Малый бизнес в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - определить роль и место малого бизнеса в России сегодня, выяснить проблемы становления малого бизнеса в России, определить какие же государственные меры поддержки малого предпринимательства существуют сегодня, а так же выделить перспективы развития малого бизнеса.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…3
Глава 1. Сущность понятие, особенности и функции малого предпринимательства в рыночной экономике……………………………..5

Глава 2. Современное состояние малого бизнеса в России………………13
2.1 Проблемы развития малого бизнеса………………………....25
2.2 Государственная поддержка малого бизнеса…………………28
Глава 3. Перспективы развития малого бизнеса в России………………30
Заключение……………………………………………………………………37
Список литературы…………………………………………………………...39
Приложение…………………………………………………………………...40

Файлы: 1 файл

основа курсовой.doc

— 234.00 Кб (Скачать)

* здесь и далее серым  цветом отмечен максимальный  вклад микро и малых предприятий  в показатель всех предприятий  региона (Россия в целом в  расчет не принимается)

      Наибольший вклад в списочную численность всех предприятий региона вносят микро и малые предприятия Москвы, в 2009 году их доля составила 31,7% (без учета численности работников, занятых на ИП). Это свидетельствует о социальной значимости сектора малого бизнеса в столице.

________________________________________________________________

[1]    http:// www.gks.ru

Инвестиции в основной капитал микро и малых предприятий

При рассмотрении динамики показателя инвестиции в основной капитал  микро и малых предприятий  за 2005-2009 годы стоит отметить, что  в 2008 году наблюдался его скачкообразный рост во всех четырех рассматриваемых регионах и по России целом. Такой резкий прирост показателя инвестиций в 2008 году может во многом объясняться статистическим отклонением, поскольку в 2009 году показатель инвестиций в основной капитал вернулся к сопоставимым с 2007 годом значениям.

В 2009 году по сравнению  с 2007 годом инвестиции по микро и  малым предприятиям Москвы и Московской области сократились на -23,6% и -46,5% в номинальных ценах. В то же время, в Санкт-Петербурге, ЦФО и по РФ в целом произошел рост данного показателя – наибольший в ЦФО +58,5% в номинальных ценах и +27,8% в сопоставимых ценах   [1].

 

По данным официальной  статистики на 01.01.2010 года:   [2]

Регион

Инвестиции  в основной капитал микро и  малых предприятий, 
млрд. руб.

Вклад в инвестиции микро и малых предприятий РФ

Вклад в инвестиции всех предприятий региона

Москва

7,4 

2,1%

1,0%

Московская  область

6,0

1,7%

1,8%

Санкт-Петербург

4,6

1,3%

1,4%

ЦФО

80,5

23,3%

4,3%

Россия

346,1

-

4,4%


 

__________________________________________________________________

[1]  По данным Росстата ИПЦ ЦФО в 2009 году – 1,0942, в 2008 году – 1,133

[2]    http:// www.gks.ru

       Динамичное развитие малого бизнеса обусловлено рядом преимуществ, которыми он обладает.

  -   лучшая адаптация к изменению конъюктуры спроса;

  -  меньшая задолженность как по заработной плате, так и перед бюджетами и партнерами;

  -  более низкий уровень издержек производства и реализации, в частности, накладных расходов;

  -   более высокий уровень наукоемкости продукции.

       Прежде всего следует отметить гибкость и мобильность малого бизнеса, позволяющие ему оперативно реагировать на запросы рынка, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям

      Малое предпринимательство можно квалифицировать как особый творческий тип экономического поведения, для которого характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском для ограниченного числа заинтересованных людей.

        Созданию такой атмосферы в малой форме и возможности эффективного хозяйствования способствует соединение в одном лице собственника и управленца, характерное для многих малых предприятий.

       Важным преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. При известном разграничении функций между сотрудниками для малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в случае необходимости дублирование и взаимозаменяемость.

       Существенным преимуществом малой фирмы является высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом информации на малых предприятиях и непосредственным общением руководителя и подчиненных.

       Малые размеры фирмы обеспечивают ей хорошую управляемость при сравнительно низких управленческих расходах.

      Наконец, нужно отметить, что для организации малого бизнеса, как правило, не требуется крупных вложений в основные средства.

      Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции.                        

       Однако наряду с преимуществами малый бизнес имеет и недостатки. Предприниматель работает под страхом быть разоренным, т.е. велика степень риска. Многое зависит не столько от гения руководителя, сколько от воздействия окружающей среды.

        Другим слабым местом малого бизнеса является важность накопления капитала. Как правило, для расширения производства владельцы малого бизнеса могут выделить незначительную часть капитала. Есть ограничения и в получении кредита. У малого бизнеса нет достаточно средств для выплаты высокого процента.

        Малому бизнесу практически нет применения в фондоемких, наукоемких отраслях, требующих больших капиталовложений. Сфера его деятельности ограничена.

        У предприятия нет возможности покупать сырье со значительными оптовыми скидками, так как закупки ограничены масштабом производства. Им также не по средствам организовать собственную службу маркетинга и дилерскую сеть. По этой же причине малые предприятия не способны проводить научные исследования и перспективы начинания.

