Планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:48, лекция

Краткое описание

Современный рынок – это то место, где встречаются и подвергаются конкурентной проверке не только товары, как таковые, сколько системы планирования и способность фирм делать правильные выводы из рыночной ситуации и принимать исходя из этого, квалифицированные решения.

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ
СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ
ФОРМЫ И ВИДЫ ПЛАНОВ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ
ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
БАЛАНСОВЫЙ МЕТОД ПЛАНИРОВАНИЯ
НОРМАТИВНЫЙ МЕТОД ПЛАНИРОВАНИЯ
АНАЛИТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫЕ МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
СЕТЕВЫЕ МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
Правила построения сетевых графиков
Установление продолжительности работ
Расчет параметров сетевого графика
Анализ оптимизации сетевого графика
МЕТОДЫ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
ПЛАНИРОВАНИЯ
ПЛАНОВЫЕ РАСЧЕТЫ И ПОКАЗАТЕЛИ
Плановые показатели
ПОКАЗАТЕЛИ ПРОИЗВОДСТВЕННО- ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАРУБЕЖНЫХ ФИРМ
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗАРУБЕЖНЫМИ КОМПАНИЯМИ
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СИСТЕМА ПЛАНОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
Некоторые правила внутрифирменного планирования
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНОВ ХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ ТРАДИЦИОННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
Планирование сбыта
План по рекламе
План производства продукции
Планирование материально-технического обеспечения
Складские запасы
План по труду и заработной плате
Планирование издержек
Планирование прибыли
ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
ПЛАН КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ (ИНВЕСТИЦИЙ)
ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА
ЗАДАЧИ И ЭТАПЫ ОПЕРАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
ОСОБЕННОСТИ КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ ПРОИЗВОДСТВА
ДИСПЕТЧИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА

Файлы: 1 файл

Лекции Планирование на предприятии.doc

— 1.07 Мб (Скачать)

      Смета затрат составляется по экономическим  элементам затрат и позволяет определить себестоимость товара и валовый продукт:

    1. Материальные затраты
    2. Затраты на оплату труда
    3. Отчисления на социальные нужды
    4. Амортизация
    5. Прочие затраты

      Смета затрат не позволяет определить: направление затрат, т.е. связанные непосредственно с производством продукции или с созданием материальных условий для обеспечения производства. Эти направления раскрываются на основе калькуляции.

      Калькуляция – это затраты предприятия  на производство конкретного вида продукции, определяется в соответствии с калькуляционными статьями расходов. Типовая калькуляция для производства в машиностроении содержит следующие статьи расходов:

    1. Сырье и материалы
    2. Возвратные отходы (вычитаются)
    3. Покупные изделия и полуфабрикаты, услуги промышленного характера, приобретаемые со стороны
    4. Топливо на технологические нужды
    5. Расходы на оплату труда работников, непосредственно занятых выпуском продукции (работ, услуг)
    6. Отчисления на социальные нужды от заработной платы вышеназванной категории
    7. Расходы по подготовке и освоению производства
    8. Расход на инструмент и приспособления целевого назначения.
    9. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования
    10. Общепроизводственные (цеховые) расходы
    11. Общехозяйственные (общезаводские) расходы
    12. Прочие производственные расходы
    13. Коммерческие (непроизводственные) расходы

      Себестоимость товарной продукции

      

      Si – себестоимость i-го вида продукции по калькуляции

      n – номенклатура продукции

      Ni – программа выпуска продукции в натуральных единицах

      Для целей и анализа, и проведения расчетов используется следующий показатель:

      

      Показатель  затрат на один рубль товарной продукции  используется в планах тех предприятий, где в общем выпуске продукции  преобладают новые виды продукции, несопоставимые с изделиями, выпускавшимися в отчетном периоде. Динамики себестоимости однородной продукции характеризуется показателем снижения себестоимости сравнимой продукции.

      

      Sпi, Sбi – себестоимость продукции i-го вида в плановом и базовом периоде

      Nпi - объем выпуска продукции в плановом периоде в натуральном выражении

      Факторы снижения себестоимости:

    • повышение технического уровня производства за счет механизации и т.д.
    • улучшение организации производства, труда
    • совершенствование управления производством
    • изменение объема и структуры создаваемой продукции

Планирование  прибыли

      В экономической практике отечественных  производителей рассчитываются следующие показатели прибыли, как конечного финансового результата прибыли предприятия:

    1. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг)
    2. Валовая или балансовая прибыль
    3. Чистая прибыль

      Прибыль от реализации продукции = выручка –  НДС – акцизы – издержки производства.

