Корпорации как эффективная форма интеграции в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 00:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования в курсовой работе является раскрытие корпорации как эффективной формы интеграции в рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить ряд задач:
- раскрыть понятие, сущность, достоинства и недостатки корпорации;
- рассмотреть особенности трансформации ресурсов рыночной экономики в инновационный потенциал корпорации;
- рассмотреть понятие и основные виды международных корпораций;
- раскрыть роль международных корпораций в современных условиях.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие, сущность корпорации, ее достоинства и недостатки 5
Глава 2. Трансформация ресурсов рыночной экономики в инновационный потенциал корпорации 8
Глава 3. Сущность международных корпораций и их основные виды 15
Глава 4. Роль международных корпораций в экономике на современном этапе 20
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

управление корпорациями.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

 

В страновом разрезе отмечается существенные потери позиций японских ТНК за последние годы, а также количественное снижение присутствия ТНК США в списке крупнейших нефинансовых ТНК. Усилились позиции европейских ТНК в данном рейтинге, особо активизировалось присутствие малых стран (табл. 3).

Таблица 3

Cтрановая принадлежность крупнейших ТНК по объему зарубежных активов (1995-2013 гг.)

Стана

Годы

1995

2000

2005

2010

2013

США

30

23

23

18

22

Франция

11

13

13

15

16

Великобритания

8

11

11

15

12

ФРГ

9

9

12

13

12

Япония

18

16

9

9

7

Швейцария

5

3

4

5

6

Испания

-

2

3

4

3

Италия

2

2

3

2

3

Швеция

3

3

1

3

3

Австралия

1

1

-

-

2

КНР

-

1

2

3

2

Австрия

-

-

-

-

1

Бельгия

2

1

1

-

1

Бразилия

-

-

-

-

1

Дания

-

-

-

-

1

Израиль

-

-

-

1

1

Канада

4

2

2

1

1

Люксембург

-

-

-

1

1

Малайзия

-

1

1

1

1

Мексика

-

1

1

1

1

Нидерланды

1

3

3

2

1

Норвегия

-

1

2

1

1

Финляндия

-

1

1

1

1


 

В настоящее время ТНК обеспечивают около 50% мирового промышленного производства. На ТНК приходится более 70% мировой торговли, причем 40% этой торговли происходит внутри ТНК, то есть они происходят не по рыночным ценам, а по так называемым трансфертным ценам, которые формируются не под давлением рынка, а под долгосрочной политикой материнской корпорации. Очень большие ТНК имеют бюджет, превышающий бюджет некоторых стран. Из 100 наибольших экономик в мире, 52 — транснациональные корпорации, остальные - государства. Они оказывают большое влияние в регионах, так как имеют обширные финансовые средства, связи с общественностью, политическое лобби. [6, с.86]

ТНК имеют очень весомую роль в мировых научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках (НИОКР). На долю ТНК приходится более 80% зарегистрированных патентов, при этом на долю ТНК приходится и около 80% финансирования НИОКР.

Говоря о сущности и значении транснациональных компаний в мировом экономическом пространстве, важно заметить, что сама роль ТНК и их значение обусловлены тем стратегиями, которые определены ТНК как базовые, интеграционные, направленные на оптимизацию достижения главной цели ТНК – глобализации рынка.

Занимая центральное место в современной мировой экономике, транснациональные компании, оказывают все большее влияние на международные отношения и мировую экономику в целом.

Всего в мире около 82 000 ТНК и 810 000 их филиалов. Из 100 крупнейших экономик мира 52 – ТНК. На ТНК приходится 50% мировой торговли и более 67% внешней торговли. ТНК принадлежат 80% патентов и лицензий. [3, с.11]

Рассмотрим наиболее крупные транснациональные корпорации мира:

          Европа:

- Nestlе - крупнейший в мире концерн по производству продуктов питания;

- Vodafone - британская компания, крупнейший в мире по объёму выручки оператор сотовой связи;

- Philips - крупный международный концерн, работающий в области электроники, медицинского оборудования;

- BP - британская нефтегазовая компания, вторая по величине публично торгующаяся нефтегазовая компания в мире;

- Gazprom - газодобывающая и газораспределительная компания, крупнейшая компания в России. Является мировым лидером отрасли.

Америка:

- Citigroup - крупнейшая международная корпорация, являющаяся одним из мировых лидеров в сфере финансового обслуживания;

- Microsoft - крупнейшая транснациональная компания по производству программного обеспечения для различного рода вычислительной техники;

- Exxon Mobil - крупнейшая частная нефтяная компания в мире;

- Google - американская компания, владеющая первой по популярности в мире поисковой системойGoogle;

- Boeing - один из крупнейших мировых производителей авиационной, космической и военной техники.

