этих компаний будет предусмотрен переходный период от 3 до 5 лет, в течение которого они могут готовить отчетность только в соответствии с US GAAP. Предполагается, что к этому сроку различия между US GAAPи МСФО будут максимально устранены, так что переход не потребует значительных затрат. 

§ 9. Первые итоги перехода России на международные стандарты финансовой отчётности

Программой  реформирования бухучёта в соответствии с МСФО был установлен широкий  комплекс мероприятий по её практической реализации, начиная с разработки нормативной базы и мер по повышению квалификации специалистов по бухучёту и заканчивая организацией международного сотрудничества. В феврале 1998 г. был открыт Международный центр реформы бухгалтерского учёта (МЦРБУ). Это неправительственная некоммерческая организация координирует предоставление международной технической помощи для специальной Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учёта и финансовой отчётности, составленной из представителей Министерства финансов, Центрального Банка, Федеральной Комиссии по ценным бумагам, Госналогслужбы, Госкомстата и других ведомств. МЦРБУ выполняет роль связующего звена между Комитетом по международным стандартам и российскими профессиональными организациями и регулирующими органами. Создание этого центра было отмечено на высшем уровне, когда Американо-российская объединённая комиссия по экономическому и техническому сотрудничеству (Комиссия Гор-Черномырдин) приветствовала создание МЦРБУ, а Американское агентство международного развития и Американская торговая палата выделили грант размером в 1 миллион долларов для финансирования работы МЦРБУ.

Также следует выделить издание первого  официального перевода МСФО на русский  язык и перечень основных терминов международных стандартов. Ранее  МСФО были официально переведены только на немецкий язык. 2 ноября 1998 г. состоялась презентация русского издания международных  стандартов, подготовленного с участием широкого круга экспертов КМСФО  и российских специалистов. Презентация  была проведена в рамках практической конференции «Язык денег», посвящённой  МСФО, и в которой участвовали  представители органов власти на федеральном и региональном уровне, представители профессиональных ассоциаций бухгалтеров и аудиторов, финансовые аналитики, представители деловых  кругов, сотрудники государственных  и отраслевых регулирующих органов, а также международных структур. На конференции также выступали  представители из других стран СНГ.

В апреле 1997 г. был создан Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ) – некоммерческое партнерство, учрежденное высшими учебными, научными и общественными организациями. Активное участие в создании и деятельности ИПБ принимает Минфин РФ. ИПБ России объединяет аттестованных профессиональных бухгалтеров и аудиторов. Они представляют руководителей и ведущих специалистов бухгалтерских служб предприятий и организаций, аудиторских и консалтинговых служб, профессорско-преподавательский состав в области бухучета, экономического анализа и аудита различных учебных заведений, специалистов финансового менеджмента. В ноябре 2001 года ИПБ России стал действительным членом Международной федерации бухгалтеров (IFAC). Основными целями и задачами ИПБ являются:

      • объединение в единую профессиональную организацию и координация деятельности квалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета, аудита, финансового менеджмента, а также юридических лиц, специализирующихся в области распространения информации финансово-экономического профиля, оказания услуг в области бухгалтерского учета, экономического анализа, аудита, финансового менеджмента, и повышения квалификации работников бухгалтерского, финансово-экономического профиля;

      • организация и проведение аттестации специалистов в области бухгалтерского учета, финансового менеджмента в целях повышения их профессионального статуса и значимости на профессиональном рынке труда и услуг;

      • разработка методологии и методики бухгалтерского учета и аудита;

      • создание системы оперативного информирования Членов ИПБ об изменениях и новшествах в области регулирования бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита;

      • совершенствование профессиональной деятельности персонала организаций, связанного с бухгалтерским учетом, финансовым менеджментом, аудитом и т.п., формирование положительного общественного мнения о добросовестно работающих специалистах в области бухгалтерского учета, финансового менеджмента, аудита и т.п.;

      • внедрение в практику новых форм и методов организации бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита, отвечающих требованиям Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

