Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:58, курсовая работа
Как показывает опыт развитых стран, малое предпринимательство играет неотъемлемую роль в экономике государства: его развитие влияет как на экономический рост, так и на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и политические проблемы. [1,с.15]
ВВЕДЕНИЕ 5
1.Малый бизнес в современной рыночной экономике 7
1.1 Понятие малого бизнеса 7
1.2. Организационно-правовые формы малых предприятий.Порядок их государственной регистрации и ликвидации. 10
1.3.Социально- экономическая роль малого бизнеса 15
2.Особенности малого бизнеса 20
2.1 Зарубежный опыт развития малого бизнеса 20
2.2. Опыт государственнойподдержки малых предприятий за рубежом 23
3.Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь и проблемы его становления 27
3.1.Динамика развития малого предпринимательства в Республике Беларусь 27
3.2. Распределение субъектов малого бизнеса по регионам Беларуси 30
3.3. Проблемы стновления малого бизнеса в Республике Беларусь 31
3.4.Государственная поддержка малого бизнеса в Республике Беларусь 34
3.5. План по развитию бизнеса в Беларуси 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Несмотря
на определённые успехи и положительную
динамику, общий уровень развития малого
бизнеса в Беларуси, по сравнению с другими
странами, вставшими на путь развития
рыночных реформ, остаётся одним из самых
низких. Причины, объясняющие данное явление
в малом белорусском бизнесе можно условно
разделить на 2 группы. Первая группа касается
сферы взаимоотношений предпринимателей
с государством. Государственная поддержка
особенно нужна малому предпринимательству
в условиях перехода плановой экономики
к рыночной. Усиление же государственного
регулирования в нашей стране привело
к усложнению и удорожанию процедур создания
бизнеса, возвело множество административно-
Вторая группа причин, сдерживающий развитие частного бизнеса в нашей стране, касается экономических условий функционирования его субъектов:
Снижение темпов приватизационных процессов привело к сокращению возможностей ресурсного обеспечения малого бизнеса, особенно производственного, нуждающегося, как правило, в значительных площадях. В 2007 году минские офисы и объекты подорожали с 2004 в 2-3 раза. Вот уже 3,5 года ежегодный прирост цен не опускается ниже 20%. При этом если посмотреть на сроки окупаемости проектов строительства торговых центров и бизнес-центров, то в Минске они чуть ли не самые минимальные – соответственно 5 и 8 лет. Доходность на рыке аренды офисных и торговых объектов в Москве по итогам прошлого года составляла 8-8,5%, в столицах Западной Европы – 3,5-4,5%, в Варшаве – 5,5%. В Минске этот показатель такой же, как в Будапеште. – около 15%.
Много
вопросов вызывает также крайне низкая
оценка, данная Всемирным банком и
МФК усилиям белорусских
Детальный анализ этих факторов — дело достаточно трудоемкое, но исходя из имеющейся информации, можно выделить следующие. В данном случае наиболее характерны для белорусской экономики (помимо традиционных проблем) ограничения, связанные с платежеспособным спросом населения. То есть, поскольку белорусский малый бизнес в основном преобладает в сфере торговли и оказания услуг, в том числе бытовых, ремонтных, то его развитие вширь в этой сфере полностью зависит от спроса. С ростом доходов населения он начал расти и в дальнейшем будет зависеть прежде всего от этого фактора. Кроме того, надо иметь в виду, что именно в этом сегменте рынка наиболее сильны позиции “теневой” экономики, то есть не учитываемой официальной статистикой и не уплачивающей налоги. Очень серьезные препятствия системного характера существуют для проникновения малого бизнеса в промышленность, строительство и сельское хозяйство. В данном случае речь идет о государственной собственности крупных предприятий этих секторов. В современных рыночных экономиках развитие малого бизнеса в этих отраслях шло как по пути аутсорсинга, то есть выделения отдельных мелкосерийных производств и вспомогательных служб в отдельные бизнесы, так и через использование мощностей малых предприятий для производства и поставок каких-то единичных комплектующих, разворачивать производство которых было нецелесообразно на основном предприятии. Для белорусских госпредприятий это немыслимо, поскольку сопряжено с возможными крупными неприятностями для высшего менеджмента. Кроме того, эта проблема может стать особо острой с учетом высочайшего повеления развивать собственные товаропроводящие сети по всему миру, поскольку именно в этом секторе услуги малого бизнеса могли бы стать неоценимыми. Можно также отметить отсутствие опыта и достаточной нормативной базы, а также определенного противодействия государства для развития индивидуального предпринимательства (самозанятости) в высокоинтеллектуальных сферах. Так, например, финансовое консультирование слабо востребовано в силу отсутствия собственно финансовых рынков. Достаточно проблематичным представляется и переход к семейному бизнесу, поскольку он нередко связан с необходимостью получения другой квалификации одним или более членами семьи, а также традиционными проблемами стартового капитала белорусские предприниматели и близко не имеют тех возможностей, которые доступны их коллегам за рубежом. Речь идет об исключительно развитой на Западе инфраструктуре поддержки малого бизнеса, о свободном доступе к недорогим кредитным ресурсам, почти полном отсутствии сложных разрешительных процедур и весьма лояльном контроле. О создании аналогичной системы поддержки малого и среднего бизнеса в Беларуси много говорится, однако реальные шаги если и делаются, то самые робкие. В то же время масса административных запретов и ограничений, уровень налоговых и других изъятий стремительно нарастают. Во многих случаях предпринимательская деятельность