Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 21:21, курсовая работа
Будучи основным источником дохода трудящихся, заработная плата является формой вознаграждения за труд и формой материального стимулирования их труда. Она направлена на вознаграждение работников за выполненную работу и на мотивацию достижения желаемого уровня производительности. Поэтому правильная организация заработной платы непосредственно влияет на темпы роста производительности труда, стимулирует повышение квалификации трудящихся. Целью данной курсовой работы является всесторонний анализ организации оплаты труда в ОАО «Северные МН».
ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1 ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Понятие заработной платы работников
1.2 Принципы организации оплаты труда в современных условиях
1.3 Формы и системы оплаты труда
1.4 Тарифная система оплаты труда
1.5 Тарифные соглашения и их роль в регулировании заработной платы
1.6 Зарубежный опыт оплаты труда
1.7 Состав и структура фонда заработной платы предприятия
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА В ОАО «СЕВЕРНЫЕ МН»
2.1 Краткая характеристика организации
2.2 Состав и структура персонала
2.3 Анализ движения кадров
2.4 Описание действующих на предприятии форм и систем оплаты труда
2.5 Расчет структуры фонда заработной платы за 2004 год
2.6 Расчет удельного веса затрат на оплату труда в себестоимости продукции
2.7 Оценка эффективности использования средств на оплату труда в 2004 году
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Основными видами деятельности Общества являются:
В прилож. 1 представлена организационная структура аппарата управления ОАО «СМН», а в прилож. 2 производственная структура предприятия.
В
подчинении у аппарата управления находятся
три районных нефтепроводных управления
(РНУ) – Усинское РНУ, Ухтинское РНУ и Вологодское
РНУ, которые обеспечивают технологическую
готовность всего комплекса оборудования
и линейной части на закрепленных участках
нефтепровода с целью обеспечения бесперебойного
приема нефти от промыслов и снабжения
нефтью потребителей в объемах, предусмотренных
заданиями.
2.2
Состав и структура
персонала
Все работники системы транспорта нефти подразделяются на следующие категории работников:
Численность работников ОАО “Северные МН” регулируется в соответствии с «Нормативами численности рабочих и служащих подразделений системы АК “Транснефть”».
Данные
нормативы предназначены для
обеспечения штатной
Нормативы численности разработаны по объектам, видам работ и подразделениям ОАО “Северные МН”, предусматривают списочную численность работников с учетом создания нормальных условий работы, обеспечения безопасности труда и охраны здоровья трудящихся, а также сменности обслуживания объектов магистрального транспорта нефти.
Численность, рассчитанная по нормативам, является максимальной. Если в результате лучшей организации труда, производства и управления фактическая численность работников меньше нормативной и при этом обеспечивается качественное выполнение заданных объемов работ при отсутствии нарушений требований охраны труда, правил техники безопасности и пожарной безопасности, то фактическая численность не должна увеличиваться до нормативного значения.
Наименование должностей и профессий данных нормативов приведены в соответствии с действующим Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), введенным в действие постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 367 (с последующими изменениями и дополнениями), Единым тарифно - квалификационным справочником работ и профессий рабочих.
Нормативы
численности рабочих
Рациональной
следует считать такую
Это обеспечивается применением бригадных форм организации труда, рациональной планировкой рабочего места и оснащением его современными видами оргоснастки, своевременным материально - техническим снабжением и транспортным обеспечением, применением передовых приемов и методов труда.
Динамика состава и структура персонала ОАО “СМН” за 5 лет показана в табл. 2.
Таблица 2
Динамика
численности персонала ОАО «
Персонал
предприятия |
01.01.
2001 года |
01.01.
2002 года |
01.01.
2003 года |
01.01.2004 года | 01.01.2005 года | Изменение
2004 г. к 2003 г., + / – | |||
чел. | чел. | чел. | чел. | уд.
вес, % |
чел. | уд.
вес, % |
чел. | уд.
вес, % | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1. Рабочие | 1258 | 1475 | 1393 | 1452 | 58,67 | 1534 | 57,82 | + 82 | – 0,85 |
Продолжение табл. 2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
2. Руководители | 173 | 259 | 263 | 300 | 12,12 | 365 | 13,75 | + 65 | + 1,63 |
3. Специалисты | 280 | 423 | 431 | 472 | 19,07 | 509 | 19,19 | + 37 | + 0,12 |
4. Служащие | 141 | 175 | 217 | 251 | 10,14 | 245 | 9,24 | – 6 | – 0,90 |
Всего: | 1852 | 2332 | 2304 | 2475 | 100 | 2653 | 100 | + 178 | - |
По состоянию на 1 января 2005 года общая численность персонала ОАО «Северные магистральные нефтепроводы» составила 2653 человека. В 2004 году существенно изменилась численность персонала Общества. Общая численность сотрудников предприятия в сравнении с 2003 годом выросла на 7,2 % или на 178 чел. Из категорий персонала видно, что прирост численности наблюдается в большей мере из - за увеличения руководителей, специалистов и рабочих. Данные изменения обусловлены увеличением штата сотрудников за счет реорганизации линейных производственно - диспетчерских станций (ЛПДС) в районные нефтепроводные управления (РНУ) и введение в эксплуатацию нового АБК.
