Планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:48, лекция

Краткое описание

Современный рынок – это то место, где встречаются и подвергаются конкурентной проверке не только товары, как таковые, сколько системы планирования и способность фирм делать правильные выводы из рыночной ситуации и принимать исходя из этого, квалифицированные решения.

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ
СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ
ФОРМЫ И ВИДЫ ПЛАНОВ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ
ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
БАЛАНСОВЫЙ МЕТОД ПЛАНИРОВАНИЯ
НОРМАТИВНЫЙ МЕТОД ПЛАНИРОВАНИЯ
АНАЛИТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫЕ МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
СЕТЕВЫЕ МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
Правила построения сетевых графиков
Установление продолжительности работ
Расчет параметров сетевого графика
Анализ оптимизации сетевого графика
МЕТОДЫ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
ПЛАНИРОВАНИЯ
ПЛАНОВЫЕ РАСЧЕТЫ И ПОКАЗАТЕЛИ
Плановые показатели
ПОКАЗАТЕЛИ ПРОИЗВОДСТВЕННО- ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАРУБЕЖНЫХ ФИРМ
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗАРУБЕЖНЫМИ КОМПАНИЯМИ
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СИСТЕМА ПЛАНОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
Некоторые правила внутрифирменного планирования
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНОВ ХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ ТРАДИЦИОННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
Планирование сбыта
План по рекламе
План производства продукции
Планирование материально-технического обеспечения
Складские запасы
План по труду и заработной плате
Планирование издержек
Планирование прибыли
ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
ПЛАН КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ (ИНВЕСТИЦИЙ)
ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА
ЗАДАЧИ И ЭТАПЫ ОПЕРАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
ОСОБЕННОСТИ КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ ПРОИЗВОДСТВА
ДИСПЕТЧИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА

Файлы: 1 файл

Лекции Планирование на предприятии.doc

— 1.07 Мб (Скачать)

        Реактивное планирование, ориентируясь  на прошлое, зачастую приводит  к вытеснению продуктов и услуг  этих компаний не только с  внешнего, но и с внутреннего  рынка, поскольку другие фирмы  используют лучшие системы планирования и осваивают новую конкурентно-способную продукцию.

      Инактивное  планирование ориентируется на существующие положение фирмы и не предполагает возврата к прежнему состоянию, так не предполагает и продвижение вперед. Основными целями являются: выживание и стабильность производства. При этом свой стиль, традиции и правила, такие фирмы ценят выше, чем экономичность и эффективность планово-производственной деятельности. Лучше всех, при данном планировании, оказываются те предприятия, у которых выживание не зависти от продуктивности труда (государственные, бюджетные, административные). Такой вид планирования не способствует росту и развитию предприятий.

      Преактивное планирование направлено на реализацию непрерывных изменений в самых различных сферах деятельности фирмы. Преобладающим мотивом является опора на достижение науки и техники, эксперименты, прогнозирования и слабое использование предшествующего опыта. Данный вид планирования опирается на прогнозирование будущего и определяется по схеме «сверху вниз». Главный недостаток и трудность- это то, что чем больше глубина во времени, тем больше вероятность ошибочного результата.

      Интерактивное планирование заключается в проектировании желаемого будущего и поиска путей его реализации. Данное планирование ставит целью сосредоточение на повышение результативности во времени, способности к быстрому развитию и адаптации к переменам. Это обеспечивается учетом как результатов и ошибок прошлого, настоящего в деятельности фирмы, так и прогнозных оценок будущего.

Принципы  планирования

      Теория  и практика внутрифирменного планирования выработала следующие основные принципы:

    1. Научная обоснованность – соответствие экономическим законам и применение новейших, современных методов планирования (экономико-математическое планирование, сетевые методы планирования).
    2. Непрерывность – предполагает связь перспективных, долгосрочных и текущих краткосрочных планов, а также гибкое реагирование на изменение условий реальной экономической ситуации.
    3. Гибкость- этот принцип связан с непрерывным планированием и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия.
    4. Комплексность – комплексный охват всех сторон деятельности фирм.
    5. Сбалансированность – поддержание правильных пропорций между отдельными звеньями производства, между материальными и трудовыми ресурсами.
    6. Принцип «участия» – любое подразделение фирмы может составлять свой план и при этом быть свободными в выборе любых плановых решений, но только таких, которые не оказывают отрицательного воздействия на деятельность других подразделений и не требуют дополнительных ресурсов сверх тех, которыми оно располагает.
    7. Принцип координации и интеграции. Этот принцип означает необходимость взаимной увязки отдельных частей и фирмы в целом, при этом деятельность производственных единиц одного уровня необходимо планировать одновременно и взаимозависимо.
    8. Принцип оптимальности – разработка альтернативных вариантов задач, при этом тот вариант, который обеспечит наилучшие сочетание затрат и результатов, считается оптимальным.
    9. Принцип экономичности – аналогичен принципу оптимальности. Но он означает, что отдельные проекты, производственные подразделения и предприятие в целом должны иметь такие финансовые результаты, которые являются оптимальными для конкретной макро- и микроэкономической ситуации.
    10. Директивность – означает планирование более высокого уровня для нижестоящих органов, звеньев; обязательность выполнения планов каждым подразделением предприятия.

                                      Методы планирования

      В практике планирования экономического развития предприятия используются различные методы, в совокупности обеспечивающие эффективное решение целей и задач планирования.

      Методы  планирования представляют собой совокупность способов, приемов или операций плановых и технико-экономических расчетов и обоснование плановых заданий и показателей. На уровне отдельных предприятий, их объединений, получили применение на практике следующие методы планирования:

    1. балансовый
    2. нормативный
    3. аналитический
    4. программно-целевой
    5. сетевой метод планирования
    6. экономико-математическое моделирование

      Данные  методы, как правило, применяются  в комплексе.

Балансовый  метод планирования

      Этот  метод является одним из основных, его методология служит базой  для многих других. Сущность его  состоит в согласовании потребности и наличных ресурсов, т.е. в установлении и соблюдении материально-вещественных и стоимостных пропорций, а также пропорций в распределении трудовых ресурсов. Применительно к отдельным фирмам система балансов включают следующие виды балансов:

    • материальный
    • финансовый
    • трудовой
 

      Материальные  балансы (натуральные) составляются в  натуральном выражении (шт., т., кг., м. и т.д.) по продукции промышленности и сельского хозяйства. Балансы представляют в виде системы показателей, характеризующих имеющиеся количество какого-либо продукта, в соответствии с потребность в нем. Материальные ресурсы для производства определяются исходя из планируемого объема производства и норм расхода.

      Финансовый (стоимостной) баланс представляет собой  систему показателей, обычно в табличной форме. Он характеризует взаимосвязь между финансовыми показателями производственно-хозяйственной деятельности подразделений и предприятия в целом, учитывающий все направления деятельности предприятия. Составляют в виде баланса доходов и расходов.

      В систему трудовых балансов включают баланс количества квалифицированных рабочих, специалистов исходя из планируемой потребности и источников ее покрытия.

Нормативный метод планирования

      Он  базируется на использовании научно-обоснованных прогрессивных норм и нормативов. К таким нормам относят те, в которых находят наибольшее отражение НТП, передовые методы организации производства и труда, повышающие производительность, качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции.

      Нормой  называется регламентируемая величина абсолютного расхода ресурса на единицу продукции или на выполнение единицы производственной работы.

      Норматив  – относительный показатель расхода  какого-либо ресурса в расчете  на другие единицы.

      Производственные  нормы и нормативы подразделяются на:

    1. Нормы и нормативы затрат живого труда

      Например: затраты времени на выполнение работы и изготовление изделия (по технологической и полной  трудоемкости основного, вспомогательного и обслуживающего персонала; на обслуживание рабочих мест; нормативы: соотношения численности рабочих, служащих, инженерно-технических работников, младшего обслуживающего персонала в общей численности промышленно-производственного персонала, коэффициент выполнения норм).

    1. Нормы и нормативы материальных затрат.

      Например: расход сырья, материалов по всем видам изделий; вспомогательных материалов для технологических целей; энергоресурсов всех видов на технологические нужды; расход инструмента и технологической оснастки и т. д.

