Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 10:26, курсовая работа
Актуальность оплаты труда и ее адекватного отражения трудовых усилий стоит чрезвычайно остро. И на это есть веские причины. Искусственное занижение стоимости рабочей силы унаследовано современной Беларусью от административно-плановой экономической системы с ее низким уровнем заработной платы. Но там оно компенсировалось высокими объемами потребления, распределявшимися через так называемые общественные фонды, путем дотаций на жилищно-коммунальные и санаторно-курортные услуги, значительную часть потребительских товаров, бесплатной медицинской помощи и образования. Низкой зарплате соответствовали такие же низкие, жестко регулируемые цены на товары и услуги.
Введение 4
1 Теоретические основы и экономическое содержание
оплаты труда на предприятии в современных
экономических условиях 6
1.1 Сущность заработной платы, системы оплаты труда и ее роль в
рыночных отношениях 6
1.2 Формы и системы оплаты труда 9
2 Оценка системы оплаты труда работников ООО
«Энертех» 16
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 16
2.2 Анализ существующих систем оплаты труда персонала предприятия 19
3 Разработка предложений по совершенствованию систем 26
оплаты труда работников ООО «Энертех» 26
Список использованных источников 36
Премия стимулирует материальную заинтересованность работника в стабильной эффективности труда в долгосрочном периоде – увеличивается заработная плата, что учитывается при выплате отпускных. Для работников отделов продаж необходимо ввести систему дополнительного премирования по системе «досье». Для учета количества интеллектуальных разработок и идей, приносящих доход, на предприятии рекомендуется ввести специальный вид документации, в которой фиксируются идеи на различных стадиях производственно-коммерческого цикла и учитываются вознаграждения работников. Необходимо иметь хотя бы четыре подобных документа:
– досье каналов сбыта;
– досье маркетинговых коммуникаций;
– досье комплементов (дополняющих товаров, обязательных принадлежностей, сопутствующих услуг);
– досье субститутов (заменяющих товаров).
Премирование по «системе досье» (таблицы 3.1 – 3.2) производится по числу позиций, внесенных в эту документацию каждым сотрудником в течение некоторого периода (месяц, квартал, год).
Таблица 3.1 – Досье каналов сбыта производственно-сбытового отдела
Продвижение по каналам сбыта |
Предложение (тип удобства) |
Система удобств при покупке |
Продажа продукции |
Доставка, сборка, демонстрация в местах продаж |
Решение проблемы доставки; возможность просмотра в собранном виде |
Использование существующей системы дистрибьюторов не конкурирующих марок |
Применение тактики дилинга |
Тактика эксклюзивности; доступность сервисного обслуживания |
Продажи через систему предварительных заказов |
Тактика ''24 часов'' и диспетчера; голосовая почта; автоматизированное обслуживание; интерфейс цифровой связи с комплексными услугами. |
Возможность заказа в удобное для клиента время |
В зависимости от рода внедренной разработки производится дополнительное премирование автора идеи.
Досье маркетинговых коммуникаций производственно-сбытового отдела представлено в таблице 3.2.
Таблица 3.2 – Досье маркетинговых коммуникаций производственно-сбытового отдела
Продвижение продукции |
Средство трансформации системы продвижения продукции |
Схема маркетинговых связей, привычная для потребителей |
Разработка товарного знака |
Нанесение товарного знака на вымпелы, настольные флажки, календари |
Запоминание товарного знака связано с частым попаданием на глаза |
Помещение его на офисных аксессуарах и поощрение ими оптовиков и розничных торговцев |
Торговый персонал традиционно чувствителен к таким поощрениям | |
Сбыт дорогостоящих товаров |
Использование услуг лизинговой компании |
Освобождение от единовременной оплаты полной стоимости |
Производствен-ная деятельность |
Транзитный завоз |
Продажа товаров покупателям осуществляется непосредственно со складов поставщиков, минуя их завоз на склад оптовой базы |
Сдача товаров на консигнацию |
Консигнатор перечисляет выручку консигнатору за товар по мере реализации за вычетом комиссионного вознаграждения |
Для разработчиков ноу-хау различных типов предлагается ввести следующую систему премирования:
– за технологическое ноу-хау вследствие его затратности и трудоемкости будет целесообразно платить определенный процент от отпускной цены каждой дополнительно проданной единицы продукции;
– за конструкторское ноу-хау также рекомендуется платить определенный (но в меньший, чем в предыдущем случае, вследствие меньшей затратности данной разработки) процент от отпускной цены каждой дополнительно проданной единицы продукции;
– за универсальное маркетинговое ноу-хау (разработка общих привлекательных для пользования свойств) выплачивать фиксированную сумму за каждую дополнительно проданную единицу;
– за специальное (разработка свойств, интересующих покупателей из не захваченного конкурентом сектора или из периферийных сегментов) и специализированное (разработка свойств, придаваемых товару под заказ) маркетинговое ноу-хау будет целесообразно платить фиксированную (но большую, чем за универсальное, вследствие сложности разработки и ее специализации) сумму за дополнительно проданную единицу продукции.
Примеры дополнительного премирования работников ООО «Энертех» приведены в таблицах 3.3 – 3.5.
