Организация материально-технического обеспечения производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 10:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного курсовой работы - на основании литературных источников, изучить организацию, планирование и пути совершенствования материально-технического обеспечения производства.
Следовательно, задачами курсовой работы являются:
- изучение понятия и сущности материальных ресурсов на предприятии в условиях рынка;
-изучение методов и способов планирования потребности предприятия в материальных ресурсах;
- изучение порядка расчетов запасов материальных ресурсов и методики их нормирования;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ПРОИЗВОДСТВА…………..5
Система планирования и контроль производства……………………….5
Основные уровни системы планирования и контроля производства…..6
1.3 Планирование процесса управления качеством………………………....12
ГЛАВА 2 ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА………………………………………….15
2.1Организация материально-технического обеспечения производства….15
2.2 Структура отдела материально-технического обеспечения производства…………………………………………………………………...18
План материально- технического обеспечения…………………………..22
ГЛАВА 3 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….48

Файлы: 1 файл

Ира курсоваяч.doc

— 289.50 Кб (Скачать)

В перечень главных задач планирования и повышения качества продукции входят:

· обеспечение выпуска продукции с максимальным соответствием ее свойств, существующим и перспективным потребностям рынка;

· достижение и превышение технического уровня и качества лучших отечественных и зарубежных образцов;

· установление экономически оптимальных заданий по повышению качества продукции с точки зрения их ресурсного обеспечения и запросов потребителей;

· совершенствование структуры выпускаемой продукции путем оптимизации ее типоразмерного ряда;

· увеличение выпуска сертифицированной продукции; улучшение отдельных потребительских свойств уже выпускаемой продукции (надежности, долговечности, экономичности и др.);

· своевременная замена, сокращение производства или снятие с производства морально устаревшей и неконкурентоспособной продукции;

· обеспечение строгого соблюдения требований стандартов, технических условий и другой нормативной документации, своевременное внедрение вновь разработанных и пересмотр устаревших стандартов;

· разработка и реализация конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение заданного уровня качества;

· увеличение экономической эффективности производства и использование продукции улучшенного качества.

Предметами планирования качества продукции являются в конечном итоге различные мероприятия и показатели, отражающие как отдельные свойства продукции, так и разнообразные характеристики системы и процессов управления качеством. Эти показатели находят свое отражение в конкретных заданиях по улучшению качества продукции, в планах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, стандартизации и метрологического обеспечения, внедрения систем управления качеством, технического развития предприятия, подготовки кадров и т. д.

Планирование повышения качества продукции базируется на общих принципах планирования и применении методов планирования. К общим принципам планирования относят:

· сочетание централизованного руководства с самостоятельностью подразделений;

· пропорциональность, т.е. сбалансированный учет ресурсов и возможностей предприятия;

· комплексность (полнота) - взаимоувязано всех сторон деятельности предприятия;

· детализация - степень глубины планирования;

· точность - степень допусков и отклонений параметров плана;

· простота и ясность - соответствие уровню понимания разработчиков и пользователей плана;

· непрерывность - цельность временного пространства планирования;

· эластичность и гибкость - возможность использования резервов и учет альтернатив;

· научность - учет в планировании новейших достижений науки и техники, требований перспективных стандартов, потребностей рынка (как существующих, так и перспективных);

· экономичность - эффективность плановой деятельности с позиций соотношения (целевой результат)/затраты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА

2.1 Организация материально-технического обеспечения производства

Материально-техническое обеспечение производства как компонент обеспечивающей подсистемы системы производственного менеджмента во многом определяет качество процесса переработки "входа" системы в ее "выход"- готовый продукт. При низком качестве "входа" системы невозможно получить высокое качество ее "выхода".

Процесс материально-технического обеспечения производства направлен на своевременную поставку на склады предприятия или сразу на рабочие места требуемых в соответствии с бизнес-планом материально-технических ресурсов. В состав материально-технических ресурсов входят: сырье, материалы, комплектующие изделия, покупное технологическое оборудование и технологическая оснастка (приспособления, режущий и мерительный инструмент), новые транспортные средства, погрузочно-разгрузочное оборудование, вычислительная техника и другое оборудование, а также покупное топливо, энергия, вода и т.д. Если коротко, все, что поступает на предприятие в вещественной форме и в виде энергии, относится к элементам материально-технического обеспечения производства.