Азия и Океания:

- Toyota - крупнейшая японская автомобилестроительная корпорация;

- LG Group - южнокорейская корпорация, производитель электроники, бытовой техники, а также нефтехимических продуктов;

- Samsung Group - промышленный концерн (группа компаний), один из крупнейших в Южной Корее;

- Epson - один из крупнейших производителей струйных, матричных и лазерных принтеров, сканеров, настольных компьютеров, проекторов, а также других электронных компонентов;

- Huawei - одна из крупнейших китайских компаний в сфере телекоммуникаций.

Заключение

 

 

В заключение курсовой работы можно сделать ряд выводов.

Корпорация – такая организация, которая поставила перед собой определенные цели, действует на общественное благо, обладает определенными правами, довольно сложной организационной структурой, является юридическим лицом, владельцы которого несут ограниченную ответственность. Корпоративная форма организации имеет свои достоинства и недостатки. Современная российская корпорация представляет собой одновременно имущественный комплекс, юридическое лицо, товаропроизводителя и т.д. Выступая в виде отдельного крупного предприятия или объединения нескольких предприятий, корпорация может функционировать в России  как в форме простого акционерного общества, так и их объединения. превращение инновационного потенциала корпорации в инновационный потенциал общества предполагает, по меньшей мере, три объективные посылки соответствующего процесса: во-первых, институционализация рыночных параметров корпоративной культуры; во-вторых, изменения статуса научно-технических разработок в сфере инновационного предпринимательства; в-третьих, целенаправленная поддержку формирования, развития и реализации инновационного потенциала корпорации.

Большое значение в современных условиях занимают международные корпорации. К ним относятся: транснациональные корпорации, многонациональные корпорации и  международные корпоративные союзы. Сейчас очень распространена такая форма как транснациональная корпорация Транснациональная корпорация - это крупная фирма с активом за рубежом или союз фирм разной национальной принадлежности, доминирующих в одной или нескольких сферах экономики, либо обладающих серьезными возможностями и имеющими экономическое влияние в отрасли страны, а порой и за ее пределами. Отличительной чертой транснациональных компаний наших дней по-прежнему остается международный характер их деятельности, но уже не столько по признаку страны происхождения капитала, сколько по району его деятельности. Решающим является вопрос не столько из каких стран поступает капитал, сколько куда он устремляется, где оперирует, откуда извлекает прибыли. Подавляющая часть современных международных корпораций представляет лишь какой-то один национально обособленный, а вовсе не многонациональный капитал. Выделяют следующие основные качественные признаки ТНК: особенности реализации: фирма реализует значительную часть своей продукции за рубежом, оказывая тем самым заметное влияние на мировой рынок;  особенности размещения производства: в зарубежных странах находятся некоторые ее дочерние предприятия и филиалы;  особенности прав собственности: собственники этой фирмы являются резидентами (гражданами) различных стран.   Фирме достаточно иметь хотя бы один из перечисленных признаков, чтобы попасть в категорию транснациональных корпораций. Некоторые крупные компании обладают всеми этими тремя признаками одновременно.

Корпоративная деятельность может стать одним из важнейших путей повышения конкурентоспособности национальной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Бак Г.А. Инновационные стратегии транснациональных корпораций в отдельных секторах мирового хозяйства // Креативная экономика. — 2013. — № 7 (79). — c. 48-52.
  2. Батчиков С., Петров Ю. Корпоративный сектор в современной экономике // Рос. экон. журн. 2010.  - №9. – с.35
  3. Бузулукова Е.В. Факторы успеха транснациональных корпораций на российском рынке // Российское предпринимательство. - 2013. - № 10 (208). - c. 11-16.
  4. Государство и ТНК: характер взаимодействия в условиях глобализации // Вестн. Науч. Информация. / Ин-т межд. Экон и полит.исслед. РАН. — М., 2002.- № 1. -  с. 5-17.
  5. Гурков И.Б. Стратегия и структура корпорации Учеб. пособие. - М.: Дело, 2010. - 320с
  6. Клычев Т.Ю. Перспективы развития транснациональных корпораций на мировом рынке // Российское предпринимательство. — 2014. — № 13 (259). — c. 86-92.
  7. Козяйкин П.В. Влияние корпораций на развитие процесса глокализации мировой экономики // Российское предпринимательство. — 2011. — № 8 Вып. 1 (189). — c. 4-9.
  8. Могилевский С.Д., Самойлов И.А. Корпорации в России: правовой статус и основы деятельности чеб. пособие. - 2-е изд. - "Дело", 2007 г.
  9. Орехов С.А., Селезнев В.А. Теория корпоративного управления  Учебно-методический комплекс (издание 4-е, переработанное и дополненное). – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. – 216 с
  10. Шевченко И.Л.  Влияние глобализации на некоторые аспекты корпоративного управления в российских компаниях // Российское предпринимательство. — 2014. — № 7 (253). — c. 4-9.
  11. Уланов В.А. История транснационализации бизнеса// Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №1. – с.15.
  12. Экономика транснациональной компании: Учеб.пособие для вузов / А. И. Михайлушкин, П. Д. Шимко. — М.: Высш. шк. - 2005. - С. 24.

 


Информация о работе Корпорации как эффективная форма интеграции в рыночной экономике