Материально-техническое обеспечение

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 00:15, курсовая работа

Краткое описание

Снабжение производства необходимыми материальными ресурсами является начальным звеном производственного процесса. Под материально- техническим снабжением предприятия понимается процесс обеспечения его всеми видами материально-технических ресурсов в требуемые сроки и в объемах, необходимых для нормального осуществления его производственно- хозяйственной деятельности. От организации снабжения, своевременности поступления материальных ресурсов в производство в необходимом ассортименте, количестве и должного качества в значительной мере зависят равномерный и ритмичный выпуск готовой продукции, ее качество и эффективность деятельности коллектива предприятия

Файлы: 1 файл

1 Теоретические основы материально.doc

— 477.00 Кб (Скачать)

Итак, количество, состав, емкость и специализация складов образуют структуру складского хозяйства предприятия. Организация его работы, техническое оснащение и размещение оказывают существенное влияние на пропускную способность складов, трудоемкость и себестоимость складских операций, на величину транспортных расходов, качество вы­пускаемой продукции и ритмичность производства.

Для обеспечения нормальной работы предприятия очень важно организовать оперативное регулирование запасов. С этой целью устанавливается контроль за состоянием гарантийных запасов на складах. Если часть гарантийных запасов начинает выдаваться в цехи, то это служит сигналом того, что нормальный ход произ­водства может быть нарушен. Такую же реакцию должны вызывать факты превышения размеров запасов, установ­ленных по категориям материальных ресурсов. Таким образом, складское хозяйство выполняет не только функции хранения и подготовки соответствующих материалов к выдаче их в производство, но и значительно влияет на их расход, оперативно регулируя их потребление путем создания и контроля за изменением величины запасов.

1.3 Формы закупок материально-технических ресурсов

 

 

В условиях рыночной экономики одной из основных задач предприятия является оптимальный выбор из большого числа предприятий - поставщиков, предлагающих свою продукции, которая подходит для данного предприятия, достойных поставщиков сырья и полуфабрикатов, вспомогательных материалов, комплектующих изделий и пр. продукции.

Определение методов и форм снабжения зависит от сложности выпускаемой продукции, состава комплектующих изделий и материалов.

Рассмотрим наиболее часто используемые методы и формы [14, с.241]:

1. Закупка товара (материальных ресурсов) одной партией.

Предполагает поставку товаров большой партией за один раз (оптовые закупки на товарно-сырьевых биржах, аукционах, у поставщиков и др.). Преимущества: простота оформления документов, гарантия поставки всей партии, повышенные торговые скидки. Недостатки: большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.

2. Регулярные закупки мелкими партиями. В этом случае покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определенного периода. Основные преимущества: ускоряется оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются по мере поступления отдельных партий; достигается экономия складских помещений и затрат на содержание излишних запасов. Недостатки: вероятность заказа избыточного количества товара; необходимость оплаты всего количества товара, определенного в заказе.

3. Ежемесячные закупки по котировочным ведомостям. Используются для закупки дешевых и быстро используемых  товаров. Преимущества: снижение затрат на складирование и хранение; ускорение оборачиваемости капитала; своевремен­ность поставок.

4. Получение товара по мере необходимости. Этот метод похож на регулярную поставку товаров, но характеризуется следующими особенностями:

- количество товара строго не устанавливается, а определяется приблизительно;

- оплачивается только поставленное количество товара;

- по истечении срока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые должны быть поставлены.

Преимущества: отсутствие строгих обязательств по закупке определенного количества товаров; ускорение оборота капитала; минимум работы по оформлению документов.

Процедура получения и оценки предложений от потенциальных поставщиков может быть организована по-разному. Наиболее распространенными и эффективными являются следующие:

1. Конкурентные торги (тендоры) - проводятся в случае, если предполагается закупить сырье, материалы на большую сумму или по соображениям формирования долгосрочных связей между поставщиком и потребителем.

2. Письменные переговоры  между поставщиком и потребителем могут быть организованы двумя способами:

- инициатива вступления в переговоры исходит от поставщика товара;

- инициатива исходит от покупателя.

