Мотивация персонала на примере ресторана "Камяница"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Как показывает опыт развитых стран, малое предпринимательство играет неотъемлемую роль в экономике государства: его развитие влияет как на экономический рост, так и на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и политические проблемы. [1,с.15]

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 5
1.Малый бизнес в современной рыночной экономике 7
1.1 Понятие малого бизнеса 7
1.2. Организационно-правовые формы малых предприятий.Порядок их государственной регистрации и ликвидации. 10
1.3.Социально- экономическая роль малого бизнеса 15
2.Особенности малого бизнеса 20
2.1 Зарубежный опыт развития малого бизнеса 20
2.2. Опыт государственнойподдержки малых предприятий за рубежом 23
3.Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь и проблемы его становления 27
3.1.Динамика развития малого предпринимательства в Республике Беларусь 27
3.2. Распределение субъектов малого бизнеса по регионам Беларуси 30
3.3. Проблемы стновления малого бизнеса в Республике Беларусь 31
3.4.Государственная поддержка малого бизнеса в Республике Беларусь 34
3.5. План по развитию бизнеса в Беларуси 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Файлы: 1 файл

весь курсач.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

3.3. Проблемы стновления малого бизнеса в РБ

   Несмотря  на определённые успехи  и положительную  динамику, общий уровень развития малого бизнеса в Беларуси, по сравнению с другими странами,   вставшими на путь развития рыночных реформ, остаётся одним из самых низких. Причины, объясняющие данное явление в малом белорусском бизнесе можно условно разделить на 2 группы. Первая группа касается сферы взаимоотношений предпринимателей с государством. Государственная поддержка особенно нужна малому предпринимательству в условиях перехода плановой экономики к рыночной. Усиление же государственного регулирования в нашей стране привело к усложнению и удорожанию процедур создания бизнеса, возвело множество административно-бюрократических барьеров в его функционировании и развитии.[13,c.115] Основными административными барьерами являются:

  1. сложность и высокая стоимость процедуры регистрации (ликвидации) субъектов предпринимательства
  2. процесс регистрации в Беларуси – 59 дней (в Украине - 26), сумма различных регистрационных платежей – 455 (в Украине 66).
  3. несовершенство системы лицензирования предпринимательской деятельности
  4. сложность  и высокая стоимость процедуры сертификации и стандартизации продукции, товаров и услуг
  5. жестокий контроль и надзор за текущей предпринимательской деятельностью некоторые отдельные предприниматели подвергаются проверкам до 10 раз в год
  6. усложнённый доступ к получению государственных заказов.

    Вторая группа причин, сдерживающий развитие частного бизнеса в нашей стране, касается экономических условий функционирования его субъектов:

  1. проблемы приобретения помещений и имущества в собственность.

Снижение  темпов приватизационных процессов  привело к сокращению возможностей ресурсного обеспечения малого бизнеса, особенно производственного, нуждающегося, как правило, в значительных площадях. В  2007 году минские офисы и объекты подорожали с 2004 в 2-3 раза. Вот уже 3,5 года ежегодный прирост цен не опускается ниже 20%. При этом если посмотреть на сроки окупаемости проектов строительства торговых центров и бизнес-центров, то в Минске они чуть ли не самые минимальные – соответственно 5 и 8 лет. Доходность на рыке аренды офисных и торговых объектов в Москве по итогам прошлого года составляла 8-8,5%, в столицах Западной Европы – 3,5-4,5%, в Варшаве – 5,5%. В Минске этот показатель такой же, как в Будапеште. – около 15%.

  1. высокая стоимость  аренды имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности
  2. действующая система налогообложения субъектов хозяйствования. Налоговая система РБ  характеризуется:
  • большим количеством налогов, сборов и платежей
  • превалированием в доходах бюджета доли косвенного, по сравнению с прямым, налогообложения
  • неравномерность налоговой нагрузки, наличием множества отраслевых и индивидуальных льгот, что нарушает условия конкуренции
  1. недостаток собственных средств, необходимых для начала предпринимательской деятельности, а также затруднённый доступ к кредитным ресурсам.[1,c.74-79]

   Много вопросов вызывает также крайне низкая оценка, данная Всемирным банком и  МФК усилиям белорусских властей  по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса (110 место в рейтинге 178 стран). Еще одна проблема - требования по государственной гигиенической регистрации и сертификации. Для малого бизнеса эта процедура очень сложная в силу главным образом своей длительности и дороговизны. Представители Минздрава заявляют, что испытания проводятся не более чем за 30 дней, реальные же сроки значительно дольше. Обходятся сертификация и ГГР от 160 до 900 тысяч BYR, и если партия товара маленькая, то расходы эти чрезвычайно накладны. Параллельно против ИП ведется идеологическая война. Покупателей убеждают, что качественный товар они могут приобрести только в магазинах.[17]