    1. Нормы и нормативы средств труда.
    • нормативный коэффициент использования среднегодовой мощности предприятия
    • коэффициент сменности работы оборудования
    • трудоемкость ремонта оборудования
    • количество продукции с единицы оборудования или с 1 м2 производственной площади
    • часовая производительность оборудования
    1. Нормы и нормативы организации производства
    • производственный цикл
    • нормативы оборотных средств
    • производственные запасы сырья, материалов, топлива и т. д.
    1. Экономические нормы и нормативы, которые регулируют:

финансовые  взаимоотношения предприятия с  бюджетом всех уровней, нормативы по налогам на прибыль, имущества, отчисления во внебюджетные фонды и т. д. 

      
  1. Экономические нормы и нормативы выполняют  ряд функций: регулирующую, стимулирующую, оценочную.

Аналитические методы планирования

      Они достаточно разнообразны. Их суть заключается в экономическом анализе планируемых показателей и процессов, которые расчленяются на составные части с целью установления взаимной связи и взаимного влияния различных факторов на планируемый показатель. В частности устанавливается зависимость себестоимости продукции от технического уровня организации производства, труда, от объема выпуска, квалификации работающих, технических и эксплутационных параметров изделия.

      Например:

      

      ai – постоянный коэффициент

      N – порядковый номер изделия с начала производства

      t – период времени от выпуска 1 изделия до N

      x – параметр изделия

      m – число параметров (учитываемых)

      l1, l2, lj – показатели степени влияния данного фактора на величину затрат

      s – выбранное среднеквадратическое отклонение

      n – объем используемой выборки

      Kt – корректирующий коэффициент учитывающий изменение собственных затрат во времени.

      Эти методы базируются на таких разделах прикладной математики, как:

    • факторный анализ
    • регрессионный анализ
    • корреляционный анализ
    • многомерный статистический анализ и др.

Программно-целевые  методы планирования

      Они используются при планировании большого комплекса работ. Методы базируются на системном подходе к разработке и реализации планов, предусматривают установление увязку целей решения крупных задач, проблем и необходимых для этого ресурсов, координацию деятельности участвующих исполнителей по содержанию, объемам и срокам выполнения большого комплекса работ. Наиболее широкое применение программно-целевые методов получили при разработке программ межотраслевого уровня региона страны.

      Основными принципами этого метода являются:

    • Ориентация на конечную цель
    • Свободное развитие объекта управления
    • Непрерывность

      Основными этапами являются:

    • Формирование системы цели и развития
    • Выбор оптимальной стратегии достижения цели
    • Формирование и реализация программы, обеспечивающей достижение цели

     Каждая  программа должна содержать следующие  пункты:

    • Формулировка целей
    • Основные, промежуточные результаты и конкретные показатели, характеризующие результат.
    • План реализации программы, сбалансированный по срокам и ресурсам
    • Подпрограммы, если это организационно и экономически оправдано

      При разработке программы строятся 2 принципиальные схемы:

    • Дерево целей
    • Дерево ресурсов

      Затем проводится анализ конкурентоспособности  отдельных целей между собой (определяется приоритетность цели), их взаимообусловленности (насколько связаны) и относительной значимости. Далее на основе расчетных (экспертных) методов оценивается количественное соотношение этих показателей. Следующий шаг- это объединение деревьев (целей и ресурсов) в календарной сетке, в генеральную программу.

      При формировании системы целей различают  и решают 2 задачи:

    • Оценка необходимости достижения данной цели (выбор главной цели)
    • Декомпозиция главной цели до уровня задач, с решения которых и начинаются операции по достижению цели

Сетевые методы планирования

      Широкое использование при реализации программно-целевых  методов, а также широкое распространение  и использование в практике планирования больших комплексов работ  получили сетевые методы планирования. Их суть заключается в том, что для отображения процесса планирования и управления комплексом работ используется сетевая модель- график, представляющий в терминах теории графов, ориентированный граф без контуров, ребра которого имеют одну или несколько числовых характеристик. Т.о. сетевой график представляет собой информационно-динамичную модель, в которой отображаются взаимосвязи и результаты всех работ необходимых для достижения поставленной цели.

Информация о работе Планирование на предприятии