Институтом  профессиональных бухгалтеров с  участием специалистов Минфина были разработаны Положение об аттестации профессионального бухгалтера и  Порядок проведения квалификационных экзаменов на аттестат профессионального  бухгалтера, одобренные Межведомственной комиссией по реформирования бухгалтерского учёта и финансовой отчётности. Аттестация профессиональных бухгалтеров проводится Институтом профессиональных бухгалтеров  с 1996 г., и по состоянию на 2003 г. её прошли свыше 140 тысяч бухгалтеров. Целью указанных документов является подтверждение бухгалтерским сообществом  профессионального уровня своих  представителей, как это принято  в большинстве развитых стран  – в качестве примера можно  привести известные международные  сертификаты Certified Public Accountant (CPA) в США и The Association of Chartered Certified Accountants (ACCA) в Великобритании. Также Институтом разработан Кодекс профессиональной этики профессионального бухгалтера.

В области  повышения квалификации специалистов бухгалтерского учета разработан новый  стандарт высшего образования, приняты  программы обучения и переподготовки, повышения квалификации, изданы новые  учебники и учебные пособия по МСФО, организовано около 400 учебно-методических центров, занимающихся обучением бухгалтерских  кадров только в системе Института  профессиональных бухгалтеров России.

Таким образом, в направлении кадрового  обеспечения реформы достигнуты определённые успехи. В то же время  следует отметить, что наблюдается  значительное отставание в разработке программ обучения и переподготовки бухгалтерских кадров. Как правило, бухгалтеры-практики плохо представляют себе суть происходящих изменений. Это  означает, что существует необходимость  активнее вовлекать широкие круги  бухгалтеров в обсуждение разрабатываемых  документов, а также оказывать  содействие при отстаивании своих  профессиональных интересов.

§ 10. Проблемы реформирования

Переход на международные стандарты финансовой отчётности нельзя рассматривать как  единственную цель реформирования. В  действительности реформа должна быть гораздо глубже и заключаться в построении эффективной надстройки над новым типом хозяйственных отношений в России. В итоге должна быть создана среда, обеспечивающая формирование полезной и объективной информации о финансовом положении и результатах деятельности компаний. Невозможность перехода на МСФО «в один день» обусловлена необходимостью осуществления целого комплекса взаимосвязанных мероприятий. Поэтому естественно, что в процессе реформирования будут возникать многочисленные сложности.

 Можно  выделить ряд сложностей, препятствующих  реформированию.

      • Постоянное обновление МСФО – в последние несколько лет МСФО претерпевают серьёзные концептуальные изменения и по существу представляют нечто вроде «движущейся мишени», попасть в которую – задача, нелёгкая даже для очень опытного стрелка. С одной стороны, необходимо своевременно адаптировать новые термины МСФО в российскую юридическую терминологию. С другой стороны, для того, чтобы избежать морального устаревания отечественных стандартов, в процессе их разработке Минфину необходимо параллельно отслеживать все текущие проекты и разработки КМСФО.

      • Необходимость понижения в отдельных случаях статуса разрабатываемого документа – например, вместо Положения по доверительному управлению Минфин выпустил Указания по отражению в бухучёте операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом и договора простого товарищества, т.е. вместо документа второго уровня был принят документ третьего уровня системы нормативного регулирования бухучёта. То же самое произошло в отношении положения «Прибыль на акцию». Пока еще не приняты поправки в Федеральный закон «О бухгалтерском учете», призванные закрепить значительные изменения, произошедшие в последнее время в российском учете.

      • «Человеческий» фактор – средний уровень знаний бухгалтеров и аудиторов, принимающих участие в подготовке и выражении мнения об отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, остается низким. По сути квалифицированные аудиторские и консалтинговые услуги в этой области могут оказывать лишь компании большой «четверки», работающие в России и несколько самых крупных российских компаний. Руководители компаний зачастую также негативно относятся к МСФО, поскольку это может потребовать значительных затрат.    

      • Недостаточное применение на практике новых стандартов учета. В результате опроса членов Института профессиональных бухгалтеров выяснилось, что ряд принятых ПБУ до сих пор не используются для подготовки отчетности. Как правило, это ПБУ расчетного характера, требующие профессионального суждения со стороны бухгалтера - ПБУ 7/98 «События после отчетной даты», ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности», ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах», ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам».  

