Особенности развития малых предприятий в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 12:18, курсовая работа

Краткое описание

Разработке проблем становления и функционирования малых предпринимательских структур посвящены исследования отечественных и зарубежных экономистов: Мягкова П., Зяблюка М., Хайера В., Эрхарда Л., Аллена Л., Брокхауса А., Дынкина А., Стерлина А., Ниндайка Р., Лукьянова Ю., Рубе В., Горбунова Э., Иорданской Э., Медведева А., Татаркина А., Фегенно Е. и др. Ими обоснована необходимость изучения проблем малого бизнеса, исследованы основные направления реализации государственной политики поддержки малых фирм, выявлены некоторые особенности развития малого производства, определены подходы к оценке инвестиционных проектов и разработке бизнес-планов и т.д.

Но в то же время недостаточно внимания уделено изучению влияния малого предпринимательства на структурные преобразования региональной экономики; формированию рациональной структуры индустриальных центров на основе развития малого бизнеса; разработке экономического взаимодействия территориальных органов власти и малого бизнеса; методологии комплексной оценки предпринимательских проектов и проведению их экспертизы в отдельных городах и регионах нехарактерных для промышленно развитых стран условиях, условиях переходного периода, переживаемого Россией.

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3.
1. Необходимость развития малого бизнеса в России, его характеристика.
1.1 Исторические аспекты развития малого бизнеса………………...5.
1.2 Необходимость разделения предприятий на крупные, средние и мелкие……………………………………………………………………………..7.
1.3 Виды малых предприятий…………………………………………8.
1.4 Особенности и функции малого предприятия…………………...9.
2. Источники финансирования малых предприятий…………………….12.
3.Региональные особенности развития малого предпринимательства в России……………………………………………………………………………20.
4.Перспективы малого бизнеса в России…………………………………32.
Заключение………………………………………………………………………37.
Список литературы……………………………………………………...............

Файлы: 10 файлов

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЫБОЛОВСТВУ.doc

— 23.50 Кб (Открыть, Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ.doc

— 23.50 Кб (Открыть, Скачать)

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 25.50 Кб (Открыть, Скачать)

1.doc

— 43.00 Кб (Открыть, Скачать)

Региональные особенности развития малого предпринимательства в России.doc

— 63.50 Кб (Открыть, Скачать)

3.doc

— 49.00 Кб (Открыть, Скачать)

Перспективы малого бизнеса в России.doc

— 39.00 Кб (Скачать)

         4. Перспективы малого бизнеса в России 

         Одно из решающих направлений  развития российской экономики  - структурная перестройка индустрии,  призванная обеспечивать, в частности,  развертывание сети малых промышленных  предприятий. Роль этого сектора  действительно велика, поскольку он способствует рыночно ориентированному выпуску инвестиционных и потребительских товаров, восстановлению технологических кооперационных “цепочек”, стимулирует дух предпринимательства, инновационную активность, а в конечном счете обеспечивает рост ВВП, доходов бюджетов и занятости, решение других социально-экономических проблем. В регионы с благоприятными условиями для развития малых предприятий, например, в Москве, структурная перестройка уже принесла положительные результаты.

          Развитие российских малых промышленных  предприятий (в том числе исследовательских  и конструкторских, нацеленных  на технологические инновации)  имеет некоторые особенности.  В числе последних обычно называют  вынужденную диверсификацию деятельности, стремление к максимальной самостоятельности (включая пассивное отношение к участию в союзы, ассоциациях, объединениях, обществах взаимного кредитования и в других формы предпринимательской самоорганизации), ориентацию на производство конечного продукта, слабость менеджмента, неразвитость инфраструктуры поддержки, и др. Со всем этим нельзя не согласиться, однако не менее специфичен и вопрос о том, кто именно в условиях России является или в ближайшем будущем сумеет выступить в качестве инициатора, организатора и инвестора промышленных проектов в сфере малого предпринимательства. Думается, на эти роли могут в принципе претендовать три основные категории физических или юридических лиц.

         Речь идет, во-первых, о носителях  тех научно-технических знаний, которые имеют перспективу реализации в продукции высокого рыночного спроса. Как правило, это работники научно-технических организаций и промышленных предприятий (иногда и коллективы отдельных их подразделений), обладающие “ноу-хау”, научно-техническими заделами и т.п., приобретенными в предшествующий период. Подобного рода “итээровские” специалисты обладают, конечно, неким потенциалом осуществления инновационных промышленных проектов, однако на практике он реализуется далеко не всегда в связи с хорошо известными финансовыми, организационными, маркетинговыми, юридическими н иными многочисленными проблемами, с преодолением которых сопряжено открытие в России малого предприятия.

          Реальной помощью со стороны  федеральных и местных органов  в реализации промышленных проектов для этой группы лиц способно выступить развертывание системы бизнес-инкубаторов, предоставляющих лабораторно-производственные площади и оказывающих технические, организационные, информационные и прочие необходимые услуги начинающим предпринимателям. Однако в условиях острейшего дефицита бюджетного финансирования нужд развития малого предпринимательства соответствующие надежды весьма слабы. Ныне бездействуют даже многие из уже созданных бизнес-инкубаторов (в Зеленограде – 70 %).