Цели материально-технического обеспечения производства:

  • своевременное обеспечение подразделений предприятия необходимыми видами ресурсов требуемого количества и качества;
  • улучшение использования ресурсов: повышение производительности труда, фондоотдачи, сокращение длительности производственных циклов изготовления продукции, обеспечение ритмичности процессов, сокращение оборачиваемости оборотных средств, полное использование вторичных ресурсов, повышение эффективности инвестиций и др. показателей;
  • анализ организационно-технического уровня производства и качества выпускаемой продукции у конкурентов поставщика и подготовка предложений по повышению конкурентоспособности выпускаемых конкурентами ресурсов либо смене поставщика конкретного вида ресурса. Ради повышения качества "входа" предприятия не следует бояться смены неконкурентоспособных поставщиков ресурсов.

Для достижения перечисленных целей на предприятии постоянно необходимо выполнять следующие работы:

    1. проведение маркетинговых исследований рынка поставщиков по конкретным видам ресурсов. Выбор поставщиков рекомендуется осуществлять исходя из следующих требований: наличие у поставщика лицензии и достаточного опыта работы в данной области; высокий организационно-технический уровень производства; надежность и прибыльность работы; обеспечение конкурентоспособности выпускаемых товаров; приемлемая (оптимальная) их цена; простота схемы и стабильность поставок;
    2. нормирование потребности в конкретных видах ресурсов (методические основы нормирования изложены в п. 4.6);
    3. разработка организационно-технических мероприятий по снижению норм и нормативов расхода ресурсов;
    4. поиск каналов и форм материально-технического обеспечения производства;
    5. разработка материальных балансов;
    6. планирование материально-технического обеспечения производства ресурсами;
    7. организация доставки, хранения и подготовки ресурсов к производству;
    8. организация обеспечения ресурсами рабочих мест;
    9. учет и контроль использования ресурсов;
    10. организация сбора и переработки отходов производства;
    11. анализ эффективности использования ресурсов;
    12. стимулирование улучшения использования ресурсов.

Всеми перечисленными работами должен заниматься отдел материально-технического обеспечения производства, находящийся в подчинении у заместителя руководителя предприятия по производству. Поскольку качество работы отдела во многом определяет качество производственного процесса, то он должен быть укомплектован высококвалифицированными специалистами. Кроме того, многие решаемые отделом вопросы носят комплексный характер, требуют знаний в области маркетинга, техники, технологии, экономики, нормирования, прогнозирования, организации производства, межпроизводственных связей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Структура отдела материально-технического обеспечения производства

Структура отдела материально-технического обеспечения производства представляется следующей:

  • бюро маркетинга поставщиков ресурсов;
  • бюро нормирования и планирования обеспечения производства ресурсами;
  • бюро управления запасами;
  • бюро обеспечения рабочих мест ресурсами;
  • бюро управления эффективностью использования ресурсов.

В свою очередь каждое бюро может состоять, в зависимости от размера предприятия, из групп, отвечающих за конкретную проблему или объект. Например, бюро маркетинга можно делить либо по группам ресурсов (оборудование, технологическая оснастка, сырье, материалы, комплектующие изделия), либо по функциям маркетинга (группа информационного обеспечения, группа изучения имиджа поставщиков, группа изучения конкурентоспособности поставщиков и их товаров, группа цен, группа связей с общественностью). Очевидно, что при формировании бюро по предметному признаку требуются специалисты, владеющие всеми функциями маркетинга. При формировании бюро по функциональному признаку специалисты должны хорошо разбираться в особенностях всех видов ресурсов, используемых предприятием. Все определяется конкретными условиями.

Бюро нормирования и планирования обеспечения производства ресурсами можно поручить выполнение следующих функций: разработка методов оптимизации использования ресурсов в условиях данного предприятия; разработка нормативов расхода важнейших видов ресурсов по основным объектам предприятия; анализ эффективности использования ресурсов на предприятии; разработка стратегических и тактических норм и нормативов; разработка материальных балансов; разработка плана обеспечения предприятия и его подразделений материально-техническими ресурсами (входит в состав бизнес-плана предприятия).

Бюро управления запасами могло бы заниматься следующими вопросами: расчет нормативов различных видов запаса (оборотный, страховой, расходный) по видам ресурсов; оптимизация запасов по видам ресурсов; организация пополнения запасов; учет и контроль использования ресурсов; техническое обеспечение управления запасами.

