Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 10:54, курсовая работа
Цель данного курсовой работы - на основании литературных источников, изучить организацию, планирование и пути совершенствования материально-технического обеспечения производства.
Следовательно, задачами курсовой работы являются:
- изучение понятия и сущности материальных ресурсов на предприятии в условиях рынка;
-изучение методов и способов планирования потребности предприятия в материальных ресурсах;
- изучение порядка расчетов запасов материальных ресурсов и методики их нормирования;
Введение…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ПРОИЗВОДСТВА…………..5
Система планирования и контроль производства……………………….5
Основные уровни системы планирования и контроля производства…..6
1.3 Планирование процесса управления качеством………………………....12
ГЛАВА 2 ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА………………………………………….15
2.1Организация материально-технического обеспечения производства….15
2.2 Структура отдела материально-технического обеспечения производства…………………………………………………………………...18
План материально- технического обеспечения…………………………..22
ГЛАВА 3 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….48
Содержание
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1 ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ПРОИЗВОДСТВА…………..5
1.3 Планирование процесса управления качеством………………………....12
ГЛАВА 2 ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО
- ТЕХНИЧЕКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА………………………………………….
2.1Организация материально-технического обеспечения производства….15
2.2 Структура отдела материально-
ГЛАВА 3 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….48
Введение
Управление материальными ресурсами предприятия играет большую роль в управлении предприятием в целом.
Материальные ресурсы представляют собой часть оборотных фондов предприятия, т.е. тех средств производства, которые полностью потребляются в каждом производственном цикле, целиком переносят свою стоимость на готовую продукцию и в процессе производства меняют или теряют свои потребительские свойства.
Для успешной работы предприятия, предоставления комплекса основных и дополнительных услуг предприятия должны располагать необходимым для эксплуатации оборудованием и инвентарем, а также иметь в своем распоряжении такие средства эксплуатации, которые могут обеспечить определенный комплекс услуг. Следовательно, в процессе своего функционирования любому предприятию требуется целый комплекс материальных и технических средств, а также такие ресурсы, как топливо, вода и электроэнергия. Успешное решение этих вопросов призвана обеспечить служба материально-технического обеспечения, которая занимается расчетом потребностей в различных материалах, а также определяет источники их покрытия.
Основными источниками информации анализа являются: - план материально-технического снабжения; - заявки, договоры на поставку сырья и материалов; - формы статистической отчетности о наличии и использовании материальных ресурсов и о затратах на производство; - оперативные данные отдела материально-технического снабжения; - сведения аналитического бухгалтерского учета о поступлении, расходе и остатках материальных ресурсов и др.
Цель данного курсовой работы - на основании литературных источников, изучить организацию, планирование и пути совершенствования материально-технического обеспечения производства.
Следовательно, задачами курсовой работы являются:
- изучение понятия и сущности материальных ресурсов на предприятии в условиях рынка;
-изучение методов и способов планирования потребности предприятия в материальных ресурсах;
- изучение порядка расчетов запасов материальных ресурсов и методики их нормирования;
-изучение источников покрытия потребностей в материальных ресурсах.
1.1 Система планирования и контроля производства
Система планирования и контроля производства (MPC)состоит из пяти основных уровней:
У каждого уровня своя задача, продолжительность и уровень детализации. По мере продвижения от стратегического планирования к контролю над производственной деятельностью задача меняется от определения общего направления до конкретного подробного планирования, продолжительность уменьшается с лет до дней, а уровень детализации увеличивается с общих категорий до отдельных конвейеров и единиц оборудования.
Поскольку у каждого уровня своя продолжительность во времени и свои задачи, различаются и следующие аспекты:
1.2 Основные уровни системы
планирования и контроля
Рисунок 1.1 Система производственного планирования и контроля
Стратегический бизнес-план
Стратегический бизнес-план – это изложение главных целей и задач, которые компания предполагает выполнить в срок от двух до десяти лет или дольше. Это формулировка общего направления деятельности фирмы, описывающая вид бизнеса, которым фирма хочет заниматься в будущем, – предметно-производственную специализацию, рынки и т. д. План дает общее представление о том, как компания намеревается добиваться этих целей. Он основан на долгосрочных прогнозах, и в его разработке принимают участие маркетинговый, финансовый, производственный и технический отдел. В свою очередь, этот план определяет направление и обеспечивает координацию маркетингового, производственного, финансового и технического планов.
Специалисты по маркетингу анализируют рынок и принимают решения относительно действий фирмы в сложившейся ситуации: определяют рынки, на которых будет вестись работа, продукцию, которая будет поставляться, необходимый уровень обслуживания клиентов, ценовую политику, стратегию продвижения и т. д.
Финансовый отдел решает, из каких источников получать и как использовать имеющиеся у фирмы средства, движение денежной наличности, прибыль, прибыль на инвестированный капитал, а также бюджетные средства.
Производство должно удовлетворять рыночный спрос. Для этого оно как можно более эффективно использует агрегаты, механизмы, оборудование, труд и материалы.
Технический отдел отвечает за исследования, разработку и проектирование новой продукции и совершенствование существующей.
Технические специалисты тесно взаимодействуют с отделами маркетинга и производства для разработки конструкции изделий, которые будут хорошо продаваться на рынке, и изготовление которых потребует при этом минимальных затрат.