   Детальный анализ этих факторов — дело достаточно трудоемкое, но исходя из имеющейся  информации, можно выделить следующие. В данном случае наиболее характерны для белорусской экономики (помимо традиционных проблем) ограничения, связанные с платежеспособным спросом населения. То есть, поскольку белорусский малый бизнес в основном преобладает в сфере торговли и оказания услуг, в том числе бытовых, ремонтных, то его развитие вширь в этой сфере полностью зависит от спроса. С ростом доходов населения он начал расти и в дальнейшем будет зависеть прежде всего от этого фактора. Кроме того, надо иметь в виду, что именно в этом сегменте рынка наиболее сильны позиции “теневой” экономики, то есть не учитываемой официальной статистикой и не уплачивающей налоги. Очень серьезные препятствия системного характера существуют для проникновения малого бизнеса в промышленность, строительство и сельское хозяйство. В данном случае речь идет о государственной собственности крупных предприятий этих секторов. В современных рыночных экономиках развитие малого бизнеса в этих отраслях шло как по пути аутсорсинга, то есть выделения отдельных мелкосерийных производств и вспомогательных служб в отдельные бизнесы, так и через использование мощностей малых предприятий для производства и поставок каких-то единичных комплектующих, разворачивать производство которых было нецелесообразно на основном предприятии. Для белорусских госпредприятий это немыслимо, поскольку сопряжено с возможными крупными неприятностями для высшего менеджмента. Кроме того, эта проблема может стать особо острой с учетом высочайшего повеления развивать собственные товаропроводящие сети по всему миру, поскольку именно в этом секторе услуги малого бизнеса могли бы стать неоценимыми. Можно также отметить отсутствие опыта и достаточной нормативной базы, а также определенного противодействия государства для развития индивидуального предпринимательства (самозанятости) в высокоинтеллектуальных сферах. Так, например, финансовое консультирование слабо востребовано в силу отсутствия собственно финансовых рынков. Достаточно проблематичным представляется и переход к семейному бизнесу, поскольку он нередко связан с необходимостью получения другой квалификации одним или более членами семьи, а также традиционными проблемами стартового капитала белорусские предприниматели и близко не имеют тех возможностей, которые доступны их коллегам за рубежом. Речь идет об исключительно развитой на Западе инфраструктуре поддержки малого бизнеса, о свободном доступе к недорогим кредитным ресурсам, почти полном отсутствии сложных разрешительных процедур и весьма лояльном контроле. О создании аналогичной системы поддержки малого и среднего бизнеса в Беларуси много говорится, однако реальные шаги если и делаются, то самые робкие. В то же время масса административных запретов и ограничений, уровень налоговых и других изъятий стремительно нарастают. Во многих случаях предпринимательская деятельность утрачивает экономический смысл. Наиболее значимыми препятствиями для развития бизнеса в стране по-прежнему остаются такие факторы, как сложная налоговая система (72% оценили ее как имеющую большое и очень большое значение), сложная система налогов и других обязательных платежей (68%), слишком сильная конкуренция на рынке (51%), а также нестабильная экономическая ситуация в стране (48%). В то же время внутренние факторы повышения конкурентоспособности и развития: отсутствие необходимой квалификации для руководства фирмой, отсутствие квалифицированных работников, страх принятия неправильного решения, отсутствие хороших идей как вести бизнес — были оценены большинством белорусов как не имеющие значения или имеющими небольшое значение. При этом 75% населения считают, что конкуренция за последний год усилилась. Следовательно, при дальнейшем открытии рынка, его либерализации и упрощении процедур ведения бизнеса конкуренция может еще больше обостриться.[19]

3.4.Государственная поддержка малого бизнеса в РБ

  В Республике Беларусь действует система поддержки развития малого предпринимательства; общие принципы ее организации сформулированы в двух базовых законодательных актах: это закон РБ "О государственной поддержке и развитию малого предпринимательства в Республике Беларусь", действующий с 1996 г., и указ Президента РБ "О государственной поддержке малого предпринимательства". На основе действующей законодательной базы ежегодно принимаются программы, в которых устанавливаются конкретные мероприятия для реализации в текущем году; на основе общегосударственной программы принимаются отраслевые и региональные программы поддержки малого предринимательства, составляются планы деятельности министерств и ведомств РБ (Министерства экономики, Министерства архитектуры и строительства и др.)

  Целями  государственной политики стимулирования развития малого предпринимательства являются повышение занятости населения, вовлечение в малое предпринимательство незащищенных, малообеспеченных слоев населения (инвалидов, пенсионеров), развитие перспективных видов деятельности и новых видов производств, поддержка инновационной деятельности. Для оказания адресной поддержки соответствующие государственные органы формируют Перечень перспективных видов деятельности.

