Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 04:41, курсовая работа
Задачами данной курсовой работы являются анализ организации рабочих мест кассиров–контролеров в магазине самообслуживания, определение наиболее существенных ошибок организации расчётных зон в магазине и анализ их влияния на эффективность работы магазина, а также описание возможных путей устранения таких ошибок и, в частности, путей рационализации организации работы кассиров–контролеров в магазине.
Целью работы является определение наиболее рационального и эффективного способа организации рабочих мест кассиров–контролеров в магазине самообслуживания для обеспечения более высокой степени удовлетворения потребностей покупателей и повышения эффективности организации работы магазина в целом.
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты организации рабочих мест кассиров–контролеров в магазинах самообслуживания. 5
1.1. Значение правильной организации рабочих мест кассиров–контролеров и правильной организации расчетов с покупателями на предприятиях розничной торговли. 5
1.2. Отечественный и зарубежный опыт организации рабочих мест кассиров и возможности его применения в торговых предприятиях Республики Беларусь. 8
Глава 2. Характеристика организации расчетной зоны в универсаме «Центральный». 10
2.1. Краткая характеристика организации деятельности в универсаме «Центральный». 10
2.2. Пространственное размещение и оборудование расчетно–кассовой зоны в универсаме. 13
2.3. Характеристика организации рабочих мест кассиров в универсаме «Центральный». 17
2.4. Анализ режима работы, условий труда и техники безопасности работы кассиров в универсаме «Центральный». 21
Глава 3. Совершенствование организации рабочих мест кассиров–контролеров. 23
3.1. Использование работы со штрих-кодовым оборудованием. 23
3.2. Организация рабочего места кассира на основе POS–систем. 25
Заключение 28
Список использованной литературы 29
При создании относительно благоприятных для работы кассиров условий снизится текучесть кадров торгового предприятия, и качество обслуживания покупателей никак не пострадает, так как у каждого кассира появится стимул к эффективному и качественному труду.
Таким образом, предприятие, как правило, самым непосредственным образом заинтересовано в улучшении условий труда как кассиров–контролеров, так и всего персонала в целом.
Большое значение при организации работы кассиров должно уделяться и соблюдению правил техники безопасности. Это позволит избежать любой возможности несчастного случая на рабочем месте, а также избежать проблем с проверяющими организациями и выплаты штрафов.
Правила техники безопасности при работе с кассовыми аппаратами определяются Типовыми инструкциями техники безопасности. В них содержатся правила соблюдения техники безопасности до начала работы с кассовыми аппаратами, во время работы и по ее завершении. В Инструкциях также определены правила установки кассовых аппаратов и другого оборудования рабочих мест кассиров, некоторые принципы которых, к тому же, содержаться и в инструкциях к применению кассовых аппаратов и других видов оборудования.
Правила техники безопасности в универсаме «Центральный» соблюдаются неукоснительно. Предприятие также обеспечивает оптимальные условия работы для своего персонала. Все это в совокупности с приведенными выше данными о деятельности универсама «Центральный» говорит о том, что этот магазин самообслуживания, пожалуй, может считаться примером правильной и эффективной организации рабочих мест кассиров–контролеров, расчетной зоны и всего торгового зала в целом.
В магазинах самообслуживания в настоящее время всё более широкое применение находят технологии штрихового кодирования.
Общеизвестно, что штрих–кодирование позволяет существенно упростить идентификацию товаров, и, как следствие, сократить время на все основные товароучетные операции, начиная с прихода и продажи товаров и заканчивая инвентаризацией.
Оно позволяет автоматизировать учет продажи товаров, повысить скорость и культуру обслуживания покупателей, вести оперативный учет поступающих и проданных товаров в каждом отделе или секции.
Большие возможности штриховое кодирование дает при продаже товаров с помощью кассовых терминальных комплексов (POS-терминалов), которые считывают код с товара, высвечивают на экране его цену, автоматически печатают чек и фиксируют продажу товара. После получения денег информация о конкретном проданном товаре может сразу поступить в центральную кассу.
Применение штрихового
кодирования позволяет
При организации работы со штрих–кодами в магазинах, конечно же, используется специальное оборудование (например, такое, как сканер штрих–кода или терминал сбора данных).
Сканер штрих–кода — это устройство, предназначенное для считывания и автоматического ввода штрих-кода в персональный компьютер или контрольно-кассовую машину. С помощью сканера штрих–кодов осуществляются операции по поиску товаров в справочнике, подборе товаров в документы и отчеты.
