Организация рабочего места кассира-контролера в магазине самообслуживания и пути его рационализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 04:41, курсовая работа

Краткое описание

Задачами данной курсовой работы являются анализ организации рабочих мест кассиров–контролеров в магазине самообслуживания, определение наиболее существенных ошибок организации расчётных зон в магазине и анализ их влияния на эффективность работы магазина, а также описание возможных путей устранения таких ошибок и, в частности, путей рационализации организации работы кассиров–контролеров в магазине.
Целью работы является определение наиболее рационального и эффективного способа организации рабочих мест кассиров–контролеров в магазине самообслуживания для обеспечения более высокой степени удовлетворения потребностей покупателей и повышения эффективности организации работы магазина в целом.

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты организации рабочих мест кассиров–контролеров в магазинах самообслуживания. 5
1.1. Значение правильной организации рабочих мест кассиров–контролеров и правильной организации расчетов с покупателями на предприятиях розничной торговли. 5
1.2. Отечественный и зарубежный опыт организации рабочих мест кассиров и возможности его применения в торговых предприятиях Республики Беларусь. 8
Глава 2. Характеристика организации расчетной зоны в универсаме «Центральный». 10
2.1. Краткая характеристика организации деятельности в универсаме «Центральный». 10
2.2. Пространственное размещение и оборудование расчетно–кассовой зоны в универсаме. 13
2.3. Характеристика организации рабочих мест кассиров в универсаме «Центральный». 17
2.4. Анализ режима работы, условий труда и техники безопасности работы кассиров в универсаме «Центральный». 21
Глава 3. Совершенствование организации рабочих мест кассиров–контролеров. 23
3.1. Использование работы со штрих-кодовым оборудованием. 23
3.2. Организация рабочего места кассира на основе POS–систем. 25
Заключение 28
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

kursovaa_ekonomika_organizacii.doc

— 230.00 Кб (Скачать)

При создании относительно благоприятных для работы кассиров условий снизится текучесть кадров торгового предприятия, и качество обслуживания покупателей никак не пострадает, так как у каждого кассира появится стимул к эффективному и качественному труду.

Таким образом, предприятие, как правило, самым непосредственным образом заинтересовано в улучшении условий труда как кассиров–контролеров, так и всего персонала в целом.

Большое значение при  организации работы кассиров должно уделяться и соблюдению правил техники  безопасности. Это позволит избежать любой возможности несчастного случая на рабочем месте, а также избежать проблем с проверяющими организациями и выплаты штрафов.

Правила техники безопасности при работе с кассовыми аппаратами определяются Типовыми инструкциями техники безопасности. В них содержатся правила соблюдения техники безопасности до начала работы с кассовыми аппаратами, во время работы и по ее завершении. В Инструкциях также определены правила установки кассовых аппаратов и другого оборудования рабочих мест кассиров, некоторые принципы которых, к тому же, содержаться и в инструкциях к применению кассовых аппаратов и других видов оборудования.

Правила техники безопасности в универсаме «Центральный» соблюдаются неукоснительно. Предприятие также обеспечивает оптимальные условия работы для своего персонала. Все это в совокупности с приведенными выше данными о деятельности универсама «Центральный» говорит о том, что этот магазин самообслуживания, пожалуй, может считаться примером правильной и эффективной организации рабочих мест кассиров–контролеров, расчетной зоны и всего торгового зала в целом.

 

Глава 3. Совершенствование организации рабочих мест кассиров–контролеров.

3.1. Использование работы со штрих-кодовым оборудованием.

 

В магазинах самообслуживания в настоящее время всё более широкое применение находят технологии штрихового кодирования.

Общеизвестно, что штрих–кодирование позволяет существенно упростить идентификацию товаров, и, как следствие, сократить время на все основные товароучетные операции, начиная с прихода и продажи товаров и заканчивая инвентаризацией.

Оно позволяет автоматизировать учет продажи товаров, повысить скорость и культуру обслуживания покупателей, вести оперативный учет поступающих  и проданных товаров в каждом отделе или секции.

Большие возможности штриховое кодирование дает при продаже товаров с помощью кассовых терминальных комплексов (POS-терминалов), которые считывают код с товара, высвечивают на экране его цену, автоматически печатают чек и фиксируют продажу товара. После получения денег информация о конкретном проданном товаре может сразу поступить в центральную кассу.

Применение штрихового кодирования позволяет автоматизировать не только продажу товара покупателю, но и все функции товародвижения и максимально снизить количество ошибок и бумажного документооборота.

При организации работы со штрих–кодами в магазинах, конечно  же, используется специальное оборудование (например, такое, как сканер штрих–кода или терминал сбора данных).

Сканер штрих–кода — это устройство, предназначенное для считывания и автоматического ввода штрих-кода в персональный компьютер или контрольно-кассовую машину. С помощью сканера штрих–кодов осуществляются операции по поиску товаров в справочнике, подборе товаров в документы и отчеты.

Терминал сбора данных — это портативное устройство, включающее в себя встроенный сканер штрих-кода, алфавитно-цифровую клавиатуру, жидкокристаллический дисплей, блок памяти, автономное питание и возможность передачи данных в персональный компьютер. С помощью терминалов сбора данных предусмотрена возможность заполнения табличной части всех документов, что позволяет удобно и оперативно выполнять складские операции, такие как инвентаризация, приход, расход, перемещение товара и т.п. Схема работы товароведа с терминалом сбора данных следующая: перед оформлением документов товаровед сканирует штрих–код необходимого товара с помощью терминала сбора данных и вводит в терминал его количество. После обработки всего необходимого товара товаровед, из оформляемого документа, подает команду на получение данных из терминала, в результате чего табличная часть документа заполняется товарами, введенными в терминал сбора данных в указанном количестве.