Таблица 3.3 – Предлагаемые размеры дополнительного премирования маркетологов за инновационные разработки производственно-сбытового отдела
Инновационные свойства, привлекательные для пользователя |
Размер доплаты |
Использование технологических ноу-хау |
1% от отпускной цены |
Использование конструкторских ноу-хау |
0,5% от отпускной цены |
Универсальные маркетинговые ноу-хау |
5 тыс. руб. от продажи единицы продукции |
Специальные маркетинговые ноу-хау |
10тыс.руб. от продажи единицы продукции |
Специализированные маркетинговые ноу-хау |
15тыс. руб. от продажи единицы продукции |
Приведенные доплаты (таблица 3.3) могут начисляться за каждую проданную единицу продукции до полного износа соответствующего нематериального актива (морального старения идеи). Дополнительное премирование маркетологов за инновационные разработки будет осуществляться разово. Вознаграждения, описанные в таблице 3.4, являются единовременными.
Таблица 3.4 – Предлагаемые размеры дополнительного премирования работников отдела ВЭД за пополнение досье каналов сбыта
Тип удобства, сообщаемого товару при продвижении по каналу распределения |
Размер вознаграждения за | ||
предложенную идею |
внедрение идеи |
устойчивую систему сбыта | |
Удобство состояния |
110 тыс. руб. |
150 тыс. руб. |
1200 тыс. руб. |
Пространственное удобство |
112 тыс. руб. |
160 тыс. руб. |
1240 тыс. руб. |
Временное удобство |
116 тыс. руб. |
180 тыс. руб. |
1320 тыс. руб. |
Система вознаграждения (таблица 3.5) стимулирует разработчиков маркетинговых стратегий и обеспечивает материальную заинтересованность в предложении разработок по стратегиям притягивания спроса и совместного продвижения товаров. Оценку будет проводить начальник отдела маркетинга, основанием будет служить информация о продажах продукции предприятия.
Таблица 3.5 – Предлагаемые размеры дополнительного премирования за пополнение досье маркетинговых коммуникаций
Тип маркетинговой стратегии при продвижении по маркетинговым коммуникациям |
Размер вознаграждения за | ||
предложенную идею |
внедрение идеи |
устойчивую систему сбыта | |
Стратегия традиционного продвижения товаров |
116 тыс. руб. |
230 тыс. руб. |
1120 тыс. руб. |
Стратегия проталкивания |
118 тыс. руб. |
240 тыс. руб. |
1160 тыс. руб. |
Стратегия притягивания спроса |
112 тыс. руб. |
260 тыс. руб. |
1240 тыс. руб. |
Стратегия совместного продвижения товаров |
114 тыс. руб. |
270 тыс. руб. |
1280 тыс. руб. |
Представленная система «досье» для премирования за маркетинговые и технические инновационные разработки призвана стимулировать работу отделов продаж, отдела ВЭД и производственного отдела. При этом обеспечиваются не только выживание предприятия и удержание традиционных рынков, но и выход на новые сферы деятельности и оригинальные рыночные сегменты.
Рассчитаем экономический эффект внедрения системы «досье» для премирования за маркетинговые и технические инновационные разработки.
Разработкой и проведением данных мероприятий будет заниматься бухгалтер ООО «Энертех». По расчетам бухгалтера ООО «Энертех» затраты на реализацию описанных выше мероприятий составят 2,15 млн. руб., в том числе премиальные выплаты к заработной плате бухгалтера за разработку и проведение описанных выше мероприятий (1,45 млн. руб.), вспомогательные расходные материалы для проведения работ по реализации мероприятий (0,7 млн. руб.).
По расчетам бухгалтера результатом проведения данных мероприятий станет повышение производительности труда работников ООО «Энертех» в среднем на 10 %, то есть рост производительности труда работников организации к 2013 г. в абсолютном выражении составит 7,223 млн. руб. (72,23 млн. руб. × 10 % / 100 %).
Экономический эффект от проведения мероприятий определим по формуле (3.2):
, (3.2)
где Э – экономический эффект от внедрения мероприятий;
∆ПТ – планируемый показатель прироста производительности труда после реализации мероприятий;
З – затраты на реализацию мероприятий.
Э = 7,223 млн. руб. – 2,15 млн. руб. = 5,073 млн. руб.
Из приведенных выше расчетов, можно сделать вывод, что экономический эффект разработки и внедрения системы «досье» для премирования за маркетинговые и технические инновационные разработки для ООО «Энертех» – положительный, так как затраты на проведение мероприятий в 2,15 млн. руб. позволят получить дополнительно доход на сумму на 5,073 млн. руб.
Заключение
По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
Основой заработной платы является цена труда как фактора производства, которая сводится к его предельной производительности. Согласно этим положениям работник должен создать такую величину продукта по стоимости, которая позволит возместить ему заработную плату, затраты всех ресурсов и получить приращение стоимости в виде прибыли. Из приведенных рассуждений вытекает, что заработная плата находится в прямой зависимости от эффективности труда работника. Сущности заработной платы базируется современная западная экономическая наука. Представители этой точки зрения исходят из того, что многие процессы, которые происходят сегодня в экономике, отличны от тех процессов, которые были присущи ранним стадиям развития капитализма. Поэтому учесть их в то время было невозможно. В нашей стране основным инструментом дифференциации заработной платы в зависимости от качества труда выступает тарифная система. На этапе разработки тарифных условий устанавливается размер тарифной ставки 1-го разряда, или исходного оклада, определяется число разрядов (должностных категорий), устанавливаются межразрядные коэффициенты, или схемы, должностных окладов.
Под системой оплаты труда понимается определенная взаимосвязь между показателями, характеризующими меру (норму) труда и меру его оплаты в пределах и сверх норм труда, гарантирующая получение работником заработной платы в соответствии с фактически достигнутыми результатами труда (относительно нормы) и согласованной между работодателем и работником ценой его рабочей силы.