Особенности развития малых предприятий в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 12:18, курсовая работа

Краткое описание

Разработке проблем становления и функционирования малых предпринимательских структур посвящены исследования отечественных и зарубежных экономистов: Мягкова П., Зяблюка М., Хайера В., Эрхарда Л., Аллена Л., Брокхауса А., Дынкина А., Стерлина А., Ниндайка Р., Лукьянова Ю., Рубе В., Горбунова Э., Иорданской Э., Медведева А., Татаркина А., Фегенно Е. и др. Ими обоснована необходимость изучения проблем малого бизнеса, исследованы основные направления реализации государственной политики поддержки малых фирм, выявлены некоторые особенности развития малого производства, определены подходы к оценке инвестиционных проектов и разработке бизнес-планов и т.д.

Но в то же время недостаточно внимания уделено изучению влияния малого предпринимательства на структурные преобразования региональной экономики; формированию рациональной структуры индустриальных центров на основе развития малого бизнеса; разработке экономического взаимодействия территориальных органов власти и малого бизнеса; методологии комплексной оценки предпринимательских проектов и проведению их экспертизы в отдельных городах и регионах нехарактерных для промышленно развитых стран условиях, условиях переходного периода, переживаемого Россией.

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3.
1. Необходимость развития малого бизнеса в России, его характеристика.
1.1 Исторические аспекты развития малого бизнеса………………...5.
1.2 Необходимость разделения предприятий на крупные, средние и мелкие……………………………………………………………………………..7.
1.3 Виды малых предприятий…………………………………………8.
1.4 Особенности и функции малого предприятия…………………...9.
2. Источники финансирования малых предприятий…………………….12.
3.Региональные особенности развития малого предпринимательства в России……………………………………………………………………………20.
4.Перспективы малого бизнеса в России…………………………………32.
Заключение………………………………………………………………………37.
Список литературы……………………………………………………...............

Файлы: 10 файлов

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЫБОЛОВСТВУ.doc

— 23.50 Кб (Открыть, Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ.doc

— 23.50 Кб (Открыть, Скачать)

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 25.50 Кб (Открыть, Скачать)

1.doc

— 43.00 Кб (Скачать)

     1. Необходимость развития малого  бизнеса в   России, его характеристика. 

     1.1 Исторические аспекты развития  малого бизнеса 

     Изучая  сущность малого бизнеса, необходимо знать  его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала  общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.

       В течении 1980-х годов престиж  малого бизнеса в мире начал  повышаться в немалой степени  благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы.

        В российской истории малого  бизнеса можно выделить ряд  этапов.

       Для первого этапа  (1985 – 1987 гг.) характерно зарождение  и  деятельность центров научно-технического  творчества, временных творческих  коллективов при общественных  организациях, распространение бригадных  подрядов, малочисленность участников  предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.

       Во время второго этапа (1987 - 1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он  послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.

        Третий этап (1989 - 1990 гг.) связан  с  принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

        Для четвертого этапа (1991 - 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.

        Пятый этап (1993 - 1994 гг.) стал полосой  широкомасштабной приватизации  и развития всех видов предпринимательства,  появления множества собственников  и интенсивного участия малого  бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.

        Тем на менее заложенные  основы  рыночных отношений, сформировавшиеся  капиталы, их способность к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что очередной - шестой этап (с 1995 г.) развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем  многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной  экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования. 

     1.2  Необходимость разделения  предприятий  на крупные, средние и мелкие 

       В хозяйственной практике широко применяются традиционные схемы деления экономики на составные элементы, позволяющие всесторонне изучить закономерности и направления развития народного хозяйства, своевременно заметить нарождающиеся проблемы и принять меры по их решению. Это –деление экономики по отраслевому признаку, по территориальному, по формам собственности и т.д.

        Существовало и деление предприятий  по критерию их размера в  зависимости от численности работающих, стоимости основных и оборотных  фондов, объема производства продукции и других показателей. Такое деление использовалось для определения категории предприятий, что является базой для формирования оплаты труда. Реформа оплаты труда, казалось бы, сделала ненужными определения “категорийности” предприятия. Однако жизнь дает другой вывод: необходимо резко повысить роль деления предприятий на крупные, средние и малые и положить его в основу специальной системы организации дифференцированного внимания со стороны государства к финансовому, материально-техническому благополучию различных по размеру предприятий.