Бюро обеспечения рабочих мест ресурсами, на наш взгляд, должно решать следующие вопросы: оснащение основным и вспомогательным оборудованием, инвентарем, тарой, устройствами охраны труда и санитарно-гигиеническими устройствами; организация оперативного обеспечения рабочих мест технологической оснасткой, материалами, комплектующими изделиями, полуфабрикатами, топливно-энергетическими ресурсами; учет, контроль и анализ использования ресурсов на рабочем месте.

Бюро управления эффективностью использования ресурсов могло бы заниматься выявлением факторов улучшения использования ресурсов (по видам), установлением зависимостей между организационно-техническими и экономическими показателями, организацией учета и контроля использования ресурсов в целом по предприятию, разработкой мероприятий по улучшению использования различных видов ресурсов, организацией их внедрения и стимулирования.

По аналогии с бюро маркетинга структуру остальных бюро отдела материально-технического обеспечения производства можно формировать по функциональному либо предметному признаку.

Процесс движения ресурсов включает:

  • привлечение ресурсов для выполнения маркетинговых исследований, НИОКР, организационно-технологической подготовки производства, производства продукции и выполнения услуг, гарантийного обслуживания товаров предприятия, капитального строительства. В свою очередь, привлечение ресурсов для производства продукции и выполнения услуг подразделяется на ресурсы для непосредственного изготовления продукции, выполнения услуг, ремонтно-эксплуатационных нужд; для капитального строительства - на новое строительство, расширение производства, техническое перевооружение, реконструкцию;
  • использование ресурсов по одному из перечисленных направлений;
  • восстановление ресурсов (при необходимости);
  • утилизация или списание ресурсов.

Планирование материально-технического обеспечения производства включает комплекс работ по анализу удельных расходов материальных ресурсов за отчетный период, использованию технологического оборудования и оснастки, прогнозированию и нормированию отдельных видов ресурсов на плановый период, разработку материальных балансов по видам ресурсов, источникам поступления и выше перечисленным направлениям использования.

Перечисленные работы по планированию весьма трудоемки. Они выполняются экономистами и плановиками при участии других специалистов. Менеджеры не принимают участия в разработке планов, их задача - проверить соблюдение принципов планирования, состав плановых документов, их качество.

Факторами улучшения использования ресурсов являются:

  • применение к процессам движения ресурсов совокупности научных подходов менеджмента;
  • оптимизация формирования и использования ресурсов;
  • совершенствование конструкции или структуры продукции;
  • совершенствование технологии изготовления продукции;
  • применение материалов с заранее заданными свойствами;
  • применение оптимальных для данных условий форм и методов обеспечения ресурсами;
  • стимулирование улучшения использования ресурсов.

 

Формы обеспечения ресурсами:

  • через товарно-сырьевые биржи;
  • прямые связи;
  • аукционы, конкурсы;
  • спонсорство;
  • собственное производство и др.

Конкретную форму (метод) обеспечения материально-техническими ресурсами предприятие выбирает исходя из особенностей ресурса, продолжительности его получения, количества предложений, качества и цены ресурса и др. факторов. При определении формы обеспечения предприятия ресурсами следует изучать надежность поставщика и уровень конкурентоспособности выпускаемой им продукции. При заключении с поставщиками контрактов (договоров) следует помнить о необходимости отражения в них количественных и качественных показателей, конкретных форм поставок, сроков, санкций и др. требований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 План материально- технического обеспечения

 План материально-технического  обеспечения представляет собой  совокупность документов, в которых  отражена и оценена потребность  в материальных ресурсах и  предложены варианты источников удовлетворения данной потребности. Иными словами, план МТО – это важнейшая часть долгосрочного стратегического планирования организации и ее экономического развития. Исходным моментом планирования является определение структуры потребности, т. е. номенклатуры материальных и природных ресурсов, которые необходимо приобрести для осуществления производственного процесса. Сама номенклатура имеет вид справочника, в котором указаны точные названия, стандарты, размер, форма и марки каждого вида сырья и материала. Стоимость необходимых для потребления ресурсов определяется планово-заготовительными ценами, состоящими из следующих элементов:

1) цен оптовых поставщиков. Они определяют величину предложения  первичных продавцов – владельцев  ресурсов и стоимость единицы сырья, по которой сделка купли-продажи может быть осуществлена;

Информация о работе Организация материально-технического обеспечения производства