Терминал сбора данных — это портативное устройство, включающее в себя встроенный сканер штрих-кода, алфавитно-цифровую клавиатуру, жидкокристаллический дисплей, блок памяти, автономное питание и возможность передачи данных в персональный компьютер. С помощью терминалов сбора данных предусмотрена возможность заполнения табличной части всех документов, что позволяет удобно и оперативно выполнять складские операции, такие как инвентаризация, приход, расход, перемещение товара и т.п. Схема работы товароведа с терминалом сбора данных следующая: перед оформлением документов товаровед сканирует штрих–код необходимого товара с помощью терминала сбора данных и вводит в терминал его количество. После обработки всего необходимого товара товаровед, из оформляемого документа, подает команду на получение данных из терминала, в результате чего табличная часть документа заполняется товарами, введенными в терминал сбора данных в указанном количестве.
В универсаме «Центральный» такое оборудование, конечно же, используется.
Организация рабочего места кассира на основе POS–систем позволяет не просто рационализировать, но и коренным образом изменить работу кассиров в сторону повышения ее эффективности.
При правильной организации расчетной зоны магазина с использованием POS–систем резко снижается возможность возникновения очередей на выходе из торгового зала, упрощается внутренний документооборот магазина и обмен информацией между различными службами торгового предприятия, появляется возможность использовать труд меньшего количества работников и, как следствие, увеличивается прибыльность магазина и его положительный имидж среди покупателей.
POS–системы представляют собой определенные технические комплексы и программное обеспечение, связывающее в единую локальную компьютерную сеть все кассовые комплексы магазина, штрих–кодовое и измерительное оборудование, а также компьютеры в бухгалтерии и дирекции со всеми подключенными к ним периферийными устройствами. Приблизительная схема организации работы магазина с использованием POS–систем показана на рисунке 3.
Для поддержания на POS–системах актуальной информации об остатках товаров и их ценах предусмотрен механизм автоматической загрузки информации о товарах при проведении документов. За счет этого снижается влияние человеческого фактора на процесс обновления информации о товарах на кассах, так как в этом случае не требуется дополнительно проводить операцию загрузки касс.
Рисунок 3. Приблизительная схема организации работы магазина с использованием POS–систем.
Обмен данными (загрузка справочника товаров и выгрузка отчета о продажах) производится через текстовые файлы и возможен как в ручном режиме на внешних носителях (дискета, флэш-память), так и в автоматическом режиме по локальной сети, отличительной особенностью которого является возможность обмена в любой момент времени без отрыва кассира от работы. В таком режиме работы в товароучетной системе поддерживается информация об актуальном остатке товара в торговом зале.
Одним из важных преимуществ POS–систем является возможность гибкой организации систем скидок–надбавок:
Это позволяет удобно и оперативно проводить всевозможные акции по привлечению покупателей. К тому же, система позволяет централизованно управлять скидками, предоставляемыми покупателям и производить анализ эффективности применения дисконтных карт. Информация о скидках и дисконтных картах хранится в базе данных и может быть в любой момент загружена на POS–системы.
В универсаме «Центральный» POS–системы активно используются уже довольно давно, однако полная компьютеризация всех этапов товародвижения в магазине еще не произведена. Это связано, прежде всего, с финансовыми затратами на переоборудование магазина, которые достаточно велики для того, чтобы считать такое переоборудование на сегодняшний день не оправдывающим затраченные на него средства.
Организация рабочих мест кассиров в магазине — процесс диалектический. С одной стороны, он совсем не прост и очень важен, поэтому и требует к себе повышенного внимания. Однако, с другой стороны, организация рабочих мест кассиров не представляет из себя ничего сложного. Это лишь процесс, имеющий свои закономерности и подчинённый определённым правилам.
Конечно, нельзя гарантировать, что при соблюдении всех правил и рекомендаций по организации рабочих мест кассиров и расчётной зоны в целом магазин станет приносить сверхприбыль, но можно совершенно точно сказать, что при соблюдении всех принципов организации расчётной зоны магазин станет более привлекательным для покупателей, а это уже много значит.
Нужно помнить, что эффективная работа и рациональная организация рабочих мест кассиров в магазине предназначена в первую очередь для удобства покупателей, и лишь опосредовано через это — для повышения прибыльности магазина.
Но не стоит и забывать о том, что эффективная работа кассиров (как и всего персонала магазина) и эффективное функционирование расчётной зоны в целом практически ничего не значат без соответствующей планировки торгового зала, ценовой и ассортиментной политики, стимулирования сбыта и множества других факторов, определяющих как эффективность работы магазина в целом, так и отношение к нему покупателей.
Примером эффективной организации рабочих мест кассиров–контролеров, как и всего торгового зала в целом, может служить универсам «Центральный».