Независимо от выбираемого способа оценка предложений, поступивших к потенциальному потребителю, может вестись различными способами. Это может быть строго регламентированный процесс, как в случае конкурентных торгов, или более свободная процедура.

В условиях рынка одной из основных задач предприятия-изготовителя является оптимальный выбор из большого числа предприятий-поставщиков наиболее достойных.

При выборе предприятия-поставщика производственных запасов чаще всего основными критериями выбора поставщика являются:

1.         Качество поставляемых производственных запасов. Поставщик рассматривается в  отношении  показателей качества, например, контроля статистического процесса или Statistic Process Control (SPC). Данные могут быть получены в соответствии  с  SPC-программой. SPC определяет  показатели качества в соответствии с количеством продукции, которая выходит за рамки, установленные для качества. Фирма-покупатель   может  диктовать подобные показатели при помощи спецификаций.  Произведенные материалы будут  отслежены по требованиям  спецификации.  Проверка  SPC  может определить следующее [15, с.152]:

- Соответствие материалов спецификации;

- Несоответствие материалов спецификации;

- Процентное соотношение качества производства.

Очевидно, что фирма и поставщик будут  стремиться  к  100-процентному соответствию  спецификациям.  Тем  не  менее,  только контроль, проводимый SPC, может задокументировать качество. Неподходящие материалы  снова  перерабатываются или поставляются новые. Если поставщик не обеспечивает качество  материала,  то возможно снижение  цены,  когда количество некондиционной продукции перекрывает количество продукции.

Основной причиной,  по которой необходимо требовать определенного качества  от  поставщика,  является желание избежать последующих затруднений. Например, проведение тестов и инспекций качества  материалов  поставщика  во  время их прибытия на фирму является таким затруднением. Данный шаг требует усилий и времени, увеличивая стоимость, но не качество. Обеспечение качества продукции представляет интересы,  в первую очередь, покупателя. Это помогает избежать дополнительных проверок, когда прибывает материал,  а также позволяет быстрее обеспечить производственный процесс.

2.         Доставка. Производственный  процесс  во  всем мире построен на соблюдении определенных  временных  рамок.  Такой  организации производства характерно наличие на складе небольшого количества расходных материалов или практически полного их отсутствия.   Поставщики   поддерживают складские запасы для производственного процесса фирмы.

Поставщики должны привести свой процесс в соответствие  с таковым фирмы-покупателя, а также координировать отправки,  основываясь на требованиях производства фирмы-покупателя.  Подобная организация  может  подразумевать еженедельные, ежедневные  или  даже поставки по  несколько  раз в день. Таким образом,  просто необходимо избегать  дополнительных потерь,  как  поставщиком,  так  и  фирмой-получателем, поскольку любые задержки поставок могут замедлить или остановить производственный   процесс  получателя.  Если  склада  для поступающей продукции не  существует,  то  программа  поставок должна полностью  соответствовать требованиям фирмы – заказчика.

3.         Стоимость приобретения товара или услуг. Стоимость приобретения включает в себя цену товара или услуг и не имеющую точного и прямого денежного выражения прочую стоимость.

Кроме основных критериев выбора поставщика сущест­вуют и прочие критерии, количество которых превышает 60 [16, с.197]:

- удаленность поставщика от потребителя;

- сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

- система управления качеством продукции у поставщика;

- психологический климат в трудовом коллективе поставщика;

- способность поставщика обеспечить поставку запасных частей в течении всего срока службы поставленного обо­рудования;

- кредитоспособность и финансовое положение поставщика     и др.

Следует отметить, что решения о выборе поставщика можно рассматривать как выбор в условиях неопределенности, что сопряжено с достаточно высоким рис­ком. Риск будет возрастать при закупке неизвестных сырья, изделий или оборудования. Поэтому следует обращаться к дополнительным источ­никам информации. Это могут быть каталоги, торговые журналы, раз­личного рода рекламные объявления и использование интернета.

