Малые предприятия в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 17:26, реферат

Краткое описание

Формирование рынка — процесс многоплановый. Требуется взаимодействие многих составляющих, одной из которых является становление и развитие малых предприятий. Понятие "малое предприятие» предполагает предпринимательскую деятельность небольших предприятий в традиционных областях.

Файлы: 1 файл

НИРС.doc

— 29.00 Кб (Скачать)

           Формирование рынка — процесс многоплановый. Требуется взаимодействие многих составляющих, одной из которых является становление и развитие малых предприятий. Понятие "малое предприятие» предполагает предпринимательскую деятельность небольших предприятий в традиционных областях.

          В настоящее время вопрос развития сети малых предприятий включен как один из важнейших в программу демонополизации  народного хозяйства страны.  Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления  экономики:  развивается  конкурентная  среда; идет насыщение рынка товарами и услугами; создаются дополнительные  рабочие  места;   расширяется  потребительский сектор; лучше используются местные сырьевые ресурсы.

          Социальная функция малых предприятий состоит в их способности в больших масштабах поглощать незанятую рабочую силу, снижать социальную напряженность, безработицу. Поэтому развитие малых предприятий — это наиболее дешевый путь к рынку, закладывающий глобальные основы ресурсосберегающего экономического роста в стране.

          Малые предприятия как неустойчивая  предпринимательская структура,  наиболее зависимая от колебаний  рынка, нуждаются в разносторонней  государственной поддержке. В  целях развития малого бизнеса  и обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства принято специальное постановление .Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 "О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации", в котором подчеркивается, что государственная поддержка малого предпринимательства является одним из важнейших направлений экономической реформы. Постановление устанавливает комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в России. Дальнейшее развитие малого бизнеса в России предусмотрено Федеральным Законом от 12 мая 1995 г.

         Малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями.      

         Основная проблема малых предприятий — недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. У основной массы населения, жившей "от получки до получки", не могло образоваться резерва средств, требующегося для того, чтобы начать собственное дело. Государственный бюджет источником этих средств стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции.

         Следующая проблема — это та законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Можно назвать немало правовых документов, так или иначе регулирующих малое предпринимательство (Гражданский Кодекс РФ, Законы Российской Федерации "О собственности в РСФСР", "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", ряд указов Президента РФ), но трудность, однако, в том, что, во-первых, нет сводной единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий; во-вторых, имеющиеся разрозненные, с данной точки зрения, установления претворяются в жизнь далеко не полностью. Проблема правовой основы малого предпринимательства в конечном счете будет убедительно решена тогда, когда удастся избавиться от правового нигилизма. Это, конечно, никак не исключает необходимости специальных законодательных мер регулирования малого бизнеса.

          Еще одна важная проблема — кадры. Часто говорят, что предпринимателем надо родиться. Против этого трудно возразить, но нельзя не считаться, во-первых, с тем, что "урожденных" предпринимателей все же меньше, чем реально нужно обществу, во-вторых, что и им требуется приобрести определенный объем знаний: ведь обучают же, скажем, "урожденных" музыкантов, ученых, спортсменов. Нет оснований считать, что к предпринимателям нужно подходить с иной меркой. Между тем с обучением кадров для бизнеса дело обстоит далеко не лучшим образом.

            Общеизвестно, что снижение доходов  населения привело к значительному  ухудшению структуры потребления.  Доходы направляются в основном  на приобретение товаров первой  необходимости, прежде всего продуктов  питания и оплату коммунальных услуг. То же, по сути, касается и малого предпринимательства. Если раньше оно предполагало определенное накопление, то сейчас вынуждено работать в подавляющей мере на потребление. Производить продукцию с длительным производственным циклом, включая, разумеется, и наукоемкую, стало даже не то что неэффективно, а просто разорительно. Начались серьезные негативные структурные изменения в малом бизнесе. Если ныне идущие процессы будут продолжаться и не встретят противодействия в виде социальных гарантий малому предпринимательству, само его существование под вопросом.


Информация о работе Малые предприятия в России