утрачивает экономический смысл. Наиболее значимыми препятствиями для развития бизнеса в стране по-прежнему остаются такие факторы, как сложная налоговая система (72% оценили ее как имеющую большое и очень большое значение), сложная система налогов и других обязательных платежей (68%), слишком сильная конкуренция на рынке (51%), а также нестабильная экономическая ситуация в стране (48%). В то же время внутренние факторы повышения конкурентоспособности и развития: отсутствие необходимой квалификации для руководства фирмой, отсутствие квалифицированных работников, страх принятия неправильного решения, отсутствие хороших идей как вести бизнес — были оценены большинством белорусов как не имеющие значения или имеющими небольшое значение. При этом 75% населения считают, что конкуренция за последний год усилилась. Следовательно, при дальнейшем открытии рынка, его либерализации и упрощении процедур ведения бизнеса конкуренция может еще больше обостриться.[19]
В Республике Беларусь действует система поддержки развития малого предпринимательства; общие принципы ее организации сформулированы в двух базовых законодательных актах: это закон РБ "О государственной поддержке и развитию малого предпринимательства в Республике Беларусь", действующий с 1996 г., и указ Президента РБ "О государственной поддержке малого предпринимательства". На основе действующей законодательной базы ежегодно принимаются программы, в которых устанавливаются конкретные мероприятия для реализации в текущем году; на основе общегосударственной программы принимаются отраслевые и региональные программы поддержки малого предринимательства, составляются планы деятельности министерств и ведомств РБ (Министерства экономики, Министерства архитектуры и строительства и др.)
Целями государственной политики стимулирования развития малого предпринимательства являются повышение занятости населения, вовлечение в малое предпринимательство незащищенных, малообеспеченных слоев населения (инвалидов, пенсионеров), развитие перспективных видов деятельности и новых видов производств, поддержка инновационной деятельности. Для оказания адресной поддержки соответствующие государственные органы формируют Перечень перспективных видов деятельности.
Для малых предприятий установлены автоматические и условные финансовые льготы:
Помимо
финансовых льгот в Республике
Беларусь для субъектов малого
предпринимательства
Для реализации отдельных направлений государственной поддержки развития малого предпринимательства в Республике Беларусь создается специальная инфраструктура. Её целью является формирование нормальных условий для развития бизнеса, стимулирование появления новых предприятий и производств. Базовыми элементами инфраструктуры являются:
♦ Департамент
по предпринимательству
♦ Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, его филиалы, региональные фонды, комиссии исполкомов по ресурсной поддержке развития рыночной инфраструктуры, банки и лизинговые компании, цель которых — формирование источников финансовых средств для субъектов малого бизнеса;
♦ специализированные и универсальные центры поддержки предпринимательства (ЦПП), инкубаторы малого предпринимательства (ИМП), технопарки, призванные обеспечивать консультационное, информационное и обучающее обслуживание частных структур;
♦ предпринимательские ассоциации (союзы) и советы на уровне страны, отдельных областей и отраслей. .[8,c.101-103]
Хочется также отметить, что в ближайшее время может быть существенно усилена поддержка малого и среднего бизнеса за счет средств бюджета. Разработан проект указа, направленный на совершенствование действующих механизмов льготного кредитования, возмещения части процентов и предоставления гарантий по возврату заемных средств банкам. Предусматривается также возможность получения предпринимателями компенсации расходов по лизингу и участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях.
Кроме того, в первом квартале 2008 г. в Беларуси был принят ряд мер, большинство из которых должно привести к улучшению условий хозяйствования и повышению позиций страны в рейтингах бизнес климата(в частности, в Doing Business Всемирного банка).Некоторые меры, тем не менее, сохраняют существующие неблагоприятные условия для ведения бизнеса. [14](см.Приложение 10)
Как мы видим, в Республике Беларусь, ведётся активная политика, направленная на поддержку малых предприятий. Возможно, на данный момент она не совсем эффективна, но, судя по проектам, принимаемым в нашем государстве, в ближайшем будущем экономическое положение субъектов малого бизнеса улучшится.
На фоне роста объемных показателей развития белорусской экономики достижения малого бизнеса выглядят скромно. О том, что потенциал не реализован, говорят специалисты, подводя итоги уходящего года, и разработчики проекта Программы социально-экономического развития Беларуси на 2006-2010 гг. Документ признает малый бизнес сферой, способной обеспечить наиболее быстрый и значительный социально-экономический эффект и обещает в следующей «минимизировать» административные ограничения, обеспечить доступ к кредитно-финансовым ресурсам, упростить учет и оптимизировать отчетность. В результате вклад малого бизнеса в ВВП страны к 2010 г. должен достичь 20-22%.
В исследовании Международной финансовой корпорации и Всемирного банка «Ведение бизнеса-2008» отмечены позитивные изменения в белорусском законодательстве, регулирующем деятельность малого бизнеса. Эти изменения позволили стране на 19 позиций улучшить свое место в рейтинге по сравнению с предыдущим годом и попасть в десятку лучших реформаторов в категории «Начало бизнеса». Как считают авторы исследования, основные улучшения произошли в сфере регистрации бизнеса и защиты прав инвесторов.[2]
Информация о работе Мотивация персонала на примере ресторана "Камяница"