Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 01:44, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является проведение исследования форм и систем оплаты труда, анализ действующих систем и форм оплаты труда, выявление их недостатков, анализ использования фонда оплаты труда.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. определить сущность категории заработной платы
2. рассмотреть существующие формы и системы оплаты труда, порядок начисления некоторых видов заработной платы, рассмотреть действующую систему премирования
3. выявить принципы организации заработной платы в современных условиях
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы организации оплаты труда на предприятиях......5
1. Сущность оплаты труда на предприятиях……………………………… 5
2. Формы и системы оплаты труда на предприятиях…………………….. 9
3. Принципы организации заработной платы на предприятиях в современных условиях…………………………………………………..19
2. Анализ оплаты труда на предприятии «МУРЭП-28»…………………..25
1. Общая характеристика деятельности предприятия…………………... 25
2. Оценка форм и систем оплаты труда, применяемых на предприятии.32
3. Анализ формирования и распределения оплаты труда работников предприятия……………………………………………………………...39
3. Оптимизации технологий оплаты труда на предприятии……………...44
Заключение………………………………………………………………………47
Список использованной литературы………………………………………….. 49
Мы видим, что единая тарифная сетка имеет 18 разрядов, при этом с 1 по 8 раздел отведено рабочим, а со 2 по 18 разряд – служащим.
Дифференциация ставок оплаты труда по разрядам реализовывается в единой тарифной сетке по признаку сложности выполняемых работ и квалификации работников. Необходимо выделить принципы построения единой шкалы тарификации и оплаты труда рабочих и служащих, разработанным институтом труда:
Проанализируем
варианты тарифной сетки для дифференциации
ставок оплаты труда рабочих и служащих
по сложности труда:
Таблица 1.5.- Варианты тарифной сетки для дифференциации ставок оплаты труда рабочих и служащих по сложности труда
Варианты
нарастания ставок от разряда к разряду |
Разряды оплаты труда | ||||||||||||||
1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||||||
|
Тарифные коэффициенты | ||||||||||||||
1-й
вариант
11%-ное нарастание ставок |
1,0 | 1,11 | 1,23 | 1,37 | 1,52 | 1,69 | 1,88 | 2,09 | |||||||
2-й
вариант
14%-ное нарастание ставок |
1,0 | 1,14 | 1,30 | 1,48 | 1,69 | 1,93 | 2,20 | 2,51 | |||||||
3-й вариант
17%-ное нарастание ставок |
1,0 | 1,17 | 1,37 | 1,60 | 1,87 | 2,19 | 2,56 | 3,00 | |||||||
Варианты
нарастания ставок от разряда к разряду |
Разряды оплаты труда | ||||||||||||||
9 |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |||||||
|
Тарифные коэффициенты | ||||||||||||||
1-й
вариант
11%-ное нарастание ставок |
2,32 | 2,58 | 2,86 | 3,17 | 3,52 | 3,91 | 4,34 | 4,82 | 5,35 | ||||||
2-й
вариант
14%-ное нарастание ставок |
2,86 | 3,26 | 3,72 | 4,24 | 4,83 | 5,51 | 6,28 | 7,16 | 8,16 | ||||||
3-й
вариант
17%-ное нарастание ставок |
3,51 | 4,11 | 4,81 | 5,63 | 6,59 | 7,71 | 9,02 | 10,55 | 12,34 |
Единая тарифная сетка позволяет во многом унифицировать оплату труда работников, сохраняя возможность гибкого управления этой оплатой, что не маловажно для стимулирования труда.
Мы думаем, это выгодно создавать предприятиям свою тарифную сетку, применяя только отдельные принципы ЕТС, внося в нее дополнения, основанные на специфике своих производств.
Хотелось бы обратить особое внимание на то, что в 2008 году в федеральных бюджетных учреждениях была введена новая система оплаты труда. Как нам кажется, одной из важных причин отказа от ЕТС стала ее неэффективность. Причин было много, но основной стала незаинтересованность показывать наилучшие результаты, т.к. уровни оплаты труда в рамках единой тарифной системы не зависят от результатов работы конкретного работника. [17,стр.27]
Но были и другие причины, как считает Владимир Моисеев заработная плата бюджетников, состоящая из базовых окладов, компенсационных и стимулирующих выплат, существенно не изменилась, соответственно не понятно было в чем смысл предыдущей реформы. [13,стр.25]
По нашему мнению, следует грамотно подходить к реформированию системы оплаты труда, что требует правильной постановки задач по разработки новой системы, т.е. система обязана удовлетворять потребности руководства в увеличении эффективности деятельности предприятия , а также она должна быть справедливой и ясной для работников. [17,стр.28]
Как считает М. Гулиева, при построении новой системы нужно придерживаться следующих принципов:
«Эти принципы закрепляются в Положении об оплате и стимулировании труда, едином для всех структурных подразделений и для всех категорий персонала (руководителей, специалистов, служащих, рабочих)».[5,стр.35]
Основные характеристики новой системы оплаты труда:
Мы согласны с тем, что эта система не такая эффективная как об этом все говорят. Например, В.Ракоти главным минусом системы считает ее незавершенность. «Все составляющие новой системы: оклады, коэффициенты, надбавки, премии, вознаграждения и т.д. – это, по существу, ложки и вилки к обеду, но без самого обеда, т.е. без связи ФОТ, который оживляет инструментарий оплаты труда». [15,стр.26]
Мы
можем продемонстрировать это в таблице
данных о средней заработной плате работников
бюджетных органов федерального, регионального
и местного уровня по итогам первого полугодия
2008 года.