В универсаме «Центральный» такое оборудование, конечно же, используется.

 

 

3.2. Организация рабочего места кассира на основе POS–систем.

 

Организация рабочего места кассира на основе POS–систем позволяет не просто рационализировать, но и коренным образом изменить работу кассиров в сторону повышения ее эффективности.

При правильной организации  расчетной зоны магазина с использованием POS–систем резко снижается возможность возникновения очередей на выходе из торгового зала, упрощается внутренний документооборот магазина и обмен информацией между различными службами торгового предприятия, появляется возможность использовать труд меньшего количества работников и, как следствие, увеличивается прибыльность магазина и его положительный имидж среди покупателей.

POS–системы представляют собой определенные технические комплексы и программное обеспечение, связывающее в единую локальную компьютерную сеть все кассовые комплексы магазина, штрих–кодовое и измерительное оборудование, а также компьютеры в бухгалтерии и дирекции со всеми подключенными к ним периферийными устройствами. Приблизительная схема организации работы магазина с использованием POS–систем показана на рисунке 3.

Для поддержания на POS–системах актуальной информации об остатках товаров и их ценах предусмотрен механизм автоматической загрузки информации о товарах при проведении документов. За счет этого снижается влияние человеческого фактора на процесс обновления информации о товарах на кассах, так как в этом случае не требуется дополнительно проводить операцию загрузки касс.

 

Рисунок 3. Приблизительная схема организации работы магазина с использованием POS–систем.

 

Обмен данными (загрузка справочника товаров и выгрузка отчета о продажах) производится через  текстовые файлы и возможен как  в ручном режиме на внешних носителях (дискета, флэш-память), так и в автоматическом режиме по локальной сети, отличительной особенностью которого является возможность обмена в любой момент времени без отрыва кассира от работы. В таком режиме работы в товароучетной системе поддерживается информация об актуальном остатке товара в торговом зале.

Одним из важных преимуществ POS–систем является возможность гибкой организации систем скидок–надбавок:

    • назначающиеся с точностью до определенного товара автоматические схемы скидок (по условию, по дате, по времени, дню недели, количеству, сумме);
    • использование магнитных карт с фиксированным процентом (суммой) скидок;
    • использование персональных дисконтных карт с учетом суммы накопления.

Это позволяет удобно и оперативно проводить всевозможные акции по привлечению покупателей. К тому же, система позволяет централизованно управлять скидками, предоставляемыми покупателям и производить анализ эффективности применения дисконтных карт. Информация о скидках и дисконтных картах хранится в базе данных и может быть в любой момент загружена на POS–системы.

В универсаме «Центральный» POS–системы активно используются уже довольно давно, однако полная компьютеризация всех этапов товародвижения в магазине еще не произведена. Это связано, прежде всего, с финансовыми затратами на переоборудование магазина, которые достаточно велики для того, чтобы считать такое переоборудование на сегодняшний день не оправдывающим затраченные на него средства.

 

 

 

 

Заключение

 

Организация рабочих мест кассиров в магазине — процесс диалектический. С одной стороны, он совсем не прост и очень важен, поэтому и требует к себе повышенного внимания.   Однако, с другой стороны, организация рабочих мест кассиров не представляет из себя ничего сложного. Это лишь процесс, имеющий свои закономерности и подчинённый определённым правилам.

Конечно, нельзя гарантировать, что при соблюдении всех правил и  рекомендаций по организации рабочих мест кассиров и расчётной зоны в целом магазин станет приносить сверхприбыль, но можно совершенно точно сказать, что при соблюдении  всех принципов  организации расчётной зоны магазин станет более привлекательным для покупателей, а это уже много значит.

Нужно помнить,  что  эффективная работа и рациональная организация рабочих мест кассиров в магазине предназначена в первую очередь для удобства покупателей, и лишь опосредовано через это — для повышения прибыльности магазина.

Но не  стоит  и  забывать о том, что эффективная работа кассиров (как и всего персонала магазина) и эффективное функционирование расчётной зоны в целом практически ничего не значат без соответствующей планировки торгового зала, ценовой и ассортиментной политики, стимулирования сбыта и множества других факторов, определяющих как эффективность работы магазина в целом, так и отношение к нему покупателей.

Примером эффективной  организации рабочих мест кассиров–контролеров, как и всего торгового зала в целом, может служить универсам  «Центральный».

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Виноградова С.Н. Организация и технология торговли. — Мн.:2002 .
  2. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий. — М.:2003.
  3. К. Канаян Проектирование магазинов и торговых центров. — М.:2003.
  4. Мезена Т.К. Торгово–технологическое оборудование (курс лекций). —Мн:2000.
  5. Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий. — М.:1998.
  6. Станкевич Л.Г. Организация и технология торговли. — Мн.:2000.
  7. Экономика и организация деятельности торгового предприятия. Под. ред. Соломатина А.Н.—М.:2002.
  8. Основные правила ведения розничной торговли и торгово-производственной деятельности на территории РБ №666,7.06.1999 г. №62.
  9. Правила продажи товаров и продукции общественного питания из розничной торговой сети юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Утверждены приказом Министерства торговли РБ №53 от 14.05.1999 г.
  10. Сборник нормативных документов по организации торговли на территории РБ. — Мн.:1996.
  11. Типовые правила эксплуатации кассовых суммирующих аппаратов и компьютерных систем. — Мн.: 2001.



Информация о работе Организация рабочего места кассира-контролера в магазине самообслуживания и пути его рационализации