      • Ориентация бухучёта на требования налоговых органов остаётся одним из главных препятствий на пути реформирования. Зачастую руководители предприятий опасаются, что в результате внедрения МСФО и перехода на предельно прозрачную финансовую отчётность у них не останется резерва для ухода от налогообложения. Необходимо окончательно развести бухгалтерский учёт и налоговую отчётность. Предприятия должны делать налоговую отчётность исходя из налоговых законов, и исключительно для целей налогообложения, а бухгалтерский учёт вести исключительно в своих интересах. Тогда не возникнет дуализма учёта и появится возможность глубокого всестороннего анализа деятельности собственно предприятия.

      • Отсутствие отраслевых указаний по применению новых правил бухгалтерского учёта – этот сложный момент связан с недостатками самих международных стандартов, к которым относят обобщённый характер МСФО и отсутствие подробных интерпретаций и конкретных примеров приложения стандартов к конкретным ситуациям (например, специфика учета в нефтегазовом секторе). В ПБУ также приводится лишь общее описание методов учёта тех или иных операций, а прежняя практика, когда союзные министерства и ведомства разрабатывали на базе правил Минфина отраслевые указания, отсутствует. Данный пробел должен быть восполнен Институтом профессиональных бухгалтеров и другими объединениями бухгалтеров и аудиторов.

Таким образом, предстоит ещё много  сделать для того, чтобы Россия полностью перешла на международную  практику учёта. Важно, чтобы необходимость  перехода была осознана как на уровне властей, так и среди бизнеса  и бухгалтерского сообщества. В данном контексте можно положительно оценить слова М. Задорнова, что «в сфере структурных реформ переход на МСФО российское Правительство считает для себя приоритетным – не случайно, реформа системы бухгалтерского учёта и развитие зафиксированы в нашем плане внедрения структурных мер и в совместном заявлении с МВФ». 

  Нормативное регулирование  объема и содержания бухгалтерской отчетности 

Представление годовой бухгалтерской отчетности производится в соответствии с требованиями следующих нормативных документов [12, с. 15]:

- Федерального  закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском  учете";

- Положения  по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская  отчетность организации" ПБУ  4/99 (утв. Приказом Минфина России  от 06.07.1999 N 43н), а также остальных  положений по бухгалтерскому  учету;

- Приказа  Минфина России от 22.07.2003 N 67н "О  формах бухгалтерской отчетности  организаций" в редакции (далее  - Приказ N 67н),

- а также  совместного Приказа Госкомстата  России и Минфина России от 14.11.2003 N 475/102н "О кодах показателей  годовой бухгалтерской отчетности  организаций, данные по которым  подлежат обработке в органах  государственной статистики".

В соответствии с вышеуказанными документами годовая  бухгалтерская отчетность организации  должна включать:

- Бухгалтерский  баланс (форма N 1);

- Отчет  о прибылях и убытках (форма  N 2);

- Отчет  об изменениях капитала (форма  N 3);

- Отчет  о движении денежных средств  (форма N 4);

- Приложения  к бухгалтерскому балансу (форма  N 5);

- Пояснительную  записку;

- Аудиторское  заключение.

Особые  правила комплектации годовой бухгалтерской  отчетности установлены для организаций, признаваемых субъектами малого предпринимательства:

1) если  малое предприятие не подлежит  обязательному аудиту, оно имеет  право представлять бухгалтерскую  отчетность в объеме показателей  по группам статей бухгалтерского  баланса и статьям отчета о  прибылях и убытках без дополнительных  расшифровок в этих формах. Остальных  форм такие предприятия могут  не представлять вообще;

2) если  же малое предприятие обязано  проводить аудиторскую проверку, оно имеет право не представлять  в составе бухгалтерской отчетности  форм N N 3, 4 и 5 только при отсутствии соответствующих данных.

Информация о работе Проблемы формирования финансовой отчетности в РФ