Таблица
1.6. – Средняя заработная плата
бюджетных органов
Федеральный округ | Бюджетные учреждения, зарплата работников которых выше, чем в федеральных учреждениях на местах. | |
Краевые и областные | Городские и районные | |
Центральный | + | + |
Северо-Западный | + | - |
Южный | + | - |
Приволжский | + | - |
Уральский | + | + |
Дальневосточный | + | - |
К
тому же, «новая система таит в себе
опасность легализации
Первый опыт указывает о расширении возможностей руководителей учреждений позаботиться о себе, соответственно и о близком окружении, у которых доходы и не такие уж и низкие. А так как в нашей стране и так чрезмерное социальное расселение, то дальнейший рост разрыва в уровнях оплаты труда руководителя и работников закономерно усилит социальную напряженность.
«В связи с многообразием форм экономической деятельности в настоящее время применяются и иные, нетрадиционные для нашей страны, системы оплаты» [22,стр.28]
«Для этой системы характерны следующие признаки:
Эту систему используют в относительно небольших коллективах с устойчивым составом работников. При этом принцип бестарифной системы заключается в том, что работнику присваивается определенный квалификационный уровень, но никакого твердого оклада или тарифной ставки не устанавливается.
Делая
вывод, мы скажем о том, что предприятия
сами устанавливают формы и системы оплаты
труда, применяя их, осуществляется материальная
заинтересованность работников в увеличении
качественных и количественных показателей
производства. Выделяются сдельная и повременная
формы оплаты труда. Если говорить о системах,
то выделяют тарифную систему, бестарифную
систему, единую тарифную систему и совершенно
новую систему, которая должна изменить
свое отношение к оплате труда, несмотря
на то, что она незавершенна.
Изучая научную литературу, мы заметили, что авторы выделяют свои принципы организации заработной платы, соответственно не существует единого перечня принципов. Чтобы разобраться во всем, мы решили изначально рассмотреть основные принципы Николая Шеремета. По его мнению, система оплаты труда строится на принципах справедливости, координации, эффективности и устойчивости. Итак, проанализируем каждый из этих принципов, для большей ясности:
1) принцип справедливости - улучшение мотивационной системы, организационного уровня и взаимодействие руководства с персоналом исходит от того, насколько высока социальная справедливость в трудовых отношениях какого – либо предприятия. Определение социальной справедливости содержит «сопоставление фактических и должных последствий одних и тех же обстоятельств». Под обстоятельствами мы понимаем, выполнение конкретной работы, а последствиями считаются, например, вознаграждения, надбавки. То есть, несправедливостью числится то, где происходит несоответствие в соотношениях между фактическими и должными последствиями. А это в свою очередь, фиксируется в нормативно – правовых документах, например таком как, положение о фонде заработной платы. К тому же неточное исполнение закона приводит к социальной напряженности, создавая угрозу стабильности предприятия.
2) принцип координации – «в системе оплаты труда выражается в гармонизации различных ее элементов – тарифных ставок, должностных окладов, доплат, надбавок». [23,стр.72]
3) принцип эффективности – это применительно к предприятию в целом. «Получаемые доходы позволяют решать стоящие перед ним текущие и перспективные задачи». Оплата труда также выступает, как фактор эффективности. С повышением эффективности оплата труда имеет стимулирующий момент, что не маловажно.
4) принцип устойчивости – существенную роль в сохранении и укреплении устойчивости организационной системы выступает феномен «относительной» заработной платы. Т.е. «имеется в виду ее покупательская способность, уровень по сравнению с установленным на других предприятиях, степень дифференциации в рамках данной организации».
Мы полностью разделяем высказывание Николая Шеремета, что «система оплаты труда должна стимулировать сотрудничество и социальную стабильность, а не провоцировать конфликты». [23,стр.71]
Для наглядного сравнения мы рассмотрим принципы, разработанные профессором Н.А.Волгиным. Заметим, что он первый, кто попытался классифицировать принципы на основе группирования функций оплаты труда. Он отмечает, что принципы должны выводится из совокупности объективно действующих законов. Их нельзя заключать в единую классификацию. «Каждый принцип отражает действие нескольких экономических законов. Можно выделить главную функцию, на выполнение которой в первую очередь направлен данный принцип».[3,стр.68]
Поэтому, он выделил наиболее характерные принципы организации заработной платы.