  Для малых предприятий установлены автоматические и условные финансовые льготы:

  • предусмотрен упрощенный порядок налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства с численностью занятых до 15 человек;
  • предусмотрена компенсация из государственного бюджета средств, направляемых на финансирование программ государственной поддержки малого предпринимательства, расходов МП по выплате процентов за пользование банковскими кредитами, направленными на финансирование инвестиционных проектов, и расходов по выплате лизинговых платежей по договорам лизинга в части оплаты банковских процентов за пользование лизингодателем заемными средствами на приобретение объекта лизинга. Размер компенсации не превышает 1/2 ставки рефинансирования Национального Банка РБ;
  • предусмотрена возможность предоставления субъектам малого предпринимательства, осуществляющим перспективные виды деятельности, льготных кредитов, бюджетных субсидий, снижения уровня налога на прибыль;
  • предусмотрена возможность  компенсации  МП  расходов, связанных с осуществлением ими экспортно-импортных операций, включая транспортные расходы, с получением информации о конъюнктуре зарубежных рынков, участием в международных выставках и ярмарках, а также расходы на подготовку и переподготовку кадров за рубежом.

  Помимо  финансовых  льгот  в   Республике   Беларусь  для субъектов малого предпринимательства предусмотрен:

  • облегченный доступ к научным, исследовательским, техническим ресурсам (реализуется технопарками, бизнес-инкубаторами);
  • создание информационной инфраструктуры для получения и обмена между субъектами малого предпринимательства, действующими в приоритетных областях, экономической, правовой, производственно-технологической и иной информации, необходимой для их эффективного развития;
  • поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию связей с зарубежными партнерами (реализуется Белорусской и региональными торгово-промышленными палатами);
  • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала для малого предпринимательства;
  • доступ субъектов малого предпринимательства к выполнению государственных заказов;
  • передача на льготных условиях (в аренду либо в собственность) субъектам малого предпринимательства объектов незавершенного строительства, неэффективно используемых производственных зданий, сооружений, а также нерентабельных и убыточных предприятий, находящихся в государственной собственности.

      Для реализации отдельных направлений  государственной поддержки развития малого предпринимательства в Республике Беларусь создается специальная инфраструктура. Её целью является формирование нормальных условий для развития бизнеса, стимулирование появления новых предприятий и производств. Базовыми элементами инфраструктуры являются:

♦  Департамент  по предпринимательству Министерства экономики: Республики Беларусь как республиканский орган, а также его структуры в областях, в компетенцию которых входит формирование и реализация государственной политики по поддержке и развитию предпринимательства на уровне страны и регионов;

♦  Белорусский  фонд финансовой поддержки предпринимателей, его филиалы, региональные фонды, комиссии исполкомов по ресурсной поддержке развития рыночной инфраструктуры, банки и лизинговые компании, цель которых — формирование источников финансовых средств для субъектов малого бизнеса;

♦  специализированные и универсальные центры поддержки  предпринимательства (ЦПП), инкубаторы малого предпринимательства (ИМП), технопарки, призванные обеспечивать консультационное, информационное и обучающее обслуживание частных структур;

♦  предпринимательские  ассоциации (союзы) и советы  на уровне страны, отдельных областей и отраслей. .[8,c.101-103]

     Хочется также отметить, что в ближайшее  время может быть существенно усилена поддержка малого и среднего бизнеса за счет средств бюджета. Разработан проект указа, направленный на совершенствование действующих механизмов льготного кредитования, возмещения части процентов и предоставления гарантий по возврату заемных средств банкам. Предусматривается также возможность получения предпринимателями компенсации расходов по лизингу и участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях.

     Кроме того, в первом квартале 2008 г. в Беларуси был принят ряд мер, большинство из которых должно привести к улучшению условий хозяйствования и повышению позиций страны в рейтингах бизнес климата(в частности, в Doing Business Всемирного банка).Некоторые меры, тем не менее, сохраняют существующие неблагоприятные условия для ведения бизнеса. [14](см.Приложение 10)

     Как мы видим,  в Республике Беларусь, ведётся активная политика, направленная на поддержку малых предприятий. Возможно, на данный момент она не совсем эффективна, но, судя по проектам, принимаемым  в нашем государстве, в ближайшем будущем экономическое положение субъектов малого бизнеса улучшится.

3.5. План по развитию бизнеса в Беларуси

     На  фоне роста объемных показателей  развития белорусской экономики  достижения малого бизнеса выглядят скромно. О том, что потенциал  не реализован, говорят специалисты, подводя итоги уходящего года, и разработчики проекта Программы социально-экономического  развития Беларуси на 2006-2010 гг. Документ признает малый бизнес сферой, способной обеспечить наиболее быстрый и значительный социально-экономический эффект и обещает в следующей «минимизировать» административные ограничения, обеспечить доступ к кредитно-финансовым ресурсам, упростить учет и оптимизировать отчетность. В результате вклад малого бизнеса в ВВП страны к 2010 г.  должен достичь 20-22%.

     В исследовании Международной финансовой корпорации и Всемирного банка «Ведение бизнеса-2008» отмечены позитивные изменения  в белорусском законодательстве, регулирующем деятельность малого бизнеса. Эти изменения позволили стране на 19 позиций улучшить свое место в рейтинге по сравнению с предыдущим годом и попасть в десятку лучших реформаторов в категории «Начало бизнеса». Как считают авторы исследования, основные улучшения произошли в сфере регистрации бизнеса и защиты прав инвесторов.[2]

Информация о работе Мотивация персонала на примере ресторана "Камяница"