     Функциональное  назначение предприятий, их роль в экономике  в значительной мере меняются в зависимости  от размера предприятия. Крупное  и мелкое производства, даже в рамках одной территории и отрасли, как правило, не являются взаимозаменяемыми. Отсутствие одного из них – это незаполненная ячейка экономики, имеющая своим следствием общее снижение эффективности производства. Крупные, средние и малые предприятия дополняют друг друга, создают целостный организм экономики. 

     1.3 Виды малых предприятий 

        Те, кто впервые сталкивается  с малыми предприятиями, обычно  допускают типичную ошибку: считают  малые предприятия одним из  видов предприятий, подобно государственным,  арендным, совместным, семейным и  т.д. Это неверно, малые предприятия в этот перечень не могут быть включены. Малые – это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Малое предприятие – всегда какое-то применительно к выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий.

         В этой связи становится очевидным,  для малых предприятий не существует  какой-то универсальной , общей  для всех их видов системы  ценообразования, материально-технического  снабжения, оплаты труда, управления  и т.д. Все эти системы функционирования  предприятия определяются по их видам.

         Бытует и еще одно широко  распространенное заблуждение, будто  бы вид малого предприятия  предопределяется тем, какая организация  является его учредителем. Безусловной  связи здесь нет. Малые предприятия  могут создаваться гражданами, членами семьи и совместно с другими лицами, государственными, арендными, совместными предприятиями, общественными организациями и т.д. Кроме того, малые предприятия могут создаваться совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами.

        Если учредителем малого предприятия  является государственная организация,  то это отнюдь не означает, что новое образование будет  именно малым государственным  предприятием. Имущество, выделяемое  из состава государственного  предприятия, может быть сдано в аренду кооперативом. Вид созданного предприятия – кооператив. Могут быть и другие варианты.

        В то же время индивидуальные  и семейные частные предприятия,  названные так именно применительно  к учредителям, не могут быть  иного вида. То есть по таким видам малых предприятий учредительство и вид малых предприятий совпадают. 

     1.4 Особенности и функции малого предприятия 

         Предпринимательство в масштабе  малого предприятия обладает  рядом качественных особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.

       Вторая характеристика – так  называемая обозримость предприятия:  ограниченность его масштабов  вызывает особый, личностный характер  отношений между хозяином и  работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.

       Третья – относительно небольшие  рынки ресурсов и сбыта, не  позволяющие фирме оказывать  сколько-нибудь серьезное влияние  на цены и общий отраслевой объем реализации товара.

       Четвертая – персонифицированный  характер отношений между предпринимателем  и клиентами, поскольку, как  еже отмечалось, малое предприятие  рассчитано на обслуживание сравнительно  узкого круга потребителей.

       Пятое – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.

       Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.

       Наконец, седьмая особенность  связана с характером финансирования. Если “гиганты” черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и  “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).

       Также, как одну из особенностей, можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.

        В ряду функций малого предприятия,  прежде всего, важно отметить  экономические функции, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых – производителя продукции и услуг, в-третьих – катализатора научно-технического прогресса, в четвертых – налогоплательщика, в пятых – агента рыночных отношений.

        Не менее значимы функции социальные. Во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. В – третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным “полигоном” для обкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (но его они лишены, например, в супермаркетах).

        Уже сегодня актуальна и будет  актуализироваться и далее экологическая  функция малого бизнеса, которая  уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой.

Региональные особенности развития малого предпринимательства в России.doc

— 63.50 Кб (Открыть, Скачать)

3.doc

— 49.00 Кб (Открыть, Скачать)

Перспективы малого бизнеса в России.doc

— 39.00 Кб (Открыть, Скачать)

Заключение.doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

Список литератур1.doc

— 23.00 Кб (Открыть, Скачать)

Содержание.doc

— 22.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Особенности развития малых предприятий в России