        Ограниченная номенклатура выпускаемой продукции делает малое предприятие уязвимым с точки зрения конъюнктуры рынка. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы ставят в невыгодное положение малые бизнес, делают его неспособным на равных конкурировать с крупным производством.

 

Таковы основные недостатки малого бизнеса. Задача руководителей  малых фирм - ослабить их негативное влияние на результаты деятельности предприятия.

 

Выводы

 

На основании проведенного анализа можно сделать следующие  выводы.

 

1.      Последствия мирового финансово-экономического кризиса проявились в 2009 году и оказали негативное влияние на сектор малого предпринимательства в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, ЦФО и России в целом. Наиболее сильное отрицательное влияние кризиса сказалось на показателях численности занятых на малых предприятиях, оборота и инвестиций в основной капитал микро и малых предприятий.

 

2.     Снижение численности сотрудников малых предприятий Москвы в 2009 год было более, чем в три раза, сильнее, чем падение количества самих малых предприятий, однако при этом наблюдался значительный рост количества индивидуальных предпринимателей. По России в целом более низкие темпы роста численности работников, занятых на микро и малых предприятиях в сравнении с темпами роста количества самих предприятий свидетельствуют об образовании новых малых предприятий с одновременным сокращением сотрудников на уже действующих, а значит, о возможном росте деловой активности граждан и развитии самозанятости в стране.

 

3.         Показатель оборота   малых предприятий в сопоставимых ценах в 2009 году продемонстрировал спад во всех рассматриваемых регионах и по России в целом, что во многом связано со снижением деловой активности самих предприятий и их контрагентов, обусловленным ухудшением рыночной конъюнктуры на кризисном и посткризисном этапе.

 

4.     Выделить лидера среди рассматриваемых регионов по вкладу показателей деятельности микро и малых предприятий в экономику субъекта Российской Федерации затруднительно. Москва является лидером по показателю вклада микро и малых предприятий в списочную численность всех предприятий региона. Среди трех наименьших по площади из рассматриваемых регионов Московская область лидирует по доли инвестиций малых предприятий в основной капитал в инвестициях всех предприятий субъекта.

 

5.     Сектор малых предприятий с численностью от 16 до 100 человек включительно не характеризует в полной мере сектор малого бизнеса, в который также входят микропредприятия и индивидуальные предприниматели. В 2009 году продолжает прослеживаться четкая закономерность, при которой доля количества малых предприятий в общем количестве предприятий малого бизнеса выше в регионах, чем в крупных городах, что свидетельствует о значимости сектора микропредприятий в мегаполисах.

 

6.      Ситуация по группе малых предприятий за 2008-2009 года по всем рассматриваемым показателям ухудшилась во многом в связи с последствиями финансово-экономического кризиса. Однако доли показателей малых предприятий в малых предприятиях России рассматриваемых регионов за аналогичный период имели тенденции к увеличению, что свидетельствует о достаточной прочности экономик анализируемых регионов и их большом деловом и предпринимательском потенциале, что позволяет судить об улучшении экономической конъюнктуры для уже существующих малых предприятий и наметившейся тенденции постепенной ликвидации негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса.

 

 

 

 

 

Заключение

 

      Как показывает время, малое предпринимательство постепенно (хотя и не настолько быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место в хозяйстве страны.

       Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без чего немыслима его высокая эффективность. Он крупнейший производитель благ и услуг, крупнейший работодатель, катализатор научно - технического прогресса.

      Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом.

       Задачей государства является всесторонне поддержать бизнес - как методами стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения, так и путем принятия и исполнения законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ, управления страной в целом.

      Комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:

1) нормативно-правовое;

2) финансово-кредитное;

3) обеспечение безопасности;

4) информационно-техническое;

5) организационное;

6) кадровое и консультационное  обеспечение;

7) внешнеэкономическая  деятельность.

       Надо заметить, что несомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

 

      Подводя итог, можно сказать, что малый бизнес в России - уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.        Андреева И., Павлов К. «О критериях выделения малого и среднего бизнеса»// Общество и экономика, 2007, № 7

 

2.        Егоров Е.А. Экономика США. - М.: Издательский дом «Питер», 2003

 

3.      Мартьянов В.А., Федеральный фонд - не мешок с деньгами, а инструмент реализации программы развития малого бизнеса в России// Бизнес для всех, 2008, N 14.

 

4.      Материалы Всероссийских конференций представителей малых предприятий “Взаимодействие малого и крупного бизнеса” - www.old.nisse.ru

 

5.   Отчет Информационно-аналитического управления    Московского центра развития предпринимательства - http://www.dmpmos.ru.

 

6.     Федеральная служба государственной статистики РФ - http:// www.gks.ru

 

7.       Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ  (ред. от 27.12.2009) 
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"   (принят ГД ФС РФ 06.07.2007)

 

8.      Фетисов Г. «О взаимодействии внешних и внутренних факторов развития российского бизнеса»// Общество и экономика, 2007, №2-3

 

10.      Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник/Под ред. Е.С. Стояновой.-- М.: Изд-во «Перспектива», 2004

Информация о работе Малый бизнес в России