      Пр=В-НДС-А-И

      Балансовая (валовая) прибыль = Пр+Прфн+Пвн

      Прфн  – прибыль от реализации основных фондов и другого имущества

      Пвн – прибыль от внереализационных  операций 

      Прфш=Вфи-Сфи*Iинф

      Вфи – выручка от реализации фондов и другого имущества

      Сфи – балансовая стоимость фондов и  другого имущества

      Iинф – индекс инфляции 

      Пвн=Двн-Рвн

      Двн – доходы от внереализационных операций

      Рвн – расходы от внереализационных  операций 

      Чистая  прибыль

      Пч=Пб(в)-Нп

      Нп  – налог на прибыль 

      Планирование  прибыли осуществляется двумя методами:

    1. Аналитический метод
    2. Метод прямого счета

      Аналитический метод базируется на основе показателей затрат на 1 рубль товарной продукции, либо на основе процента базовой рентабельности.

       - показатель затрат на 1 рубль  товарной продукции

        
 
 

      Методы  прямого счета.

План сбыта Оптовая цена в руб. Выручка от реализации Объем продаж в  руб. Полная себестоимость единицы Себестоимость реализованной продукции
А 1200 56 67200 54,5 65406 1800
Б 5000 35 175000 32 160000 15000
В 200 300 60000 280 56000 4000
Г 2000 800 160000 70 140000 20000
  ИТОГО   462200   421000  
 

      Существует  множество видов рентабельности

      Рентабельность  капитала

      Рк=Пч/К

      К – капитал

      

      Ро=Пч/В

      Рентабельность  оборота (продаж) 

      Рк=В/К=Nок – число оборотов капитала 

      Рк=Nок*Ро 

      Рск=Пч/Кс

      Кс  – собственный капитал 

      Рак=Пч/Ка

      Ка  – акционерный капитал 

      Рп=Пч/(Фопф+Фнос)

      Рентабельность  производства в целом

      Фопф  – среднегодовая стоимость основных производственных фондов

      Фнос  – среднегодовой нормируемый  оборот средств. 

      Рпрi=Прпi/Si

      Рентабельность  конкретного вида продукции

      Si – себестоимость продукции

Определение безубыточности деятельности предприятия

      

      при N=Nкр

      В=Вкр=Ц*Nкр

      С=Скр=Сv*Nкр+P

      Ц*Nкр=Cv*Nкр+Р

       , где Ц-Сv – удельная маржа

      При многономенклатурном производстве:

      

      вi – доля выручки от реализации i-го вида продукции в общей суме выручки от всех видов продукции.

План  капиталовложений (инвестиций)

      Здесь обосновываются мероприятия по инвестиционным проектам, связанным с реконструкцией, расширением, вводом новых мощностей, строительством новых предприятий и др.

      При составлении этого плана необходимо рассчитать и проанализировать показатели рентабельности (эффективности) и сроков окупаемости всех планируемых капитальных вложений. С этой целью проводят:

    1. Сопоставительный анализ производственных издержек для базового и нового оборудования.
    2. Сопоставительный анализ прибыли по новому и базовому варианту использования оборудования.
    3. Определяется рентабельность дополнительных капиталовложений и срок окупаемости дополнительных капиталовложений.

      

      DП – дополнительная прибыль

      П2 – новый вариант (базовый)

      Енф – норматив финансирования

       (по нормативу)

      Ток – срок окупаемости

      При составлении финансовых планов необходимо соблюдать ряд общих правил финансирования:

    1. Принцип финансового соотношения сроков (золотое банковское правило). Использование и получение средств должны происходить в установленные сроки, т.е. капиталовложения с длительными сроками окупаемости должны финансироваться за счет долгосрочных средств
    2. Принцип платежеспособности, который означает плановое обеспечение платежеспособности в любое время.
    3. Принцип рентабельности капиталовложений. Для всех капиталовложений необходимо выбрать самые дешевые способы финансирования, при этом заемный капитал необходимо привлекать лишь в тех случаях, если это повышает рентабельность собственных средств (эффект финансового рычага).
    4. Принцип сбалансированности рисков. Он означает, что особо рисковые капиталовложения необходимо финансировать за счет собственных средств.
    5. Принцип предельной рентабельности означает, что необходимо из всех капиталовложений выбрать те, которые дают максимальную рентабельность.
    6. Принцип приспособления к потребностям рынка. Он означает, что важно учитывать конъюнктуру рынка, т.е. благоприятную с точки зрения спроса конкуренцию и свою зависимость от предоставленных кредитов.

      Главными  задачами финансового планирования являются:

    1. Обеспечение предприятия финансовыми ресурсами на планируемый период.
    2. Выявление и мобилизация внутренних резервов фирмы с целью повышения эффективности ее деятельности.
    3. Установление финансовых взаимоотношений с бюджетом, кредитующими банками и другими организациями.
    4. Анализ, контроль и обеспечение ликвидности, а также финансовой устойчивости фирмы.

      В качестве исходных данных используются расчеты по всем разделам годового плана предприятия. Финансовый план составляется в форме баланса доходов и расходов и в общем случае состоит из следующих разделов:

Информация о работе Планирование на предприятии