Анализ состава работников ОАО «СМН» показал, что в 2003 году по сравнению с 2002 годом численность работников предприятия пополнилась на 178 человек, из них 127 чел. – мужчины и 51 чел. – женщины. Учитывая специфику нефтепроводного транспорта, мужчины имеют наибольшую долю численности на предприятии – 77,7 %.
Возрастная
структура персонала ОАО «СМН» представлена
на рис. 2.
Рис. 2. Возрастная структура персонала
В последние годы увеличился приток молодежи на предприятие. По состоянию на 1 января 2005 года численность молодежи в возрасте до 30 лет составила 771 человек (29,1 % от общей численности персонала Предприятия, в 2003 году – 687 человек). Численность персонала в возрасте 50 лет и старше составляет 14 % от общей численности персонала 371 человек (в 2003 году – 324 человека или 13 % от общей численности персонала).
Технико
- экономические показатели работы
системы транспорта нефти и газа во многом
зависят от квалификационного уровня
и эффективности использования кадров,
от уровня их знаний, профессиональной
подготовки, творческой активности.
2.3
Анализ движения
кадров
Анализ движения кадров проводится на основе следующих коэффициентов:
1.
Коэффициент приема кадров –
отношение количества
2.
Коэффициент выбытия кадров –
отношение количества
3. Коэффициент общего оборота равен отношению общего количества принятых и выбывших работников к среднесписочной численности за рассматриваемый период.
Динамика движения кадров представлена в табл. 3.
Таблица 3
Динамика движения кадров
Показатели | 2003 год | 2004 год | Изменение,
+ / – |
Численность на начало года, чел. | 2304 | 2475 | + 171 |
Поступило, чел. | 640 | 693 | + 53 |
Выбыло в течение года, чел. | 469 | 515 | + 46 |
Состояло на конец года, чел. | 2475 | 2653 | + 178 |
Среднесписочная численность, чел. | 2371 | 2587 | + 216 |
Коэффициент приема кадров, % | 27 | 26,8 | – 0,2 |
Коэффициент выбытия кадров, % | 19,8 | 19,9 | + 0,1 |
Коэффициент общего оборота, % | 46,8 | 46,7 | – 0,1 |
По данным табл. 3 видно, что количество работников принятых в течение 2004 года по сравнению с 2003 годом увеличилось на 53 человека, а количество выбывших работников в течение 2004 года увеличилось на 46 человек. Это можно объяснить новой кадровой политикой предприятия.
В условиях реорганизации ОАО «Северные МН» особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом, позволяющие повысить социально - экономическую эффективность производства. В связи с этим на предприятии начинает оживляться работа с кадров, которая на сегодняшний день находится на этапе поиска наиболее приемлемых методик работы с персоналом в этом направлении. С этой целью изучается опыт работы других организаций топливно - энергетического комплекса.
Коэффициент
оборота по приему в 2004 году снизился на
0,2 % в сравнении с 2003 годом, в тоже время
коэффициент оборота по выбытию практически
остался на прежнем уровне. Коэффициент
общего оборота снизился на 0,1 %.
2.4
Описание действующих
на предприятии
форм и систем
оплаты труда
В ОАО «Северные МН» применяется тарифная система оплаты труда, форма оплаты – повременно - премиальная.
Формирование системы оплаты труда работников предприятия осуществляется на основании «Положения об оплате труда работников ОАО «Северные МН».
«Положением об оплаты труда» определяется:
а) районные и северные надбавки;
б) за непрерывный стаж работы в северных районах;
в) доплаты за условия труда;
г) доплаты за работу в ночное время;
д) надбавки за подвижной характер работы и т. д.
Положение нацелено на совершенствование системы оплаты труда на основе Базовой единой тарифной сетки (БЕТС) (см. табл. 4).
Приведенные в БЕТС тарифные ставки и должностные оклады пересматриваются в порядки и сроки, определенные тарифным соглашением.