Разработка стратегического бизнес-плана входит в обязанности руководства предприятия. На основе полученной от отделов маркетинга, финансов и производства информации стратегический бизнес-план определяет общую схему, в соответствии с которой ставятся цели и задачи дальнейшего планирования в маркетинговом, финансовом, техническом и производственном отделах. Каждый отдел разрабатывает свой план выполнения поставленных стратегическим бизнес-планом задач. Эти планы согласовываются между собой, а также со стратегическим бизнес-планом.
Уровень детализации стратегического бизнес-плана невысок. Этот план затрагивает общие требования рынка и производства, – например, рынок в целом по основным группам продукции, – а не продажи отдельных изделий. Зачастую он содержит показатели в долларах, а не в единицах.
Стратегические бизнес-планы обычно пересматриваются раз в полгода или раз в год.
Производственный план
Основываясь на задачах, поставленных в стратегическом бизнес-плане, руководство производственного отдела принимает решения по следующим вопросам:
Специалисты должны разработать производственный план, который удовлетворил бы рыночный спрос, не предполагая при этом выхода за рамки имеющихся в распоряжении компании ресурсов.
Рисунок 1.2 Бизнес-план.
Для этого потребуется определить, какие ресурсы необходимы для удовлетворения спроса на рынке, сравнить их с имеющимися ресурсами и разработать план, согласовывающий одно с другим.
Этот процесс определения необходимых ресурсов и сравнения их с имеющимися осуществляется на каждом уровне планирования и представляет собой задачу управления производительностью. Для эффективного планирования необходим баланс между приоритетами и производительностью.
Наряду с маркетинговым и финансовым планом, производственный план затрагивает осуществление стратегического бизнес-плана.
Горизонт планирования составляет обычно от шести до 18 месяцев, а план пересматривается раз в месяц или квартал.
Главный календарный план производства
Главный календарный план производства (MPS)– это план производства отдельных конечных изделий. В нем осуществляется разбивка производственного плана, отражающая количество конечных изделий каждого вида, которое требуется произвести в каждый период времени. Например, в этом плане может быть указано, что каждую неделю необходимо производить 200 самокатов модели А23. В качестве исходной информации для разработки MPS используется производственный план, прогнозы по отдельным конечным изделиям, заказы на закупку, сведения о материально-производственных запасах и существующей производительности.
Уровень детализации MPS выше аналогичного показателя производственного плана. В то время как производственный план базируется на семействах изделий (трехколесные велосипеды), главный календарный план производства разрабатывается по отдельным конечным изделиям (например, по каждой модели трехколесных велосипедов). Горизонт планирования может быть от трех до 18 месяцев, но прежде всего он зависит от продолжительности процессов закупки или непосредственно производства. Мы поговорим об этом в главе 3, в разделе, посвященном генеральному календарному планированию производства. Термин генеральное календарное планирование относится к процессу разработки главного графика производства.
Термин главный график производства обозначает конечный результат этого процесса. Обычно планы пересматриваются и изменяются еженедельно или ежемесячно.
План потребности в ресурсах
План потребности в ресурсах (MRP)*– это план производства и закупки компонентов, которые используются при изготовлении предусмотренных главным календарным планом производства изделий.
В нем указаны необходимые количества и сроки предполагаемого изготовления или использования их в производстве. Отделы закупок и контроля производственной деятельности используют MRP для принятия решений об инициировании закупок или изготовлении конкретной номенклатуры изделий.
Уровень детализации высок. План потребности в ресурсах указывает, когда потребуется сырье, материалы и комплектующие для производства каждого конечного изделия.
Горизонт планирования должен быть не менее суммарной длительности процессов закупки и производства. Как и в случае с главным календарным планом производства, он составляет от трех до 18 месяцев.
Закупки и контроль над производственной деятельностью
Рисунок 1.3 Соотношение уровня детализации и горизонта планирования.
Закупки и контроль над производственной деятельностью (PAC)представляют собой фазу внедрения и контроля системы производственного планирования и контроля. Процесс закупок отвечает за организацию и контроль поступления сырья, материалов и комплектующих на предприятие. Контроль над производственной деятельностью – это планирование последовательности технологических операций на предприятии и контроль над ней.
Горизонт планирования очень короткий, приблизительно от дня до месяца. Уровень детализации высокий, поскольку речь идет о конкретных сборочных конвейерах, оборудовании и заказах. Планы пересматриваются и изменяются ежедневно.
На рис. 1.3 отображено соотношение между различными средствами планирования, горизонтами планирования и уровнями детализации.
В последующих главах мы более подробно рассмотрим уровни, о которых шла речь в предыдущих разделах. Настоящая глава посвящена производственному планированию. Далее мы поговорим о генеральном календарном планировании, планировании потребности в ресурсах и контроле над производственной деятельностью.
1.3 Планирование процесса управления качеством
Под планированием качества продукции понимается установление обоснованных заданий по ее выпуску с требуемыми значениями показателей качества на заданный момент или в течение заданного интервала времени. Планирование повышения качества должно опираться на научно обоснованное прогнозирование потребностей внутреннего и внешнего рынка. При этом большую роль в правильном обосновании планов повышения качества приобретают использование данных о результатах эксплуатации продукции, обобщение и анализ информации о фактическом уровне ее качества. Действенность планирования повышения качества должна обеспечиваться тем, что оно осуществляется на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла изделий, включая проектирование, производство и эксплуатацию.
Планы повышения качества должны обеспечиваться необходимыми материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, а планируемые показатели и мероприятия по повышению качества тщательно обосновываться расчетами экономической эффективности.
Информация о работе Организация материально-технического обеспечения производства