Организация рабочего места кассира-контролера в магазине самообслуживания и пути его рационализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 04:41, курсовая работа

Краткое описание

Задачами данной курсовой работы являются анализ организации рабочих мест кассиров–контролеров в магазине самообслуживания, определение наиболее существенных ошибок организации расчётных зон в магазине и анализ их влияния на эффективность работы магазина, а также описание возможных путей устранения таких ошибок и, в частности, путей рационализации организации работы кассиров–контролеров в магазине.
Целью работы является определение наиболее рационального и эффективного способа организации рабочих мест кассиров–контролеров в магазине самообслуживания для обеспечения более высокой степени удовлетворения потребностей покупателей и повышения эффективности организации работы магазина в целом.

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты организации рабочих мест кассиров–контролеров в магазинах самообслуживания. 5
1.1. Значение правильной организации рабочих мест кассиров–контролеров и правильной организации расчетов с покупателями на предприятиях розничной торговли. 5
1.2. Отечественный и зарубежный опыт организации рабочих мест кассиров и возможности его применения в торговых предприятиях Республики Беларусь. 8
Глава 2. Характеристика организации расчетной зоны в универсаме «Центральный». 10
2.1. Краткая характеристика организации деятельности в универсаме «Центральный». 10
2.2. Пространственное размещение и оборудование расчетно–кассовой зоны в универсаме. 13
2.3. Характеристика организации рабочих мест кассиров в универсаме «Центральный». 17
2.4. Анализ режима работы, условий труда и техники безопасности работы кассиров в универсаме «Центральный». 21
Глава 3. Совершенствование организации рабочих мест кассиров–контролеров. 23
3.1. Использование работы со штрих-кодовым оборудованием. 23
3.2. Организация рабочего места кассира на основе POS–систем. 25
Заключение 28
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

kursovaa_ekonomika_organizacii.doc

— 230.00 Кб (Скачать)

 

курсовая экономика  организаций

Организация рабочего места кассира-контролера в магазине самообслуживания и пути его рационализации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

 

Во все времена и  во всех государствах торговля была прибыльным и перспективным видом деятельности. Не является исключением и сегодняшняя Беларусь.

В настоящее время  в стране активно развивается  общество потребления, где каждый пытается полнее удовлетворить свои потребности  в том или ином продукте и способен найти то, что хочет,  по приемлемой для себя цене и в приемлемом качестве.

Общеизвестен факт, что  именно спрос рождает предложение. Поэтому не удивительно, что в  последнее время торговые площади  растут, как грибы после дождя. Но появление всё новых и новых магазинов и торговых комплексов обостряет конкуренцию, и для увеличения продаж и владельцы, и менеджеры неизбежно начинают искать новые пути привлечения покупателей.

Однако, как показала практика, далеко не всегда решающим в  борьбе за клиента оказывается ценовой фактор или месторасположение магазина. Покупателей привлекает вежливый персонал и высокий уровень обслуживания, соответствующим образом оформленный торговый зал и удобная покупателям организация работы магазина. Причём значение этих факторов для покупателя при выборе того или иного магазина растёт с каждым днём.

Как составляющая такого фактора покупательского поведения, важную роль, конечно же, играет и организация расчетной зоны магазина и, в частности, организация рабочих мест кассиров. Ведь именно от их работы, по большому счету, зависит, придёт ли покупатель в этот магазин самообслуживания в следующий раз, или он выберет магазин подальше от дома, но с меньшими очередями и более компетентным и дружелюбным персоналом.

Ввиду всего вышесказанного, актуальность темы данной курсовой работы не вызывает сомнений.

Благодаря своей повседневной востребованности,  данная тема довольно широко освещена как в научно–методической  литературе, так и в периодических  изданиях.

Задачами данной курсовой работы являются анализ организации  рабочих мест кассиров–контролеров в магазине самообслуживания, определение наиболее существенных ошибок организации расчётных зон в магазине и анализ их влияния на эффективность работы магазина, а также описание возможных путей устранения таких ошибок и, в частности, путей рационализации организации работы кассиров–контролеров в магазине.

Целью работы является определение  наиболее рационального и эффективного способа организации  рабочих мест кассиров–контролеров в магазине самообслуживания для обеспечения более высокой степени удовлетворения потребностей покупателей и повышения эффективности организации работы магазина в целом.

Курсовая работа состоит  из трех глав. В первой главе описывается значение правильной организации рабочих мест кассиров–контролеров в магазине самообслуживания, приводятся примеры из практики как отечественных, так и зарубежных предприятий. Эта глава носит теоретический характер.