При оценке потенциального поставщика необходимо ответить на следующие вопросы: способен ли этот поставщик полностью удовлетворить потребности заказчика в краткосрочном и долго­срочном периоде [9, с.389].

В настоящее время поставки материальных ресурсов на предприятие осуществляются через хозяйственные связи. Хозяйственные связи представляют собой со­вокупность экономических, организа­ционных и правовых взаимоотноше­ний, которые возникают между поставщиками и потребителями средств производ­ства. Рациональная система хозяйственных связей предпола­гает минимизацию издержек производства и обращения, пол­ное соответствие количества, качества и ассортимента постав­ляемой продукции потребно­стям производства, своевремен­ность и комплектность ее поступления.

Хозяйственные связи между предприятиями могут быть прямыми и опосредованными (косвенными), длительными, и краткосрочными.

Прямые представляют собой связи, при которых отноше­ния по по­ставкам продукции устанавливаются между пред­приятиями-изготовите­лями и предприятиями-поставщика­ми прямо, непосредственно.

Опосредованными считаются связи, когда между этими предпри­ятиями имеется хотя бы один посредник [3, с.261]. Поставки продукции потреби­телю могут осуществляться смешанным путем, т.е. как напрямую, так и через посредников (дистрибь­юторов, джобберов, агентов, брокеров) (рис. 1).

 

         Производитель                          Потребитель                                Прямая связь

 

 

 

      Производитель            Посредник                Потребитель               Опосредственная

                                                                                                                             связь

 

                               Посредник

                                                                                                                        Смешанная

                                                                                                                        (гибкая) связь

         Производитель                   Потребитель

 

Рис. 1. Схемы хозяйственных связей МТС

 

Дистрибьюторы и джобберы — это фирмы, осуществля­ющие сбыт на основе оптовых закупок у крупных промышленных предприятий — производителей готовой продукции. Дистрибьюторы в отличие от джоббе­ров — относительно круп­ные фирмы, располагающие собственными скла­дами и ус­танавливающие длительные контрактные отношения с про­мыш­ленными предприятиями. Джобберы, напротив, скупа­ют отдельные круп­ные партии товаров для быстрой пере­продажи.

Агенты и брокеры — это фирмы или отдельные предпри­ниматели, осуществляющие сбыт продукции промышленно­го предприятия на основе комиссионного вознаграждения.

Прямые хозяйственные связи для предприятий являют­ся наиболее экономичными и прогрессивными по сравне­нию с косвенными, так как они, исключая посредников, умень­шают издержки обращения, документо­оборот, укрепляют вза­имоотношения между поставщиками и потребите­лями. По­ставки продукции становятся более регулярными и ста­бильными.

Опосредованные хозяйственные связи менее экономичны. Они тре­буют дополнительных затрат на покрытие расходов деятельности посред­ников между предприятиями-потреби­телями и предприятиями-изготови­телями.

Потребность в косвенных связях объясняется тем, что пря­мые связи выгодны и целесообразны в условиях потребле­ния материальных ресурсов в крупных масштабах. Если же предприятия потребляют сырье и мате­риалы в незначитель­ных количествах, не достигающих транзитной формы отгруз­ки, то, чтобы не создавать на предприятиях излишние за­пасы материальных ценностей, целесообразны связи и через услу­ги по­средников [17, с.137].

С классификацией связей на прямые и косвенные тесно связано деле­ние их по формам организации поставок про­дукции. С этой точки зрения различают транзитную и склад­скую формы поставок.

При транзитной форме снабжения материальные ресур­сы переме­щаются от поставщика к потребителю прямо, минуя промежуточные базы и склады посреднических организа­ций. Кроме того, предприятие, получая материал непосредственно от поставщика, ускоряет доставку и сокращает транспортно-заготовительные расходы. Однако ее использование ограничено транзитными нормами отпуска, меньше которых поставщик не принимает к исполнению. Транзитную форму целесообразно применять в тех случаях, когда потребителям требуются материальные ре­сурсы в больших количествах.

Информация о работе Материально-техническое обеспечение