          Во-вторых, инициаторами создания малых промышленных предприятий могут выступать крупные производственные организации, а также финансово-кредитные институты. Однако многие из первых ныне сами испытывают весьма серьезные финансовые затруднения, и их интересы подчас вынужденно лежат совсем в других сферы. Кроме того, в отличие от ситуации в странах с развитой рыночной экономикой (особенно в Японии, где корпорации, как известно, оказывают весьма ощутимую поддержку малому бизнесу, причем не только финансовую, но и в части технологии менеджмента, маркетинга, контроля качества и т.п.) российские крупные производства склонны к поглощению, инкорпорированию малых предприятий в свои структуры. Положению, характерна для второй половины 80-х годов, когда крупные предприятия создавали малые “при себе), зачастую (извлекая при этом нелегальные доходы, ныне в корне изменилось. Даже сравнительно успешно работающие предприятия не проводят и, по-видимому, еще долго не будут проводить политику “отпочкования” своих структурных подразделений в самостоятельные производственные единицы (исключая, конечно, посреднические организации или хотя бы линию на поощрение подобных инициатив со стороны. Действительная поддержка малого промышленного предпринимательства со стороны крупных производств, как известно, базируется на реальных связях по кооперации (поставках комплектующих, нестандартного технологического оборудования и т.п.); между тем многолетняя ориентация отечественных крупных предприятий на собственные силы, а не на межпроизводственную кооперацию, можно полагать, сохраняются в течение длительного времени.

          Для коммерческих банков в  настоящее время характерны процессы  укрупнения капиталов путем слияний,  поглощений и т.п. Опыт показывает, что кредитование малых предприятий  не входит в круг интересов  мощных коммерческо-банковских структур; еще менее склонны они заниматься самостоятельным поиском и отбором инвестиционных проектов в сфере малого предпринимательства (то же можно сказать и о других финансово-кредитных институтах). Что касается выдачи малым предприятиям кредитов на реализацию промышленных проектов под гарантии правительственных органов, то подобного рода механизмы пока еще совершенно не отработаны.

          В-третьих, в контингент потенциальных  организаторов и инвесторов малого  промышленного предпринимательства  входят, думается, сами малые и  средние предприятия, функционирующие как в сферах торговли и посреднических услуг, так и непосредственно в производстве. В силу интенсификации конкуренции и естественного ужесточения внешних условий функционирования малые предприятия в этих сферы обнаруживают стремление к диверсификации, расширению профильности, переводу инвестиционных потоков в новые отрасли. В этом плане производственная сфера начинает представлять для рассматриваемых потенциальных инвесторов существенный интерес.

          Основания для подобного вывода таковы.

          Во-первых, торговые и посреднические  предприятия могут быть заинтересованы  в том, чтобы самостоятельно  производить профильную для своей  деятельности продукцию (или непосредственно  контролировать производство), экономя  тем самым на трансакционных операциях, определяя номенклатуру и качество, а в известном смысле и монополизируя сети распределения данного товара.

          Во-вторых, наличие в промышленности  незагруженных или недогруженных  производственных мощностей, причем  зачастую вполне современных по своим технологическим возможностям и характеристикам, позволяет достаточно выгодно использовать их либо на правы аренды, либо выкупая у собственника.

         В-третьих, производство той или  иной продукции может быть  обеспечено необходимыми материалами и комплектующими изделиями при весьма благоприятных договорных условиях, если производители этих материалов испытывают трудности со сбытом. В-четвертых, не единичны случаи, когда некоторые ресурсы, прежде всего природные (продукция первичных отраслей), непосредственно реализуемые на внутренних или внешних рынках, даже при неглубокой степени переработки могут иметь существенно более высокую цену. В-пятых, малый бизнес, как известно, особо адаптирован к регионами, где он функционирует. В связи с этим большое влияние на его развитие оказывает политика местных администраций, которая, как и предусматривает госпрограмма поддержки и развития малого предпринимательства, адаптирует задаваемые федеральными законами параметры к условиям соответствующих регионов. Так, в 1997 г. более чем в 40 регионах России созданы соответствующие фонды поддержки, развивается инфраструктура, реализуются поддерживающие программы и т.д. Для многих региональных администраций активизация малого промышленного производства является предпочтительной, позволяя прежде всего решать проблемы занятости квалифицированных работников, высвобожденных в связи с остановкой крупных индустриальных предприятий. Надо иметь в виду: малые промышленные предприятия контролируются значительно легче, чем организации, скажем, торговли и общественного питания, что упрощает сбор налогов и других платежей.

          Рассматриваемая третья группа  потенциальных организаторов является  и наиболее состоятельной в  инвестиционном плане. Малые предпринимательские  структуры располагают реальными средствами для создания основных и  оборотных фондов, обеспечивающих стартовые условия маломасштабного промышленного производства. Наличие таких средств позволяет структурам, о которых идет речь, перераспределять потоки финансовых ресурсов между сферами деятельности, что способствует эффективности реализация промышленных проектов. Существенно, далее, следящее: действующие малые предприятия имеют устоявшиеся схемы взаимодействия с финансово-кредитными учреждениями, а также собственность в виде объектов недвижимости и запасов товарно-материальных ценностей, что облегчает получение ими кредитов, необходимых для выполнения инвестиционных промышленных проектов. Наконец, важнейшим преимуществом данной группы инвесторов, готовых диверсифицировать свою предпринимательскую активность, является тот опыт практического менеджмента, которого обычно столь недостает в начальный период бизнес-деятельности.

Заключение.doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

Список литератур1.doc

— 23.00 Кб (Открыть, Скачать)

Содержание.doc

— 22.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Особенности развития малых предприятий в России