Во второй главе приводятся общая характеристика хозяйственной деятельности магазина и некоторые специфические показатели анализа ее эффективности, а также объясняется влияние фактора пространственного размещения и оборудования узла расчета в магазине на эффективность работы предприятия торговли. В главе также непосредственно рассмотрены вопросы организации узла расчёта в магазине: пространственное расположение узла расчёта, вычисление необходимого количество кассовых кабин, организация прикассовых зон обслуживания покупателей.

В третьей главе содержится  анализ режима работы кассиров в магазине, условий их труда и техники безопасности. В главе также содержатся некоторые предложения по усовершенствованию работы расчётной зоны магазина.

В качестве примера взята  деятельность одного из  магазинов самообслуживания г.Минска супермаркета «Центральный», находящегося по адресу: пр–т Независимости, 54.

 

Глава 1. Теоретические  аспекты организации рабочих  мест кассиров–контролеров в магазинах  самообслуживания.

1.1. Значение правильной организации  рабочих мест кассиров–контролеров  и правильной организации расчетов с покупателями на предприятиях розничной торговли.

 

С точки зрения покупателей, одними из наиболее важных причин, вызывающих их неудовлетворённость тем или  иным магазином, являются теснота (отсутствие достаточного пространства между прилавками и стеллажами с продукцией), недостаточный выбор продукции возле касс, неудобное расположение зоны хранения личных вещей покупателей и, конечно же, неудобное расположение касс и длинные очереди на выходе из торгового зала.

Нужно отметить, что большинство вышеназванных причин легко устраняется при помощи перепланировки торгового зала и правильной организации процесса обслуживания покупателей. Рассмотрим эти причины более подробно.

Существует несколько  основных причин, вызывающих очереди  в узлах расчёта магазина. Прежде всего, к таким причинам можно отнести недостаточное количество кассовых кабин в магазине, узкие проходы между кассовыми кабинами и медлительность или даже некомпетентность продавцов, а также отсутствие необходимого расчетно–кассового оборудования, значительно ускоряющего процесс расчётов с  покупателями.

Для того чтобы ликвидировать  или снизить до минимума негативное воздействие всех вышеперечисленных факторов на работу магазина, нужно правильно организовать как расчётные зоны, так и весь торговый зал, а также должным образом организовать работу персонала.

Правильная организация рабочих мест кассиров является важным фактором в повышении прибыльности магазинов самообслуживания.

Довольно часто случается, что при планировке торгового  помещения и выборе оборудования владельцы магазинов самообслуживания забывают или плохо представляют, как тот или иной вид торгового оборудования может повлиять на прибыль магазина, увеличить или, наоборот, уменьшить его привлекательность в глазах покупателей. Особенно это касается прикассовой зоны (зоны расчетов) магазина. 

Так, сделанный покупателем  выбор отнюдь не является гарантией  увеличения суммы наличности в кассе  магазина. Согласно проведенным исследованиям, из всех неблагоприятных факторов, с которыми покупатель сталкивается в магазине, самое сильное раздражение возникает от долгого стояния в очереди к кассе. Потеряв терпение от долгого ожидания,  покупатель может бросить тележку с уже выбранными товарами и уйти из магазина, не дождавшись своей очереди на оплату.

Отрицательная реакция  покупателя может проявиться и раньше —  только войдя в магазин и  увидев очередь к кассе, покупатель, поняв, что процесс оплаты может  занять значительно больше времени, нежели собственно выбор товаров (особенно если речь идет о небольшом количестве покупок), может уйти сразу же.

Отсутствие же очередей перед кассами, безусловно, способствует созданию у покупателей благоприятного впечатления о работе магазина. Ведь, даже если в соседнем магазине цены выше, но меньше очереди, покупатель в следующий раз может направиться туда. Это, конечно, не правило, однако факт остается фактом — «при прочих равных» для покупателя предпочтительнее тот магазин, в котором он тратит меньше времени как на выбор покупок, так и на их оплату. 

Таким образом, планировка контрольно–кассового узла в магазине должна обеспечить беспрепятственное движение потоков покупателей, но исключать любое встречное движение.

Как же должна быть спланирована зона расчетов для того, чтобы даже в часы наибольшего наплыва покупателей они не создавали длинные очереди, а, наоборот, обслуживались быстро и эффективно? Важную роль в этом вопросе играет оптимальный выбор кассовых боксов — основного оборудования в прикассовой зоне, так как именно они являются базой для организации рабочего места кассира.

Однако, при организации узла расчёта в магазинах, помимо расположения кассовых кабин, необходимо учитывать и расположение оборудования для хранения личных вещей покупателей, а также столов для упаковки товаров покупателями.

 

1.2. Отечественный и зарубежный опыт организации рабочих мест кассиров и возможности его применения в торговых предприятиях Республики Беларусь.

 

В настоящее время  в нашей стране уже активно  используется передовой опыт различных  зарубежных компаний, занимающихся розничной торговлей в магазинах самообслуживания.

Прежде всего, это связано  с активным развитием розничной  торговли в Беларуси в последние  годы и, как следствие, с увеличением  количества магазинов  самообслуживания как формы розничной торговли с наименьшими издержками.

Главным образом, накопленный предприятиями практический опыт в организации расчетных зон магазинов в целом и рабочих мест кассиров в частности касается правильного выбора кассовых аппаратов и другого торгового оборудования, а также правильного его размещения (то есть, размещения оборудования как с учетом требований законодательных актов и стандартов организации торговых предприятий, так и с учетом поведения покупателей).

Так, сегодня, при прочих равных условиях, при организации рабочих мест кассиров предпочтение  отдается кассовым боксам с транспортером и широким накопителем с разделителем товара. Причем, чем больше площадь магазина, чем интенсивнее поток покупателей и чем больше средняя сумма чека, тем длиннее должен быть транспортер — это обеспечивает быстрое обслуживание покупателей. Оптимальным же выбором для магазинов с ограниченной прикассовой зоной являются парные кассовые боксы. Их главное преимущество в том, что на одном и том же пространстве таких кассовых боксов всегда можно установить больше, чем одинарных, обеспечив тем самым большее количество рабочих мест.  Если площадь, отведенная под зону расчетов, неширока — а, значит, количество кассовых боксов, которые можно здесь установить, невелико — можно заранее предположить, что в часы наибольшего наплыва посетителей в ней будут скапливаться длинные очереди. Именно поэтому парные кассовые боксы  являются  наиболее эффективным решением в данной ситуации, поскольку они позволяют обслужить больше посетителей, чем равное количество стандартных одинарных боксов.

Нужно заметить, что выбор модели кассового стола должен осуществляться строго с учетом формата магазина. Четкая градация мест кассира (кассовых боксов) по моделям и форматам представлена у большинства производителей или поставщиков торгового оборудования.

Очевидно, что абсолютное большинство из перечисленных выше принципов рациональной и эффективной организации расчетно–кассовых зон магазинов самообслуживания и, в частности, рабочих мест кассиров было позаимствовано отечественными торговыми предприятиями у своих зарубежных коллег. Причина этому также очевидна: рыночные методы розничной торговли в нашей стране стали развиваться относительно недавно, а при командно–административной системе такие принципы не применялись.

Тем не менее, зарубежный опыт прижился в белорусских условиях хозяйствования и активно используется отечественными предприятиями. К тому же, белорусские компании постоянно совершенствуют методы организации торговли, привнося в полученные от иностранных коллег знания «местный колорит».

 

Глава 2. Характеристика организации  расчетной зоны в универсаме «Центральный».

2.1. Краткая характеристика  организации деятельности в универсаме «Центральный».

 

Универсам  «Центральный»  расположен в самом центре Минска, проспекте Независимости. У магазина долгая история, но таким, каким мы его видим сегодня, он стал относительно недавно.

Сегодня универсам «Центральный» является примером магазина самообслуживания с эффективной и рациональной организацией торгового зала, соответствующей всем специфическим критериям.

Доходы магазина значительно увеличились  после проведения перепланировки торгового  зала в 2004 году. Структура чеков в  магазине также изменилась в лучшую сторону: после перепланировки количество наименований в чеке увеличилось  в среднем на 1,5 единицы. Это свидетельствует о том, что люди стали приобретать в магазине больше. К тому же, меньшее количество покупателей стало выходить из магазина без покупок.

С 2005 года в универсаме «Центральный» применяются кассовые терминальные комплексы, что позволило увеличить скорость потока движения покупателей из торгового зала и, соответственно, уменьшить очереди у касс в часы пик.

По статистике, для  создания комфортных условий перемещения  покупателей в среднем необходимо от 4 до 10 м2 площади торгового зала на одного покупателя. Так, в супермаркете «Центральный» на одного покупателя приходится 4,5 м2 площади торгового зала (однако, несмотря на это, в часы пик в зале становится довольно тесно от наплыва покупателей, и движение и работа персонала по дополнению товара затруднены).

Степень использования торговой площади называется коэффициентом установочной площади и определяется отношением установочной площади к площади торгового зала. В супермаркете «Центральный» величина этого показателя составляет 0,31, что соответствует норме для занимающихся продажей продуктов питания магазинов самообслуживания, а до проведения перепланировки составляла 0,46 (помещения магазина были спроектированы ещё в 60–е годы, а первоначальная планировка торгового зала была проведена в 1997 году).

Информация о работе Организация рабочего места кассира-контролера в магазине самообслуживания и пути его рационализации